Государственный политехнический — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Государственный политехнический

2020-08-20 392
Государственный политехнический 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

---------------------------------------

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

К.Н. Криулин

 

 

ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИЙ

 

организация рельефа и вертикальная планировка

Городских территорий

 

 

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург

2012


УДК 631.62 (075.8)

 

 

Криулин К.Н., Инженерная подготовка территорий. Организация рельефа и вертикальная планировка городских территорий. Учеб.пособие.СПб.:Изд-во Политехн. ун-та, 2012,       с.

 

Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Комплексное инженерное благоустройство территорий» специальности «Городское строительство и хозяйство».

Рассмотрены общие вопросы организации территории, методы вертикальной планировки, сведения о вертикальной планировке улиц, дорог, внутриквартальных проездов территорий, высотной привязки зданий и сооружений.

Пособие является составной частью курса «Инженерная подготовка городских территорий» и содержит методические указания по выполнению курсового проекта «Инженерная подготовка городских территорий» и дипломного проектирования.

Табл. . Ил.          

 

Криулин К.Н., 2012
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2012

Содержание.

  Предисловие......................................................................................................... 5
1. Оценка природных условий территории для строительства 6
2. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ 8
2.1 Организация рельефа и вертикальная планировка территории 8
2.2 Стадии проектирования организации рельефа 22
3.  Методы вертикальной планировки 14
3.1 Метод проектных (красных) отметок 14
3.2 Метод проектных профилей 16
3.3 Метод красных горизонталей 19
4. ОСНОВЫ ПроектированиЯ организации рельефа 22
4.1. Схема организации рельефа 24
4.2 Вертикальная планировка улиц и дорог 28
4.3. Вертикальная планировка перекрестков улиц и площадей 28
4.4. Вертикальная планировка территории жилых микрорайонов 29
5.3. Определение высотного положения зданий. 31
     
     
     
     
     
     

Предисловие.

Строительство любого города, населенного пункта, зданий, сооружений связано с необходимостью адаптации проектных решений к условиям конкретной территории, характеризующейся определенными топографическими, геологическими, гидрогеологическими, гидрологическими и организационно-техническими условиями. Условия, характеризующие конкретную территорию, во многих случаях не являются благоприятными для строительства и эксплуатации проектируемых объектов, что приводит к необходимости решать комплексную задачу освоения территории, заключающуюся в обеспечении нормальных условий для строительства; соблюдении функциональных норм и обеспечении нормальных условий эксплуатации; повышении эстетических свойств территории.

Весь комплекс способов и методов освоения территории условно разделяют на две группы - инженерная подготовка территорий и инженерное благоустройство территорий. Это разделение является условным, так как любой вид работ по инженерной подготовке территории является элементом благоустройства. Тем не менее, принято разделять эти два понятия:

· инженерная подготовка территории - работы, основу которых составляют приемы и методы изменения и улучшения физических свойств территории или ее защиты от неблагоприятных физико-геологических воздействий;

· инженерное благоустройство территорий - работы, связанные с улучшением функциональных и эстетических качеств территорий.

С учетом данных определений можно считать, что инженерная подготовка территорий - первый необходимый этап благоустройства территорий, основание для развития функциональных и эстетических качеств территорий;

Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий тесно связаны с решением архитектурно-планировочных и градостроительных задач. Освоение территории под промышленное и гражданское строительство - комплексная архитектурная и инженерная задача, а благоустройство территории - обязательный элемент градостроительного и архитектурного проекта.

В настоящее время для развития промышленности, энергетики, транспорта с одной стороны и развития жилищного и рекреационного строительства с другой стороны требуются дополнительные территории. При этом «благополучные» в плане инженерной подготовки территории уже являются освоенными. Свободными остаются так называемые «неудобные» земли или земли, удаленные от освоенных территорий. Для освоения таких земель требуются реализация более сложных и дорогих проектов инженерной подготовки территорий. В перспективе актуальность задач инженерной подготовки территорий, на фоне ограниченности благоприятных для строительства земельных ресурсов, будет неуклонно возрастать.


1. Оценка природных условий территории

Для строительства

 

При оценке территории для строительства какого-либо объекта (здания, сооружения, населенного пункта, промышленного объекта) должны быть учтены особенности конструкции объекта, условия его эксплуатации и характеристика местных природных условий.

Имеется ряд общих требований к территории строительства в части рельефа, геологических и гидрогеологических условий, свойственные большинству промышленных предприятий.

Требования в части рельефа территории связаны с необходимостью организации движения транспорта и отвода поверхностных вод. Для строительства большинства объектов желательно иметь ровные площадки с малыми уклонами. Однако, совершенно горизонтальная площадка усложняет условия для строительства, так как отвод с нее поверхностных вод затруднен. Необходимо, чтобы площадка имела минимальные уклоны в одну сторону или от середины к ее краям. Но при больших размерах объекта даже небольшой уклон создает большую разницу в отметках. В этом случае проектируемый рельеф внутри площадки, должен быть разнонаправленным. При значительных уклонах территории в исходном состоянии необходимы мероприятия по уменьшения уклонов проектируемой площадки до величин, обеспечивающих нормальные условия эксплуатации. Например, может использоваться метод террасирования.

Характеристика грунтов площадки имеет решающее значение при выборе типа оснований, размещаемых на ней зданий и сооружений; наличие слабых грунтов может вызвать необходимость в устройстве сложных и дорогостоящих фундаментов.

Высокое расположение уровня грунтовых вод может сильно осложнить как строительство, так и эксплуатацию предприятия; ограничить возможность движения транспорта; возможности озеленения. Кроме того, грунтовые воды во многих случаях оказывают агрессивное воздействие на бетон и металлы, вызывая их преждевременное разрушение.

Размещение промышленных предприятий в сейсмических районах, районах вечной мерзлоты усложняет условия строительства. Непригодны для размещения промышленных предприятий территории, подверженные воздействию физико-геологических явлений (оползни, карсты, просадки и др.), угрожающих устойчивости строительной площадки.

Требования к природным условиям территории для жилищного строительства отличаются от требований к площадкам промышленного строительства. По некоторым показателям они менее строги, еще более понижены требования к территориям для садово-паркового строительства.

Характеристика некоторых природных условий территорий (топографические, гидрогеологические, гидрологические) по степени пригодности для размещения объектов промышленного, жилищного, садово-паркового строительства приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Характеристика природных условий территории

по степени их благоприятности для строительства

(1 - промышленного; 2 - жилищного; 3 - садово-паркового).

Природные условия

Степень пригодности территории

благоприятные Неблагоприятные особо неблагоприятные
Уклон 1   0,003 – 0,03   < 0,003 0,03 – 0,05   @ 0 > 0,05
2 0,005 – 0,1 < 0,005 0,1 – 0,2 > 0,2
3 < 0,1 0,1 – 0,3 > 0,3
Глубина залегания грунтовых воды, м 1     > 7     1 – 3     < 1
2 > 3 1 – 3 < 1
3 1,5 - 2 0,5 – 1,5 2 – 3 < 0,5 > 3
Затопляемость   1   Незатопляемые или затопляемые (обеспеченность 1%) Затопляемые слоем не более 0,6 м (обеспеченность <2%) Затопляемые слоем более 0,6 м (обеспеченность >5%)
2 Незатопляемые или затопляемые (обеспеченность 1%) Затопляемые слоем не более 0,6 м (обеспеченность <4%) Затопляемые слоем более 0,6 м (обеспеченность >5%)
3 Незатопляемые паводковыми водами Затопляемые паводковыми водами не более 15 дней Затопляемые паводковыми водами более 15 дней

 

Наиболее выигрышной следует признать ситуацию, когда природные условия площадки являются благоприятными для строительства данного объекта и при этом площадка не является удаленной от транспортных коммуникаций, источников снабжения топливом, энергией. Однако ресурс таких территорий к настоящему времени является практически исчерпанным. В результате приходится сравнивать два варианта расположения площадки строительства либо удаленная территория с благоприятными условиями, либо близлежащая территории с неблагоприятными условиями.

В первом случае затраты на инженерное освоение территории будут минимальны при значительных затратах на строительство и эксплуатацию транспортных коммуникаций. Во втором случае – значительные затраты по инженерной подготовке территории, при минимуме затрат на транспорт и транспортные коммуникации.

В условиях неблагоприятного рельефа возникает необходимость в работах по значительному преобразованию рельефа с большими объемами срезок, подсыпок грунта, террасированию территории, строительства подпорных стенок.

Для обеспечения стока поверхностных (дождевых и талых) вод с территории строительства необходимо обеспечить минимальные уклоны территории и строительства водоотводящей сети для сбора поверхностных вод и отвода их за пределы территории.

При выборе площадки для строительства на берегах рек, озер, водохранилищ, где потенциально возможно затопление территорий. В этом случае необходимо предусмотреть мероприятия, предотвращающие затопление территории: обвалование территории или поднятие на незатопляемые отметки. Необходимо также предусмотреть мероприятия по защите береговой полосы от размыва, которые зависят от площади акватории, скорости и направления течения. Защита береговой полосы от размыва обеспечивается проведением берегоукрепительных работ: укреплением берегов, строительством набережных и струенаправляющих дамб.

Крутые склоны холмов, берега рек могут быть подвержены оползневым явлениям, которые исключают возможность их использования для размещения промышленных предприятий, крупных жилых зданий. Однако после проведения ряда специальных мероприятий на этих территориях могут быть размещены менее капитальные сооружения, зоны рекреации.

При размещении строительства в горных районах вблизи крутых горных склонов или рек, берущих начало в горах, должны быть предусмотрены мероприятия по защите площадки от селевых (водокаменных, грязевых и грязекаменных) потоков, разрушительная сила которых весьма велика. Характер защитных мероприятий зависит от конкретных природных условий, геологической и гидрогеологической характеристики района размещения строительства.

В случае наличия на территории участков с высоким уровнем грунтовых вод должны быть предусмотрены меры по водопонижению. В противном случае значительно усложняются условия производства работ по устройству фундаментов, прокладке подземных сооружений и др. Может иметь место подтопление подземной части зданий и сооружений, что затрудняет их использование и способствует распространению сырости в этих зданиях. Высокий уровень грунтовых вод может являться причиной невозможности полноценной эксплуатации дорог, открытых плоскостных сооружений, садов и парков.

Таким образом, сочетание природных условий, их количественные характеристики, определяет состав мероприятий и работ по инженерной подготовке территории на конкретной площадке строительства.


2. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ

Комплекс технических мероприятий, обеспечивающих преобразование территорий с неблагоприятными характеристиками в состояние, допускающее осуществление на них строительства объектов промышленного, жилищно-гражданского назначения, называется инженерной подготовкой территорий.

Главная задача инженерной подготовки территории - улучшение физических характеристик территории или отдельной площадки с целью их эффективного использования. Основными разделами комплексной задачи по инженерной подготовке территорий являются:

· организация рельефа;

· защита территорий от затопления;

· защита территорий от подтопления;

· борьбу с эрозией грунтов и оврагообразованием;

· борьба с оползнями, селевыми потоками, снежными лавинами, карстом;

· работы в особых условиях районов распространения вечной мерзлоты и сейсмически опасных зон.

Набор мероприятий на конкретной территории зависит от сочетания природных условий, особенностей конструкции и эксплуатации строящегося сооружения. Набор мероприятий может существенно отличаться для однотипных сооружений при различных сочетаниях природных условий или для использования территории для различных сооружений.

Наиболее распространенной составляющей, присутствующей практически в каждом проекте, является организация рельефа.

В условиях Северо-Западной части РФ кроме организации рельефа актуальными являются защита от подтопления грунтовыми водами.

Также в условиях Северо-Западной части РФ актуальной являются защита от затопления поверхностными водами в периоды снеготаяния и интенсивного выпадения дождей.

Для территорий расположенных у берегов естественных и искусственных водотоков и водоемов может быть очень актуальной защита от затопления поверхностными водами из естественной или искусственной гидрографической сети.

Проведение противоэрозионных, противооползневых противоселевых мероприятий, борьба с карстом, освоение вечномерзлых грунтов приурочены к районам распространения соответствующих природных явлений.

Мероприятия по инженерной подготовке следует устанавливать с учетом прогноза изменения инженерно-геологических условий, характера использования и планировочной организации территории

Мероприятия по инженерной подготовке территории не могут рассматриваться изолированно, а должны разрабатываться в комплексе с другими проектными решениями, так как они взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, например, решения по организации рельефа территории, которые разрабатываются на основе схемы генерального плана, могут привести к корректировке, а иногда и к значительным изменениям схемы генерального плана (перемещению отдельных сооружений, изменению трасс дорог, проездов т. д.). В свою очередь, организация рельефа территории должна разрабатываться одновременно и в увязке с решением вопросов организации отвода поверхностных вод с застраиваемой территории (с трассами основных водоотводящих коллекторов, с плановым и высотным размещением водовыпусков и др.). Мероприятия по защите территории строительства от затопления не могут разрабатываться без учета мероприятий по защите от подтопления, а также отвода поверхностных вод.

Разработка мероприятий по инженерной подготовке территории, как правило, производится в составе проектов населенных пунктов, промышленных объектов, но в отдельных случаях вопросы инженерной подготовки территории могут быть объектом самостоятельного проекта.

В составе проекта планировки населенного пункта разрабатываются лишь принципиальные решения по инженерной подготовке территории, которые затем уточняются в проектах детальной планировки.

Мероприятия по инженерной подготовке территории теснейшим образом связаны с мероприятиями по ее инженерному оборудованию (с прокладкой сетей водопровода и канализации, газовых, тепловых сетей и др.). Так, например, предварительно проведенные работы по прокладке на территории, подлежащей осушению, сетей водопровода и канализации, которые обычно укладываются на значительной глубине, и устройство сопутствующих дренажей может способствовать общему понижению уровня грунтовых вод, в связи с чем может отпасть необходимость в сооружении отдельных элементов дренажной сети.

Является общепризнанным экономическая целесообразность выполнения всех работ по прокладке инженерных сетей и коммуникаций до начала работ по сооружению основных объектов строительства. Предварительное проведение этих работ создает необходимые условия для рациональной организации строительства и позволяет отказаться от устройства временных сооружений, которые значительно повышают стоимость строительства.

Прокладка инженерных сетей должна предшествовать работам по благоустройству территории — выполнению дорожных работ и озеленению, так как повторные раскопки, неизбежно связанные с разрушением дорожных покрытий, значительно увеличивают стоимость прокладки инженерных сетей и строительства в целом.

Окончательные решения по инженерной подготовке и благоустройству территории принимаются после тщательного изучения и анализа природных условий, с учетом вопросов, связанных с охраной и оздоровлением окружающей среды.

 


3. организация рельефа и Вертикальная планировка территории

Организация рельефа — элемент инженерной подготовки территорий, заключающийся в изменении естественного рельефа с целью приспособления его к требованиям эксплуатации проектируемых объектов.

Раздел, посвященный организации рельефа, является составной частью практически любого проекта строительства зданий, сооружений, освоения территорий. Для значительных по площади и (или) сложных по топографическим условиям объектов может выполняться отдельный проект организации рельефа.

Термины вертикальная планировка и организация рельефа являются практически синонимами.

Термин организация рельефа является более общим, в большей степени соответствующий задачам преобразования рельефа в сложных топографических условиях, когда возникает необходимость коренного преобразования существующего рельефа. Как правило, в этом случае, предусматриваются значительные объемы земляных работ связанные с террасированием склонов; засыпкой оврагов, котловин, карьеров; значительное изменение планировочных отметок по отношению к существующим (насыпь, намыв, срезка возвышенностей и т.д.).

Термин вертикальная планировка более соответствует минимальному преобразованию рельефа в достаточно благоприятных исходных топографических условиях.

В сложных проектах организации рельефа вопросы, связанные с вертикальной планировкой могут быть выделены в отдельный раздел. Например, в проекте, предусматривающем значительные объемы работ и площади террасирования, на первом этапе решения задачи организации рельефа определяются руководящие отметки отдельных террас, а на втором этапе выполняется вертикальная планировка на площади каждой террасы в соответствии с ранее определенной руководящей отметкой.

Мероприятия по организации рельефа заключается в придании проектируемой поверхности уклонов, обеспечивающих решение следующих задач:

· обеспечение условий движения транспорта и пешеходов;

· отвод поверхностных вод (дождевых, талых);

· минимизация транспортных расходов по перемещению грунта;

· придание рельефу наибольшей архитектурно-композиционной выразительности.

Обеспечение условий движения по территории достигается ограничением уклонов проектируемой территории, значениями максимально допустимых уклонов из условий передвижения.

Обеспечение отвода поверхностных вод с территории достигается ограничением уклонов проектируемой территории, значениями минимально допустимых уклонов из условий отвода поверхностных вод.

Минимизация транспортных расходов по перемещению грунта достигается назначением отметок проектируемой поверхности, при которых объемы выемки грунта примерно соответствуют объемам насыпи внутри проектируемой территории.

Задача придания рельефу наибольшей архитектурно-композиционной выразительности, повышения его эстетического потенциала в большей степени характерна для ландшафтного, котеджного и садово-паркового строительства.

Следует также подчеркнуть, что материалы проекта организации рельефа являются основой для высотной привязки зданий и сооружений, проектов ливневой канализации, проектов защиты от подтопления и затопления.

 

 

Основные положения

Проектирование организации рельефа

Схема организации рельефа

Схема организации рельефа населенного пункта. При проектировании схемы организации рельефа населенного пункта красные (проектные) отметки наносят на генплане населенного пункта в характерных точках: по осям улиц, дорог, проездов в точках их взаимных пересечений; в местах намечаемых изменений продольных уклонов; по границам искусственных сооружений; по границам проектирумых значительных подсыпок или срезок грунта и т.д. Между характерными точками определяются уклоны - как отношение разностей между отметками в характерных точках к расстоянию между этими точками.

На первой стадии проектирования в характерных точках для каждого участка улицы определяется разность отметок по естественному рельефу и рассчитывается продольный уклон, на прилегающих к улицам территориях стрелочками показывается направление стока поверхностных вод (рис.).

Рис.. Схема организации рельефа уличной сети

при выраженном уклоне местности.

 

Если полученное значение продольного уклона (по черным отметкам) соответствует допустимым значениям (приложение №), то это значение уклона округляется до тысячных долей (до целых значений промилле) и принимается за проектное значение продольного уклона улиц.

А
Б    
  Рис.. Схема организации рельефа уличной сети при незначительных уклонах местности. а – при уклонах улиц равных уклонам существующего рельефа; б – при допустимых уклонах улиц (продольные уклоны и красные отметки показаны по лоткам проезжей части)

 

По проектному продольному уклону уточняются значение красных отметок в характерных точках. В этом случае красные отметки практически равняются черным отметкам, а рабочие отметки близки к нулю. Результаты проектирование на первой стадии принимаются за окончательный результат - схема организации рельефа считается запроектированной.

Если полученное значение продольного уклона (по черным отметкам) не соответствует допустимым значениям (меньше минимального или больше максимального) необходима вторая стадия проектирования схемы организации рельефа.

На второй стадии определяется проектный уклон значение, которого должно находиться в диапазоне от минимального до максимального допустимого значения.

Корректировка величины продольного уклона производится последовательно для каждого участка улицы. Корректировка величины продольного уклона выполняется путем определения значений красных отметок по границам участков. В результате значение продольного уклона будет соответствовать допустимому диапазону; величины красных отметок не будут равняться черным отметкам; рабочие отметки не будут равняться нулю (рис).

Значения рабочих отметок характеризуют величину подсыпок или срезок (насыпь или выемка), поэтому следует по возможности минимизировать величину рабочих отметок, так как с их увеличением возрастает объем земляных работ (выемки или насыпи).

С увеличением абсолютной величины значений рабочих отметок по трассам улиц усложняются условия заезда на прилегающую к улице территорию (коттеджные участки, жилые кварталы, скверы и т.д.).

С увеличением положительной величины значений рабочих отметок по трассам улиц усложняются условия отвода поверхностных дождевых вод с прилегающей к улице территории (коттеджные участки, жилые кварталы, скверы и т.д.).

В случае, когда уклоны территории близки к нулю, значения продольных уклонов улиц могут оказаться меньше минимально допустимого значения. В этом случае проектного профиля улицы создается по схеме «пилообразного профиля» ().

Увязка схемы организации рельефа населенного пункта с системой водоотвода. Увязка схемы организации рельефа с системой водоотвода населенного пункта является обязательным условием.

Системы водоотвода населенных пунктов разделяют на системы открытого и закрытого типа. Основными элементами открытой системы водоотвода являются открытые каналы и придорожные кюветы. Основные элементы закрытой системы водоотвода - лотки проезжих частей улиц, колодцы-дождеприемники закрытой ливневой канализации, закрытые коллекторы ливневой канализации.

Трассы основных элементов систем водоотвода прокладываются, как правило, в пределах красных линий улиц. Из этого следует целесообразность трассировки уличной сети, а значит и трассировку основных элементов систем водоотвода, по пониженным деталям рельефа по отношению к прилегающей к улицам территории. В этом случае будет обеспечен отвод поверхностных вод с собственной водосборной площади улиц и с водосборной площади прилегающих к улицам территорий.

Схемы организации рельефа открытых плоскостных сооружений. При проектировании схемы организации рельефа открытых плоскостных сооружений (спортивных площадок, хозяйственных, детских, автостоянок и т.д.) методом красных отметок в качестве характерных точек выбирают точки по углам и границам площадки, точки подхода дорожек и подъездов к площадке, точки на линии изменения уклонов внутри площадки. На рис. представлен пример использования метода красных отметок при проектировании площадок. Для большей наглядности и информативности метод красных отметок дополнен элементом метода профилей (профиль по линии 2 – 2). На профиле также показано расположение элементов системы защиты от подтопления грунтовыми водами (дренажной системы) – закрытые трубчатые дрены.


Вертикальная планировка улиц

Проектирование вертикальной планировки улиц и дорог производится, как правило, методом профилей или проектных горизонталей.

Продольный профиль улицы. Положение проектной линии продольного профиля характеризуется проектными отметками, уклонами и длинами участков между точками перелома продольного уклона.

Продольные профили проектируют в основном по осям проезжих частей улиц и дорог. Пример продольного профиля () представлен на рис.  В некоторых случаях проявляется необходимость построения продольного профиля по лоткам проезжей части (лоток - низшая часть поперечного профиля проезжей части улицы в точке сопряжения с тротуаром).

При построении проектного продольного профиля руководствуются следующими условиями:

· Создание обусловленных нормами продольных уклонов должно обеспечивать минимально возможный объем земляных работ по всей ширине улицы в пределах красных линий. Для этого, проектируя продольный профиль по оси улицы (дороги), следует одновременно учитывать, какое влияние он окажет на объем земляных работ по созданию проектируемого поперечного профиля улицы.

· Переломные отметки продольного профиля устанавливают с таким расчетом, чтобы при сохранении типовых элементов поперечного профиля и их нормативных поперечных уклонов по возможности сохранились существующие отметки поверхности земли вдоль красных линий с тем, чтобы исключить необходимость в перепланировке рельефа прилегающих территорий.

· При местных неровностях рельефа продольные профили улиц и дорог надо проектировать методом секущих линий со срезкой отдельных выступающих участков и засыпкой срезанным грунтом пониженных мест.

· При необходимости изменения продольных уклонов улиц и дорог проектные линии продольных профилей также следует наносить в виде секущих линий по отношению к существующей поверхности, предусматривая наименьшие подсыпки и срезки грунта и возможное равенство объемов насыпей и выемок на соседних участках.

· Число переломных точек продольного профиля следует ограничить, стремясь к увеличению расстояния между ними, особенно на улицах и дорогах, предназначенных для движения автомобилей с повышенными скоростями.

· Наиболее пониженные места улиц следует располагать, как правило, на участках пересечений с другими улицами, в направлении которых может быть осуществлен отвод поверхностных вод, или же в других местах возможного водосброса. Если такое решение не представляется возможным, необходимо оборудование улиц подземной ливневой канализацией на всем их протяжении с размещением во всех пониженных местах водоприемных колодцев для обеспечения отводов поверхностных вод.

· Сопряжение поверхности тротуаров, газонов и края проезжей части осуществляется с помощью бордюрного камня (борта). Бордюрный камень выполняет функции колесоотбоя, препятствуя выезду транспорта за пределы проезжей части. Высота бордюрного камня, как правило, принимается равной 0,15м. Для обеспечения безопасности движения транспорта в тоннелях высота борта увеличивается до 0,25м; на мостах, эстакадах и насыпях - 0,45м.

· Бордюрный камень и низшая часть проезжей части образуют лоток, по которому осуществляется сток поверхностных вод с площади улицы в систему водоотвода. Продольные профили лотков, или кюветов, проектируют обычно с соблюдением тех же уклонов, что и по осям проезжих частей улиц.

· При невозможности обеспечить минимально необходимый продольный уклон (4%о) для поверхностного стока, что встречается на территориях с малым уклоном, по лоткам вдоль проезжих частей улиц проектируется продольный профиль пилообразного типа.

· Конечные точки проектируемых продольных профилей должны иметь нулевые рабочие отметки, т.е. проектная линия должна сопрягаться с отметками существующей поверхности. Вследствие этого в ряде случаев границы проектных профилей необходимо выводить за пределы проектируемых участков на достаточное расстояние, требуемое для сопряжения с существующей поверхностью.

Поперечный профиль улицы. Поперечные профили улиц, дорог и проездов проектируют в соответствии с установленными элементами, входящими в их состав (приложение №). Основные элементы городских улиц - проезжая часть, центральная разделительная полоса (разделяет движение транспорта по направлениям); полосы озеленения (газоны), тротуары, велодорожки, и т.д..

Вертикальная планировка поперечных профилей должна быть полностью увязана с предварительно запроектированными отметками продольных профилей и выполнена с учетом рельефа прилегающих территорий, а также высотного расположения существующих зданий и сооружений.

Тротуарам и газонам вдоль улиц придают односкатный поперечный уклон, направленный в сторону к проезжей части. Велосипедные дорожки проектируют обычно двухскатными.

В зависимости от величины поперечного уклона местности (по отношению к трассе улицы) поперечный профиль может иметь симметричный или не симметричный вид:

· при несущественных поперечных уклонах местности поперечный профиль улицы имеет симметричный вид;

· при существенных поперечных уклонах местности поперечный профиль улицы может иметь не симметричный вид за счет изменения поперечных уклонов газонов (уменьшения их величины с одной стороны улицы и увеличения с нагорной);

· при значительных поперечных уклонах местности (расположение улиц на косогорах) профиль улицы не симметричен, и даже может возникнуть необходимость дополнения конструктивного профиля элементами (откосы, подпорные стенки), сопрягающими по высоте фрагменты поперечного профиля улиц.


Проектирование вертикальной планировки

перекрестков улиц и площадей.

Проектирование вертикальной планировки перекрестков выполняется, как правило, методом проектных красных горизонталей как представляющим наиболее наглядные результаты.

Метод профилей в этом случае является более трудоемким, так как возникает необходимость проектирования продольных профилей по осям и лоткам всех прилегающих к перекрестку улиц. Кроме того, появляется необходимость разработки дополнительных рабочих поперечных профилей в различных сечениях. Результаты использования этого метода менее наглядны по сравнению с методом профилей.

Использования метода красных отметок при проектировании перекрестков дает недостаточно наглядные результаты.

Решения вертикальной планировки пересечений улиц и дорог могут быть самыми различными в зависимости от конфигурации перекрестка, условий организации движения, рельефа, наличия каких-нибудь сооружений у перекрестков, расположение и высотные отметки которых могут повлиять на проектные решения.

Примеры вертикальной планировки простых перекрестков в зависимости от рельефа местности их расположения приведены на рис. 10.

Изменение двускатных профилей улиц на односкатные и наоборот осуществляется плавно, путем смещения гребня двускатного профиля (). Длину участка перехода от односкатного к двускатному профилю или наоборот определяют из расчета плавного подъем линии лотка.

Перекрестки улиц с учетом их транспортной значимости, в целях улучшения организации движения и увеличения пропускной способности, целесообразно превращать в транспортные площади с достаточной для маневрирования транспорта территорией.

Примеры вертикальной планировки площадей представлены на рисунке (1,

 


Таблица      

а. Перекресток на вершине холма.   Наилучшие условия для водоотвода. В городах встречаются редко, так как улицы обычно проектируют по пониженным участкам территорий.
б. Перекресток на водоразделе.   Гребень улиц, отходящих от водораздела, целесообразно сместить к лоткам улицы, проходящей по водоразделу.
в. Перекресток в тальв

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.