Особенности психологической диагностики пожилых людей — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности психологической диагностики пожилых людей

2020-08-21 186
Особенности психологической диагностики пожилых людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Пожилому и старческому возрасту присущи хронические заболевания, что с нижает общую психическую активность и негативно сказывается на интеллектуально-мнестических функциях.

· Пожилые люди должны понимать, о чем идет речь в опросе. Поэтому важной проблемой остается неграмотность или низкое образование, а порой просто непонимание вопроса, что часто встречается среди пожилых людей.

· Часто ситуация опроса воспринимается пожилыми людьми как формальный экзамен или как визит к врачу. Необходимо, чтобы внешние раздражители, такие как шум, помехи любого рода и проч., не отвлекали их внимание.

· Желательно, проводить встречи с пожилыми людьми с целью диагностики в их собственных домах, квартирах, местах, где они живут постоянно. Это позволит пожилым людям гармонично вписаться в ситуацию опроса, которую они будут воспринимать как беседу о своей жизни, не испытывая внутреннего напряжения.

· Выбор темы беседы важно оставлять за пожилым человеком, проявляя к нему тем самым уважение. Кроме того, известно, что самостоятельный выбор поднимает уровень самоуважения и общей удовлетворенности жизнью.

· Часто возникают трудности, связанные с особенностями стратегий поведения пожилых людей в ситуации диагностики. Например, они могут быть сдержанны и скрытны. Иногда пожилые люди предпочитают просто не давать те ответы, в которых они не уверены.

· Нежелание отвечать и степень осторожности, проявленные пожилыми людьми, с одной стороны, являются фактом полезной и адаптивной стратегии самозащиты.

· Часто пожилые люди нерешительны в том, насколько они квалифицированны, чтобы оценивать или комментировать предлагаемые вопросы анкеты, например адекватность или качество услуг в доме-интернате или социальном центре. С другой стороны, зависимость от обслуживающего персонала или членов семьи вызывает боязнь "возмездия" на их возможные выражения недовольства и жалобы, отражаемые в ответах.

· Можно отметить опасливость пожилых людей при ответах сказать лишнее, несмотря на гарантию анонимности их ответов. Поэтому у пожилых людей существует тенденция во время опросов демонстрировать удовлетворенность буквально всем. В некоторых случаях при ответах на вопросы, затрагивающие эмоциональную сторону жизни пожилых людей, возможны аффективные, неконтролируемые реакции с их стороны.

· Если диагностика проводится в домах-интернатах, некоторые исследователи советуют собирать информацию от проживающих (резидентов) тем, кто не является сотрудником. В этом случае резиденты будут чувствовать себя свободно и высказываться откровенно. Им легче говорить с теми, кто не отвечает за их повседневный уход или не несет за них ответственность.

· Другой причиной сдержанности или скрытости является уровень трудности теста или анкеты. Поэтому нужно начинать с более легких заданий или вопросов и только затем усложнять их. Если пожилой человек потерпит неудачу и не справится с заданиями, ему будет трудно закончить всю работу. Неудача вначале может явиться стрессовым фактором для пожилого человека. Часто нежелание участвовать в опросе маскируется ссылками на плохое здоровье (головная боль, высокое давление и проч.).

· У пожилых людей часто имеется сенсорный дефицит, что влечет за собой две проблемы. Первая заключается в том, что ситуация диагностики требует хорошей способности видеть и слышать, поэтому нужно поощрять пожилых людей пользоваться очками и слуховыми аппаратами, если это необходимо. Иногда следует в анкетах и тестах, предназначенных для пожилых людей, применять более крупный шрифт, чем обычно. Вторая проблема заключается в том, что только очень немногие тесты разработаны специально для людей позднего возраста, имеющих нарушения зрения и слуха.

· Пожилым людям требуется больше времени для адаптации к ситуации опроса или тестирования. Такая адаптация необходима для того, чтобы опрашиваемый человек почувствовал себя спокойным и непринужденным.

· Важно учитывать время опроса. Многие исследователи считают, что для пожилых людей лучше несколько коротких опросов, чем одно длительное тестирование. Заканчивать любую встречу с пожилым человеком нужно на ноте его успешной помощи и будущего сотрудничества.

· Кроме того, нужно всегда помнить о вопросах этики при работе с людьми позднего возраста. Например, существуют ограничения в исследовании процессов принятия решений в важных обстоятельствах жизни: выбор жизни или смерти; социально-стрессовые ситуации и т. д.

Античное понимание старости

 Античное понимание старости приближается к современному его толкованию, разумеется, с оговорками. Так утверждается, что старость связана с изменением организма человека, его тела, то нынешнее расхождение с античностью заключается лишь в том, что старческие изменения оцениваются сейчас зачастую отрицательно, тогда как античные мыслители дают им прямо противоположную оценку. В осмыслении феномена старости античные философы шли от глубинных истоков старения к последнему разрешению человеческой судьбы в её смысложизненном значении.

Греческая философия отстаивает идею равноправия возрастов жизни перед лицом вечности. Человек живет в мире и претерпевает все, что ему назначено. Потому в становлении индивидуальной жизни, в ее психической и социальной организации изучение особенностей «семи сезонов», как древние философы называли возрасты жизни, было необходимостью.

Классикой философии старости можно назвать трактат Цицерона «О старости». По времени написания этот трактат отстоит от Платоновского «Государства» на несколько веков, тем не менее, его можно рассматривать как логическое завершение взглядов Платона на старость. Цицерон со своей страстностью римского оратора, сам уже по возрасту старик, обосновывает всестороннюю полноценность человека в этом возрасте, последовательно опровергая четыре упрека, касающихся старости и не потерявших актуальности до наших дней.

Приведем их: 1. Старость может показаться жалкой от того, что она будто бы препятствует деятельности. 2. Старость ослабляет тело. 3. Она лишает нас чуть ли не всех наслаждений. 4. Старость приближает нас к смерти.

Анализ «Государства» Платона и трактата Цицерона «О старости» позволяет прийти к выводу, что старость — это не только закономерная, но и необходимая возрастная мера, данная человеку для организации и упорядочения земных дел и, главным образом, для устроения общественного порядка. Венец же старости — авторитет человека в обществе, более ценный, чем все наслаждения юности, но он высок лишь там, где общество нравственно в своей основе.

Старость в христианстве

Специфика отношения к человеческой старости, привнесенного православием в нашу культуру, заключается в поддержании ее высокого ценностного статуса в обществе. Православная ветвь христианства представляет собой ориентацию на старое и на старость как Божественную полноту бытия, у которой нет недостатков, что в полной мере относится и к немощам старческого возраста и к одиночеству, сопровождающему его. Немощи посылаются человеку для того, чтобы в нем ослабла склонность к расслабляющим душу удовольствиям, чтобы он сосредоточил внимание на своей душе и искал удовольствия в ее общении с Богом. С православной точки зрения, старость включена в проект Создателя, и, следовательно, она не может быть просто тягостным придатком предыдущей жизни, а имеет свою цель, свое значение и уж тем более не должна оборачиваться пыткой, злом, мукой для человека3. Старость рассматривается как благословение или милость Божия не только для благочестивых и добродетельных, но и для равнодушных к своему спасению. Если первым эта милость дается в награду за благочестие и добродетели, то вторым в поощрение к покаянию и исправлению.

В православии старость – это состояние человека, полное метафизического значения. Ее восприятие как слабости и упадка здесь оказывается перевернутым. Как предел, венец жизни она приобретает значение духовного ориентира. Таким образом, мудрость стариков оказывается не менее значимой чем сила молодости: «Слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина» (слово «седина» здесь является синонимом разума и мудрости).

С точки зрения православной этики, человек сотворен Богом, чтобы прожить все фазы жизни, которую условно можно разделить на две половины: - первую, которая отдается главным образом функциям, связанным с природой и телесностью, и протекает преимущественно во внешнем; - вторую, которая должна развиваться и зреть в душе, в сердце, в глубине.

Старость наступает именно во второй половине жизни, когда плотские задачи реализованы и наступает другой этап: созревание личности, поиск истины, формирование убеждений и утверждение собственной идентичности. Поэтому, старость, согласно библейским текстам, определяется не иначе как зрелость, как исчерпанность меры человеческой жизни, данной человеку Богом, а состоявшаяся жизнь обозначается словами «престарелый и насыщенный жизнью». Однако, поскольку в жизни человека сочетаются телесное и духовное, постольку можно говорить о «плотской» и «духовной» старости. Отличие этих двух типов заключается в том, что плотская старость, если преждевременно не прервется жизнь, «наступит как бы сама собой», это лишь дело времени. Старость духовная предполагает усилие человека, к ней нет жестко детерминированного поступательного движения. Она не зависит от хронологического времени и реального, то есть явно физиологически выраженного возраста старости, хотя и требует определенной возрастной меры, как нельзя, например, быть старцем в детском возрасте. То есть в телесной жизни человек достигает старости «по уставу естества». Дело же духовного возрастания Бог предоставил свободному произволению человека через труд и подвиг.

Старость как завершающий этап человеческой жизни отождествляется в библейских текстах с понятием «преклонных лет». В отличие от современного понимания преклонного возраста как пожилого Священное Писание делает акцент на преклонении перед законом смерти: «Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время». То есть в старости смерть перестает быть абстрактным понятием (в этом качестве она свойственна молодости) и становится внутренним переживанием, внутренним знанием, которое приходит постепенно не из вне, а изнутри.

Именно в старости в полной мере достигается то самое смирение, к которому призывает православное учение. В связи с этим старость православного христианина представляет собой период времени, предназначенный для того, чтобы умиротвориться, успокоиться и без сожаления, осознанно уйти к Господу, очищая и облагораживая свою душу. Если правильно отнестись к своему старению, то этот период жизни становится завершающим периодом для воспитания характера и обогащения личности перед отходом души в Вечность. Другая важная задача старости состоит в том, чтобы познать великую цель жизни, научиться любить.

Благоразумие, присущее старости, то есть умение или искусство пользоваться жизнью ко благу собственному и своих близких. Укрепленное годами оно имеет преимущество перед скороспелым благоразумием юноши, поскольку жить благоразумно учит сама жизнь. Но наряду с этим в Библии есть и предостережения от переоценки жизненного опыта. Разум развивается через обучение и приобретается в опыте жизни. Мудрость же человек еще должен снискать, она нисходит на него из своего Первоисточника. Следовательно, старость — это мера духовного совершенства человека. Поэтому душевный покой в старости или, наоборот, отчаяние – всего лишь плоды исчерпанной молодости и зрелости. Кто жил чисто и честно, того ожидает тихая и легкая старость. Благое долголетие выводится не из режима питания и спортивных упражнений, а из нравственного поведения человека. Так, согласно Библии, Адам и его ближайшие потомки жили не менее 900 лет. С накоплением в человечестве греха продолжительность жизни постепенно приблизилась к современной. Поэтому скорость старения, согласно православному учению, зависит от того, как люди мыслят и, соответственно, поступают. Помимо всего прочего для православного христианина старость – это не просто очередной или последний этап земной жизни человека. Другими словами, старость дается как последний шанс «войти в клеть свою», определить себе цену, исключив былую социальную полезность, посмотреть на себя критически и обрести внутреннюю устойчивость. Богатство внутреннего мира в сочетании с жизненным опытом позволяет выносить взвешенные суждения по сложным и важным вопросам смысла собственного бытия, состояния других людей, а иногда и судеб человечества.

Кроме того в православной литературе неоднократно указывается еще одно преимущество старости перед другими возрастными периодами жизни: человек не только видит, кто он есть на самом деле, но и, наконец, может быть самим собой. Это становится возможным в результате того, что вольно или невольно сбрасываются цепи приличий, благопристойности и общепринятых правил. Перспектив уже нет, поэтому отпадает необходимость с кем-то соревноваться, куда-то тянуться, кем-то казаться, играть роль, добиваться успеха. Человек, наконец, может действительно в полной мере воспользоваться предоставленным ему временем, чтобы употребить его на исполнение задуманного, самовыражение, занятие любимым делом.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.