Тема I. «Краткая история шахмат» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема I. «Краткая история шахмат»

2020-08-21 127
Тема I. «Краткая история шахмат» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

 

РАЗДЕЛ 2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

Тема 2. «Шахматная нотация»

Цель: Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Дидактические игры и игровые задания.

· «Назови вертикаль»;

· «Назови горизонталь»;

· «Назови диагональ»;

· «Какого цвета поле?»;

· «Кто быстрее»;

· «Вижу цель»;

· «Диагональ».

 

РАЗДЕЛ 3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР

Тема 3. «Ценность шахматных фигур»

Цель: Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

Дидактические игры и игровые задания.

· «Кто сильнее?»;

· «Обе армии равны»;

· «Выигрыш материала»;

· «Защита».

 

РАЗДЕЛ 4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ

Тема 4. «Техника матования одинокого короля»

Цель: Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и игровые задания.

· «Шах или мат»;

· «Мат или пат»;

· «Мат в один ход»;

· «На крайнюю линию»;

· «В угол»;

· «Ограниченный король.

 

РАЗДЕЛ 5. ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА

Тема 5. «Достижение мата без жертвы материала»

Цель: Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

Дидактические игры и игровые задания.

· «Объяви мат в два хода»;

· «Защитись от мата».

 

РАЗДЕЛ 6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Тема 6. «Шахматная комбинация»

Цель: Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального деревеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и

Дидактическое задание 

· «Объяви мат в два хода»;

· «Выигрыш материала»;

· «Проведи пешку в ферзи»;

· «Сделай ничью»;

· «Проведи комбинацию».

 

Тема 7. Итоговое занятие.

Цель: Повторение программного материала в форме конкурсов, мини-соревнований, турниров.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.

Шахматы - это гармоничный сплав спорта, науки и искусства. Игра, привлекающая к себе внимание миллионов людей на планете. Дело занимательное, увлекательное.

Шахматы - это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Из опыта работы знаю, что ребята, играющие в шахматы, обладают высокой обучаемостью. Игра в шахматы способствует развитию личности ребенка, формированию его творческих способностей, воспитанию важных личностных качеств. Дети способны к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Занятия шахматами развивает у детей логичность и последовательность мышления, умение анализировать, а также укрепляет характер. Ребята становятся сосредоточеннее, лучше запоминают, сравнивают, предвидят результат, планируют свою деятельность, поэтому необходимо начинать всеобуч дошкольников.

Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства.

Президент Международной шахматной федерации К. Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».

Занятия по шахматам в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. 

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих дошкольников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Мы все – одна семья».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Александра Костенюк, Наталия Костенюк «Как научить шахматам». Дошкольный шахматный учебник. Изд. «Russian chess house», М:2008

2. И.Г. Сухин. «Удивительные приключения в шахматной стране». Занимательное пособие для родителей и учителей. Москва.Изд. Поматур, 2000

3. Ильин Е. «Приключение пешки».

4. В. Касаткина «Шахматная тетрадь». ООО»Дайв», 2009

 

Приложение 1

 

Дидактические игры и игровые задания.

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

    «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

    «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

    «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

    «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

    «Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Мешочек». Ребята по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,

не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой

маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

 

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.

 

 

Приложение 2

Глоссарий

Анализ - метод изучения позиции. Включает в себя разбор вариантов, выявление возможностей сторон, оценку последствий при различных продолжениях.

Атака - решительные наступательные действия, прямое нападение.

Белопольный слон - слон, перемещающийся по диагоналям белого цвета.

Большая диагональ - чернопольная линия al-h8 и белопольная a8-hl.

Вертикаль - ряд из восьми чередующихся по цвету полей, идущий от одного партнера к другому.

Вечный шах - повторяющиеся шахи, которых нельзя избежать.

Взятие - ход на поле, занятое неприятельской фигурой. Сопровождается снятием ее с доски. Особый случай — взятие на проходе (см. ниже).

Вилка - одновременное нападение фигуры на два и более равноудаленных
неприятельских объекта. Частный случай двойного (тройного) удара. Выделяют коневую и пешечную.

Двойное нападение - одновременная атака фигурой двух неприятельских объектов с угрозой взятия.

Дебют (начало) - вступительная стадия партии. Характеризуется развитием фигур, определением пешечной структуры, положения королей, созданием условий для последующих действий. Предшествует миттельшпилю.

Диагональ - линия на шахматной доске, образуемая смежными полями одного цвета. Соответственно называется белой либо черной.

Длинная рокировка - рокировка в сторону ферзевого фланга.

Единственный ход - ход, обязательный из-за отсутствия либо явной неприемлемости других. Часто является вынужденным.

Жертва - намеренная отдача противнику материала с целью получения определенных выгод. Является средством вынуждения. Бывает комбинационной (элемент форсированной тактической операции) и позиционной (выгодно меняющей условия борьбы), строго обоснованной, рассчитанной и интуитивной.

Инициатива - активность в использовании каких-либо выгод: лучшего развития фигур, перевеса в силах на фланге, контроля над центром, уязвимости неприятельского короля, слабостей в пешечной структуре противника и др. Является разновидностью преимущества.

Качество - специфический шахматный термин, означающий разницу абсолютной силы (ценности) ладьи и легкой фигуры.

Кодекс (шахматный) - свод правил игры и проведения соревнований.

Комбинация - совокупность координированных действий, посредством которых форсируется реализация тактических действий.

Короткая рокировка - рокировка в сторону королевского фланга.

Лишняя фигура - конь или слон как материальное преимущество. В других случаях говорят конкретно о «лишнем ферзе», «лишней ладье», «лишних пешках».

Малый центр - квадрат шахматной доски, образуемый полями d4, d5, е4, е5.

Мат - неотразимое нападение на короля. При мате он не может уклониться или быть прикрытым от удара, исключается и защита взятием атакующей фигуры (другими словами, мат - это шах, от которого нет защиты). Слово арабского происхождения - («умер»). Мат королю - это конец шахматной партии, конец игры.

Материальное преимущество - превосходство одной из сторон в силах: на пешку, качество, фигуру и т.д.

Матовая угроза - опасность неотразимого нападения на короля. В шахматных композициях - угроза мата на следующем ходу.

Миттельшпиль - середина игры, центральная стадия шахматной партии.

Нападение - ход с шахом, угрозой взятия.

Невозможный ход - ход, выполненный с нарушением правил игры. При обнаружении невозможного хода до окончании партии восстанавливается положение, в котором он был сделан. Затем игра продолжается с применением статьи Кодекса «Прикосновение к фигуре». Если воссоздать позицию не удается, партия аннулируется и подлежит переигрыванию. В случае, когда невозможный ход обнаруживается после окончания партии, результат остается в силе.

Ничья - результат партии, в которой не оказалось победителя. Партнеры получают по пол-очка.

Открытая линия - линия, свободная от пешек.

Партия - 1. Игра от начальной позиции до результата. Совокупность всех ходов в их последовательности, сделанных на доске белыми и черными. Основные стадии партии — дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Пат - разновидность ничьей. Позиция, в которой одна из сторон при короле, не находящемся под шахом, и при своей очереди хода не может исполнить его.

Позиция - расположение фигур на доске с очередью хода одной из сторон.

Развитие фигур - принцип дебютной стратегии. Расстановка сил, сообразуемая с планом последующих действий. Размен - взаимные взятия.
Может быть взаимоприемлемым либо выгодным одной из сторон.

Рокировка - ход с перемещением короля и ладьи. Может быть короткой (0-0) и длинной (0-0-0). В первом случае осуществляется на королевском фланге, во втором — на ферзевом. Выполняется перемещением на два поля короля в сторону' соответствующей ладьи, после чего та переносится через него на fl и dl. Рокировка невозможна, если: а) король и ладья ранее делали ход; б) при шахе; в) король пересекает атакованное поле, либо оказывается на таковом поле после перемещения; г) между королем и ладьей, в сторону которой он переставляется, находится другая фигура.

Свободное поле - поле, не занятое фигурой или пешкой.

Связка - тактический прием. Используется с целью исключить либо ограничить подвижность неприятельской фигуры.

Тактика - совокупность идей и приемов, реализуемых в отдельных операциях. В арсенале тактики - завлечение, блокировка, связывание, двойное нападение и др.

Техника - четкость в реализации замысла, использовании приемов. Важное слагаемое мастерства.

Угроза мата - опасность решающего нападения на короля.

Ценность фигур - значимость, сила фигур. Характеризуется двояко: как абсолютная и относительная. Учитывается при разменах. Бесконечную ценность представляет король. Его потеря (мат) - проигрыш партии. Понятие абсолютной ценности фигур связывают с эквивалентностью их силы в исходном положении. Считается, что ферзь эквивалентен двум ладьям, слон - коню и т.д. Относительная ценность фигур - величина переменная, зависит от особенностей позиции.

Центр - зона полей в середине доски. Различают малый (d4, е4, d5, е5) и расширенный (c3-c6-f8-f3) центры. Захват центральных полей, контроль над ними, ослабление и разрушение центра противника - принцип стратегии.

Чернопольный слон - слон, перемещающийся по полям черного цвета.

Шах - нападение на короля. Если оно неотразимо, то партия считается закончившейся матом.

Эндшпиль - заключительная часть шахматной партии. Представляет собой, как правило, четко определившиеся позиции. Классифицируется по соотношению противодействующих сил. Может быть тяжело— и легко фигурным, ферзевым, ладейным, слоновым, коневым, пешечным. Выделяют также окончания при разном материале у сторон: «ферзь против ладьи и легкой фигуры», «ладья против слона (коня)» и др.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.