Факторы, влияющие на формирование экологических и социально-экологических ценностей у студенческой молодежи — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Факторы, влияющие на формирование экологических и социально-экологических ценностей у студенческой молодежи

2020-08-21 175
Факторы, влияющие на формирование экологических и социально-экологических ценностей у студенческой молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В данном параграфе описываются факторы, оказывающие влияние на формирование ценностей и ценностных установок современных студентов.

З.Т. Кулаева (2018) отмечает, что на формирование ценностей студенческой молодежи влияют негативные социальные, экономические, политические факторы:

- деформация духовно-нравственных ценностей, устои морали, снятие ограничений для достижения личностного успеха;

- размывание понятия ответственного гражданского поведения, утрата навыков общественной деятельности, самоуправления;

- обострение проблем молодой семьи;

- снижение показателей здоровья (физического, психического) у молодого поколения;

- криминализация молодежной среды;

- деструкция системы занятости, разрушение трудовой мотивации молодых специалистов;

- недостаточная включенность студенческой молодежи в систему управления на различных уровнях (региональном, государственном и т.п.).

З.Т. Кулаева (2018) указывает, что к позитивным факторам, влияющим на формирование ценностей студенческой молодежи относятся следующие:

- интенсивное развитие инновационного капитала молодежи;

- рост мобильности, практичности, самостоятельности, восприимчивости к новым тенденциям;

- рост личной инициативы в рядах молодежи как способ самореализации и достижения целей;

- рост престижности качественного образования и профессиональных знаний;

- переход от формально-статусного отношения к образованию, к практическому использованию полученных знаний;

- поворот к укреплению своего здоровья, интерес к ЗОЖ;

- поворот к международному молодежному сообществу (научному, профессиональному и т.п.), рост интеграционных процессов (экономических, политических, гуманитарных).

Основными факторами, влияющими на формирование ценностных ориентаций студенчества в образовательном пространстве, на взгляд Л.И. Панковой (2006), являются следующие:

1. Социокультурная среда. Она представляет собой сферу жизнедеятельности студента, объединяющую все важнейшие детали его повседневной жизни, общения, в том числе и события, важные не только для него как отдельной личности, но и для всей страны, мира.

2. Коллектив. Студенческий коллектив, будучи постоянным и ближайшим социальным окружением студента, воздействует на весь его образ жизни. Соприкасаясь изо дня в день с товарищами по учебе, сотрудничая с ними, участвуя в решении учебных и множества других проблем, осознавая свою принадлежность к коллективу как к социальной общности, человек начинает разделять утвердившиеся в коллективе взгляды и нормы, соотносить с ними свою собственную систему ценностей. Чем сплоченнее коллектив, тем в большей мере его мнение о делах и поступках каждого становится регулятором как учебного, так и внеучебного поведения студента. Формируется определенный стиль, определенное единство в поведении деятельности всех членов коллектива.

3. Деятельность. Прежде всего это учебно-познавательная деятельность, в процессе которой студенты получают знания по общественным, общенаучным и специальным дисциплинам. Ценностные ориентации закрепляются не только жизненным опытом индивида и эмоциональными переживаниями, но и его знаниями, приобретенными в ходе учебно-познавательной деятельности. Не менее важным фактором формирования ценностных ориентаций является социально-культурная деятельность, которую можно рассматривать в трех основных аспектах: потребление, создание, распространение. Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций, следует считать культурно-досуговую деятельность. То, как студент проводит свое свободное время, свидетельствует о его ценностных ориентациях и жизненных интересах.

Н.Н. Дереча (2015) указывает, что экологические и социально-экологические ценности формируются у человека в процессе экологического воспитания. Экологическое воспитание неразрывно связано с нравственным развитием и нравственными ценностями.

Овладение экологическими знаниями, экологической культурой, соблюдение законов и норм в деле охраны окружающей среды и природопользования, формирование любви к природе должны стать потребностью и качествами каждой личности. Молодое поколение будет бороться за чистоту окружающей среды, благоустраивать города и села, что послужит улучшению экономической и культурной жизни народа, но произойдет это лишь в том случае, если у молодежи будут сформированы социально-экологические и экологические ценности (Г.А. Аманов, Ш.Р.У. Юлдошев, 2019).

Таким образом, среди факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций студентов, выделяются социальные, экономические, политические, причем все они носят как негативный, так и позитивный характер. В образовательном пространстве факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций студентов, являются социокультурная среда, коллектив и деятельность. Стоит отметить, что экологические ценности неразрывно связаны с нравственной сферой личности, поэтому ее развитие способствует формированию экологических ценностей.

 

Выводы по главе 1

1. Ценность представляет собой положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта или явления действительности. Ценностные ориентации представляют собой иерархическую структуру ценностей, в которой ценности занимают место в зависимости от направленности личности, ее предпочтений и жизненных целей.

2. Студенческая молодежь представляет собой совокупность людей, основным видом деятельности которых является учебно-профессиональная деятельность. В этот период развивается сознательность и ответственность, появляются новые социальные роли и обширные социальные связи. Существует мнение, что этот жизненный этап характеризуется материально-бытовой неопределенностью, неопределенностью будущих перспектив, а также ценностно-смысловой неопределенностью.

3. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи отличаются узко-личностным характером и продолжают развиваться под воздействием учебно-профессиональной деятельности. Основными ценностями современных студентов выступают успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. При этом мало кто из студентов задумывается о состоянии окружающей среды и тех экологических проблемах, которые переживает современное общество.

4. Среди факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций, выделяются внешние (социальные, экономические, политические) и внутренние (индивидуальные психологические особенности, например, интересы, мотивы, цели в жизни). Применительно к студенческой молодежи выделяется ряд факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций в рамках образовательного пространства (социокультурная среда, коллектив и деятельность).

 



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.