Цивилизация Нок (IX в. до н. э. – II в. н. э.) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Цивилизация Нок (IX в. до н. э. – II в. н. э.)

2020-08-21 254
Цивилизация Нок (IX в. до н. э. – II в. н. э.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цивилизация Нок возникла в Нигерии и была названа так по деревушке, где впервые были обнаружены те предметы, которые стали её отличительной чертой – терракотовые скульптуры.

Сначала местный рабочий нашёл голову статуэтки и отнёс к себе домой, где не без успеха использовал её в качестве пугала на бататовом поле в течение года. На голову обратил внимание управляющий шахты и купил её. Он привёз голову в город Джос и показал курсанту, увлекавшемуся археологией, который сразу понял значение находки. Он попросил, чтобы все шахтёры сообщали ему о подобных находках, и в результате стал обладателем более чем 150 фрагментов. Среди них не только терракотовые головы, но и фигурки животных, каменные и металлические орудия и много других древних изделий.

Их происхождение неизвестно, однако вполне возможно, что некогда они украшали святилища, могилы или иные священные места. Поиск других скульптур с характерными признаками цивилизации Нок привёл к увеличению археологических раскопок. Расширенные изыскания, проведённые позднее, позволили уточнить границы распространения этой культуры, существовавшей на обширной территории: общая площадь её превышает 300 миль с запада на восток и 200 миль с севера на юг.

Социальная система цивилизации Нок была чрезвычайно продвинутой и относилась к концу неолита (каменного века) и началу железного века. Африка, как известно, практически миновала эпоху бронзового века, сразу же из неолита перейдя к железному веку. Период существования Нок предшествует времени появления централизованной царской власти. В ту эпоху люди жили небольшими этническими группами, которые были разбросаны по обширной территории.

С помощью радиоуглеродного метода удалось определить возраст находок – самые ранние датировались 5-м веком до н. э., самые поздние – примерно 300-м годом н. э. Однако последние исследования, выполненные с помощью термолюминисцентного анализа, показали, что самые древние фигурки – старше 3000 лет, то есть они были сделаны за 900 лет до н. э.

Расцвет культуры Нок приходится на 100-200-е годы нашей эры.

От многих скульптур сохранились только головы. Вообще, история Африки писалась терракотами. Металлические изделия шли на переплавку у охотников за цветным металлом. Деревянные фигурки были добычей огня и термитов. Лишь терракотовые статуи, как сделанные из наименее ценного материала, дошли до наших дней.

У терракоты было ещё одно преимущество – этот материал мог обрабатываться голыми руками, без привлечения технических средств. Ремесленники Нок использовали один и тот же материал – крупнозернистую глину – как для своих гончарных изделий, необходимых в повседневной жизни, так и для изготовления высокохудожественных статуэток. Для столовой посуды глину высушивали на солнце или обжигали в очагах или открытых печах при температуре порядка 300 градусов по Цельсию. Для отдельных произведений они использовали специальные закрытые печи, в которых температура была ещё выше.

Отдельные статуи могли достигать 120 сантиметров в высоту, что предполагает отличный контроль над такой техникой изготовления, как обжиг на открытом воздухе. Многие из статуй были пустотелыми. Анализ показал, что толщина их стенок была единообразной. Скульпторы, заботясь о том, чтобы при обжиге не возникло проблем, удаляли те части, которые были неоднородными и могли взорваться под действием огня.

Отлаженный процесс обжига и контроль за стилистическим единообразием, замеченный в этих работах, позволяет предполагать, что Нок, возможно, могли быть последователями какой-то древней художественной традиции. Свидетельством этого является тот факт, что все находки носят черты зрелого стиля.

Исследованию фигурок Нок положил начало искусствовед Уильям Фэгг. Он писал: «Прежде всего, они поражают удивительным разнообразием форм, которое сочетается с глубоким единством стиля, позволяющим безошибочно отнести их к одной „художественной школе", несмотря на то, что один из фрагментов приближается к тому, что мы бы назвали натуралистическим стилем, в то время как другой удалён от него настолько, что лишь с трудом может быть причислен к изобразительному искусству... причём общие формальные признаки очень просты; прежде всего, это особая трактовка глаз, которая обычно приближается к треугольной или полуциркульной форме, а также носовых и ушных отверстий (иногда также и рта)».

Головы древних фигурок непропорционально огромны: на них приходится от одной трети до половины длины всего тела. Так же в тех краях изображают людей и сегодня: ведь голова – это основное вместилище «ньяма», жизненной силы, и её размеры в Африке традиционно принято преувеличивать.

Вообще, культура Нок имела широкий радиус воздействия, ибо её традиции сохранились и живут в искусстве множества различных племён – от Берега Слоновой Кости до Анголы. Причёски, подобные известным в пластике культуры Нок, можно обнаружить в скульптурах племени балуба в Конго; деформации черепа – у конголезского племени мангбету; форму глаз и рта – в скульптуре йоруба; гротеск – в масках ибибио из южной Нигерии. Танцевальные маски ибов из Нигерии и племени кран с Берега Слоновой Кости относятся к арсеналу демонологических представлений Нок, а знаменитые в этой культуре головы Януса сохранились до сих пор в масках нигерийских племён ибибио и экон.

Нет никаких точных научных обоснований исчезновения Нок, за исключением гипотез о том, что причиной, возможно, послужили неизвестная эпидемия или сильное наводнение. С другой стороны, закат Нок в первом тысячелетии совпадает с возникновением на берегах озера Чад другой культуры, сравнимой по уровню, с которой она поддерживала некое соперничество из-за влажных зон (что объясняет появление оборонительных сооружений в деревнях).

Ифе (XII-XIX вв.)

К югу от саванны буйная растительность делает практически невозможным политический контроль над обширными областями. Существовавшие здесь царства и города-государства – среди них Бенин и Ифе – были небольшими по сравнению со своими северными соседями, но обладали при этом не меньшими богатствами. Их художники создали шедевры, каких ещё не видела Африка.

Ифе – город на юго-западе Нигерии, один из важнейших очагов древней цивилизации в Западной Африке. Ифе был городом-государством народа йоруба. До сих пор йоруба почитают Ифе как свою прародину.

В найденных здесь медных и терракотовых скульптурах, относящихся к более позднему периоду, также обнаруживается много сходства со скульптурой Нок. Создаётся впечатление, что скульпторы творили по одной и той же модели. Одинаковые пропорции фигуры, размеры, одинаковые украшения... А между тем эти скульптуры разделяет во времени целое тысячелетие. Ясно одно: между двумя культурами прослеживается чёткая преемственность.

Открытие в начале XX века в тропической Африке крупнейшим немецким археологом и этнографом Лео Фробениусом скульптуры Ифе (1908) совпало с периодом, когда в Европе укрепилось мнение о том, что африканская классика не выходит за рамки искусства «примитивных народов».

Фробениус впервые услышал об Ифе от матроса-йоруба, который оказался в порту Гамбурга. Матрос рассказал о святилищах, которыми был окружён город. Там люди поклонялись божеству богатства и моря. Йоруба называли его Олокун и очень почитали. Частью ритуала, как узнал Фробениус, было выкапывание «превратившихся в камень» голов предков. Заинтригованный этнограф отправился в Ифе.

Открыв скульптуру Ифе, Фробениус считал, что «нашёл Атлантиду, ту самую Атлантиду, о которой говорит Платон».

Спутники Фробениуса в священных рощах Ифе обнаружили следы высокой материальной культуры многомиллионного народа йоруба. Они натолкнулись на развалины монументального дворца, на высокие ступени остатков лестницы, на ряд скульптурных памятников. И Фробениус характеризует своё впечатление от виденного: «Это был как бы заколдованный замок».

Устные предания об Ифе как о первой священной земле, возникшей из морской пучины и ставшей центром Вселенной, укрепляли мнение о существовании древней цивилизации в этих районах тропической Африки.

Скульптура Ифе оказалась столь необычной, что многие специалисты, уверовавшие в примитивизм африканской пластики, стали в тупик. Одни приписывали её происхождение этрускам, другие – египтянам и даже заезжим европейским мастерам эпохи Возрождения. Но в 1938 году на месте одной из старых резиденций было обнаружено ещё двадцать бронзовых скульптур. Скульптуры ставились, как полагают, на священный алтарь предков. Также остаётся пока загадкой, кого изображали мужские и женские головы; только один бюст отождествляется с они Лафогидо, погребение которого находилось невдалеке от старой резиденции правителя. Находки 1949 и 1953 годов, сделанные в священных рощах Абири и Ивинрии (терракотовая скульптура), а также обнаружение целой бронзовой фигуры в 1957 году в Ита Емо не только расширили представление о стилистическом разнообразии скульптуры Ифе, но со всей очевидностью показали, что о ней следует говорить как об одной из особых форм нигерийской традиционной пластики.

Тщательное исследование преданий народа йоруба привело к заключению, что в начале второго тысячелетия нашей эры небольшая, но обладавшая сильным влиянием группа переселенцев, возможно, с северо-востока, прибыла в Ифе. Они принесли с собой изысканную художественную традицию и мастерство отливки из латуни. Они обучили этому мастерству народ йоруба, который также создавал терракотовые скульптуры. Латунные скульптуры изображают головы, отмеченные спокойным изяществом, и фигуры, похожие на образы богов, которые одеты в состоящие из бус накидки. В руках г боги сжимают магические скипетры.

Переселенцы принесли с собой и идею божественного царства. Созданные на её основе мифы превозносят Ифе как центр мира и место рождения сыновей Одудувы, первого короля Ифе. Правители 16 областей Ифе приходили в священный город для коронации. Паломники стекались в его священные рощи, чтобы обратиться со своими просьбами к богам йоруба.

Некоторые реальные черты этого воспетого древними мифами места были выявлены в ходе серии археологических исследований, начавшихся в 1949 году. Археологи смогли установить расположение зданий Ифе по усыпанным черепками дворам. Разбитая керамика и белая кварцитовая галька образовывали участки правильной формы, обозначая внутренние пространства и проходы, вокруг которых стояли дома. Стены были обмазаны илом, затвердевшим на солнце, а полом являлась плотно утрамбованная земля. Жилища, каждое из которых обладало собственным садом, теснились вокруг дворца в центре Ифе.

Окружавшие Ифе стены образуют несколько колец, что свидетельствует о постоянном росте священного города, который продолжался со времени его основания в середине IX века н. э. до упадка, проявившегося в XVI веке. В самой старой части города рабочие обнаружили тигли, покрытые голубоватой глазурью, и стеклянные шарики, которые были определены как побочный продукт производства бус. Стеклянные бусины и дары леса, вероятно, являлись главной статьёй экспорта Ифе. Получаемая от их продажи прибыль и богатые дары, приносимые в городские святилища, служили поддержкой царскому двору и местному высокому искусству.

В 1972 году британский археолог Питер Гарлейк, сотрудничавший с университетом Ифе, предпринял раскопки, которые впервые предоставили учёным возможность узнать, как в древности использовались эти терракотовые скульптуры. Гарлейк обнаружил залежи черепков и 600-летней давности целый сосуд, основание которого было украшено тремя керамическими головами – одна походила на портрет, две другие имели конусообразную форму, – в построенном из соломы святилище. Святилище было окружено изображениями ритуальных предметов: барабана, кинжала, пары коровьих рогов и перевёрнутого головой вниз трупа человека в корзине.

Всего в нескольких метрах от этого места Гарлейк нашел россыпь железных гвоздей. Их расположение позволило предположить, что здесь стояло давно исчезнувшее деревянное строение. В его центре лежала куча разбитых статуэток из терракоты и фрагменты костей конечностей и туловища человека. Поблизости возвышалась груда из 40 человеческих черепов. Так и осталось непонятным, было ли это свидетельством жертвоприношения. Однако ясно, что в этом месте был проведён какой-то ритуал.

К XV веку богатства и влияние йоруба Ифе начали постепенно уменьшаться под напором конкуренции со стороны лесных государств, которые захватили важные торговые пути и укрепили свою власть. Самым серьёзным из этих соперников был Бенин – город-государство народа эдо, расположенный в 160 километрах к юго-востоку от Ифе. (Земли древнего Бенина целиком лежат в Нигерии и не затрагивают современной территории Республики Бенин.)

Бенин

Расцвет Бенина начался в 1440 году, когда на престол взошёл Эвуаре Великий. Согласно устной традиции эдо, оба (царь) Эвуаре был прямым потомком Одудувы. Как и Одудува, Эвуаре считался богом. Его пристальный взгляд обладал такой мощью, что оба был вынужден носить на лице вуаль из бус, чтобы защитить находящихся рядом с ним людей от этой ужасающей силы. Его помнят как создателя могущественных чар, врачевателя, воина, музыканта и дальновидного правителя. Захватив 201 город и деревню, Эвуаре быстро увеличил богатства Бенина и превратил город-государство в настоящее царство.

Эвуаре приказал обнести свой дворец внушительной внутренней стеной. Она представляла собой земляную насыпь длиной в 11 километров, которую опоясывал ров с водой глубиной 15 метров. В начале 1960-х её раскопал британский археолог Грэхем Коннах. Он установил, что сооружение стены, если оно продолжалось на протяжении пяти сухих сезонов, потребовало бы собрать 1000 рабочих, которые должны были трудиться по 10 часов в сутки семь дней в неделю. Но это был не единственный строительный проект Эвуаре. Он также проложил в городе новые улицы и возвёл девять укреплённых ворот. Последующие раскопки вскрыли даже нечто более впечатляющее: целую сеть сельских стен, от 6400 до 13 000 километров в длину, на строительство которых должно было быть затрачено 150 миллионов человеко-часов и сотни лет работы. Стены, вероятно, служили разграничителями земель, принадлежавших разным деревням и городам.

Стены города располагались вокруг более 100 внутренних двориков, и занимали, по словам голландского путешественника, «столько пространства, сколько город Харлем», а галереи были такими же большими, «как и амстердамская Биржа». Деревянные балки украшали отлитые из латуни таблички с изображениями сцен военных подвигов и церемониальной жизни. В центре двориков размещались богато декорированные алтари, на которых стояли бронзовые головы, окружённые резными бивнями слонов. Здесь оба и его приближённые справляли обряды, призванные поддерживать гармонические отношения между предками бенинцев и царством духов. Некоторые украшали бронзовые головы коралловыми бусами и окунали их в чаши с кровью принесённых в жертву людей. Только при помощи таких мер, как считали эдо, они могли обеспечить процветание государства.

Всего через 13 лет после смерти Эвуаре, в 1473 году, рассказы о богатстве Бенина привели португальских торговцев к воротам города. Вскоре за ними последовали англичане, голландцы и флорентийцы. Все они прибыли в Бенин в поисках перца, золота, слоновой кости и рабов. Прельщённые экзотическими товарами, разложенными перед ними, – бархатом, огнестрельным оружием, цукатами, сёдлами, зеркалами – эдо вскоре наладили торговые связи с европейцами. Согласно запискам голландского купца, посланцы обы являлись в порт «великолепно одетые, украшенные ожерельями из яшмы или кораллов».

Поприветствовав европейских купцов и подарив им сладких фруктов из рощ обы, эдо начинали торговаться. Этот торг мог длиться долго – «иногда целыми месяцами». Практичность торговцев эдо побудила британского купца Ричарда Эдена написать в 1590 году: «Они очень осторожно ведут торг и не теряют даже крупицы золота. Они используют весы и меры и очень осмотрительны в их выборе». Сообразительность эдо приносила им фантастические барыши. В XVI веке, в эпоху подъёма царства, город Бенин мог вмещать в себя 60 000 жителей, которые, как говорили, приветствовали друг друга словами: "Хвала Господу за то богатство, которое он мне дал"».

Нигде это богатство не бросалось в глаза так сильно, как во дворце оба. Дворец представлял собой лабиринт комнат и галерей.

«Тот, кто хочет преуспеть в жизни, не должен слушать птицу, которая пророчит беду». Так сказал правивший в Бенине в XVI веке оба Эсиги, когда ибис предсказал ему поражение в войне с народом игала. Он убил этого ибиса и разгромил игала. Это была смелость со стороны обы Бенина и событие, достойное того, чтобы его запечатлели на настенных пластинах.

Со времени правления Эсиги цари Бенина стали создавать небольшие латунные таблички (размером они были 30 на 15 сантиметров), чтобы отметить важнейшие события и традиции из прошлого царской власти города-государства. Царь редко появлялся перед народом – только во время военного похода или религиозных церемоний, – и подобные украшения были единственным способом постоянно демонстрировать народу его всемогущий образ. Благодаря царской опеке Бенин стал в Западной Африке главным центром латунного литья. При этом использовались цинк и медь, которые доставлялись в Бенин в XVI и XVII веках португальскими купцами. Идея создания прямоугольных табличек с рельефным изображением, столь редких для африканского искусства, могла быть навеяна иллюстрациями из книг, которые привозили европейцы.

 
Маска из слоновой кости, XVI в. (Бенин)

Приколоченные к деревянным колоннам, поддерживающим крышу царского дворца, таблички провозглашали царскую власть над смертью, войной и природой. Однако к лесному царству уже приближалась более мощная сила, чем абсолютный монарх Бенина. К концу XVIII века подобного рода обращения к богам, похоже, утратили свою эффективность. Те самые богачи, которые подняли Бенин на вершину процветания, теперь толкали страну к краху. Против прочного единства государства выступили царьки небольших областей, вооружённые европейским огнестрельным оружием, которые стремились захватить контроль над большей частью региональной торговли. По мере погружения страны в хаос оба и его свита всё глубже забирались в хитросплетения дворцовых покоев, избегая контактов с европейцами и отступниками.

За одно столетие Бенин, бывший некогда обширным государством, в состав которого входило множество мелких лесных царств к западу от Нигера, сократился в размерах настолько, что не выходил уже за пределы окрестностей города Бенин. Последний, сокрушительный удар был нанесён не мятежниками, а чужеземцами, которые некогда поддерживали с Бенином взаимовыгодные отношения.

Британцы предприняли несколько попыток повлиять на обу, чтобы тот возобновил торговлю с европейцами. Когда эти попытки провалились, британский консул без приглашения отправился во дворец. Без ведома обы два вождя эдо устроили засаду на консула и его свиту. В результате нападения были убиты семь из девяти европейцев и большинство из двухсот африканцев. В ужасе перед грядущими репрессиями оба предпринял массовые ритуальные убийства, принеся в жертву сотни людей, надеясь тем самым отвести угрозу от города.

В 1897 году британская карательная экспедиция вошла в Бенин. Впервые враг оказался на улицах города. К этому времени таблички уже не выставлялись напоказ, а хранились в дворцовой кладовой. Сотни рельефов были увезены победителями за море в качестве военных трофеев.

Англичане вывезли из дворца около 2000 бесценных произведений искусства Бенина. Один из участников карательной экспедиции несколькими годами позже в своих записках превозносил красоту этих предметов, некоторые из которых, как он определил, были изготовлены в XVI веке.

Предметы, вывезенные в Британию в качестве военных трофеев, были проданы с аукциона, чтобы покрыть расходы на этот поход и выплатить пенсии его участникам и семьям погибших. Оба был отправлен в ссылку. После его смерти в 1914 году британцы вернули в Бенин его сына и объявили его новым оба. Ему были возвращены коралловые бусы, которые носили все его предшественники как знак царской власти. В качестве одной из мер по восстановлению дворца оба заказал новые латунные пластинки и предметы из слоновой кости вместо тех, которые были вывезены англичанами, и приказал прикрепить их к алтарям, чтобы вновь можно было проводить древние ритуалы.

Бенин был последним великим царством африканских лесов, сохранившим свою независимость. Западная Африка была поделена ведущими европейскими державами той эпохи. При этом новые границы не имели ничего общего с исторически сложившимися. Старые враги могли оказаться под управлением одной и той же колониальной администрации, в то время как единые этнические группы – оказаться разделёнными границей на две части. Эта печальная эпоха иноземного владычества закончилась во второй половине XX века, когда африканские государства, по-прежнему имеющие установленные колонизаторами границы, начали добиваться независимости, получая её в одних случаях мирным путём, в других – после долгой и кровопролитной борьбы.

 

Дагомея

Дагомея – централизованное государство с глубоко укоренённым и священным культом короля. Дагомея была основана в XVII веке и просуществовала до XIX века, когда была завоёвана французскими солдатами из Сенегала и присоединена к Французской Западной Африке.

Столица Абомей, что в переводе означает «город за стенами», возникла в XVII веке.

Всё в стране принадлежало непосредственно королю, который взимал налоги. Власть короля, как и других монархов стран Африки, была почти абсолютной. Предкам королевского рода приносились человеческие жертвы – ежегодно по 500 человек. Считалось, что убиенные на том свете будут рассказывать предкам о том, какие дела вершит государь. Когда же умирал царь, то в жертву единовременно приносилось от 4 до 10 тысяч человек. Смерть за царя считалась очень почётной.

У Николая Гумилёва, четырежды побывавшего в Африке, даже есть стихотворение, названное «Дагомея».

Царъ сказал своему полководцу: «Могучий,
Ты высок, точно слон дагомейских лесов,
Но ты всё-таки ниже торжественной кучи
Отсечённых тобой человечьих голов.

И, как доблесть твоя, о испытанный воин,
Так и милость моя не имеет конца.
Видишь солнце над морем?
Ступай! Ты достоин
Быть слугой моего золотого отца».

Барабаны забили, защёлкали бубны,
Преклонённые люди завыли вокруг,
Амазонки запели протяжно, и трубный
Прокатился по морю от берега звук.

Полководец царю поклонился в молчаньи
И с утеса в бурливую воду прыгнул,
И тонул он в воде, а казалось, в сияньи
Золотого закатного солнца тонул.

Оглушали его барабаны и клики,
Ослепляли солёные брызги волны,
Он исчез. И блестело лицо у владыки,
Точно чёрное солнце подземной страны.

 

Рассказывают историю о строительстве знаменитых дворцов, которые включены в список ЮНЕСКО. Однажды королю Акаба надо было построить дом. Тогда он обратился к вождю, которого звали Дан, с просьбой уступить ему вполне реальный участок земли для строительства дома. Дан сказал: «Ещё немного, и ты начнешь строить у меня на животе». Король запомнил это и при первом удобном случае убил Дана, закопал в землю и построил дворец. Вот и получилось, что король, действительно, построил «дом на животе Дана», на языке фон – «данхоме». Отсюда якобы пошло название «Дагомея», что значит «дом на животе Дана». Комплекс расположился на площади около 40 гектаров. Там свои резиденции возводили и другие цари, создав уникальный комплекс.

Другой царь – Агаджа сформировал из женщин целую военное подразделение численностью в несколько тысяч. 40 женщин, вооружённых мушкетами и дротиками, постоянно дежурили на территории дворца.

В комплексе, рядом с дворцом одного из королей, сохранился Зал собраний короля Глеле с трёхуровневыми барельефами.

Экономика Дагомеи существовала за счет работорговли. Продавая европейцам рабов для Америки, короли Дагомеи закупали ружья и другое огнестрельное оружие, с помощью которого проводили политику экспансии. В эпоху правления короля Агаджи с 1708 по 1732 год Дагомея сумела завоевать Алладу, из которой происходила её правящая элита, получив прямой доступ к побережью. Однако соседнее государство Ойо, являвшееся главным конкурентом в торговле рабами, так и не было завоёвано, и само сумело навязать Дагомее обязанность платить ему дань.

Несмотря на это Дагомея сохранила независимость и продолжала расширять свои владения благодаря торговле рабами, а позднее и торговле пальмовым маслом с плантаций. Король и дальше владел монополией на всю страну и всю торговлю.

Окончательно Дагомея была завоёвана в 1894 году французскими войсками, преимущественно состоявшими из солдат африканского происхождения.

Однако в среде высшего дагомейского общества оформилось тайное «Общество леопардов». Члены его на щеках носили знаки «агассу», «когти леопарда», небольшие шрамики. Между каждым членом «Общества леопардов» и настоящим леопардом устанавливалась «кровная связь». Избранные члены будто бы могли принимать облик леопарда для того, чтобы безнаказанно убивать неугодных. Члены общества приносили клятву под названием «пакт крови». Они выпивали из человеческого черепа особый напиток, в который, надрезав предплечье, сцеживали несколько капель своей крови. Наиболее громко «леопарды» заявили о себе в 1945-1947 годах в соседней с Бенином Нигерии. Там нашли 80 тел с перерезанным горлом. В убийствах обвинили «леопардов». Полиция арестовала сотни людей, 18 из них были повешены. С тех пор о тайном обществе никто ничего не слышал. Но это не значит, что его нет.

 

Царство Бамум (1394-1884)

Государство доколониального периода в Западной Африке (ныне северо-западная часть Камеруна). Должность царя (султана) Бамум существует и в настоящее время, однако носит чисто церемониальный характер. Султан Ибрагим Нджойя известен как реформатор-изобретатель и лингвист, создатель оригинальной письменности бамум, которая за время своего существования прошла этапы от идеографии до слогового письма.

Племя мбум, наряду с несколькими другими племенами, возводит родословную своих правителей к племени тикар с Камерунского нагорья. Королевство Бамум было основано переселенцами из королевской династии Тикар, правившей в средневековом государстве Нсав. Королём-основателем Бамум («фон» или «мфон») был Нчаре, завоеватель, победивший, по легендам, восемнадцать правителей. Король Нчаре основал столицу Фумбан, которая тогда называлась Мфомбен. Эта первая группа тикарских переселенцев приняла язык и обычаи своих новых подданных из племени мбум. Позднее все новые племена, попадавшие под их власть, также принимали название мбум.

О ранней культуре Бамум известно мало. Первоначально языком царства Бабум был язык племени тикар, однако довольно скоро в царстве стал преобладать язык завоёванного племени мбен. Хозяйство было в основном сельским, рабство не имело большого распространения. Царство Бамум торговало с соседними народами, импортировало соль, железо, бусы, хлопковые товары и медные изделия.

В начале ХХ века в столице султаната Бамум, Фумбане, процветало изобразительное искусство. В правление Нджойи постоянно пополнялись шесть колодцев, наполненных красками. Мбум также импортировали у народа хауса окрашенные в цвет индиго ткани для королевской одежды.

В XVIII веке царство Бамум столкнулось с угрозой вторжения с севера со стороны племён фулани и чамба. К концу XVIII века население Бамум составляло 10-12 тысяч человек. Царство не расширялось вплоть до прихода к власти Мбум Мбуэмбуэ в начале XIX века. Он был первым правителем, которому удалось расширить Бамум. Он также получил известность благодаря тому, что отразил нападения фулани и укрепил столицу, соорудив вокруг неё ров.

Царство Бамум добровольно вошло в состав Германского Камеруна в 1884 году, при правлении Мфон Нсангу. В это время Бамум вёл войну против племени нсо. К концу конфликта царь был убит, а его голова захвачена нсо. Лишь позднее, при содействии немцев, его наследник Нджойя сумел получить голову султана (голова покойного вождя играла ритуальную роль).

В 1918 году колониальные владения Германии в Африке были разделены между Францией и Великобританией. Султанат Бамум попал под власть французов, которые недружественно отнеслись к Нджойя. В 1923 году он был изгнан, а созданная им письменность запрещена.

 

ЮЖНАЯ АФРИКА


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.