В электронной библиотеке СКГУ ( http: // is. nkzu ./ elibrary /) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

В электронной библиотеке СКГУ ( http: // is. nkzu ./ elibrary /)

2020-10-20 238
В электронной библиотеке СКГУ ( http: // is. nkzu ./ elibrary /) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ УМКД

1. Типовая учебная программа дисциплины  
2. Рабочая учебная программа дисциплины  
3. Силлабус  
4. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине        
5. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины  
6. Лекционный комплекс  
7. План практических занятий  
8. Методические рекомендации по дисциплине  
9. Материалы для практических занятий, СРС (СРСП)  
10. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся            
11. Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий  

Типовая учебная программа по дисциплине «Введение в педагогическую профессию» находится в отделе методической работы УМС (2 корп./216 каб., дело №02-03-14)

Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в педагогическую профессию» находится:

1. На кафедре «Педагогик а» (2 корп./ ауд1114А., дело №07-36-06).

В электронной библиотеке СКГУ (http: // is. nkzu./ elibrary /)

 

Силлабус

по дисциплине «Введение в педагогическую профессию»

Для специальностей

Для специальностей 5В 011300 «Биология» (образовательная)

                 050118 «Русский язык и литература»     

Преподаватель: Власенко Светлана Викторовна

Телефон: 50-59-96

Кабинет: 1114А/2

Офисные часы и время консультаций: вторник, 14.35

1. краткая характеристика дисциплины

Количество кредитов - 1

1.2 Форма контроля по дисциплине - экзамен

Общие сведения

 

1.3 Цель курса: раскрыть перед студентами перспективы и пути овладения профессиональной деятельностью учителя-воспитателя и преподавателя.

1.4 Задачи курса:

- ознакомить студентов с общей характеристикой педагогической профессии, с основными понятиями;

- адаптировать первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе;

стимулировать сознательное и активное включение студентов в самостоятельную учебную, научную, общественную деятельность;

- обеспечить первоначальную подготовку к прохождению учебной практики.

1.5 Пререквизиты курса:

1.6 Постреквизиты курса: знания, полученные в рамках дисциплины «Введение в педагогическую специальность» могут быть использованы в рамках дисциплин:

- Педагогика

- История педагогики и школоведения

- Педагогическое мастерство

 

1.7 тематический план дисциплины

Тема

Количество часов

ЛЗ СРСП СРС   Модуль 1. Философия образования 3 3 3 1 Образование как система профессиональной деятельности и результат формирования компетентного специалиста 1 1 1 2 Сущность и предназначение философии в подготовке будущего учителя 2 2 2   Модуль 2. Личность, ее проблемы в современных социально-экономических условиях 5 5   3 Личность как проблема педагога 2 2 2 4 Общечеловеческие ценности и национальная идея 1 1 1 5 Профессиональная компетентность педагога 2 2 2   Модуль 3. Учитель и его роль в современном обществе 4 4 4 6 Педагогическая профессия и ее назначение в обществе 1 1 1 7 Характеристика своеобразия педагогической деятельности 1 1 1 8 Учитель как субъект педагогической деятельности 1 1 1 9 Педагогическая практика в системе подготовки педагогов 1 1 1   Модуль 4. Творческая деятельность будущего учителя 3 3 3 10 Общая характеристика творческой деятельности учителя 1 1 1 11 Общение как составная часть профессионально-творческой деятельности учителя 1 1 1 12 Самообразование и самовоспитание как средство творческой профессиональной подготовки учителя 1 1 1

Итого:

15 15 15

Задания для СРС

Код задания Задание Объем Краткое содержание работы Кол-во часов
         
СРС 1 1. Законспектировать требования к учителю из Закона РК «Об образовании". –Астана, 2007. 3 стр. конспект 2
СРС 2 2. Изучить и тезисно законспектировать Концепцию Высшего профессионального образования в РК. 3-5 стр. конспект 2
СРС 3 3. Изучить и составить краткий конспект из «Антологии гуманной педагогики» (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, - М. 1996г.) 5-7 стр. конспект   2
СРС 4 4. Проанализировать и тезисно зафиксировать труд Сухомлинского В.А. «100 советов учителю», изб. Т.2, - Киев, 1979г. 3 стр. тезисы 1
СРС 5 5. Законспектировать основные заповеди педагога. Педагогика начальной школы. И.П. Подласый. 2000г. 3 стр. составление плана, умозаключе-ний, конспект    1
СРС 6 6. Проанализировать и описать культуру профессионально-педагогического общения учителя в педагогическом процессе (учебник Педагогическое мастерство. Зязюн.) 2-3 стр. конспект   1
СРС 7 7. Составить план самообразования педагога на учебный год. «Введение в педагогическую профессию». 3 стр. составление плана   1
СРС8 Написать выборочно сочинение к СРСП Темы: а) Каким я вижу учителя школы будущего? б) Современный учитель в сувереном Казахстане. в) Моя будущая профессия – учитель школы. г) «Учитель школы 21 века». 2-3 стр. сочинение 1
СРС 9  К теме: «Педагогическое общение составить педагогический словарь». 3 стр. Составление словаря 1
СРС10 Составить план выступления на тему «Творчество учителя». 2-3 стр. конспект 1
СРС 11 Составить таблицу функции современного учителя o конспект 1
СРС 12 Составить портрет авторитетного учителя o разработка портрета 1
  Итого:     15 час.

1.9 Самостоятельная работа студентов (СРСП)

№ СРСП

Наименование тем

по программе курса

Кол-во

часов

Содержание занятий

 

Консультации по вопросам учебных занятий Защита СРС (номер) Рубежный контроль
1. Тема 1 Образование в современном мире в его философском осмыслении 1. Возникновение и становление педагогической профессии. 2. Социальная значимость и функции учителя в современном обществе. 3. Теории и взгляды педагогов прошлого. 4. Перспективы развития педагогической профессии. 2 ЛЗ. №1 СРС№1 СРС №1  
2. Тема 2: Система педагогического образования в РК 1. Законодательство РК в области образования (ст. 2 Закон об образовании). 2. Принципы государственной политики в области образования (ст. 3 Закона об образовании) в РК. 3. Язык обучения и воспитания. (ст.5 Закона об образовании) 4. Государственные общеобязательные стандарты образования (ст.6) 5. Система образования. (ст.7) 6. Задачи системы образования (ст.8) 7. Организации образования и их виды (гл.2. ст.10) 8. Документы об образовании (гл.2. ст.16) 2 ЛЗ. №2 СРС №2 СРС №1,2  
3. Тема 3: Формирование базовой культуры личности – основная задача современной педагогики. 1. Понятие «мировоззрение», «научное мировоззрение», «гуманистическое мировоззрение». 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. 3. Функции и структура мировоззрения личности. 4. Методы формирования научного, гуманистического мировоззрения школьников (убеждение, внушение, пример, доказательство), их взаимосвязь. 2 ЛЗ. №2,3 СРС №3 СРС №3  
4. Тема 4: Профессиональная компетентность педагога: сущность, специфика и взаимосвязь. 1. Гуманистическая направленность учителя. 2. Общая и профессиональная культура педагога. Аксиологический, деятельностный, личностный подходы к пониманию сущности культуры. 3. Профессиональная компетентность педагога. 4. Педагогическая этика. 2 ЛЗ..№3,4 СРС №4 СРС №3,4  
5. Тема 5: Понятие педагогической деятельности и ее структура. 1.Сущность педагогической деятельности. 2.Основные виды педагогической деятельности. 3.Профессионально значимые личностные качества учителя. 4.Компоненты педагогической деятельности. 2 ЛЗ. №5 СРС №5 СРС №4,5  
6. Тема 6: Педагогическое общение, как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. 1. Природа и сущность человеческого общения. 2. Требования к педагогическому общению. 3. Общительность как профессионально-личностное качество педагога. 4. Стиль педагогического общения. 2 ЛЗ. №10 СРС №6 СРС №6  
7. Тема 7:Основы самовоспитания будущих учителей. 1. Общественная значимость профессии учителя. 2. Требования к учителю, его права и обязанности, отраженные в Законе РК «Об образовании». 3. Основные этапы самовоспитания учителя. Способы самовоспитания. 3 ЛЗ. №11,12 СРС №7 СРС №7  

 

 

1.10 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

№ недели, на которой проводится контроль Код занятия Виды контроля оценки знаний студентов по балльно - рейтинговой системе Баллы
1 ЛЗ 1 дискуссия 3
2 ЛЗ 2 «круглый стол», составление опорной схемы 4
3 ЛЗ 2 работа в группах 3,5
4 ЛЗ 3 работа в группах, «студенческая трибуна» 3
5 ЛЗ 3 «мозговой штурм» 4,5
6 ЛЗ 4 метод «фокальных объектов» 4
7 ЛЗ 5 дискуссия 4,5
8 ЛЗ 5 проблемная дискуссия, деловая игра «займи позицию» 3,5

Итоги 1 рубежного контроля

30 9 ЛЗ 6 дискуссия 4 10 ЛЗ 7 «мозговой штурм» 4 11 ЛЗ 8 «студенческая трибуна» 4,5 12 ЛЗ 9 метод проектов 4,5 13 ПЗ 10 интерактивная дискуссия 4,5 14 ПЗ 11 дискуссия 4 15 ПЗ 12 проектирование диагностических карт 4,5

Итоги 2 рубежного контроля

30

Экзамен

40

Итого по дисциплине

100

Требования преподавателя

- ознакомление с материалом прошлых лекций накануне занятия;

-обязательная доработка конспектов лекций;

-своевременное выполнение всех видов заданий, предусмотренных программой курса.

Список рекомендуемой литературы

№   Название, год и место издания
  Основная литература
1. Мищенко А.И. Введение в педагогическую  профессию. - Новосибирск, 1991.
2. Мижериков В.А., Ермеленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. –М, 2002.
3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. –М, 1998.
4. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы, 1998.
5. Педагогика. /Под ред. Сластенина В.А. –М., 2000
  Дополнительная литература
1. Кусаинов А. К. – «Национальные системы образования» Алматы, 2004.
2. Васильцова Э. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. - М.,1991.
3. Крившенко Л. П. Педагогика. -Москва, 2005.
4. Антология педагогической мысли Казахстана / Сост. Жарикбаев К.Б., Калиев С.К  Алматы: Рауан, 1995.

График выполнения и сдачи заданий по дисциплине -

см. силлабус по дисциплине «Введение в педагогическую профессию» раздел 1.10

Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины - см. силлабус по дисциплине «Введение в педагогическую профессию» раздел 1.13

Лекционный комплекс

Лекция №1 Образование как система профессиональной деятельности и результат формирования компетентного специалиста

 

Цель: подготовка студентов к осознанному вхождению в педагогическую профессию.

План

1. Философия как наука о наиболее общих законах развития природы человеческого общества и мышления.

2. Образование в современном мире.

3. Образование как ценность, система, процесс и деятельность.

4. Образование как результат: грамотность, образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет.

Литература:

1. Шубинский В.С. Философское образование в средней школе. – М., 1991.

2. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М., 2004.

3. Крившенко Л.П. Педагогика. – М., 2005.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. – М., 2002.

5. Кусаинов А.К. Национальные системы образования. – Алматы, 2004.

6. Ахметов Г.К Современный образовательный идеал. // Білім–Образование №1/2006.

   .

1. Философия как наука о наиболее общих законах развития природы человеческого общества и мышления

Философия образования издавна было связано, прежде всего, с умственным развитием. А последнее в связи с классовым расслоением общества «отделяется» от обучения физическому труду и делается привилегией детей имущих (жрецов, вождей). Зачатки философского образования как системы преподавания и изучения философии появились еще в античном мире. В Древней Греции дети богатых родителей могли учиться в гимнасиях (позднее – гимназиях), в которых изучалась и философия. Однако и в государственных воспитательных учреждениях Спарты – агеллах, и в различных школах. Афин (например, палестре) с учениками проводились беседы на нравственные и политические темы, которые включали и элементы философских представлений о поведении в жизни и политике. Тем более что эти беседы иногда проводили государственные деятели и наиболее уважаемые граждане, имевшие соответствующее положению образование. Они хорошо понимали, что значит для человека мудрость, образ мыслей, философия.

В древнем Риме обучение Философии юношей знатного происхождения проходили в основном в школах риторов (ораторов), где готовили к высшим государственным должностям, к карьере чиновников. Воспитанникам прививались этические вкусы соответствующие этой эпохе. Философия рассматривалась как путь человека к мудрости, то есть к счастью.

Фундамент педагогики – есть философия, та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия воспитания – это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Одна из задач философии воспитания, как ее определяет английский философ А. Брент, состоит в том, чтобы определить критерий и разработать принципы, позволяющие выяснить суть предмета и методов воспитания.

 У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе:

- проблемы цели воспитания;

- проблемы формирования мировоззрения;

- взаимосвязь коллектива и личности;

- проблемы, связанные с разработкой теории познания и ученического познания, как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.

Таким образом, педагогика (а мы изучаем введение в педагогическую профессию) является частью общей культуры человечества. А концепции образования, воспитания и обучения, которые они разрабатывают, имеют научную и общекультурную ценность.

                            2. Образование в современном мире.

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-экономическими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей: саморазвитии и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Понятие «образование» происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Потому оно есть, прежде всего, социальное явление. Образование выступает в двух своих аспектах:

1 – как общественное явление и (где идет накопление накопленного опыта последующим поколениям)

Как педагогический процесс.

Основные понятия

Понятие формирование – это процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни и общества.

Просвещение - распространениенаучных знаний в народе о мире, о человеке.

Воспитание – это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.

Обучение – двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание – это руководство педагогом процесса познавательной и учебной деятельностью ребенка.

«Система образования» - это общее и специальное образование. Общее – это начальное и среднее образование, которое дает знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку. Специальное образование (среднее, высшее) дает знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии.

3. Образование как ценность, система, процесс и деятельность.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждено Конституцией – человек имеет право на образование в большинстве стран мира. Человек должен понимать динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни.

Самый главный вывод: направленность образования на гармоническое развитие личности, которое есть назначение, призвание и задачи каждого человека. Суть гуманистического образования в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободе личности, в совместном росте педагога и учащегося.

Образование как процесс – это освоение человеком в условиях образовательного учреждения, либо посредством самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально образовательных учреждениях. Как для профессиональных педагогов, так и для не профессиональных важно иметь знания основ профессиональной педагогической деятельности как наиболее изученной в педагогике. Итак, педагогическая деятельность – это особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными целями.

Говоря о профессиональной педагогической деятельности есть смысл дать определение педагогической профессии.

Педагогическая профессия – это род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью деятельности которых является создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании».

       В переходный период, когда Казахстан взял курс на демократические реформы, но коренное преобразование всего социально-экономического уклада, возникает необходимость реорганизации также системы образования. При этом прводимые реформы должны сохранить прежние достижения и создать перспективны для дальнейшего развития системы образования. Однако в начальный период существования суверенного Казахстана были немедленно заменить действующую систему образования системой западного образца, отказавшись от таких достижений прежней системы, как обязательное среднее образования и т. д. Потребовался целенаправленный анализ прошлого опыта, а также опыта передовых стран мира в области образования с учетом условий развития нового государства. Была проведена неоходимая работа по созданию законодательной базы образования. Были приняты законы об образовании (1992.,1999г.),о высшем образовании, утверждены концепции государственной политики в области образования, концепция развития среднего образования, концепция развития среднего образования, государственные стандарты образования и т.д.

Принятые нормативные документы базируются на положениях основного закона страны. Конституция республики Казахстан устанавливает, что (статья 30):

- Гражданам гарантируется беспоатное среднее образование в государственных учебных заведениях; среднее образование обязательно;

- Гражданин имеет право на получении на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственных учебных заведениях;

- Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования; деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам.

7 июня 1999 года был принят Закон Республики Казахстан «Об образовании». Закон установил следущие основные принципы государственной политики в области образования:

1) Равенство прав всех граждан РК на образование.

2) Доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина.

3) Светский характер образования.

4)Стимулирование образованности личности и развитие одаренности.

5) Непрыровность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней, единство обучения и воспитания.

6) Разнообразие организаций образования по формам обучения и воспитания, по направлениям образования.

7) Демократическия характер управления образованием, расширение академических свобод и полномочий организаций образования.

8) Гуманистический развивающий характер образования.

9) Интеграция образования, науки и производства.

10) Профессиональная ориентация обучающихся.

11) Информатизация системы образования.

Закон подчеркивает гарантии государства на получение бесплатного общего среднего и начального профессионольного образования, а также на конкурсной основе (в соответствии с государственым образовательным законом) бесплатного среднего профессионольного образования, если образование каждого из этих уровней гражданин получает впервые.

На основе принципа непрерывности и преемственности образовательных программ устанавливаются четыре уровня образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, профессиональное высшее образование послевузовского профессионольное образование. Дошкольное воспитание и обучение детей 1-6 (7) лет осушествляется в дошкольных учреждениях и (или) в семье. В дошкольной организации, в школе или в семье должна проводится обязательная предшкольная подготовка детей 5-6 лет. Среднее образование включает в себя общее среднее (начальное, среднее)образование.

Государственные стандарты образования.

Одним из них важнейших нормативных документов по учебным заведениям являются государственные стандарты образования, на основе которых разрабатываются общеобразовательные и профессиональные основные программы и которые представляют собой систему основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей потребности общества учитывающей возможности реальной личности. Стандарты общеобязательны для всех типов учреждений образования и определяют по каждому уровню образования требования к содержанию, к максимальному объему учебной нагрузки обучаемых и воспитуемых правилам и процедурам государственного контроля за качеством образования, формам документов, удостоверяющих освоение образовательной программы обучающимися. Например, государственные стандарты начального образования в Республике Казахстан в содержание образования включает знание о мире (элементы знаний о научной картине мира, обогащенные художественными, мифологическими и другими представлениями); знание о типах деятельности (игровой, учебной, игровой общения), которыми должен овладеть ученик; знание и умения о методах и приемах познании (логических, научных).

 Основными функциями государственных стандартов образования являются функции обеспечения права граждан на получения полноценного образования и повышение его качества, функция сохранения единства образовательного простанства в республике, функции гуманизации образования и управления им. Государственные стандарты образования отвечают ниже следующим требованиям:

-  Учитывая состояние общекультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон;

- быть ориентированным на нормирование конечного результата;

-  соблюдать согласованность и преемственность стандартов по ступеням и областям образования;

- обеспечивать функциональную поноту содержания образования в соотвествии с задачами развития личности с учетом специфики каждой ступени школы;

- описывать единицы содержания образования в оптимальной форме;

- отражать содержание интересов и компетенции государства, региона, школы, согласованная деятельность которых должна исходить из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей и интересов;

- способствовать нормализации учебной нагрузки школьников;

- быть технологичным, расчитанным на возможность инструментальной проверки.

Стандарты образования лежат на основе учебных планов и учебных программ.Учебный план определяет состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении; порядок и последовательность их прохождения; количество времени на каждый учебный предмет (количество недельных учебных часов,отводимых на изучение каждого учебного предмета в отдельности в разрезе годов обучения). Базисный учебный план является генеральным уровнем предсталения государсвенного стандарта образования, обязательна для всех учащихся. В этом плане указывается также школьный (вариативный) компонент, что позваляет в тех или иных школах составить школьный, вариативный учебный план. В государственном стандарте образования Республике Казахстан предусмотрено следующее количество часов для вариативного компонента учебного плана:

- занятие по выбору: два часа в неделю для первого класса и по три часа в неделю для вторых-четвертых классов;

- факультативы: по пять часов в неделю в V-XI классах;

- профилирующие предметы: по восемь недельных часов в Х-XI классах;

- прикладные курсы по выбору: по четыре недельных часов в Х-XI классах;

-  курсы по выбору: по пять недельных часов в Х-XI классах;

Содержание образования в соотвествии с учебным планом отражается в учебной программе, определяющей круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. В учебной программе указываются конкретные цели и задачи каждого учебного предмета; характеристика структуры предмета и его межпредметной связи; последовательность раскрытия его содержания и логики. Различают два основных вида построения учебных программ: концентрический и линейный. При концентрическом виде построение программы предусматривается повторное изучение (на более высоком, болеее сложном уровне) тех или иных разделов учебной дисциплины в разные годы обучения.

Подобное построения программы оправдывает себя в том случае, когда значительная часть учащихся не завершает свое обучение в данном учебном заведении. Учащиеся, продолжающие свое обучение, изучают указанные разделы повторно на более сложном уровне. Однако использование концентрического вида программы связано со значительными потерями учебного времени. Подовляющее большинство программ имеет линейный вид, когда последующие темы являются продолжением предыдущих тем, тот или иной учебный материал повторно не изучается.

 2. Система и организация образования.

Систему образования Республики Казахстан Закон определяет как совокупность взаимодействующих организаций образования (независимо от форм собственности, типов и видов), преемственных образовательных программ и государственных стандартов образования для различных уровней образования, органов управления образованием и подведомственными им организаций. В качестве главной задачи системы образования указано создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, на достижений науки и техники. Выделены следующие приоритетные задачи системы образования:

- создание условий для освоения образовательных программ;

- развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;

- приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского народа и других народов республики; овладение государственным, русским и иностранными языками;

- расширение автономии и самостоятельности организаций образования, демократизация и децентрализация управления образованием;

- внедрение новых технологий обучения, информатизация образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети;

-  подготовка квалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, переподготовка и повышение их квалификации;

- переобучение и переподготовка высвобождаемых работников и незанятого населения;

- содействие эффективному развитию разнообразных и полифункциональных организаций образования.

       Закон устанавливает, что организациями образования являются юридические лица, которые реализуют одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Статус организаций образования (тип, вид) отражается в их уставах с учетом требований закона «Об образовании», квалификационных требований и т.д. Организация образования должна иметь соотвествующую лицензию (разрешение) на право ведения образовательной деятельности от государственного органа управления образованием.

Организациям образования предосталено право заниматься также и такой деятельностью, которая приносит доход, путем предоставления образовательных и других услуг. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен основной образовательной деятельности, финансируемой в рамках государственного заказа. Организация образования имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными организациямии фондами, вступать в неправительственные организации в области образования. Организации образования могут быть государственными (учреждение и предприятие образования), негосударственный (частными, организациями образования общественных и религиозных объединений, зарегистрированных в Республики Казахстан), а также международными.

Организации образования подразделяются на:

- дошкольные, внешкольные, специальные и организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- учебные заведения, реализующие образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и профессионального дополнительного образования.

Закон «Об образовании» устанавливает основные виды учебных заведений. К средним образовательным учебным заведениям отнесены:

- общеобразовательная школа; она реализует основные и дополнительные общеобразовательные программы трех ступеней (начальная, основная, старшая), каждая из которых может существовать самостоятельно; общеобразовательная школа может быть малокомплектной, т.е. иметь совмещенные классы-комплекты при малом контингенте обучаемых;

- гимназия реализует основные и дополнительные образовательные программы, предусматривающие углубленное, профильное, дифференцированное обучение учащихся в соотвествиии с их склонностями и способностями;

- лицей реализует основные и дополнительные образовательные программы, осуществляя профессионально ориентированное обучение учащихся средней степени.

Начальное и среднее профессиональное обучение осуществляет:

- профессиональная школа которая реализует программы общего среднего, начального профессионального образования и обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда по различным направлениям трудовой деятельности;

- профессиональный лицей, который реализует программы общего среднего, начального профессионального образования и осуществляет подготовку рабочих кадров повышенного уровня квалифиции.

- Колледж, который реализует программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием.

Высшее образование по различным отраслям народного хозяйства дают высшие учебные заведения: университет, академия, институт, а также консерватория, высшие училища, высшая школа. В университетах и академиях, а также в научных учреждениях могут быть функционировать аспирантура и докторантура для подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификаци


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.