Образное, пластическое и цвето-орнаментальное решение традиционных глиняных игрушек России — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Образное, пластическое и цвето-орнаментальное решение традиционных глиняных игрушек России

2020-10-20 208
Образное, пластическое и цвето-орнаментальное решение традиционных глиняных игрушек России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Народное мышление более или менее схоже, несмотря на разные эпохи и регионы. Глиняная игрушка разных регионов и школ имеет много общего в форме и росписи [1, с. 376]. В каждой местности, где делали игрушку, сложились свои традиции в лепке и росписи, излюбленные образы и типы [17, с. 67].

Наиболее популярна Дымковская игрушка. Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, на окраине города Хлынова (позже Вятка, ныне Киров). Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 см. Роспись производится по обожженному изделию темперными красками, применяется позолота. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки [6, с. 29].

Это изображения женских фигур в пышных платьях с воланами, в шляпках, кокошниках или простых по форме народных головных уборах, а также коней, оленей и птиц с пышными хвостами – стилизованных павлинов или индюков. Роспись по белому полю желтыми, красными и синими кольцами, кругами, мелкими пятнами, широкими прямыми и узкими извилистыми полосками с частичной сплошной окраской деталей фигур. Характерна наклейка на головные уборы и уши животных небольших квадратиков сусального золота [1, с. 376].

В вятской игрушке многолики и ярки женские образы – кормилица, водоноска, барыня с зонтом, собачкой, муфтой; шагающая пара и т. д. В этих изображениях проявился интерес мастериц к городскому быту, острая наблюдательность. Фигурки обжигали в русской печи, покрывали мелом, разведенным на молоке, и расписывали по белому фону красками, растертыми на яичном желтке. В узоре варьируются сочетания крупных геометрических элементов. Забавны многочисленные изображения животных и птиц: утица, индюк, коза в сарафане, конь с одной, двумя или тремя головами, лев, медведь и другие. Одни восходят к тотемному животному – родоначальнику в дохристианских верованиях, другие близки к лубочным картинкам, третьи – плод фантазии [17, с. 68].

Происхождение глиняного промысла народное предание связывает с местным праздником «Свистуньей», когда вятичи по весне встречали бога солнца Ярилу пением глиняных дудок [12]. Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 г. Производство игрушек в Дымкове было обширным уже в XIX в. Однако в конце XIX в. глиняную игрушку стали теснить гипсовые литые статуэтки и к 1917 г. в Дымкове оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку, – Анна Афанасьевна Мезрина [2, с. 17].

Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938) создала новый тип игрушки, по-своему интерпретировав традиционные образы, обогатив их новыми темами, приемами лепки, усилив декоративность росписи. Игрушки Мезриной вводят нас в особый мир, где тесно переплелись черты жизни провинциального города, с его барынями, кавалерами, няньками, праздными гуляньями, танцами, катаньями в лодках, и жизни народа, занятого извечным трудом («доение коровы», «водоноски»), связанного крепкими узами с природой и населяющими ее живыми существами. Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. Фигурки Мезриной увеличились в размерах, приобрели статность, особую монолитность объемов [2, с. 18].

До начала XX в. в деревне Гринево Каргопольского уезда Олонецкой губернии делали поливные глазурованные свистульки, близкие по технологии гончарной посуде. В 1930-е гг. потомственный гончар Дружинин дал новую жизнь местной традиции, начав делать расписные игрушки [2, с. 13]. В сюжетах каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, людей и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные: Сирины, русалки, полканы. Сюжетное богатство: темы, взятые из трудовой крестьянской жизни («вершники» на лошади, охотник с собакой, стреляющий в глухаря, сидящего на дереве) и «праздничные» темы («кадриль» – танцующие пары, гармонист в кресле или в лодке) [17, с. 69].

Среди изображений людей преобладают деревенские типы. Это бабы-крестьянки с корзинками, с детьми или птицами на руках, с лепешками на тарелках; деревенские модницы в нарядных платьях с бусами и сумочками; степенные бородатые мужики с трубкой или гармошкой; путник с котомкой или охотнике ружьем и убитым зверем за спиной; веселые парни-гармонисты. Те же персонажи составляют незамысловатые композиции – катанья на санях и в лодке, отдых на диване и др. Женщины одеты в кофты и юбки с передниками, в платках и шляпках. На мужчинах длиннополые кафтаны с большими лепными пуговицами и полосками на плечах, напоминающими знаки военных отличий; на головах – круглые высокие шапки или картузы с козырьком. Изображения людей наделены живыми характерами, обрисованными с присущей народному искусству меткостью и остротой.

Своеобразные характеры и у зверей, также немного очеловеченных. Среди них двухголовые кони и олени; собаки и медведи во весь рост с поднятыми лапами; птицы с хищными клювами-носами; полулюди-полузвери с масками-лицами. Каргопольская игрушка отличается особым обилием фантастических животных, необычных по сюжетам и характеру образов и неизвестных в других центрах глиняной игрушки. Большинство игрушек – отдельно стоящие фигурки, но есть и несложные композиции из двух-трех фигур, объединенных простым действием. Все изображения фронтальны и рассчитаны на одну точку зрения. Фигурки небольшого размера – 8 – 14 см, приземистых пропорций, с большими головами на толстой шее, длинным туловищем и короткими руками и ногами [2, с. 13].

В работе каргопольских гончаров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужчины, а расписывали – женщины [15, с. 99]. Лепили по частям: основой служил торс вместе с головой, он насаживался на юбку – у женщин или отдельно вылепленные ноги с характерным прогибом стопы и пяткой-каблуком – у мужчин. К торсу присоединялись скатанные калачиком руки, шляпы, сумки и другие детали. Места соединений сглаживались, и фигурки приобретали монолитность. Обожженные игрушки покрывали белой краской, которая служила и фоном для росписи, и самостоятельным цветом в ней.

Цветовая гамма росписи приглушена и по-северному сдержанна и сурова. Характерны розовые, зеленые, сиренево-синие, желтые, оранжевые и красные краски неярких оттенков. Применяются три приема росписи – сплошная окраска отдельных частей, комбинация из пятен и сочетания прямых и волнистых линий и штрихов в виде своеобразного геометрического узора. В нем повторяются мотивы дерева, ветвей, листьев, красно-оранжевых кругов и крестов в лучах [2, с. 13].

И. В. Дружинин дал новое направление местному искусству. Его глиняные игрушки обладают своеобразной пластикой, мягкой, сдержанной гаммой росписи. Небольших размеров приземистые фигурки неуклюжи и тяжеловаты. У них большие головы на толстой шее, коротковатые руки и ноги, длинное туловище. Фигурки компактны и обтекаемы, их формы предельно упрощены, детали едва намечены. Три дырки глаз и рта, прямой нос-защип на гладком круглом лице, иногда плоские пуговицы одежды довершают пластику этих маленьких истуканов. Роспись дорисовывает лица персонажей, одевает их в костюмы. Раскраску нежными оттенками цвета по белому фону дополняет орнамент. Главные персонажи игрушек Дружинина – деревенские бабы и мужики. Но мастер показывает их не в будничной обстановке, а праздничными, принаряженными: баба с кошелкой, в клетчатой юбке и кофте с непомерно большими пуговицами на груди; мужик в круглой шапке, затейливом кафтане, с окладистой бородой «лопатой». Фигурки фронтальны, их напряженные позы полны торжественной и наивной важности. Но если в образах людей мастер руководствовался реальными наблюдениями, то его звери-игрушки совмещают подлинное с вымышленным. Медведь с поднятыми лапами ходит на двух ногах, подобно людям. В других фигурках звери невиданной породы обладают отдельными чертами свиней, оленей, собак [4].

В творчестве Ульяны Ивановны Бабкиной часто встречается древний образ – получеловек, полуконь – Полкан. Мастерица изображает его наполовину бравым генералом: грудь крепкая, лицо круглое с окладистой бородой. А туловище – словно у коня и на ногах копыта. Легким росчерком кисти синей и красной краской румянила ему щеки, писала бороду, наводила эполеты и портупеи. На груди изображала лучистое солнышко [15, с. 102]. Ульяна Ивановна лепила еще женку его – Полканиху, изображение которой встречается в книжной графике XVII в. Но чаще темы произведений Бабкиной связаны с трудовыми буднями села, с народными веселыми праздниками: катания в лодках и в санях, «кадрили» с лихими гармонистами и танцующими парами [15, с. 103]. В последние годы жизни работала Бабкина в основном клеевой темперой и гуашью, значительно реже акварелью и маслом. Наиболее любимыми из цветов у мастерицы были: белый, желтый, охра, красный, синий и черный [15, с. 106].

Своеобразна по росписи игрушка Одоевского района Тульской губернии: простейший орнамент в виде поперечных полос поражает декоративностью цвета [17, с. 69]. В XIX в. промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины. Производство обновилось в 1950 – 1960-е гг. [2, с. 14].

Тульская Филимоновская игрушка отличается значительной вытянутостью форм: вытянуты человеческие фигуры, очень длинные шеи у коров и баранов; иногда встречаются несложные композиции: женщина с коровой, женщина, несущая петуха, обнимающаяся парочка. Роспись по белому фону чередующимися желтой, красной, реже зеленой и синей узкими полосками, охватывающими шеи, туловища, ноги кольцом; в человеческих фигурах отдельные фрагменты могут иметь сплошную красную окраску и легкий орнамент сеткой, напоминающей вышивку крестом [1, с. 376].

Все филимоновские игрушки расписаны. Роспись исполняют анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке или эмульсии из белка и желтка. После сушки и обжига глина приобретает белый, чуть розово-желтоватый цвет. По нему и наносится роспись. В ней три главных цвета – малиново-красный, зеленый и желтый, иногда еще синий или фиолетовый. Цвет играет существенную роль в художественном облике филимоновских игрушек. Он выявляет и подчеркивает пластику; с помощью мазков и пятен фигурки обретают лица, одежду. Открытые, звучащие в полную силу краски создают веселую пестроту, нарядную декоративность игрушек [2, с. 15]. В орнаменте преобладают круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Размеры игрушек от 3 – 5 до 25 – 30 см. В большинстве своем это свистульки. Барыни в юбках колоколом, всадники на чудо-конях (шеи у коней длинные, круто выгнутые), животные. На голове у всех игрушечных человечков – высокие шапки [6, с. 26 – 27].

Из традиционных персонажей для филимоновской игрушки характерны барыни и солдаты, всадники, крестьянки. Все они удлиненных пропорций и увеличенных размеров (более 20 сантиметров). Характерны высокие, стройные крестьянки с юбкой-колоколом – устойчивым основанием фигурки. В руках у них ребенок и маленькая свистулька-курица – непременный атрибут человеческих изображений. Сплошной окраской и чередующимися цветными полосами обрисована одежда – кофта, юбка, передник с узорным подолом, повойник на голове – типичная одежда тульских крестьянок.

Особенно выразительны филимоновские солдаты. Высокие, длинноногие, во френчах с погонами и цветной манишкой, полосатых штанах, в примятой шляпке с полями и модных туфлях на каблуках, они веселы, задорны и чуть комичны в своей намеренной «петушиной» нарядности. Лица солдат и крестьянок едва обозначены точками глаз и рта.

У животных гибкие, упругие тела, высокие ноги и непомерно длинные шеи с маленькими изящными головками («Медведь смотрится в зеркало») [2, с. 14]. Мир филимоновских зверей самобытен. Они непременно свистульки. Среди персонажей больше домашних зверей и птиц – коров, собак, баранов, кур и петухов. Но они так же мало похожи на свои прототипы, как и каргопольские. Маленькая голова на длинной, как у жирафа, шее, гибкое тело, высокие ноги-подставки и хвост-свисток – этот пластический канон с помощью одной-двух деталей обретал характер разных животных. Традиционная роспись в полоску или простейшими точками и кругами еще больше отдаляет этих наивных дурашливых зверей от реальных и вводит в сказочный мир веселых народных игрушек, где всякий образ возможен и правдоподобен [4].

С юмором, добродушно изображают филимоновские игрушечницы любимые жанровые сюжеты: «Солдат кормит курицу», «Жених и невеста». Фигурки тесно сплетены друг с другом или соединены общим основанием – «землей» [2, с. 14]. В филимоновской игрушке закрепились парные сценки «Любота», где мужской и женский персонажи показаны в разговоре, танце, объятии [7, с. 42].

Хорошо известная Абашевская игрушка-свистулька Пензенской области представляет собой небольших баранов, коней, коров или всадников, сплошь покрытых красной, лиловой или светло-фиолетовой эмалевой краской с сусальным золотом или серебром (сейчас заменено окраской алюминиевой или бронзовой краской) на ушах, рогах, головных уборах [1, с. 377].

Самые старые игрушки из села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии относятся к началу XX в. Типажи: всадники, дамы, птицы (петух, утка с утятами). Всадники – солдаты с большими эполетами, пуговицами и кокардами на шапках; без ног (их тела слиты с конем в одну фигуру). Лица всадников и морды коней исполнены приемом защипа глины пальцами: тонкий гребень носа и худые щеки. Изящество пластики лишь оттеняет колючий гротеск, характерный для абашевских свистулек. Дама в городском наряде – в шляпе с полями и лентой на спине, в типичной для конца XIX в. кофте в талию и юбке.

В 1930-е гг. в Абашеве работал талантливый мастер Ларион Зоткин. Его творчество дало иное направление абашевским свистулькам. Олени, козлы, бараны, коровы Зоткина едва ли соответствуют представлениям о реальном облике этих животных. Длинные шеи с маленькими головками, увенчанными, точно коронами, рогами разного силуэта; круглые дырки – глаза и рты. Животным Зоткина присуща некая очеловеченность, проистекающая из «одушевленности», выявления своеобразных «характеров» каждого зверя. Заметно усилилась декоративность – и в линиях силуэта, особенно красивого в профильном положении свистулек, и в раскраске глухими эмалями красно-коричневого цвета, на фоне которых драгоценными украшениями сверкают детали, окрашенные бронзой и алюминием [2, с. 12].

Талантливые мастера способствовали укреплению и развитию промыслов народной глиняной игрушки: А. Ф. Масленникова, А. И. Дербенева, Е. К. Евдокимова – в Филимонове; А. А. Мезрина, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, З. Ф. Безденежных, Е. И. Косс-Деньшина – в Дымкове; И. В. Дружинин, У. И. Бабкина, семья Шевелевых – в Каргополье [7, с. 43].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игрушка отражает мир человека, его природное окружение, мир культуры. Она – способ передачи материального и духовного опыта общества, и самого важного, вневременного, и актуального своей исторической конкретностью [7, с. 7].

Специфической особенностью эволюции традиционной игрушки и русского народного искусства в целом является процесс обобщения древних языческих образов и символов, включая новые значения, или снижения их содержания до сказочно-поэтического или бытового наблюдения, но без окончательной утраты в этих колебаниях древней идейно-образной первоосновы [14, с. 404]. Отголоски древней символики, олицетворений земли, солнца, плодоносящих сил природы есть в русской игрушке [4].

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это – женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления, никогда не повторяясь буквально. Гончар-игрушечник мог видоизменять и интерпретировать каждую тему в меру своей фантазии, одаренности, мастерства, вкуса и представлений. Женская фигура олицетворяла Мать сыру-землю, Великую богиню – Природу; кони и олени – великое Светило, дарующее Земле свет, тепло, плодородие; птицы – стихию воздуха, связывающую небо и землю. В этих представлениях отражалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие крестьянского хозяйства, счастье и достаток семьи.

Л. А. Динцес видел отголоски связей игрушки с космогоническими представлениями древних людей в праздниках русской деревни по случаю сева, жатвы, сбора урожая, к которым нередко приурочивалось массовое изготовление глиняных фигурок и свистулек. Со временем культовый смысл фигурок утрачивался, они становились предметом забавы, игрушкой, а традиционные образы обретали все более реальное содержание, превращаясь в барынь, нянек, кур и петухов [2, с. 9].

В женских фигурках отмечены голова, грудь, руки и конус-юбка; в изображении коня – крутая грива и четыре конические ножки; аналогичная фигурка, но с ветвистыми рогами – олень. Если женские фигурки, как правило, статичны и фронтальны, то животные и птицы изображены в профиль. Такое положение не только лучше выявляло характерный облик зверя, но позволяло также передать его в движении [2, с. 9 – 10].

Игрушка как ценный образец народной культуры не утратила своего значения для современности. Народная игрушка может обогатить массовую культуру и быт наших современников, поскольку обладает удивительным многообразием и неразрывностью функций. Для детей игрушка ценна своей способностью ненавязчиво и эффективно забавлять, развлекать, обучать, воспитывать и развивать. Перейдя в мир взрослых в качестве подарка, сувенира, украшения интерьера, она продолжает свою воспитательную миссию, гармонизирует наш внешний и внутренний мир, делает нас более добрыми и отзывчивыми к красоте [7, с. 10].

Народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности. Глиняный конек или птица-свистулька интересны и понятны современным детям. Игра с ними содержательна и разнообразна. Она развлекает и дарит положительные эмоции, отражая быт, труд, природу, праздничные традиции родного народа, прививает любовь к национально-самобытным и общечеловеческим сторонам жизни. Универсальные свойства языка народной игрушки помогают ей преодолевать барьеры, разобщающие современное общество, несут идеи добра, согласия, любви [7, с. 8].

Глиняные фигурки мы видим сегодня в витрине музея, на полке художественного салона и на праздничной ярмарке. Интерес к игрушке не ослабевает. Она – неизменный участник выставок народного искусства [10]. Возросла декоративная роль изделий, далеко не все они имеют практическое применение. В сувенирах, произведениях, созданных для музеев и выставок, современные мастера сохраняют поэзию ручного труда, драгоценное мастерство, местные народные традиции [4].

Отшлифованные многими поколениями художественные особенности глиняной игрушки – лаконизм и компактность лепной формы, гармония ее с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей, импровизация в росписи – не перестанут восхищать и служить образцом подлинного мастерства. Интерес к народной глиняной игрушке вызван не только ее ценностью как музейного экспоната. Она близка своим художественным содержанием – поэтичностью, меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни. И в музеях, и в современном интерьере – неизменно веселые фигурки всюду являются воплощением живой связи времен и жизненных сил народного искусства [2, с. 20].


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры [Текст]: М.: Вузовская книга, 2007. – 424 с.

2) Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка [Текст] / И. Я. Богуславская. - Л.: Искусство, 1975. – 144 с.

3) Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г. Л. Дайн. – М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1981. – Б. ц.

4) Добрых рук мастерство [Текст]. – Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1981. – Б. ц.

5) Дурасов, Г. П. Каргопольская глиняная игрушка [Текст] / Г. П. Дурасов. - Л.: Художник РСФСР, 1986. – 248 с.

6) Клиентов, А. Е. Народные промыслы [Текст]: [для сред. шк. возраста]: для доп. образования / Алексей Клиентов. – М.: Белый город, 2004. – 47, [1] с.: ил.; 26. - (История России).

7) Ковычева, Е. И. Народная игрушка: Учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» / Е. И. Ковычева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 159 с.; ил.: ил. – (Изобразительное искусство).

8) Культурология [Текст]: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с. - (ALMA MATER).

9) Культурология. XX век: Энцикл. [Текст] / Глав. ред. С. Я. Левит. – СПб.: Унив. кн.: Алетейя, 1998. - Т. 1: А-Л. – 446 с.

10) Латынин, Л. Основные сюжеты русского народного искусства. – М.: Глас, 2006. – 144 с., илл.

11) Леонид Александрович Латынин [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 7253 байта). – [б. м., между 2001 и 2012]. – Режим доступа: http://news.yandex.ru/people/latynin_leonid.html

12) Маерова, К. Русское народное прикладное искусство [Текст]: кн. для чтения со слов. на англ. яз. и коммент. / К. Маерова, К. Дубинская. – М.: Рус. яз., 1990. – 268 с.: цв. ил.

13) Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н. Г. Михайлова. – М., 2000. – 219 с.

14) Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Баклановой Т. И., Стрельцовой Е. Ю. – М.: МГУКИ, 2000. – 344 с.

15) Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1. Сб. статей / НИИ теории и истории изобраз. искусств ордена Ленина Акад. художеств СССР; под ред. М. А. Некрасовой. – М.: Изобраз. искусство, 1985. – 296 е., ил.

16) Соловьева, Л. Н. Игрушка [Текст]: альбом / Л. Н. Соловьева. – М.: Интербук-бизнес, 2002. – 119 с.: цв. ил. - (Русский сувенир).

17) Титов, В. И. Теория и история народного декоративно-прикладного творчества: учеб. пособие / В. И. Титов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: ЧГАКИ, 2006. – 206 с.

18) Федотов, Г. Я. Глина и керамика [Текст]: заготовка материала, техника и приемы лепки, формовка, роспись, обжиг, изготовление игрушек, сосудов, изразцов, инструменты и приспособления: 500 практ. советов + бонус / Г. Я. Федотов. - М.: Эксмо, 2005. - 159, [1] с.: ил.; 21. - (Школа ремесла).


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.