Государственное строительство. Конституция 1936 г. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Государственное строительство. Конституция 1936 г.

2020-08-21 111
Государственное строительство. Конституция 1936 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») — основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года и действовавший (с изменениями и дополнениями) до 1977 года.

7 февраля 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Генерального Секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и 12 подкомиссий. Новая Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства — построение социализма. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях.

По мнению историка О. В. Хлевнюка, более демократический характер этой конституции (в сравнении с конституцией 1924 г.) был вызван желанием привлечь к Советскому Союзу симпатии международной общественности для совместного противостояния набиравшему силу фашизму. В сопроводительной записке к проекту решения Политбюро об изменениях в конституции и создании конституционной комиссии, которое было принято Политбюро 31 января 1935 г.

На момент принятия этот документ считался самой демократичной конституцией в мире. Те права и свободы, провозглашенные в главенствующем для страны документе, не были озвучены ни где. Другое дело, что большинство свобод в СССР были реализованы на бумаге, а по факту сразу после принятия этого документа начались репрессии. В любом случае конституция 1936 года закрепила факт существования СССР и заложила фундамент для дальнейшего развития страны.

Конституция 1936 года состояла из 13 глав, из которых:

· 1 - регламентировала общие положения.

· 2-8 - регламентировали государственное устройство, а также механизм работы органов власти: от высших до местных.

· 9 - деятельность судебной системы и, контролирующей ее, прокуратуры.

· 10 - гражданские права и свободы граждан.

· 11 - основы избирательной системы.

· 12 - государственная символика.

· 13 - правила изменения конституции.

Сталинская конституция фиксировала факт победы социализма, но с одной оговоркой, применяемой в документе, - конституция в основном победившего социализма.

 

Тема 11. Противоречия культурного развития Советского государства в 1920 – 1930-е гг. (4 ч.)

 

1. Становление новой системы образования: трудности и успехи

а) ликвидация неграмотности в СССР;

Ликбе́з (ликвида́ция безгра́мотности у населения) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.

Исторически понятие «ликбез» возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности» — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.

В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имели обязательный характер. Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и в 1920—1930-х годах руководила обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.

1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6—8 часов еженедельно).

 

14 августа 1923 года вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополнивший декрет от 26 декабря и установивший количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных). Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».

Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники — дети, потерявшие не только родственников, но и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. В РСФСР в 1921 году их насчитывалось 4,5 миллиона, а в целом по СССР в 1922 году — до 7 миллионов.

27 января 1921 года была создана «Деткомиссия ВЦИК» (Комиссия по улучшению жизни детей) во главе с Феликсом Дзержинским. Главным, после обеспечения жилья, мероприятием, осуществляемым в ходе борьбы с беспризорностью, стало обучение беспризорников грамоте. Помимо Наркомата просвещения этими проблемами занимались и общественные организации, в том числе «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям». В 1925 году в СССР была создана общественная организация «Друзья детей». Уже к началу 1928 года по всему Советскому Союзу насчитывалось около 300 тысяч беспризорных.

Именно в ходе борьбы с беспризорностью, сочетавшейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы».

Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы Чебоксарского района, 1930-е года.

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3—4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

 

 

б) становление школьной системы;

19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание государственной системы образования для взрослых, представленной «ликвидационными пунктами» и школами ликвидации неграмотности (для людей 16-50 лет).

В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 миллионн человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъёме культуры. В целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98 %), количество школ составило лишь 83 % от предвоенного уровня. Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн человек. В 1925-28 годах по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Так законы о всеобщем обучении были приняты: в 1924 году в Украинской ССР; в 1926 году в Белорусской ССР; а также в ЗСФСР и в некоторых республиках Средней Азии в конце 1920-х гг.[13] Но только после ликвидации беспризорности как массового явления (к 1928 году — уже только 300 тыс.), к сентябрю 1930 года появились основания констатировать, что всеобщее начальное обучение детей введено фактически.

Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920‑х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учёбы).

 

Большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесен Первой мировой и гражданской войнами. Из-за постоянной нехватки средств к 1922/23 учебному году количество школ сократилось до 88 588, а количество учащихся сократилось до 7 322 062 (лишь к 1926 году количество школ возросло до 111 046, а количество учащихся — до 10 219 529). Ситуация усугублялась голодом и разрухой во многих сферах экономики, полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли.

в) становление и развитие высшего образования в СССР.

2 августа 1918 года на основании материалов этого совещания Советом народных комиссаров был издан декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения». Этим документом всем трудящимся предоставлялось право поступления в любой вуз независимо от предыдущего образования. В число слушателей любого вуза мог поступить любой человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и пола без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании какой-либо школы. Плата за обучение в вузах отменялась. Данные правила начали применяться с момента подписания декрета

Вместе с декретом было принято постановление о преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства. При складывании конкурсной ситуации при приеме в вузы преимуществом пользовались студенты из рабочих и бедных крестьян, которым при поступлении выплачивалась повышенная стипендия.

В 1923 году в вузах была введена и сохранялась до 1950-х годов плата за обучение. От платы освобождались военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, стипендиаты, Герои СССР (в том числе полные кавалеры ордена Славы) и Герои Социалистического Труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах.

Быстрое индустриальное развитие СССР требовало больше квалифицированных инженеров. Вместе с увеличением набора в вузы в 1936—1938 годах проводилось упорядочение их организации. Так, были введены единые учебные планы и программы, определена система штатных преподавателей, учреждена (восстановлена) система учёных степеней и званий, создавалась аспирантура. Защита аспирантами кандидатских диссертаций началась с 1934 года, а в 1944 году был создан Всесоюзный фонд диссертационных работ. Т.о., система высшего образования в СССР к этому времени уже сформировалась.

 

 

 

Личное внимание Сталин уделил строительству МГУ. Московский городской комитет КПСС и Моссовет предлагали построить четырёхэтажный городок в районе Внуково, где были широкие поля, исходя из экономических соображений. Президент Академии наук СССР академик С. И. Вавилов и ректор МГУ А. Н. Быстрое индустриальное развитие СССР требовало больше квалифицированных инженеров. Вместе с увеличением набора в вузы в 1936—1938 годах проводилось упорядочение их организации. Так, были введены единые учебные планы и программы, определена система штатных преподавателей, учреждена (восстановлена) система учёных степеней и званий, создавалась аспирантура. Защита аспирантами кандидатских диссертаций началась с 1934 года, а в 1944 году был создан Всесоюзный фонд диссертационных работ. Т.о., система высшего образования в СССР к этому времени уже сформировалась.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.