По материалам Б. Дэвидсона, Ю.В. Потёмкина, Л. Рубинштейна, У.Ф. Эменка — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

По материалам Б. Дэвидсона, Ю.В. Потёмкина, Л. Рубинштейна, У.Ф. Эменка

2020-08-21 257
По материалам Б. Дэвидсона, Ю.В. Потёмкина, Л. Рубинштейна, У.Ф. Эменка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДРЕВНИЕ ЦАРСТВА

ВОСТОЧНАЯ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АФРИКА

Нубийские царства

Всё, что известно нам о Нубии, скудно и отрывочно изложено в египетских и греческих источниках (греки называли Нубией или Эфиопией Куш). По сей день остаётся загадкой этническая принадлежность древних кушитов. На дошедших до наших дней портретах кушитских царей те имеют явные негроидные черты.

Историю Нубии начали изучать в XX веке, когда она насчитывала уже не одно тысячелетие. О Нубии писал ещё великий Гомер, говоря, что населявшие её люди были любимцами богов. Обитатели Олимпа спускались к ним, чтобы участвовать в их пирах и принимать от них жертвы.

Нубийцы обслуживали путь, связывающий Северную Африку, в частности Египет, с тропическими областями Африки, богатыми природными ресурсами – золотом, другими драгоценными металлами, слоновой костью, аметистами и чёрным деревом, ладаном, страусиными яйцами и перьями, дикими животными и их шкурами. Эта связь осуществлялась благодаря Нилу, который для народов Африки, как Волга для России, даже в большей степени, был и батюшкой, и матушкой.

Он начинался от Великого Восточно-африканского разлома и проходил путь длиной в 6671 километр до Средиземного моря. На этом пути он преодолевал шесть порогов в местах, где песчаное ложе реки сменялось на каменные ущелья. Эти пороги были долгое время границами государств, с которыми имел отношения, дружил, воевал Египет. Так, первый и второй пороги являлись границей Нижней Нубии. Тысячу лет, после возвышения династического Египта, второй порог являлся непреодолимым барьером на пути армий, которые фараоны посылали на завоевание новых земель.

Около 3000 года до н. э. Египет эпохи Древнего царства победил Нубию. Урон был таков, что на протяжении нескольких сотен лет земля точно вымерла, но потихоньку, около 2300 года до н. э., Нубия вновь возродилась, что связано с ослаблением Древнего царства. Затем история повторилась в эпоху Среднего царства.

С захватом Египта гиксосами Нижняя Нубия была заброшена, чем воспользовались соседи из Кермы – поселения в районе современного Судана. Из скромного посёлка, появившегося в конце четвёртого тысячелетия до н. э., ко времени своего расцвета в начале XVI века до н. э. Керма превратилась в обнесённый стенами город, площадь которого достигала 10 гектаров, а население – 2000 человек. Раскопки городища и некрополя Кермы рисуют картину развитого общества: мощный градостроительный комплекс, многоплановые архитектурные сооружения религиозного центра, жилые кварталы, возведённые из обожжённого кирпича, большие зернохранилища, ограда, которая проходила вокруг центра города. Городище Кермы с полным основанием можно считать уникальным для всей Нубии.

Египет оказывал мощное влияние на нубийскую культуру, что позволило европейским исследователям, появившимся здесь в 1820-х годах, говорить о египетском происхождении всех великих памятников, созданных нубийцами. Заблуждение это, невзирая на материалы всё увеличивающегося числа археологических раскопок, удалось преодолеть лишь в 1960-е годы.

Военная сила Египта доминировала в Нижней Нубии на протяжении многих веков. Но, несмотря на постоянные трения и частые конфликты, нубийцы явно благоговели перед многими обычаями своих соседей. Даже в период наибольшего могущества Нубии, когда царство Куш подчинило своей власти Египет и установило собственную династию фараонов, просуществовавшую 60 лет, их правители подражали в одежде и манерах своим египетским предшественникам.

Несмотря на это, Нубия имела свою самобытную культуру. В первую очередь, отличались захоронения. Одним из первых археологов, работавших в Нубии, был Райднер, который в своей книге «Раскопки в Керме», вышедшей в 1923 году, попытался восстановить картину происходящего в гробнице во время погребальной церемонии: «Они проследовали не в почтительном молчании, как принято у нас, а со всеми теми завываниями и воплями, которые характерны для обитателей нильской долины». После того, как ложе с телом устанавливается внутри камеры, «двери покоев закрываются и опечатываются. Жрецы и чиновники уходят. Женщины и слуги располагаются в примыкающем к камере узком коридоре. Все причитания и движения прекращаются. Подаётся сигнал. Люди, собранные для погребального пиршества, разбрасывают землю из своих корзин на неподвижные, но живые жертвы, лежащие на полу, а затем бросаются из помещения за новой порцией земли».

В каждом холме находилась погребальная камера, которая по своим размерам превосходила погребальные камеры великих пирамид. В камере на анагрибе – ложе на четырёх ножках, сделанном из переплетённых верёвок или пальмовых волокон, натянутых на деревянный каркас, которое было характерно для кушитских погребений, – лежало тело человека, занимавшего высокую должность. Ложе было усыпано золотом и окружено изящно выполненными предметами из бронзы, слоновой кости и фаянса.

Но эта картина мира и покоя резко контрастирует с тем, что можно увидеть внутри холмов помимо этого. В коридорах с кирпичными стенами, примыкающих к погребальной камере, лежат скрюченные тела мужчин, женщин и детей. В одной из гробниц Райзнер насчитал 322 жертвы – самое большое в мире количество человеческих жертв, когда-либо найденное в одном погребении. По положению тел он заключил, что люди были похоронены живыми...

Между третьим и четвёртым порогами лежала широкая, обильно орошаемая водой долина с хорошо обрабатываемой почвой. Она являлась сердцем древнего Кушанского царства. Исследователи иногда говорят, что это – известная в эпоху Древнего царства земля Иам, куда отправлялись экспедиции египетских фараонов за редкостями. Но в то время как Иам имел с Египтом дружественные торговые связи, к Кушу египтяне относились со страхом и презрением. Небольшие глиняные таблички, найденные в некоторых крепостях Среднего царства, содержат слова «Куш» или «правитель Куша». Каждая такая табличка была преднамеренно разбита. Видимо, таким образом египтяне пытались при помощи магии ослабить это южное царство.

Большая часть тех знаний, которыми мы располагаем о жизни кушитских царей в Египте, почерпнута из иероглифических надписей, обнаруженных в руинах, окружающих Джебель-Баркал – холм с плоской вершиной, возвышающийся над Нубийской равниной около Напаты. Немало текстов было найдено и в царских некрополях около Эль Курру и Нури, расположенных от Напаты в нескольких километрах. Здесь в небольших каменных пирамидах погребены фараоны XXV династии, а также их жёны и поколения кушитских правителей последующих эпох. Эти сооружения долгое время ставили археологов в тупик, так как казались слишком прочными, и исследователи не могли найти способа проникнуть в них. Напата, с её святилищами культа Амона, царскими некрополями и священной горой Джебель-Баркал, сохраняла своё значение в качестве кушитского ритуального центра на протяжении 400 лет после падения XXV династии.

В 24 году до н. э. при царице Аманирене кушиты потерпели поражение от римских легионов, во главе которых стоял префект Египта Гай Петроний. Римляне захватили Напату и разрушили её до основания, а жителей обратили в рабство. После разгрома Напаты политическая жизнь царства окончательно переместилась на юг, в Мероэ, и потому история трёх последних веков существования Куша совершенно неизвестна. Археологические данные свидетельствуют о том, что государство постепенно приходило в упадок. Отчасти это было вызвано смещением торговых путей с Нила на Красное море. Однако значительно в большей степени виной тому стало изменение климата, который стал суше. Резко сократилось количество осадков, пески наступали на поля и города кушитов, сельское хозяйство быстро деградировало. Население покидало города.

Ослаблением царства сейчас же воспользовались внешние враги. Участились набеги кочевников-блемингов, обитавших в Восточной пустыне. В конце III века они завоевали Северную Нубию и окончательно отрезали Куш от Средиземноморья. В начале IV в. Куш подвергся нашествию южных негроидных племён, известных в истории под именем «чёрных ноба». Но смертельный удар древнему царству был нанесён молодым государством Аксум, которое сложилось в I в. на берегу Красного моря.

Мероэ

О Мероэ упоминали многие писатели древности. Геродот (V в. до н. э.), посетивший не одно государство, не был в Мероэ, но дошёл до местности, где расположен Асуан, и слышал, что в 60 днях пути к югу расположена страна сказочных богатств. Ему говорили, что в этой стране живут гиганты, «самые высокие и сильные во всём мире», которые обладают такими огромными богатствами, что хоронят своих покойников в хрустальных гробах и заковывают пленников в цепи из золота.

Мероэ лежал в местности, протянувшейся севернее Кушанского царства почти до пятого порога, в излучине Шенди – на пересечении важнейших торговых путей, которые сходились к Нилу. Да и сам Нил в этом месте уже становился судоходным вплоть до южных областей Судана. Из Мероэ караванные тропы вели через пустыню и степи вглубь Африки, к возвышенностям Абиссинии, к Красному морю или вниз по течению Нила в Египет. Такое положение давало экономике страны большое преимущество.

В Мероэ, как и в Древнем Египте, поклонялись богу солнца Амону. По свидетельству другого греческого историка, Диодора Сицилийского, священники считали себя посланцами бога на земле. Амон через говорящую статую сообщал им свои божественные желания. Жрецы Амона приобрели невероятную власть: были случаи, когда цари совершали самоубийства «по приказу Амона». Однако на всякого мудреца довольно простоты. Рассказывают, как мероитский царь ранней эпохи Эргамен бросил вызов давней традиции. Вместо того, чтобы самому броситься на меч, «он наколол на него жрецов» и «таким образом заставил события подчиняться своей воле».

Около 200 года до н. э. развитое и богатое мероитское общество разработало собственную письменность. Однако мероитские тексты, несмотря на прилагавшиеся на протяжении ста лет учёными титанические усилия, до сих пор остались непереведёнными (хотя фонетическое значение большинства из 23 алфавитных знаков удалось выяснить). Известно, что в III веке при мероитском дворе трудились греческие учёные, а некоторые монархи обучались в Греции.

Начиная с XX века в Мероэ работало много археологических экспедиций. В результате этих раскопок удалось приблизительно восстановить общий вид города: «Внутри стен города до сих пор сохранились остатки каменных стен дворца, государственных зданий, небольших храмов и царской купальни. Вне стен располагались многочисленные храмы и дома, демонстрирующие большое разнообразие стилей и размеров. Некоторые кирпичные дома, по-видимому, жилища зажиточных горожан, были весьма прочными и просторными, иногда в два или три этажа. Их комнаты имели сводчатые потолки, а стены внутренних помещений были выкрашены в жёлтый цвет или побелены. Другие жилища были более низкими, их стены тоньше, а комнаты располагались без всякого плана. Они так тесно жались друг к другу, что археологам иногда трудно определить, где кончается один дом и начинается другой».

В двух или трёх милях от города с начала III века до н. э. по IV век н. э. на двух возвышающихся над пустыней горных грядах возводили пирамиды царей и цариц Мероэ. Эти памятники являются основным источником информации о правителях царства Мероэ. Надписи сообщили археологам имена многих монархов, а также некоторые подробности царствования отдельных правителей, таких как царь Натакамани и царица Аманиторе, которые, возможно, занимали трон Мероэ в I веке н. э. Царственная чета уделяла немало внимания восстановлению старых храмов и строительству новых.

В середине IV века царь Аксума Эзан завоевал Мероэ. Обстоятельства и подробности этой войны неизвестны.

Царство Диамат (Д'мт)

Это царство находилось на территории современной Эритреи и северной Эфиопии в VIII и VII веках до н. э.

В царстве использовались оросительные системы, плуги, выращивалось просо, изготавливались железные орудия труда и оружие.

Сохранился ряд надписей времён этого царства. Поскольку археологические раскопки практически не проводились, неизвестно, исчезло ли царство Диамат ещё до возникновения Аксума, трансформировалось ли оно в Аксумское государство или было одним из более мелких государств, объединившихся в составе Аксумского царства, возможно, примерно в начале нашей эры.

Столицей царства была Йеха. Город Йеха был построен, по некоторым данным, около 800 до н. э. Город просуществовал 300 лет и пал в 500 году до н. э. Его сменил Аксум. Это произошло во времена правления королевы Шебы (известной как царица Савская, в эфиопских легендах – Македа). Впрочем, некоторые археологи считают Йеху крупным ритуальным центром, а не столицей.

Здесь появился язык геэз, древний семитский язык, на котором говорили в северной Эфиопии и в Эритрее в древние времена.

После падения царства в V веке до н. э. оно распалось на более мелкие государства-преемники, и это продолжалось до подъёма одного из этих царств, Аксумского.

Султанат Адал (XII-XVI вв.)

Средневековая история северо-восточной Африки в значительной степени отражает противостояние христианской Эфиопии и её исламского окружения. После завоевания мусульманами Египта в 642 году и прекращения во второй половине XIII века Крестовых походов на Ближнем Востоке Эфиопия оказалась полностью отрезанной от прочего христианского мира, и в первую очередь от своего старинного естественного союзника – Византии. К XVI столетию закончилась исламизация территории нынешнего Судана. Ислам ещё раньше распространился в прибрежных районах Эритреи и Сомали.

Султанат Адал – мусульманское государство на востоке Африки, в районе Африканского рога, было основано в XII столетии народами афар и сомали и просуществовало до середины XVI столетия.

В XIII веке на побережье Сомали возник султанат Ифат; с 1285 года он расширялся в западном направлении, вплоть до восточной части высокогорья в Шоа. Примерно в это же время в Эфиопии происходила ожесточённая борьба за власть. В 1270 году правившая Эфиопией иудейская династия Загве, происходившая из народности фалаша (часть агау), была свергнута сторонниками правившей в западном Шоа Соломоновой династии. В 1320-1344 император Амда Сийон разгромил и опустошил несколько исламских султанатов и эмиратов, однако Ифат отчаянно сопротивлялся его натиску. Наследник Амда Сийона, император Давид I, совершил в 1381 году успешный поход на Египет. В 1386 был разгромлен и погиб султан Ифата Хаквадин I. Та же судьба постигла и правившего после него султана Саад ад-Дина; столица султаната город Зейла (близ нынешнего города Джибути) была разрушена императором Исааком.

На месте павшего Ифата на побережье Аденского залива был основан султанат Адал со столицей в Даккере близ Харэра. Территория Адала охватывала всю нынешнюю Эритрею, северное Сомали и Джибути, а также эфиопские регионы Афар, Данакиль, Харэр и Огаден, в которых и поныне живёт преимущественно мусульманское население. В 1516 году эфиопская армия под командованием императора Давида II разбила и войска Адала, а его султан Махфуз погиб.

Новое развитие история Адала получила после того, как военачальник и зять покойного Махфуза, Ахмад ибн Ибрагим ал-Гази по прозвищу Левша, в 1520 году сверг султана Абу Бакра и занял его трон. Он объединил под своей властью мусульман-кочевников племён оромо, сомали и афаров и в 1527 году объявил христианам джихад. К его войску также присоединились иудеи-фалаша. В битве при Шимба-Каре мусульманское войско из 12 000 человек пехоты и 600 всадников, потеряв 5000 убитыми, разгромило эфиопское войско из 200 000 пехотинцев и 16 000 всадников (по явно преувеличенным данным). Получив помощь турецких войск, Ахмад ибн Ибрагим предпринял несколько походов и к 1533 году захватил почти всю Эфиопию. Не занятыми врагом оказались лишь земли Эфиопского высокогорья. Страна была опустошена кочевниками, христианские святыни разрушены. Император Давид II бежал и скончался в 1540 году, наследник престола был пленён, а вдова императора осаждена в столице.

Лишь с помощью португальских союзников Эфиопия смогла отбить этот натиск и изгнать захватчиков. В 1538 году турки взяли Аден, однако прибывшая в 1541 году к берегам восточной Африки португальская эскадра под командованием сына Васко да Гамы Христофора блокировала турок, бомбардировала Зейлу и Могадишо и затем высадила в помощь эфиопским войскам отряд вооружённых огнестрельным оружием солдат численностью в 400 человек. Султан Ахмад ибн Ибрагим погиб в сражении при озере Тана. В 1559 году в столице султаната был убит наследник Ахмада, Баракат. Новый султан, племянник Ахмада, Нур ибн Муджахид, сперва сумел остановить наступление эфиопов и португальцев (в борьбе с ним даже погиб император Клавдий), однако в конце концов в 1567 был разгромлен, так же как и его наследник Мохаммед ибн Наср, павший в 1576 году. После этих поражений мусульман в эфиопскую область Тиграи дважды, в 1578 и в 1589 годах, вторгались из захваченного ими ещё в 1557 году порта Массауа турецкие войска, но оба раза были отбиты с большими потерями среди нападавших. На территории развалившегося султаната Адал возникает новый султанат Харар, населённый преимущественно племенами афар и оромо. Район Зейлы подпадает под влияние Турции, образовавшей на африканском побережье от северной Эритреи и до оконечности Африканского рога к 1578 году свою провинцию Хабеш (турецкое обозначение Эфиопии).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА

Багирми (1522-1897)

Исламский султанат, существовавший в Центральной Африке с XVI по конец XIX века к юго-востоку от озера Чад. Столицей его был город Массения.

Первым правителем (мбангом) султаната был Бирни Бессе. При Абдулле IV (1568-1608) ислам был принят в качестве государственной религии.

До XVII века Багирми находился в даннической зависимости от Борно. В период независимости в XVIII веке оно достигло расцвета, установив политический контроль над небольшими близлежащими политическими структурами и заключив альянс с кочевыми объединениями. Но уже в 1871 году Багирми был завоёван султаном Вадаи. Спасаясь от экспансии Вадаи, в 1893 году султан Багирми Абд-ар-Рахман Гваранга обратился к Франции с просьбой о защите. Однако уже в следующем, 1894 году столица была захвачена и разграблена войсками Рабеха вад Фадлуллаха, бывшего раба египетского паши Аль-Зубаяр Рамы.

В 1894 году территория султаната была разделена между Францией и Германией, а в 1911-м Германия передала свою долю Франции.

Сегодня султанат Багирми со столицей Массения интегрирован в государственную систему Чада. Титулмбанга существует и по сей день.

 

ЗАПАДНАЯ АФРИКА

Древняя Гана (330-1076 гг.)

В саванне объединение государств породило обширные торговые империи: Гана, Мали, Сонгай.

Эти империи были деспотическими. Они устраняли более древнюю местную власть, однако, несмотря на это, в современных песнях и преданиях народов Западной Африки до сих пор сохраняется память о блеске и богатстве этих империй. Управляемые царями, империи саванны поражали арабских и европейских путешественников множеством городов. Уровень жизни, который они измеряли количеством товаров и безопасностью, не уступал любой стране мира эпохи средневековья. К 1500 году золото, слоновая кость и рабы, поступавшие из империи, превратились в крайне необходимые товары, оказывающие влияние как на арабскую Северную Африку, так и на Западную Европу.

Древняя Гана располагалась на месте современных Сенегала и Мавритании. Империя Гана была основана народом сонинке на базе более древнего государственного образования.

Несмотря на громадные золотые разработки, благосостояние её основывалось не на использовании природных богатств страны, а на таможенных сборах с караванной торговли. Через Сахару везли золото, медь, соль и рабов. По караванным путям переправляли слоновую кость, орехи кола, страусовые перья, кожи и некоторые предметы роскоши. Самыми важными среди этих товаров и почти равными по стоимости были золото, которое везли из Западного Судана в страны Средиземноморья, и соль, которую везли с севера на юг.

Пошлины, которые платили царю Ганы, включали в себя: золотой динар с каждого осла с вьюком соли, ввозимой в страну; два золотых динара с каждого вьюка соли, вывозимого из страны; пять мискалей с каждого ввозимого груза меди.

Торговля золотом осуществлялась в результате «немого обмена», установленного скупщиками: обмениваемые товары, то есть золото и предметы, необходимые золотоискателям, и прежде всего соль, переходили от владельца к владельцу, и при этом они не видели друг друга. Товарообмен происходил на открытых лесных полянах, куда одна сторона приносила свои товары, а затем скрывалась в лесу, в то время как другая сторона приходила смотреть, что оставлено на поляне, и в свою очередь оставляла там товары соответствующей стоимости. Если обе стороны оказывались довольны предложенным, сделка завершалась.

Арабские путешественники много писали о Гане, однако наиболее подробные сведения собраны в «Книге путей и государств» (1067) Абу Убейд аль-Бакри. В ней мавританский учёный так описывал столицу Ганы: «Гана – большой город, который состоит из двух частей. Одна из них, расположенная на равнине, – мусульманский город, где живут арабские и берберские купцы, знатоки закона факихи и всё остальное цивилизованное общество. В этой части имеется 12 мечетей на казённом содержании». Вторая половина Ганы, в которой жили африканцы-анимисты и располагался царский дворец, находилась в 9,5 км от мусульманской части города. Эту половину арабы называли аль-Габа (роща, лес), поскольку её окружал священный лес анимистов. В отличие от мусульманской части города, здесь не было каменных домов. Согласно хроникам, анимизм и ислам существовали в Гане в полном согласии. Чёрные цари позволяли мусульманам вести среди негров проповедь ислама и оплачивали их услуги придворным кругам. Но были здесь и определённые ограничения: мусульманам запрещалось ходить в священный лес, где жили священные змеи. Нарушителя ждала смерть.

Исследователи устной традиции сообщают, что в Кумби не было деревьев, кроме находящихся вокруг священного колодца Бида неподалеку от царского дворца. Город раскинулся так широко, что из конца конец надо было ехать верхом целый день, а идти пешком – неделю.

Во главе государства стоял обожествляемый правитель – тунка или «кайа маган» («властитель золота»). Его приближённые (военная знать) включали в себя: воинов, имевших репутацию непобедимых (суба); кагоро, что значит «уничтожающие деревни» – элитарные части войска царя, которые набирались из кланов Дан тиохо, Магасса, Камара и Фофана, и магаси – царскую конную гвардию, которая сопровождала его во всех передвижениях. По свидетельству аль-Бакри, царь Ганы мог собрать войско более чем в 200 тысяч воинов, из них 40 тысяч лучников.

Про правителя Ганы аль-Бакри писал: «Царь украшал себя подобно женщине, надевая ожерелья на шею и браслеты на запястья. Когда он восседал перед народом, на нём был высокий головной убор, украшенный золотом и обернутый тюрбаном из тонкой ткани».

Простой народ делился на малые группы в зависимости от рода занятий. Кроме негров, в стране жило некоторое число мусульман – арабов и берберов. Они обычно служили царскими чиновниками, которые надзирали за экономикой государства, сбором налогов и пошлин.

«Когда царь даёт аудиенцию своему народу, – писал аль-Бакри, – чтобы выслушать его жалобы и восстановить справедливость, он восседает в павильоне, вокруг которого стоят 10 лошадей с украшенной золотом сбруей. Позади царя стоят 10 пажей со щитами и инкрустированными золотом мечами. По правую руку от него стоят сыновья князей его империи, в роскошных одеждах и с золотыми украшениями в волосах. Двери павильона охраняют собаки особой породы, с которыми царь никогда не расстаётся. Они носят ошейники из золота».

Хронист Махмуд Кати, ведущий своё происхождение из племени сонинке, которое господствовало в стране во времена процветания Ганы, начал в 1519 году собирать материал для труда, повествующего о государстве его предков. В этом сочинении – «Тарих ал-Фатташ», что означает «История ищущего», – рассказывается об аудиенции царя Ганы примерно так же, как у аль-Бакри. Согласно Кати, царь принимал своих подданных ежевечерне, после того как «тысяча вязанок хвороста была собрана для костров», пламя которых освещало всё «от неба до земли», Престолом царю служил помост из красного золота. Он приказывал слугам принести для подданных пищу и питьё в количестве, «достаточном для 10 тысяч душ».

Изобилие пищи было не единственным проявлением широкого размаха. Как рассказывает Кати, у царя Ганы была тысяча лошадей, у каждой из которых были своя подстилка для сна, медный сосуд для мочи и трое слуг.

По устной традиции, у царя было 4 барабана. У каждого из них своё назначение: золотым барабаном он собирал потомков Динга (легендарного царя из страны Вагаду), серебряным – знать своей земли, медным – свободных граждан, железным – рабов. Удары в деревянный барабан, называемый даба, как говорит аль-Бакри, означали разрешение приблизиться к царю. В его присутствии подданные падали на колени и посыпали свои головы пылью – таким образом они выражали почтение.

Аль-Бакри подробно описал похороны царя Ганы, поскольку этот обряд красноречиво говорит о его положении в обществе: «Верования народа – это язычество и поклонение идолам. Когда царь умирает, они строят над местом его погребения огромный купол из дерева садж, затем кладут царя на ложе, покрытое коврами, и вносят его под купол. Рядом с ним кладут его украшения, оружие и посуду, из которой он пил и ел. Сосуды полны различных напитков и яств; они хоронят также слуг, которые прислуживали царю. Они закрывают дверь строения, а сверху купол покрывают коврами и тканями, а потом созывают людей, и они насыпают землю на купол, пока не получится большой холм. После этого они окружают этот холм рвом так, что через него можно пройти только в одном месте. Эти люди приносят жертвы покойникам и приготовляют для них опьяняющие напитки как жертвенный дар».

После вторжения арабов на юг Марокко, в 734 году, они предприняли поход против Ганы. Из этого похода они привезли, по словам аль-Хакама (IX в.), «значительное количество золота». Около 990 года Гана захватила оазис Аудагост. Однако процветание Ганы длилось почти два столетия: приблизительно с середины IX по середину XI века. Подъём начался, когда племя сонинке оттеснило от власти берберов.

Археологи долго не могли обнаружить следы царского города. Так до конца и не выяснено, была ли столица Ганы стёрта с лица земли. Она могла быть разрушена в 1076 году альморавидами, управлявшими Марокко и Испанией в XI-XII веках. Они вторглись в Гану, чтобы отомстить за захват Аудагоста, богатого берберского города на караванном пути в 480 километрах к северу от Кумби Салеха. Альморавиды отбили Аудагост и установили свою ветвь ислама в качестве официальной религии империи.

Наиболее существенным и непосредственным следствием перехода столицы Ганы в руки альморавидов был постепенный упадок государства сонинке и обретение самостоятельности их вассалами. Сразу после покорения, уже на следующий год, от Ганы отделились сосо, которые позже, через добрых сто лет, вновь вышли на арену – прежде всего благодаря своим умениям обрабатывать железо и мастерски изготавливать оружие, – что сыграло важную роль в истории Западного Судана.

Ко второй половине XIII века выгодные торговые пути, идущие через Сахару, сместились к югу и западу, обходя Гану стороной. Перемещение старой торговой сети отражало рассеивание народов Ганы, многие из которых, стремясь спастись от берберов, мигрировали к югу. Эти искушённые торговцы установили новые связи и основали новые торговые государства. Самые могущественные из них, державшие под своим контролем золотоносные поля на юге, повернули свои армии против более слабых соседей. В огне этой междоусобной войны зародилась новая империя, более крупная, богатая и сильная, чем её предшественница Гана, – империя Мали.

Империя Мали (1235 – XV в).

Народом сосо, отделившимся от ослабевшей Ганы, правил клан Диарисо, принадлежавший к сонинке, то есть к тому же народу, который привёл в свое время Гану к процветанию, когда энергичный воин по имени Диарра Канте отстранил правителя из клана Диарисо и положил начало новой династии. Мали было небольшим царством в верховьях Нигера, по соседству с Каниага – крупным государством народа сосо, отделившимся от Древней Ганы, после того как в 1203 году правитель народа сосо Сумангуру захватил ослабленную до этого державу. О Сумангуру сохранилось множество устных преданий.

По легендам, Сумангуру был не только великим воином, но также знахарем и чародеем. Жил он в огромном многоэтажном замке. Волшебство и магия были для воинов легенд столь же важны, как и владение оружием, поскольку в сражениях они применяли прежде всего чародейство. Рассказывают, что Сумангуру умел перевоплощаться в десятки разных образов, что, вероятно, служило огромным подспорьем в боевых походах.

Некоторые легенды рисуют Сумангуру жестоким тираном, который громил Мали девять раз, прежде чем Сундиата наконец выступил против него. По другим легендам, алчность была характерна для Сумангуру и в личной жизни: хотя у него и было 339 жен, он непрестанно желал всё новых. По преданиям, из-за своей чувственности Сумангуру потерял даже талантливого начальника Факоли (который приходился ему племянником по брату): тот не смирился с тем, что царь сосо открыто стремился завладеть его женой Кенда Кала Наньюма Дамба.

В Мали тогда правил Наре Фа Магана, у которого было 12 детей, из которых 11 были убиты Сумангуру. Тиран пощадил, однако, младшего, Сундиату, только потому, что тот был калекой от рождения и казался царю сосо политически безвредным.

Именно поражение сосо от царя Сундиаты Кейта в битве при Кирине, произошедшей в начале XIII века, положило начало Мали как империи. Сундиата, или Мари Диата, что значит «повелитель львов», представляет собой самый воспетый, но вместе с тем самый противоречивый образ в ранней истории Африки.

В течение своего 300-летнего доминирования в регионе Мали включила в состав своих владений земли, лежащие к западу от Нигера, вплоть до атлантического побережья, а также южные золотоносные области нижней саванны. Империя держала под своим контролем форпосты, такие как караванный город Такедда на востоке и соляные копи Тагазы в Сахаре. Ибн Баттута, странствующий мусульманский учёный, останавливался в Тагазе в 1353 году, когда направлялся с караваном через пустыню в империю Мали. В копях Тагазы он наблюдал, как большие плиты соли погружались на верблюдов для отправки во внутренние области Африки. Город, хотя и являлся ключевым форпостом империи, не смог создать удобных условий проживания. «Это деревня, в которой нет ничего хорошего, – пишет Ибн Баттута. – Она является самым угнетающим местом на земле».

Особое место занимало образование в империи. В XIV веке здесь существовало три университета, в которых учились 25 000 студентов из разных стран. В числе трёх университетов был один из древнейших в мире Санкорский университет.

Хотя за 29 лет странствий богослов и путешественник Ибн Баттута пересёк два континента, посетил до этого более 40 стран, он был необычайно поражён тем, что увидел в империи Мали: император, восседающий на троне в сводчатом шатре из шёлка, увенчанном золотыми птицами, правит страной, славящейся своим радушием. «Из всех народов негры более других ненавидят несправедливость, – писал Ибн Баттута. – Султан не прощает никого, повинного в ней. Вся эта земля по-настоящему спокойна и безопасна. Путешественник здесь имеет не больше причин бояться разбойников, воров и грабителей, чем человек, находящийся в собственном доме»8.

Несмотря на громадное количество легенд о Сундиате, самым известным правителем Мали был Манса Муса. Самым ярким событием его правления называют знаменитый хадж в Мекку.

Несомненно, что чёрный царь, проделавший путешествие из далёкой страны внутренней Африки через Сахару, произвёл впечатление на народы и государей, через земли которых он шёл. Его свита поражала своей численностью. По данным хроники «Тарих ал-Фатташ», в ней было 80 тысяч человек!

Поскольку царь знал, что путешествие с подобной свитой обойдётся дорого, он взял с собой соответствующую дорожную казну: говорят, он вёз тонны золота, частью в виде золотых посохов, частью золотым песком.

Собираясь в путь, манса Муса взимал со своего народа как деньги, так и съестные припасы. Но в пути он питался не только тем, что увёз из родной страны. Хронисты рассказывают, что даже в центре Сахары царь лакомился свежей рыбой и овощами, которые получал благодаря хорошо налаженной почтовой службе.

Согласно рассказу ал-Омари, манса Муса, у которого было войско из 100 тысяч пехоты и 10 тысяч всадников, ни на каком этапе не пытался начать священную войну против живущих на юге «неверных». Он, видимо, пришёл к выводу, что мирное сосуществование с племенем дьялонке, стерегущим золотые россыпи, наилучшим образом обеспечивает непрерывность золотого потока. И с племенами, живущими в зоне тропических лесов, манса Муса вёл выгодную торговлю, привозя оттуда в числе прочего орехи кола и пальмовое масло.

Манса Муса вернулся из Мекки в Мали в 1325 году. Обратный путь шёл через Гадамес и Агадес. Царя, который, экономя на носильщиках, путешествовал на спине верблюда, сопровождали учителя ислама, учёные знатоки шариата. Человеком, который проводил в этом обществе многие часы, был уроженец Гранады, архитектор Абу Исхак, более известный под именем ас-Сахели. Будучи на службе у мансы Мусы, он построил в Томбукту, который в этот блестящий период истории Мали стал важнейшим центром изучения ислама, мечети Джингеребер и Санкоре, а также мадугу – королевский дворец. Ас-Сахели положил начало новому стилю строительства в Западном Судане – «сахельскому», или «стилю мансы Мусы», от которого, правда, мало что уцелело, потому что войны, особенно в XVI веке, погубили эти здания. Но несомненно, что ас-Сахели был первым в Западном Судане архитектором, который пользовался при строительстве обожжённым кирпичом.

В период пребвывания Ибн-Батуты в Мали, начинали давать о себе знать внутренние интриги, приведшие к гибели этого государства: «...Во время моего пребывания произошло так, что султан разгневался на любимую жену, которая была дочерью его дяди по отцу. Её звали Каса, что значит царица. По суданским обычаям, она была соправительницей царя и её имя упоминалось вместе с его именем. Государь заточил её в тюрьму вместе с одним военачальником и взял на её место другую жену, Бандью, которая не была царской крови. В народе много говорили об этом и не одобряли поступок царя... В защиту Касы выступали и военачальники, и потому царь вызвал их в помещение совета, и переводчик сказал им от имени мансы: «Вы много говорите в защиту Касы, но она виновна в тяжком преступлении». Затем привели одну из невольниц Касы, с колодками на ногах и руках. Ей сказали: «Рассказывай всё, что знаешь». Рабыня рассказала, что Каса послала её к Джаталю, двоюродному брату царя, который бежал от мансы в Канбурни. Каса призывала его свергнуть с престола царя и сообщала ему, что она и вся армия готовы признать царём его. Когда военачальники услышали это, они сказали: «Действительно, это серьёзное преступление, и она заслуживает смерти».

Таким образом, манса Сулейман вовремя узнал о существовании заговора и решительными действиями спас своё положение. Цари, которые становились у кормила власти в Мали после него, не всегда были столь удачливы: заговоры и распри из-за престолонаследия следовали одни за другими, и царская власть стала ослабевать. Вершина расцвета второго западно-суданского золотого королевства безвозвратно миновала.

Этому способствовало усовершенствование навигационных приборов и появление у португальцев треугольного паруса. С этого момента постеп


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.