Ценностные ориентации современной студенческой молодежи и значимость социально-экологических ценностей — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Ценностные ориентации современной студенческой молодежи и значимость социально-экологических ценностей

2020-08-21 246
Ценностные ориентации современной студенческой молодежи и значимость социально-экологических ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В данном параграфе будут рассмотрены особенности ценностных ориентаций студентов, место социально-экологических ценностей в структуре ценностных ориентаций современной студенческой молодежи и значимость экологических ценностей в жизни человека.

Н.Н. Белогорцев (2017) считает, что у каждого поступившего в высшее учебное заведение присутствуют уже сложившиеся ценностные ориентации, которые он приобрел в семье, в школе, в референтной группе сверстников. Чаще всего эти ценностные ориентации отличаются узко-личностным характером.

Т.Н. Некрылова (2018) указывает, что ценностные ориентации, как компонент профессиональной ментальности, активно прогрессируют под воздействием специфики учебно-профессиональной деятельности студентов различных направлений подготовки (ее содержания, форм и методов работы, особенностей практик).

З.М. Борзиева (2018) отмечает, что ценностные ориентации современной молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление – это направление духовности, которое характеризуется преобладанием нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление – это то направление, которое нацелено на индивидуализм, преобладание материального над духовным. Это направление получило распространение в последние десятилетия. В жизни современной молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях.

По результатам исследования системы ценностей молодежи В.В. Налимова (2015) общими актуальными жизненными сферами для всех студентов оказались такие сферы, как здоровье, семья и любовь, но студенты-специалисты выделяются еще такими сферами, как самореализация и работа. У студентов-специалистов наблюдается большой разрыв между значимостью и самореализацией в сферах: материального обеспечения, работы и самореализации, которые являются весьма важными, но, в силу возраста и занятости учебной деятельностью, они ещё не успели реализоваться в них. Также наблюдается большой разрыв между значимостью и самореализацией, у студентов-бакалавров в сферах материального обеспечения и работы, но, стоит отметить, что сфера самореализации имеет меньший, в отличие от специалистов, разрыв между значимостью и удовлетворенностью в ней. В сфере здоровья можно увидеть, что степени значимости, самореализации и удовлетворенности различны, так студенты-специалисты реализовались в сфере здоровья сильнее, нежели студенты-бакалавры, но при этом они еще не довольны текущими результатами. А студенты-бакалавры практически довольны реализованностью в ней. Наименее значимыми сферами для студентов-специалистов стали: вера в Бога, высокий социальный статус, активность для позитивных достижений в обществе. Для студентов-бакалавров наименее значимыми сферами являются: активность для позитивных достижений в обществе, высокий социальный статус, познание нового в мире, природе, человеке.

Современные экологические проблемы в известной степени являются следствием развития экономики, предпринимательства с его главной целью: получения максимальной прибыли, соответственно извлечения из природы все большего количества ресурсов. Поэтому все актуальной задачей, стоящей перед человечеством, становится обоснование природы как ценности современной жизни (П.С. Рябова, М.А. Проскурякова, 2018).

Под социально-экологическими ценностями В.П. Полуянов (2009) понимает систему ориентиров деятельности субъекта, направленную на гармоничное взаимодействие с окружающей средой, при этом важным условием такой гармонизации является соотношение индивидуальных потребностей с требованиями окружающей природной и социальной среды. Усвоение каждой личностью системы социально-экологических ценностей осуществляется путем овладения знаниями о ней; присвоения опыта социально-экологических взаимодействий и превращения его в достояние личности.

В.Ю. Филипенко (2016) отмечает, что на основе знаний, уровня эмоционального восприятия и взаимоотношений с природой, у человека формируются ценностные представления о ней, идеалы и убеждения, составляющие мировоззренческие позиции человека. В свою очередь, мировоззрение и сложившиеся нравственные ценности, во многом определяют поведение и деятельность человека. Если человек относится к окружающей природе только как к объекту потребления и удовлетворения собственных интересов и амбиций, не ценит и не понимает ее значимости, тогда становятся очевидными мотивы его деятельности – потребительские. И напротив, человек любящий природу, осознающий себя ее неотъемлемой частью, с благодарностью относящийся к ней – в своей деятельности будет руководствоваться совершенно иными мотивами и установками, поскольку его устремления будут направлены не на ее «покорение», не на превосходство над природой, а к гармонии и мирному сосуществованию с ней, то есть к, своего рода, сотрудничеству, содружеству с природой.

С точки зрения Л.Л. Сатуевой (2016), необходимость формирования социально-экологических ценностей вызвана следующими причинами:

- необходимостью повышения экологической культуры молодежи;

- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

- низким уровнем восприятия людьми экологических проблем как лично значимых;

- недостаточно развитой у людей потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Таким образом, ценностные ориентации современной студенческой молодежи отличаются узко-личностным характером и продолжают развиваться под воздействием учебно-профессиональной деятельности. Исследователи отмечают, что главными приоритетами и ценностями современных студентов являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. При этом мало кто из студентов задумывается о состоянии окружающей среды и тех экологических проблемах, которые переживает современное общество. Однако, наличие социально-экологических и экологических ценностей у студентов среди приоритетных ценностных ориентаций способствовало бы экологизации их сознания и изменению отношения к окружающему миру и природе.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.