Встречи с Рабиндранатом Тагором — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Встречи с Рабиндранатом Тагором

2020-08-20 165
Встречи с Рабиндранатом Тагором 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабиндранат Тагор. 1914

В Лондонском университете Ю. Н. Рерих занимался у знаменитого востоковеда проф. Денисона Росса.

В это же время там приступает к работе над докторской диссертацией Шунити Кумар Чаттерджи, близкий друг и почитатель Рабиндраната Тагора, будущий ученый-лингвист Индии. Молодые аспиранты быстро сблизились.

Юрий Николаевич знакомит Чаттерджи с отцом. Шунити Чаттерджи был потрясен и картинами Н. К. Рериха, и его эрудицией. Он понял также, что художник знал почти все произведения Тагора, вышедшие к этому времени в переводах. Поэтому, когда 5 июня 1920 года в Лондон вместе с сыном приехал Р. Тагор, Шунити Чаттерджи поспешил познакомить этих выдающихся людей. Об их первой встрече, положившей начало глубокому взаимному уважению и искренней, никогда не прекращавшейся дружбы, мы располагаем живыми рассказами участников этого события.

Старший сын Р. Тагора Ратхиндранат пишет в своих воспоминаниях:

" … 17 июня после обеда Шунити Чаттерджи привел Николая Рериха, русского художника, и двух его сыновей; Рерих показал нам альбом репродукции своих картин. Картины действительно замечательные. В западном искусстве нет ничего подобного. На отца они произвели очень большое впечатление… Вся семья собирается в Индию в сентябре. Их искренняя простота и естественные манеры очаровывают, они так свежи, так отличаются от чопорности англичан. Мы хотели бы узнать их поближе…"

Альманах МЦР "Утренняя звезда" № 2-3, 1994-1997
А. П. Гнатюк-Данильчук, д-р литер. Калькутск. Унив. Р. Бхароти, к.ф.н.

Н. К. Рерих. Из "Листов дневника"
"Толстой и Тагор"

Мечталось увидеть Тагора, и вот поэт самолично в моей мастерской на Квинсгэт-террас в Лондоне в 1920 г. Тагор услышал о русских картинах и захотел встретиться. А в это самое время писалась индусская серия - панно "Сны Востока". Помню удивление поэта при виде такого совпадения. Помним, как прекрасно вошел он и духовный облик его заставил затрепетать наши сердца. Ведь недаром говорится, что первое впечатление самое верное. Именно самое первое впечатление и сразу дало полное и глубокое отображение сущности Тагора.

Н. К. Рерих. Язык птиц.

Н. К. Рерих

Песнь водопада Песнь утра

АГНИ ЙОГА

ЗОВ

1922, Июль 28

Водопады и травы, птицы

и ветер поют мне.

И в движении моем

Рождается песнь.

Я иду легко …

Но когда замолкает ветер и

улетают птицы и поникают травы,

что мне делать, Владыко?

Взгляни на Меня.

Из писем Ю. Н. Рериха - Н. К., Е. И. и С. Н. Рерихам
5 декабря 1920 г. Cambridge

Дорогие Папа, Мама и Светик!

Сегодня утром приехал Тагор. Я с ним был у Ланмана. Ланман Тагору очень понравился и произвел впечатление большого ученого. Завтра будет лекция Тагора в Emerson Hall. …

6 декабря 1920 г.

Дорогие Папа, Мама и Светик!

Сегодня слушал Тагора. Говорил он о религии поэта. Было превосходно, но странно было видеть среди толпы людей, которые ничего не понимали и понимать не хотели. Даже студенты, изучающие со мной санскрит, считают Тагора "simply a very lazy man"*, что у Тагора единственное преимущество над другими, что он очень нравится американским девицам. От таких речей меня даже злоба взяла! Кажется, нужно уйти еще глубже в свой мир, в свои книги! Люди реальности очень тяжелы. Завтра вечером будет reception ** Тагора в Cosmopolitan Clab. Я получил приглашение. …

Из выступлений С. Рериха в Москве. 1978.

Я помню, это было в 1920 году. Тагор тогда пригласил Николая Константиновича непременно посетить Индию. (…) Мы встречались тогда с Тагором довольно часто. Юрий Николаевич и я часто ходили с Тагором в индийские рестораны. Потом встречались с ним в Америке, где он тогда проводил месяц после получения Нобелевской премии. Контакты с Тагором были самые близкие.

Выставка Николая Рериха в лондонской Галерее Гупиля

"Очарование России"

Николай Рерих на фоне своей картины "Белая дама". 1920

29 апреля 1920 года в лондонской Галерее Гупиля открылась персональная выставка Николая Рериха "Очарование России". На ней были представлены следующие картины:

"Ангел последний",

"Зов солнца",

"Борис и Глеб",

"Варяжское море",

"Град обреченный",

"Сокровище ангелов" и другие.

Удивительным образом картина Рериха связана с Альбионом. Туманный и мистический Лондон - город, где "Сокровище" предстало перед европейской публикой. Эта особенная связь обусловлена Камнем. Британские острова некогда приняли Святой Грааль.

Через двенадцать лет "Сокровище" снова вернулось в Лондон. Первая лондонская выставка состоялась в июле 1908 г. в Альберт-холле. К открытию первой своей выставки Рерих написал пояснительную легенду:

"За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Самоцветный камень. В нем добро и зло. Краеугольный Камень. На нем мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища- камня - разлетятся ангелы. Всем конец придет".

(Из статьи В. Росова "Сокровище ангелов". Вестник Ариаварты №1, 2001)

Н. К. Рерих. Держава Света
"Кооперация"

… В 1920 г. во время моей выставке в Галереях Гупиля я встретил

много друзей и с удовольствием вспоминаю епископа Бюри, … Г.Уэллса и др. представителей как официального, так и культурного мира. Вспоминаю, как в то же время мои картины вошли в собрание Музея Виктории и Альберта, а д-р Ионг, предлагал мне остаться в Лондоне для совместной работы. Тут же и сэр Томас Бичем и 500-е представление у Дягилева "Половецкого стана".

ВСТРЕЧА с УЧИТЕЛЯМИ

23.VII.22

Е. И. с восхищением припоминала Финляндию, ее дивные цветы и природу и говорила, что, благодаря двум годам, прожитым там, у нее накопился такой запас здоровья и праны. Этим она объясняет свои необыкновенные видения в Лондоне.

З. Г. Фосдик. Мои Учителя.
Из дневников и воспоминаний

Елена Рерих. У ПОРОГА НОВОГО МИРА.

СНЫ и ВИДЕНИЯ

Ноябрь 1919 года. Красный Вестник на столбах света. Стою на балконе занимаемого нами лондонского дома, откуда далеко видны площадь и боковые улицы. Небо свинцовое, сумрачное, во всей атмосфере нечто необычайно тяжелое, зловещее; люди темные и серые снуют вдоль улиц и спешат укрыться от надвигающейся грозы. Небо быстро темнеет, и на западе стало чернее черного. На фоне этой жуткой тьмы внезапно вырисовалась, занимая собою полнеба, гигантская, розовая и блистающая огненно - красная фигура Архангела* на столбах света, со сворачивающимся свитком в руке и большим золотым ключом у пояса.

Е. И. Рерих. Архангел Гавриил.

Встало сознание совершающегося возмездия. Повернув голову к Востоку, увидела в сумерках, близко от земли поднимающийся серп новолуния и на нем покоящегося прекрасного Младенца, причем одна ножка его была спущена. Поняла это явление как восточный символ рождения Новой Эпохи и Новой Расы.

Во время пребывания в Лондоне после встречи с Великими Учителями, после Их близкого подхода начался ряд замечательных явлений. Я стала замечать вспышки желтого пламени в средостении. Каждый вечер у постели появлялись две светлые тонкие фигуры, головы которых застилались серебристым туманом, и отчетливо были видны лишь руки, подававшие мне книги. Видение это с небольшими вариантами продолжалось довольно долго. Иногда мне показывали несколько книг в красных переплетах, другой раз это была огромная раскрытая книга. Часто в воздухе обрисовывалась рука и, держа небольшой восточный сосуд, совершала возлияния вокруг меня.

У постели появлялись две светящиеся серебряные фигуры, у которых на лбу были начертаны светящиеся числа - сроки.

Одну ночь у изголовья встал Светлый Мальчик, на подносе у него лежали кисти, я поняла, что должна протянуть ему руки для помазания, и по очереди протянула ему ладони, которых коснулась кисть Мальчика. После чего я легла на спину и увидела перед собой руку, протягивавшую мне зажженную свечу, я взяла эту свечу, конечно, не осязая ее.

Также видела не раз около себя много глаз, необычайно живых, смотревших на меня, среди которых было много узких, восточных.

Часто просыпалась от толчка, как бы от электрической искры, и начинала видеть. Так видела два сине - серебряных луча, один был наполнен бесчисленными человеческими синими и темными глазами, другой, блеснувший вслед за первым, - мелкими серебряными рыбками самых разнообразных форм.

Были видения в движении, и мне трудно было ухватить их; так, в спиральном вихре в красном свете пронеслась женская фигура, но и это видение не было четким.

Неоднократные видения серебряного голубя, иногда с масличной веткой в клюве.

Также видения очень резкой радуги, особенно ярки были желтый и красный цвета.

К этому времени относятся два замечательных видения внутри себя, в области солнечного сплетения. Первое видение произошло поздно вечером, когда я уже лежала в постели. На фоне сине - зеленом вибрирующего серебром сияния явилась тонкая мужская голова с закрытыми глазами, совершенно лишенная всякой растительности и как бы выточенная из слоновой кости; тип утонченного красивого китайца. Видение это сопровождалось сильнейшим трепетом всего организма, но все же он был слабее и короче, нежели трепет после посещения меня Светлым Мальчиком.

Е. И. Рерих. Автоматический рисунок.

К этому же периоду и даже немного раньше относится постоянное видение тонкой мужской головы ясно выраженного восточного типа. Длинные, темные, слегка волнистые волосы, тонкие черты лица, небольшая борода, слегка раздвоенная, лицо матово - смуглое и огромные глаза, большею частью закрытые, лишь иногда они широко раскрывались, и тогда точно серебряные лучи брызгали из глаз. Голова эта поворачивалась во всех направлениях, чтобы она лучше могла рассмотреть. Голова появлялась на лилово - розовом фоне и в уменьшенном размере.

Видение: довольно многочисленное шествие Индусов в белых одеяниях, в чалмах, причем вокруг некоторых голов золотистые сияния. Идут они к воротам в стенах восточного города. За стеной виднеются вышки пагод и минаретов. Один из тех, у которых было сияние вокруг головы, обернулся и с улыбкой посмотрел на нее.

Видение на пурпуровом фоне - темный силуэт смуглого, с густыми курчавыми волосами и бородой Индуса и над ним корона.

Видение двух Индусов* в тюрбанах на фоне красной полированной доски. Глаза Их двигались. Видение простояло несколько секунд, и видели его, кроме меня, и мои два сына. Видение это было как бы телевизия.

АГНИ ЙОГА

А У М

487. Туманные рассуждения о призраках, о предчувствиях и внушениях отдадим на суд истинной науки. Не убоимся предоставить ученым рассмотреть все явления в свете строго научного изучения. Но пусть будет такое изучение действительно строгим, иначе говоря, справедливым. Только это условие необходимо, когда касаемся законов космических.

Пусть сравнивают передачу мысли на расстояние с радио. Пусть приложат к видениям основы телевизии. Пусть припомнят новейшие открытия, они лишь помогут в вопросе психической энергии. Пусть не боятся сопоставить видения с открытиями научными. Ведь не ради кощунства или самомнения можно черпать сопоставления из всех областей. Физика пусть подтвердит самые наивысшие психические проявления.

З. Г. Фосдик. Мои Учителя.
Из воспоминаний.

Е. И. много рассказывала опять о своих видениях, снах и многое из своей жизни. В Лондоне, когда она в толпе видала Мастеров Кут Хуми и Мориа, она, тогда не зная Их, была поражена Их ростом над толпой и красотой лица. Больше она смотрела на М.К.Х., и он как будто ей улыбался, а М. М., немного прищурившись, смотрел на нее. Она говорит, громадная толпа, в которой они шли, как бы совершенно исчезла (влияние Их ауры), она тогда была возмущена, что Они на нее упорно смотрели, ибо индусы обыкновенно никогда не поднимают глаз на женщину. А они на нее все время смотрели, и М.К.Х. даже как будто наклонился к ней, желая заговорить, когда она подходила. Она очень сухо посмотрела и пошла мимо и потом даже не оглянулась (…)

Еще подробность. Мастера, когда она Их видела, были в военной форме и на целую голову выше толпы обыкновенно рослых англичан. Мастер К.Х. имеет дивные синие глаза, выше и плотнее Мастера М.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.