Проект по опытно- экспериментальной деятельности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Проект по опытно- экспериментальной деятельности

2020-10-20 129
Проект по опытно- экспериментальной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проект по опытно- экспериментальной деятельности

Для детей от 6–7 лет

 

Вид проекта: информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

 

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольника, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель проекта: удовлетворить естественное детское любопытство и любознательность, потребность в игре и новых впечатлениях, желание сделать что-либо своими руками и стремление познавать окружающий мир, свойства предметов, их поведение в воде и воздухе, способность взаимодействовать друг с другом.

При планировании проекта учитываются: принцип научности, доступности, принцип связи знаний и умений с жизнью, принцип последовательности.

Цель: развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Данный проект направлен на развитие поисково-познавательной деятельности старших дошкольников и предполагает решение следующих задач.

 

Задачи:

образовательные:

ü формирование первичных представлений о себе и объектах окружающего мира

ü развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (моделей, символов);

ü формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

ü формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

развивающие:

ü развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

воспитательные:

ü поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности;

ü привитие бережного отношения к природе.

Проект предназначен для детей дошкольного возраста 6-7 лет и рассчитан на 1 год обучения. Обучение детей идет с постепенным усложнением материала. Программа проекта направлена на развитие мотивации личности ребенка к познанию, творческой самореализации личности ребенка на развитие умственных и экспериментальных способностей детей. Включение в содержание программы занятий разной направленности позволяет создать условия для разностороннего развития личности дошкольника.

 

Актуальность проекта

Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод экспериментирования, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживается скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается субъектно-новый продукт. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, которая предполагает последовательность обучения навыкам экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе. Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.)

Неживая природа (воздух, вода, почва, песок, глина, камни, магнит, вес, звук, теплота, электричество, свет, цвет);

Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов.

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

 

Принцип деятельности.

От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.

Принцип систематичности.

Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.

Принцип безопасности.

Эксперимент должен отвечать условиям:

Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.

Безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов.

Показ только существенных сторон явления или процесса.

Принцип повторности.

Отчетливая видимость изучаемого явления.

Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Принцип наглядности.

Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

Принцип самостоятельности.

Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.

Принцип научности.

Подкрепление всех проводимых экспериментов, направленных на развитие интеллектуальных способностей – научное обоснование и практическое апробирование методики.

Принцип сотрудничества.

Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Принцип «Не навреди!»

Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. Соблюдение представленных принципов позволит реализации программы пройти более эффективно.

 

Формы работы с воспитанниками:

− Беседы

− Наблюдения

− Экспериментирование

− Исследовательская деятельность

− Использование картин, иллюстраций, тематических альбомов, схем, алгоритмов

Планируемый результат освоения программы

Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности.

Высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа.

Определять цель деятельности, условия ее достижения.

С помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.

Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Повышение уровня познавательных способностей детей.

 

Перспективный план поисково-экспериментальной деятельности

 

Блок Тема Задачи  
  Мониторинг Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка.  

Живая природа

Может ли растение дышать? Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.   Нужен ли корешкам воздух? Выявить причину потребности растения в рыхлении; показать, что растение дышит всеми частями.   Что выделяет растение? Установить, что растение выделяет кислород. Необходимость дыхания для растения.   С водой и без воды. На свету и в темноте В тепле и в холоде. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.   Вершки – корешки. Выяснить, что раньше появляется из семян.   Живой кусочек. Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.  

Вверх к листочкам. Испарение влаги. Доказать, что стебель проводит воду к листьям и куда же исчезает вода.   Что есть в почве? Установить зависимость факторов неживой природы от живой.  

 

Как устроены перья у птиц? Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.   Почему у птиц разные клювы? Определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.  

Неживая природа

 

Вода

 

 

Воздух

 

 

Песок, глина, камни

 

 

Свет, цвет

 

Магниты, магнетизм

 

Электричество

 

Вес, притяжение

 

 

Звук

 

 

Тепло

 

Помощница вода. Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.   Какие свойства? (вода, снег, лед) Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.   Куда делась вода? Познакомить с процессом испарения воды, зависимость скорости испарения от условий.   Откуда берется вода? Познакомить с процессом конденсации.  

Ветер в комнате. Выявить, как образуется ветер, ветер - это поток воздуха, горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.   Подводная лодка? Определить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду.   Сухой из воды. Определить, что воздух занимает место    

Что быстрее? «Почему не выливается?» Познакомить с атмосферным давлением.   Могут ли животные жить в земле? Выяснить, что есть в почве для живых организмов (воздух, вода, органические остатки).     Тени Познакомить с образованием тени, ее зависимость от источника света и предмета.   Солнечные «зайчики» Дать понятие, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях.  

Мы – фокусники! Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.   Необычная скрепка Определить способность металлических предметов намагничиваться.   Волшебники Познакомить с возникновением статического электричества.   Почему все падает на землю? Понять, что Земля обладает силой притяжения, как действует сила притяжения.  

Как распространяется звук? Подвести к пониманию распространения звука и возникновения эха.   Коробочка с секретом Выявить причины ослабления звука.   Твердые – жидкие Понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.   Чем похожи? Выявить особенности изменения тел под воздействием температуры (расширение при нагревании).  

Человек

Сколько ушей? Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью.   Наши помощники - глаза Познакомить со строением глаза, функцией его частей.   Рукотворный мир Свойства материалов. Узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, бумаги, ткани.     Мониторинг    

 

 

Содержание поисково-экспериментальной деятельности

 

Может ли растение дышать?

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у расте­ний.

Материал: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазе­лин (пластилин), лупа.

Ход

Педагог спрашивает, дышат ли растения, как до­казать, что дышат. Дети определяют, опираясь на зна­ния о процессе дыхания у человека. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают пластилином. Дети пы­таются дышать через трубочку и делают вывод, что пластилин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отвер­стия, через которые дышат. Чтобы проверить это, сма­зывают одну или обе стороны листа вазелином (пластилином), ежед­невно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей ниж­ней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

 

Нужен ли корешкам воздух?

Цель: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материал: емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Ход

Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

 

Что выделяет растение?

Цель: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Материал: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Ход

Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так хорошо дышится. Детям предлагается провести опыт – «что выделяет растение»: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место. Через 1—2 суток наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Педагог объясняет, что так горит кислород. Делается вывод.

 

С водой и без воды

Цель: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Материал: два одинаковых растения (бальзамин), вода.

Ход

Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость и т.д.). Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут.

 

На свету и в темноте

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материал: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход

Педагог предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7—10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7—10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел).

 

В тепле и в холоде

Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Материал: зимние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы.

Ход

Педагог спрашивает, почему на веточках на улице нет листьев (на улице холодно, наступила зима). Предлагает внести ветки в помещение. Дети наблюдают за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), сравнивают с ветками без листьев, зарисовывают, строят модель зависимости растений от тепла (для жизни и роста растениям нужно тепло). Педагог предлагает выяснить, как скорее увидеть первые весенние цветы (внести их в помещение, чтобы им стало тепло). Берут корневище мать-и-мачехи с частью почвы (заранее заготовленное), переносят в помещение, наблюдают за появлением цветов. Оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости растений от тепла (холодно — растения растут медленно, тепло — растут быстро).

 

Вершки — корешки

Цель: Выяснить, что раньше появляется из семени.

Материал: бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные емкости.

Ход

Дети выбирают любые из предложенных семян, создают условия для прорастания. В прозрачную емкость кладут плотно к стенкам влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками помещают замоченные бобы (горох, фасоль); салфетку постоянно увлажняют. Ежедневно наблюдают в течение 10—12 дней за происходящими изменениями (из боба сначала появится корешок, затем пойдут стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег — увеличиваться). Дети делают зарисовки.

 

Живой кусочек

Цель: Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

Материал: плоская емкость, корнеплоды: морковь, редька, свекла, алгоритм деятельности

Ход

Перед детьми ставится задача: проверить, есть ли в корнеплодах запас питания. Дети определяют название корнеплода.

Затем помещают верхнюю часть корнеплода в теплое светлое место, наблюдают за появлением зелени, зарисовывают (корнеплод дает питание для новых листьев).

 

Вверх к листочкам

Цель: Доказать, что стебель проводит воду к листьям.

Материал: черенок бальзамина, вода с красителем; бруски березы или осины (неокрашенные), плоская емкость с водой, алгоритм опыта.

Ход

Дети рассматривают черенок бальзамина с корешками, обращая внимание на строение (корешок, стебелек, листья). Педагог предлагает проверить, как вода от корешка попадает к листочкам с использованием окрашенной воды. Через 1—2 недели результат опыта рассматриваются, делают вывод о функции стеблей (проводят воду к листьям).

Дети рассматривают неокрашенные деревянные бруски через лупу, определяют, что в них есть отверстия. Выясняют, что бруски — часть ствола дерева. Педагог предлагает узнать, проходит ли через них вода к листочкам, опускает брусочки поперечным срезом в воду. Выясняет с детьми, что должно произойти с бруском, если стволы могут проводить воду (бруски должны стать мокрыми). Дети наблюдают за намоканием брусков, уровнем поднятия воды вверх по брускам.

 

Что есть в почве?

Цель: Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

Материал: комочек земли, металлическая тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, две стеклянные емкости с водой.

Ход

Детям предлагается рассмотреть лесную почву и почву с участка детского сада. Дети с помощью лупы определяют, где какая почва. Выясняют, на какой почве лучше растут растения, почему (в лесу растений больше, в почве больше питания для них). Взрослый вместе с детьми сжигает лесную почву в металлической тарелочке, обращает внимание на запах при сгорании. Пробует сжечь сухой лист. Дети определяют, что делает почву богатой (в почве леса много перегнившей листвы). Обсуждают состав почвы города. Уточняют, как узнать, богатая ли она. Рассматривают с помощью лупы. Помещают почву в стеклянные емкости с водой, хорошо размешивают и рассматривают. Делают выводы.

 

Как устроены перья у птиц?

Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материал: перья куриные, гусиные, лупа, восковые карандаши, бумага.

Ход

Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня — пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела).

Почему говорят «как с гуся вода»?

Дети перья смачивают водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Натирают бумагу восковым карандашом, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой). Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.

 

Почему у птиц такой клюв?

Цель: Определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материал: зерно, макет клюва утки, емкость с водой, крошки хлеба, иллюстрации птиц.

Ход

Педагог на иллюстрациях птиц закрывает изображения их конечностей. Дети выбирают из всех птиц водоплавающих и объясняют свой выбор (у них должны быть такие клювы, которые помогут добывать им пищу в воде; у аиста, журавля, цапли — длинные клювы; у гусей, уток, лебедей — плоские, широкие клювы). Дети выясняют, почему у птиц разные клювы (аисту, журавлю, цапле надо доставать лягушек со дна; гусям, лебедям, уткам — вылавливать корм, процеживая воду). Каждый ребенок выбирает макет клюва. Педагог предлагает с помощью выбранного клюва собрать корм с земли и из воды. Результат объясняют.

 

Помощница вода.

Цель: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Материал: банка с мелкими легкими предметами (теннисный шарик), емкость с водой.

Ход

Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Педагог предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

Умная галка

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Перед детьми ставится задача: достать предмет не опуская руку в воду и не доливать воду (класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев). Делают вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.

 

Какие свойства?

Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Материал: емкости со снегом, водой, льдом.

Ход

Педагог предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).

 

Куда делась вода?

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.

Ход

Дети наливают равное количество воды в емкости, делают отметку уровня, ставят в разные условия: закрытую и открытую емкости — на подоконник, открытую — в тепло, на батарею. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках емкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода? Дети делают вывод, что в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде; когда емкость закрыта, испарения нет.

 

Откуда берется вода?

Цель: Познакомиться с процессом конденсации.

Материал: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Ход

Педагог предлагает детям накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время дети рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Выясняют, откуда взялась вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой.

Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

 

Подводная лодка

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Материал: изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Ход

Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды — попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

 

Сухой из воды

Цель: Определить, что воздух занимает место.

Материал: емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.

Ход

Педагог предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды, возможно ли это выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку.

Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь,

не переворачивая стакан. Взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.

 

Что быстрее?

Цель: Обнаружить атмосферное давление.

Материал: два листа писчей бумаги.

Ход

Педагог предлагает подумать, если одновременна выпустить из рук два листа бумаги: один горизонтально, другой вертикально (показывает, как держать в руках), то какой быстрее упадет. Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт. Почему первый лист падает медленно, что его задерживает (воздух давит на него снизу). Почему второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним меньше). Дети делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).

Фокус «Почему не выливается?»

Педагог предлагает детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем педагог наполняет стакан водой до краев, покрывает его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, переворачивает стакан вверх дном. Убирает руку — открытка не падет, вода не выливается (если только бумага совершенно горизонтальна и прижата к краям). Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т.е. причина — воздушное давление).

 

Тени

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход

Педагог предлагает детям отгадать загадку про тень. Они рассматривают образование тени на улице: днем — от солнца, вечером — от фонарей и утром — от различных предметов; в помещении — от предметов разной степени прозрачности. Педагог обсуждает с детьми: когда появляется тень (когда есть источник света), что такое тень, почему она образуется (это темное пятно; тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет). При рассматривании теней дети выясняют:

— от одного предмета (например, от самого себя) может быть несколько теней, если рядом несколько источников света (лучи света идут от каждого источника, как бы «по своей дорожке», встречают преграду, не могут пройти дальше, и на этой дорожке появляется тень);

— чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днем и фонарь вечером);

— по мере удаления от источника света тень удлиняется и контур становится менее четким;

— очертание предмета и тени схожи;

— чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.

 

Солнечные «зайчики»

Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

Материал: зеркала, не глубокая емкость с водой.

Ход

Дети рассказывают стихотворение, загадывают загадку о солнечном «зайчике». Обсуждают, когда он получается (при свете, от предметов, отражающих свет). Педагог показывает детям, как с помощью зеркала появляется «зайчик» (зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света), предлагает пускать солнечные «зайчики» (поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв зеркало ладошкой), поиграть в прятки и догонялки на стене. Дети выясняют, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние). Солнечные зайчики могут быть и цветными (радуга), опустить зеркало в емкость с водой так чтобы на зеркало попадал солнечный луч.

Мы — фокусники!

Цель: Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

Материал: деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость с водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани.

Ход

Дети рассматривают иголку, определяют материал, из которого она сделана. Педагог уточняет у детей, что произойдет, если положить ее в стакан с водой (утонет, так как она металлическая). Предположения детей проверяются: предварительно проводят иголкой по ткани, смоченной растительным маслом, опускают в воду (иголка плавает), проводят рукавичкой по стакану — она тонет. Педагог предлагает назвать варианты, как достать предмет, не замочив руки (вылить воду, поднять с помощью другого предмета: сачка, магнита, поднося его к стакану). Объясняют, опираясь на опыты, проводимые в средней группе. Дети рассматривают деревянный шарик, определяют материал, выясняют, что произойдет, если положить деревянный шарик в стакан с водой (будет плавать). Предположения детей проверяют, опуская в воду два шарика. Выясняют, почему один из деревянных шариков утонул (вероятно, он тяжелый, не деревянный внутри). Педагог предлагает его достать, не замочив рук. Дети подносят «волшебную» рукавичку, достают шарик, рассматривают его и делают вывод: магнит притянул шарик, потому что в нем находится металлическая пластина.

 

Притягиваются — не притягиваются

Дети рассматривают предложенные предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Педагог предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли материалы притягиваются магнитом.

 

Необычная скрепка

Цель: Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Материал: магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки.

Ход

Педагог предлагает детям поднести магнит к скрепке, рассказать, что с ней произошло (притянулась), почему (на нее действуют магнитные силы). Осторожно поднести скрепку к более мелким металлическим предметам, выяснить, что с ними происходит (они притянулись к скрепке), почему (скрепка стала «магнитной»). Осторожно отсоединяют первую скрепку от магнита, вторая держится, выясняют почему (скрепка намагнитилась). Дети составляют цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по одному к ранее намагниченному предмету.

Два магнита

Педагог ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Вы


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.