Смысл постижения, которое является противоядием — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Смысл постижения, которое является противоядием

2020-10-20 88
Смысл постижения, которое является противоядием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

[Кармапа] говорит:

 

Хоть и говорится, что знание (shespa)  этого является противоядием,

Но и само постижение недвойственности – не истина, Поскольку оказывается [новым] представлением вместо [прежнего].

Пустота постигается делением формы и прочих [объектов] на части,

Но такое постижение [пустоты] не заблуждение ли?

Тем не менее [в текстах] о нем говорится, поскольку оно препятствует цеплянию к истинности.

 

Таким образом, сказано, что представление (rtog pa):  «Воспринимаемое и воспринимающее не существуют», – является противоядием (gnyenpo,  pratipaksa) [двойственному ошибочному мышлению]. Тем не менее, это постижение (rtogs pa),  мыслящее: «Воспринимаемое и воспринимающее не существуют, а также пусты», – не является истиной или абсолютной реальностью, поскольку это [новое] состояние ума, замещающее [старое] представление: «Воспринимаемое и воспринимающее существуют двойственным образом», – оказывается [еще] большим концептуальным представлением, способствующим самомнению. Например, во сне [отца его] ребенок не может умереть, но, увидев его во сне умершим, [отец] думает: «Ребенка нет». Так, Шантидэва говорит:

 

Поэтому, какова бы ни была ложная вещь,

Ясно, что ложно также и отсутствие ее существования.

Например, идея об умершем во сне ребенке: «Его нет», —

Является отрицанием идеи: «Он существует»,

И так же, в свою очередь, ложна.

 

Кроме того, сказано, что, хотя пустотность и является противоядием от цепляния к существованию вещей, но когда имеется привязанность к самой пустоте, то такое видение оказывается непоправимым (gsor mi rung ba).

Так, в «Строении Драгоценностей (dkon mchog brtsegs pa,  ratnakuta)» говорится:

 

Кашьяпа, тот, кто придерживается воззрения «я» индивида (gang zag tu Ita ba,  pudgalavāda) размером с Высшую гору Меру, тот преисполнен гордым самомнением (mngon pa’i nga rgyal,  abhimāna), но и оно не такое [огромное], как у того, кто [придерживается] «воззрения пустотности».

 

В «Коренной мудрости» (rtsa shes,  mūlamadhya-maka) сказано:

 

Если видение пустотности искажено,

Оно становится погибелью для располагающих малой мудростью (shes rab,  prajm).

И еще: Все Победоносные говорили, что пустотность

Приводит все воззрения к окончательному узнаванию [и освобождению] (nges par ‘byin pa).

И говорили, что те, кто питает идею-воззрение самой пустотности, – непоправимы.

 

Таким образом, необходимо устранить также и это состояние ума (blo),  привязывающееся к пустотности. Так, в «Украшении из сутр» (mdo sde rgyan,  sūtralam-kāra) сказано:

 

Осознав, что нет ничего отличного от ума,

Далее осознай, что и сам ум не существует.

Обладающий такой мудростью [Бодхисаттва] осознает несуществование обоих [– объекта и ума],

После чего остается пребывать в Пространстве Реальности (дхармадхату), не принадлежащем ни тому, ни другому.

 

Шантидева говорит:

 

Благодаря выработанной привычке пустотности

Устраняются привычные стереотипы существования (dngospo).

А когда выработана привычка [думать]:

«Ничего нет», То и ее в дальнейшем надо устранить.

 

Кроме того, зрительная форма и другие объекты, подобно сновидению, являются всего лишь проявлениями собственного ума. И если выделять в них что-то единое или множественные индивидуальные части, то, как и в пространстве, ничего не обнаружим в качестве объекта для ума. Такое познание, делящее на части и понимающее таким образом эту пустотность, не является ли заблуждающимся относительно реальности, ведь вся видимость – это собственное проявляющееся сияние ума, неотделимое от пустоты, подобно [отражению] луны в воде. И поэтому, когда выделяются аспекты, не подлежащие выделению и не существующие выделено, то это заблуждение.

Вследствие непонимания таковой нераздельности видимости и пустоты прежнее существование вещей заменяется и уничтожается последующей пустотностью, и тогда такое цепляние к несуществованию [оказывается], как сказано, огромным изъяном (nyes pa).  Так, Величественный Сараха старший говорит:

 

Цепляющийся к существованию (dngos po)  вещей подобен скотине,

А цепляющийся к несуществованию вещей и того глупее.

 

Однако для того, чтобы воспрепятствовать восприятию пяти куч (скандх) как чего-то целостного и прочим привязанностям к истинности, такой порядок окончательного уразумения делимости на индивидуальные части и уразумения пустотности разъясняется в Учениях Будды, а также в безошибочных трактатах-комментариях.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.