Специфика славянских языческих имен — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Специфика славянских языческих имен

2020-08-21 101
Специфика славянских языческих имен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Фамилии - это юридически значимые личные именования, передаваемые по наследству от родителей к детям. Фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении, о браке. Любая неточность в орфографии фамилии может привести к осложнениям. Поэтому, получая какой-либо документ, мы самым тщательным образом проверяем правильность написания нашей фамилии, имени, отчества. Ни один документ, приказ, вызов, удостоверение не обходится без фамилии. Таким образом, фамилия - основной компонент полного русского триединого именования человека: Виктор Васильевич Волков.

Фамилии - это имена собственные, а это значит, что они не имеют непосредственной связи с теми словами, от которых они в свое время произошли. Имена собственные живут в языке своей жизнью, независимо от экономического развития страны или от смены исторических формаций. Они очень легко вбирают в себя слова, актуальные для отдельных эпох, но развиваются по законам языка и с общественной жизнью связаны опосредованно, через язык.

Изучает фамилии особая наука - антропонимика, ведению которой подлежат и другие виды собственных имен людей - индивидуальные, отчества, прозвища, клички, псевдонимы и проч. Вместе с антропонимами все имена собственные (топонимы, то есть географические названия народов, космонимы - названия космических объектов, зоонимы - клички животных и др.) с изучающими их отраслями науки составляют ономастику.

Антропонимика как наука за рубежом сложилась в первой половине ХХ столетия; отдельные, более ранние работы, еще и теперь полезны своим материалом и некоторыми наблюдениями. Основополагающи труды Альберта Доза (Франция), Адольфа Баха (Германия), Витольда Ташицкого (Польша).

Изучение фамилий продуктивно лишь при единстве языкознания, истории, этнографии. Этимология, не опирающаяся на этиологию, то есть на сами условия, определяющие возникновение фамилии, лишена базы. В свою очередь этиология без этимологии, вооруженной доказательствами исторической фонетики, исторического словообразования, исторической лексики, - ничто. Этимология - не единственная и даже не главная задача антропонимической науки.

Слово familia (лат.) существовало за много веков до возникновения фамилий в современном смысле: оно обозначало общность, включавшую семью хозяев и их рабов и клиентов (зависимых). Позже в языках западной Европы оно стало означать семью, и в этом смысле воспринято русским языком при Петре I (1703 г.); в дальнейшем постепенно слово приняло иное значение: не семья, а ее именование. Но, еще в начале ХХ столетия это слово часто употребляли в значении «семья» с торжественной и иронической окраской.

Фамилии - своего рода живая история. Ошибочное мнение, будто это относится только к фамилиям выдающихся людей - история трудовых семей ничуть не менее интересна. Фамилии рядовых людей позволяют проследить маршруты больших и малых миграций. Немало могут рассказать фамилии и об истории языка. Фамилия - слово, и как слово оно составляет неотъемлемую часть языка и подчиняется его законам.

Фамилии в современном понимании этого слова складываются из потребности в добавочном именовании человека, из необходимости дать ему четкие координаты в обществе, более надежные и постоянные, чем дает прозвище. Такая потребность возникает при массовых передвижениях людей, при их скоплении в одном месте. Наиболее типичных ситуаций, когда необходимо различать и идентифицировать большое число людей, - две. Первая - это города, куда стекается масса народа со всех мест, вторая - армия. Рост городов и делопроизводства оказались теми внешними причинами, которые способствовали ускорению развития новой языковой категории - фамилий.

Современной деловой документации предшествовали различные переписи населения, в процессе которых складывались типы официального именования людей.

Частичные переписи населения практиковались на Руси с древних времен. Русские князья содержали при себе писцов, которые учитывали поступление доходов в княжескую казну, - об этом упоминается в памятниках XIV-XV веков. В XVI веке составляются писцовые книги, содержавшие описания городов, сел, поместий, вотчин и выполняемых крестьянами повинностей. С 1718 по 1887 годы учет лиц, подлежащих обложению податями, осуществлялся с помощью ревизских сказок - материалов ревизий. В ревизских сказках учитывались крестьяне, посадские люди, однодворцы, ямщики, работные люди, бродячее духовенство и так называемые гулящие, т.е. вольные люди. В ревизские сказки не включались дворяне, духовенство, чиновники как сословия, не подлежавшие обложению налогами.

Широкая всеобщая перепись населения была проведена лишь в 1897 году. Предыдущие переписи составлялись в разных частях страны по различным поводам и для лиц отдельных сословий в разное время.

Лица, проводившие перепись, пользовались присланными из столицы циркулярами, предусматривавшими образцы, в соответствии с которыми рекомендовалось заполнять переписные листы. Переписчики обычно четко владели формулой русского официального трехчленного именования и в процессе записи придавали разнородным индивидуальным именованиям стереотипный облик.

В процессе неоднократных переписей населения отрабатывался наиболее привычный, «стандартизированный» вид фамилий. В результате этого фамилии отмежевались от прозвищ, как от слов, не только соответствовавших нормам и требованиям предыдущей эпохи, но и как от слов иного ранга.

Благодаря тому, что ведение делопроизводства в русском государстве возникло рано, мы можем сейчас узнать, как звались наши предки. Вот некоторые образцы официальных именований предыдущих эпох: Фёдор Колесница, новгородец, 1328 год; Сенка Грех, крестьянин Боровицкого погоста, 1495 год; Ионка Лисица, ивангородский торговый человек, 1498 года; Баженко Фёдоров, служилый человек в Сибири, 1658 год; Клён Прокофьев сын, рязанский помещик, 1616 год. В большинстве случаев перед нами имя и прозвище, иногда - имя и указание, чей это сын.

В записях такого рода не всегда нужны фамилии, потому что указание на улицу или переулок, на дом и двор, в котором живут эти люди, дает достаточную информацию о том, какой это Иван или Родион. Но если Иван покидал родные края. То в документах, которые он получал, его характеризовали уже по-иному, привлекая добавочные именования, близкие к нашим современным фамилиям.

 

 


Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены 236 фамилий, 243 языческих имени.

В складывании фамилий отмечаются две противоположно направленные тенденции: филиационная (от лат. filus - сын, фр. filiation - родословие, происхождение) и патронимическая (от греч. патер - отец + онима - имя, патронимос - имеющий имя отца). И филиационные и патронимические фамилии характеризуют человека по принадлежности к определенному роду и дому, что было очень важно, когда люди жили большими хозяйствами.

Лишь шесть тем - «Именования, связанные с растительным и животным миром», «Именования по неодушевленным предметам, различным явлениям и понятиям», «Внешний вид», «Прогнозируемые и реальные свойства, черты характера», «Профилактический оберег», «Обстоятельства рождения» - могут считаться исходными, вокруг которых, испокон веков формировался запас языческих личных имен.

На этапе трансформации бывших языческих имен в фамилии семантика производящих фамильных основ вряд ли осознавалась их носителями. О живой и значимой семантике языческих имен можно говорить применительно к более давнему времени. Поэтому анализ культурно-исторического и мифологического подтекста основ непатронимических фамилий, образованных от языческих личных имен, имеет долю условности. Тем не менее, сам факт фиксации фамилии свидетельствует о ее исторической связи с соответствующим языческим именем, которое некогда имело живые смысловые связи с лежащим в его основе понятием.

Гомельские дворяне и окрестные помещики обращались к своим подчиненным, особенно крепостным крестьянам, только по имени. По имени звали друг друга и люди крестьянской и мещанской среды. В разных сословиях было распространено также обращение к равным себе, особенно к пожилым людям, по отчеству, которое употреблялось самостоятельно, без имени, в номинативной функции. Однако в дворянской среде обращение только по отчеству уже со второй половины XVIII века начало считаться признаком дурного тона. Во времена Румянцевых в привилегированных слоях гомельского общества обращались друг к другу по имени и отчеству. К концу XVIII века трехчленная формула именования типа «Иван Петров сын Конгрюхин» и «Василий Федорович Трубецкой» стала доминирующей, вытесняя двучленную. В официальном именовании именитых людей основная нагрузка постепенно легла на фамилию, перед которой, ориентируясь на западную традицию, указывались инициалы, а также титул, чин, должность. В XIX веке в официальных записях лиц всех сословий даже не выделяли графу для отчеств. Только в конце XIX века в документах, удостоверяющих личность, запись отчества вновь стала обязательной. В ХХ веке эта традиция сохранилась.

 


Введение

 

Фамилии - это юридически значимые личные именования, передаваемые по наследству от родителей к детям. Фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении, о браке. Любая неточность в орфографии фамилии может привести к осложнениям. Поэтому, получая какой-либо документ, мы самым тщательным образом проверяем правильность написания нашей фамилии, имени, отчества. Ни один документ, приказ, вызов, удостоверение не обходится без фамилии. Таким образом, фамилия - основной компонент полного русского триединого именования человека: Виктор Васильевич Волков.

Фамилии - это имена собственные, а это значит, что они не имеют непосредственной связи с теми словами, от которых они в свое время произошли. Имена собственные живут в языке своей жизнью, независимо от экономического развития страны или от смены исторических формаций. Они очень легко вбирают в себя слова, актуальные для отдельных эпох, но развиваются по законам языка и с общественной жизнью связаны опосредованно, через язык.

Изучает фамилии особая наука - антропонимика, ведению которой подлежат и другие виды собственных имен людей - индивидуальные, отчества, прозвища, клички, псевдонимы и проч. Вместе с антропонимами все имена собственные (топонимы, то есть географические названия народов, космонимы - названия космических объектов, зоонимы - клички животных и др.) с изучающими их отраслями науки составляют ономастику.

Антропонимика как наука за рубежом сложилась в первой половине ХХ столетия; отдельные, более ранние работы, еще и теперь полезны своим материалом и некоторыми наблюдениями. Основополагающи труды Альберта Доза (Франция), Адольфа Баха (Германия), Витольда Ташицкого (Польша).

Изучение фамилий продуктивно лишь при единстве языкознания, истории, этнографии. Этимология, не опирающаяся на этиологию, то есть на сами условия, определяющие возникновение фамилии, лишена базы. В свою очередь этиология без этимологии, вооруженной доказательствами исторической фонетики, исторического словообразования, исторической лексики, - ничто. Этимология - не единственная и даже не главная задача антропонимической науки.

Слово familia (лат.) существовало за много веков до возникновения фамилий в современном смысле: оно обозначало общность, включавшую семью хозяев и их рабов и клиентов (зависимых). Позже в языках западной Европы оно стало означать семью, и в этом смысле воспринято русским языком при Петре I (1703 г.); в дальнейшем постепенно слово приняло иное значение: не семья, а ее именование. Но, еще в начале ХХ столетия это слово часто употребляли в значении «семья» с торжественной и иронической окраской.

Фамилии - своего рода живая история. Ошибочное мнение, будто это относится только к фамилиям выдающихся людей - история трудовых семей ничуть не менее интересна. Фамилии рядовых людей позволяют проследить маршруты больших и малых миграций. Немало могут рассказать фамилии и об истории языка. Фамилия - слово, и как слово оно составляет неотъемлемую часть языка и подчиняется его законам.

Фамилии в современном понимании этого слова складываются из потребности в добавочном именовании человека, из необходимости дать ему четкие координаты в обществе, более надежные и постоянные, чем дает прозвище. Такая потребность возникает при массовых передвижениях людей, при их скоплении в одном месте. Наиболее типичных ситуаций, когда необходимо различать и идентифицировать большое число людей, - две. Первая - это города, куда стекается масса народа со всех мест, вторая - армия. Рост городов и делопроизводства оказались теми внешними причинами, которые способствовали ускорению развития новой языковой категории - фамилий.

Современной деловой документации предшествовали различные переписи населения, в процессе которых складывались типы официального именования людей.

Частичные переписи населения практиковались на Руси с древних времен. Русские князья содержали при себе писцов, которые учитывали поступление доходов в княжескую казну, - об этом упоминается в памятниках XIV-XV веков. В XVI веке составляются писцовые книги, содержавшие описания городов, сел, поместий, вотчин и выполняемых крестьянами повинностей. С 1718 по 1887 годы учет лиц, подлежащих обложению податями, осуществлялся с помощью ревизских сказок - материалов ревизий. В ревизских сказках учитывались крестьяне, посадские люди, однодворцы, ямщики, работные люди, бродячее духовенство и так называемые гулящие, т.е. вольные люди. В ревизские сказки не включались дворяне, духовенство, чиновники как сословия, не подлежавшие обложению налогами.

Широкая всеобщая перепись населения была проведена лишь в 1897 году. Предыдущие переписи составлялись в разных частях страны по различным поводам и для лиц отдельных сословий в разное время.

Лица, проводившие перепись, пользовались присланными из столицы циркулярами, предусматривавшими образцы, в соответствии с которыми рекомендовалось заполнять переписные листы. Переписчики обычно четко владели формулой русского официального трехчленного именования и в процессе записи придавали разнородным индивидуальным именованиям стереотипный облик.

В процессе неоднократных переписей населения отрабатывался наиболее привычный, «стандартизированный» вид фамилий. В результате этого фамилии отмежевались от прозвищ, как от слов, не только соответствовавших нормам и требованиям предыдущей эпохи, но и как от слов иного ранга.

Благодаря тому, что ведение делопроизводства в русском государстве возникло рано, мы можем сейчас узнать, как звались наши предки. Вот некоторые образцы официальных именований предыдущих эпох: Фёдор Колесница, новгородец, 1328 год; Сенка Грех, крестьянин Боровицкого погоста, 1495 год; Ионка Лисица, ивангородский торговый человек, 1498 года; Баженко Фёдоров, служилый человек в Сибири, 1658 год; Клён Прокофьев сын, рязанский помещик, 1616 год. В большинстве случаев перед нами имя и прозвище, иногда - имя и указание, чей это сын.

В записях такого рода не всегда нужны фамилии, потому что указание на улицу или переулок, на дом и двор, в котором живут эти люди, дает достаточную информацию о том, какой это Иван или Родион. Но если Иван покидал родные края. То в документах, которые он получал, его характеризовали уже по-иному, привлекая добавочные именования, близкие к нашим современным фамилиям.

 

 


Специфика славянских языческих имен

славянский патриотический имя языческий

Письменных свидетельств о том, какие имена носили наши далекие предки, нет. Летописи донесли до нас имя только легендарного вождя радимичей - Радима, полное имя которого, как можно предположить, звучало как Радимир.

Представления о мире и социуме среди охотников, рыболовов и собирателей даров природы каменного века основывались на тотемизме, то есть вере в тотемного предка и культе тотемов - обожествляемых животных, растений, иногда даже предметов, а также географических объектов и явлений природы, считавшихся родоначальниками, опекунами и оберегателями определенной группы людей - рода, племени, общины. Предок-тотем персонифицировал собой человеческий коллектив и как бы существовал в каждом его члене. Эта же идея находила свою реализацию и в личных именах. Антропонимия рода или племени формировалась в зависимости от родовой принадлежности тотемного предка и соответствовала его возможным «ипостасям»: частям тела, признакам, свойствам и действиям.

Люди верили, что «нетленная сущность», «жизненная сила» может свободно переходить из одной формы в другую и оставаться неизменной при всех внешних метаморфозах ее обладателя. Например, душа животного или растения могла жить прежде в человеческом теле, а душа человека - в любом ином существе, наделявшемся по аналогии различными человеческими свойствами и качествами, в том числе мышлением, волей, способностью видеть призраки и видения во сне.

Культовым животным у населения, жившего в Верхнем Поднепровье, в том числе и в окрестностях Гомеля, в VII-III веках до новой эры и оставившего после себя «следы» так называемой милоградской культуры, был волк. Язычники-радимичи, подобно их далеким предкам, верили, что душа, находящаяся в человеческом теле, непосредственно связана с другими душами, которые, как и души умерших, воплощаются в животных, растениях, живут около домашнего очага, в лесах, реках, болотах, деревьях, даже в неодушевленных с нашей точки зрения предметах. Все это составляло главное содержание мифов и основанных на них обычаев, обрядов, традиций, а также системы личных имен.

В антропонимиконе радимичей и их соседей-славян имелись как весьма древние словесные знаки, которые в семантическом отношении были тождественны антропонимам неолитических охотников, детализировавших своего тотема посредством имен (Зуб, Глаз, Клюв, Грива, Лапа и т.п.), так и более новые именования, образованные от нарицательных обозначений различных животных, рыб, птиц, насекомых, пресмыкающихся и земноводных, растений, деревьев, предметов быта и природных объектов, которые осмыслялись уже не столько как тотемы, сколько как символы, и мифологизировались в том или ином отношении. К числу этих новых личных имен относились: Баран, Корова, Собака, Дрозд, Кабан, Судак, Берёза, Муравей, Чеснок, Борщ, Сусло, Башмак, Кошель, Огарок, Топорище и многие другие.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.