АПК: сущность, понятие, состав, структуры, этапы формирования, эффективность, задачи, системы управления — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

АПК: сущность, понятие, состав, структуры, этапы формирования, эффективность, задачи, системы управления

2020-08-20 119
АПК: сущность, понятие, состав, структуры, этапы формирования, эффективность, задачи, системы управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АПК: сущность, понятие, состав, структуры, этапы формирования, эффективность, задачи, системы управления

Совокупность отраслей, обеспечивающих страну продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, принято называть агропром. комплексом (АПК).

На современном этапе развития общественного производства эффективность сельского хозяйства во многом зависит от развития отраслей, обеспечивающих его средствами производства, принимающих, хранящих и перераб.продукцию.

В АПК четко выделяются три основные сферы (сектора, блока): 1 - производство средств производства, т.е. тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности; производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений; комбикормовая и микробиологическая промышленность; мелиорация; с/х строительство; дорожное, жилищное и культурно-бытовое строительство

2.- отрасли, обеспечивающие заготовку, транспортировку, хранение и переработку сельскохозяйственного сырья (пищевая, перерабатывающая промышленность, система заготовок, специальный транспорт).

3.–сельскохозяйственное производство (земледелие, животноводство, агрохим. службы);

Отраслевая структура АПК характеризуется долей отдельных отраслей в общих объемах комплекса валовой продукции, производственных фондах, численности работников.

В развитых странах стр-ра АПК: 1 и 3 блок по 15 – 20%, 2 блок – 60 и б. %.

В РФ – 3 блок – б. 50%., на 1 и 2 - по 20 – 25%.

До нач.80-х все отрасли были обособлены, что приводило к несогласованию-диспропорции между отраслями. В 1982 АПК впервые выделили как сомост. объект планирования и управл. В 1985 г. союзно-республиканский Гос. агропром. комитет. В 1989 был ликвидирован и создано Минестерство с.х. и продовольствия.

Показат. эф. АПК является степень вып. поставл. перед комплексом перед компл. задач:

-по объемам производства прод.

-по размерам создан. нац. дохода

-по темпам расшир. воспроизводства

-по уровню произв. и потребления на душу

-по доле затрат на производство в доходах нас.

Об эф. АПК свид. производит труда, урожайность, продуктивность, материалоемкость, энергоемкость, сост. окр. среды.

Аренда и арендные отношения

Аренда — это основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование основными средствами. Предпринимателям, начинающим деятельность в сельском хозяйстве и не имеющим необходимых денежных ресурсов для покупки земли и других средств производства, аренда дает возможность начать свое дело, эффективно организовать сельскохозяйственное производство. Их выбор в пользу аренды определяется также особенностями технологии сельскохозяйственного производства, его специализацией, наличием на рынке свободных основных средств для аренды, уровнем арендных платежей.

Субъекты— это арендодатель и арендатор. Арендодателем по дог. аренды выступает тот, кто вправе распоряж. соотв. имуществом. В первую очередь этим правом наделен собственник.

Арендатором по договору аренды является юр. или физ. лицо, которому нужен объект аренды для осуществления предпринимательской деятельности. Объекты арендных отношений — это любое имущество (вещь), которое в процессе использования не теряет своих натуральных свойств: земельные участки, природные объекты, предприятия, другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства. Договор аренды обязательно должен содержать данные, позволяющие установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

Особый объект аренды — земля. В странах с развитой рыночной экономикой степень распространения аренды на землю определяется прежде всего ценой.

В зарубежных странах сложились различные типы аренды земли.

1. Аренда на основе трудового участия (США).

2. Аренда земли для ведения животноводства.

3. Аренда на основе долевого участия

4. Аренда на основе долевого участия в чистом доходе.

5.Аренда на основе фиксированных платежей:

Договор аренды — это гражданско-правовой договор, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору определенное имущество во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор должен уплачивать за это арендную плату. При этом плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. Ответственность за недостатки сданного в аренду имущества возлагается на арендодателя. Обязанность арендатора — использовать переданное ему имущество согласно условиям договора и в соответствии с его назначением. Арендатор с согласия арендодателя имеет право на: сдачу в субаренду (поднаем); передачу своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем); предоставление арендованного имущества в безвозмездное пользование, отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный кап.

Договор субаренды может быть заключен арендатором с третьим лицом (субарендатором) лишь при наличии согласия на то арендодателя, при этом срок договора субаренды не может превышать срок основного договора аренды. Договор аренды заключается на установленный срок, однако допускается заключение договора и без указания срока аренды.

Договором могут быть предусмотрены различные виды арендной платы: денежная, натуральная и смешанная. Арендная плата может быть внесена в разных формах:

– определенные платежи, вносимые периодически;

– установленная доля полученных в результате использования арендованного имущества продукции или доходов;

– предоставление арендатором арендодателю определенных услуг;

– передача арендатором арендодателю обусловл. дог. вещи в собственность или аренду;

– возложение на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Изменения размера арендной платы в течение действия договора могут производиться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

В мировой практике сложились следующие методы установления ставок за аренду земли: по цене, устанавливаемой рынком; на основании затрат владельца земли; по остаточной нормативной прибыли арендатора. Разновидностью аренды земли с денежной оплатой является аренда с гибкими платежами

 

Маркетинг в агробизнесе

Особенности маркетинга в сх определяются особенностями рынков в системе агробизнеса и особенностями спроса и предложения, а также цен в агропродовольственном комплексе.

Основой комплекса агробизнеса в РФ является сельское хозяйство. Все остальные сферы обслуживают сельское хозяйство. Сфера агросервиса включает в себя широкий спектр видов деятельности: обеспечение сх предприятий техникой на условиях аренды или лизинга, ремонт сельхозтехники и обеспечение запасными частями, мелиоративные работы, агрохимия, научные исследования и внедрение новых технологий, управление, координация работы сельскохозяйственных предприятий, подготовка и переподготовка кадров. Эта сфера обеспечивает улучшение деятельности комплекса в целом и его отдельных отраслей. В сферу агросервиса входят как государственные, так и частные структуры.

Маркетинг агробизнеса включает в себя все отрасли, обеспечивающие движение сельскохозяйственного продукта от поля (фермы) до потребителя, т.е. сбор, хранение, переработку и реализацию продукции. В этой сфере определяются потребности государства и населения в продуктах сельского хозяйства, т.е. она отвечает на три главных вопроса рыночной экономики: что производить? Сколько производить? По какой цене продавать? В нее входят предприятия оптовой и розничной торговли, хранилища, заготовительные предприятия, перерабатывающие предприятия, биржи, аукционы и т.д.

 особенности рынков в комплексе агробизнеса

1. Переплетение производственно-экономических процессов с природно-биол. процессами.

2. Естественной особенностью сельского хозяйства является его сезонность.

3. Длительность производственного цикла.

4. Неустойчивость по отношению к погодным условиям.

5. Различия в плодородии земли.

Указанные особенности необходимо учитывать при организации маркетинговой деятельности в агробизнеса по всем элементам комплекса маркетинга. Рынки, функционирующие в сфере ресурсов агробизнеса, также специфичны. Здесь выделяются три наиболее крупные отрасли: сельскохозяйственное машиностроение, производство химических средств защиты растений и удобрений, кормопроизводство. Эти отрасли характеризуются олигопольной структурой, т.е. доминированием на рынке нескольких крупных фирм. Маркетинговая сфера агробизнеса неоднородна не только по составу и функциям, но и с точки зрения рыночных характеристик. Можно выделить четыре типа рынков маркетинговой сферы.

1.рынок сырьевых продовольственных товаров является основным для таких отраслей, как мукольно-крупяная, сахарная и т.д. Их характерными чертами являются относительная однородность продукции, высокий уровень товаров крупными партиями.

2.рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция здесь неоднородна, ассортимент очень широк (табачные, кондитерские изделия, консервы)

3.рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки (свежее и охлаждённое мясо, молоко, молочные продукты и т.д.)

4.рынок продовольственного сервиса. Он включает все формы массового питания – от небольших буфетов до дорогих ресторанов.

Реализация функций маркетинга в агробизнеса в значительной мере зависят от особенностей спроса на сельскохозяйственную продукцию. Основным фактором, влияющим на объём товарного предложения продовольствия, является цена. С повышением цен повышается, и объем производства, рост розничных цен ведёт к увеличению поставок на рынок. Отличительной особенностью сельскохозяйственного рынка является его близость к рынку свободной конкуренции.

 

16 материально-техническая база

 

Важное условие организации эффективного сельскохозяйственного производства – оптимальное формирование и рациональное использование материально – технической базы сельского хозяйства. Она многогранна и имеет натурально - и стоимостный состав. По своему натурально - составу материально – техническая база включает средства и предметы труда (машины, оборудование и другие технические средства, производственные и культурно - сооружения, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, средства защиты растений, семена, корма, сырьё, топливо). В процессе её функционирования используются естественные ресурсы (вода и др.). Все элементы материально –технической базы объединяются в те или иные технологические процессы посредством определенных форм организации производства.

Экономическое содержание материально – технической базы очень тесно связано с содержанием производительных сил. Однако между ними есть и существенные различия. Так, материально - база аграрной сферы не включает в свой состав непосредственного производителя, хотя создаётся и приводится в движение рабочей силой. Да и отличие материально –технической базы от самого производства состоит в том, что последнее представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений, а материально – техническая база – только элемент производительных сил, на основе которого между субъектами производственного процесса складываются соответствующие производственные отношения.

Экономический механизм формирования и воспроизводства материально – технической базы сельского хозяйства характеризуется действием двух различных групп факторов. Первая группа этих факторов проявляется через использование горизонтальных экономических связей сельского хозяйства с машиностроением, энергетикой, химической промышленностью, строительством и другими отраслями экономики. Сформированные на этой основе элементы материально – технической базы олицетворяют собой овеществленный труд промышленности и капитального строительства в форме потенциальной производительной силы.

Другая группа факторов проявляет себя через вертикальные экономические связи внутри сельского хозяйства, обеспечивая взаимодействие живого труда и всех элементов базы. В результате такие ее составляющие, как сельскохозяйственные угодья и биологическая группа средств производства, ежегодно циклически расширенно воспроизводятся в рамках отрасли и каждого отдельного предприятия. Если же сельскохозяйственные растения и животные воспроизводятся не только количественно, но и качественно, то воспроизводство обрабатываемых земель происходит только в качественном смысле, путем расширенного воспроизводства их плодородия. С экономической точки зрения сущность расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве заключается в увеличении производительной силы живых организмов и почвы [2].

Экономическая сущность материально – технических ресурсов заключается в том, что они, являясь оборотными фондами предприятия, полностью переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию сельского хозяйства. Их стоимость входит в общие затраты на производство продукции. Материально – технические ресурсы участвуют в процессе производства в течении одного производственного цикла и, следовательно, требуют постоянного возмещения на прежнем уровне при простом воспроизводстве или в увеличенных размерах при расширенном воспроизводстве. В процессе производства они меняют свою вещественную форму, что отличает их от другой группы производственной базы –технических ресурсов, составляющих основные средства предприятия. Так, посевной материал в процессе производства превращается под воздействием природных, биологических и почвенных факторов в растения, а минеральные удобрения, внесенные в почву, превращаются в различные питательные элементы, которые создают условия для формирования растений.

В состав материально – технической базы сельского хозяйства включаются материально - технические ресурсы и технические средства. Материально – технические ресурсы представлены производственными запасами и незавершенным производством. К производственным запасам относятся различные вещественные элементы сельскохозяйственного производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе (корма, семена, горюче – смазочные материалы, животные на откорме и др.).

Наличие запасов – обязательное условие обеспечения нормального функционирования сельскохозяйственного предприятия. Они позволяют ему обеспечивать производство материально – техническими ресурсами непрерывно и в оптимальном соотношении.

Незавершенное производство включается в состав материально – технических ресурсов по стоимости затрат в земледелии, произведенных в данном году под урожай озимых и яровых культур будущего года, а также затрат в животноводстве на инкубацию яиц и др., переходящие на следующий год. В незавершенное производство промышленных и вспомогательных подразделений входят затраты на приобретения сырья и материалов для переработки сельскохозяйственной продукции и др.

Особую роль в организации сельскохозяйственного производства играют технические средства. К ним относят тракторы, комбайны, грузовой и легковой автотранспорт, различные сельскохозяйственные орудия (сеялки и пр.), энергетические мощности.

Учитывая периодичность выполнения работ по возделыванию сельскохозяйственных культур и особенности организации производственных процессов в животноводстве, для выполнения взаимосвязанных технологических операций формируют специальные комплексы машин (посева зерновых культур, ухода за посевами, уборки навоза на фермах, раздачи кормов) в соответствии с имеющейся в хозяйстве техникой [3].

Техническое перевооружение сельскохозяйственного производства, комплектование системы машин для конкретного предприятия требует учета местных условий, принятой системы ведения хозяйства, его специализации и кооперирования с другими отраслями в системе АПК. Система машин должна обеспечивать максимальный уровень механизации работ, внедрение интенсивных технологий, рост объема производства продукции и производительности труда.

Под технологией в сельском хозяйстве понимают совокупность производственных методов и процессов сельскохозяйственных работ определенной последовательности с фиксированным началом и окончанием выполнения операций.

Комплексная механизация включает последовательное применение систем машин, механизмов и приспособлений на всех технологических операциях и стадиях производственного процесса, позволяющее полностью заменить ручной труд машинным как на основных, так и на вспомогательных сельскохозяйственных работах.

Характерной особенностью современного сельскохозяйственного производства является совершенствование средств и предметов труда под воздействием научно – технического прогресса. Этот объективный закономерный процесс развития производительных сил сельского хозяйства становиться все более определяющим в условиях сокращения трудовых ресурсов села.

НТП призван обеспечивать экономию текущих производственных затрат и, прежде всего, ограниченных видов топлива и сырья естественного происхождения. Создание материалоэкономной технологии требует соответствующей ориентации НТП. Следует заметить, что НТП это не только экономия общественного труда, но также и рост его затрат. Поэтому задача состоит в том, чтобы дополнительные затраты были ниже дополнительного эффекта, что означает обеспечение НТП на эффективной основе.

 

17 Ценообразование на разных типах рынка

Политика установления цены зависит от типа рынка. Выделяют четыре типа рынков.

1-й. Рынок чистой конкуренции. Он состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии установить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по рыночной цене. Не будут продавцы устанавливать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене.

Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

2-й. Монополистическая конкуренция. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные товары могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по разному.

3-й. Олигополистическая конкуренция. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец, чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какой-то товаропроизводитель снизит свои цены, например на 10%, то покупатели быстро переключаться на этого товаропроизводителя. Другим товаропроизводителям этого товара придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей покупателей в пользу конкурентов.

4-й. Чистая монополия. При чистой монополии на рынке один продавец. Это может быть государственная организация (например, Почтовое ведомство). Частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Госмонополия может с помощью политики цен преследовать достижение разных, целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие затрат или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена устанавливается олень высокой/для временного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает товаропроизводителю установить цены, обеспечивающие получение необходимой нормы прибыли, которая даст организации возможность поддержать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии. Товаропроизводитель сам устанавливает любую цену, которую только выдержит рынок. Вместе с тем, по ряду причин товаропроизводитель не всегда устанавливает максимальную возможную цену. Объясняется это тем, что возможно введение государственного регулирования, и не желание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть - на всю глубину рынка. Существенным компонентом маркетинга является спрос. В процессе организации сбыта (продажи) сельскохозяйственной продукции имеет значение формирование спроса. Ему способствует осведомленность покупателей о питательных качествах продукции, о наличии на рынке, о потребностях, которые эта продукция удовлетворяет, о гарантиях защиты покупателей, если они не будут удовлетворены качественными свойствами продукции. Условием применения маркетинга следует рассматривать способы информирования потенциальных потребителей. С этой целью проводится соответствующая реклама этого вида продукции через все доступные средства: выставки, ярмарки, аукционы, рекламные буклеты, каталоги. Приведенные и другие средства информации предназначены в первую очередь для тех, кто принимает решение о приобретении продукции.

Мероприятия по формированию спроса имеют целью обеспечить ввоз на рынок новых видов, сортов производимой агропродукции. Результативность маркетинга наступает при условии стимулирования сбыта (продаж) сельскохозяйственной продукции в зависимости от назначения продукции или сырья или для производственного или личного пользования. Стимулирование заключается в заинтересованности посредников продавать продукцию (товар) с максимальной энергией, предоставлять ценовые скидки наиболее необходимым товарам.

Стимулирование реализации продукции возможно вследствие резкого увеличения оплаты труда посредников, если ими обеспечено сбыт (продажа) обусловленного количества товара. Принятие мер, направленных на стимулирование своевременного и выгодного для производителя сельскохозяйственной продукции в полной мере зависит от него самого. Наряду с обычными факторами обеспечение эффективного сбыта (продажи) продукции существуют факторы, которые выходят за пределы внутрихозяйственной деятельности производителя. К ним следует отнести учет производителем конкуренции как фактора, который функционирует наряду с производителем конкретного вида продукции.

Суть заключается в том, что на рынке товаров — видов продукции сельского хозяйства является большой спектр производителей одного и того же вида продукции, именно они выступают на рынке конкурентами, т.е. возникает фактор конкуренции, который имеет непосредственное влияние на маркетинг всех производителей.

Следовательно, в практическом смысле маркетинг необходимо рассматривать как совокупность методов, способов, средств, направленных на эффективную организацию сбыта (продажи) сельскохозяйственной продукции и сырья с целью удовлетворения потребительского спроса и получения максимальной прибыли.

Элементы оборотных средств

Оборотные производственные фонды включают:

• производственные запасы;

• незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;

• расходы будущих периодов.

Производственные запасы – это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. В их составе можно, в свою очередь, выделить следующие элементы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – это предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, незаконченные полностью производством в одних цехах и подлежащие дальнейшей переработке в других цехах того же предприятия.

Расходы будущих периодов – это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода.

Фонды обращения состоят из следующих элементов:

• готовая продукция на складах;

• товары в пути (отгруженная продукция);

• денежные средства;

• средства в расчетах с потребителями продукции.

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств или их составными частями называется структурой оборотных средств. Так, в воспроизводственной структуре соотношение оборотных производственных фондов и фондов обращения составляет в среднем 4:1. В структуре производственных запасов в среднем по промышленности основное место (около 1/4) занимают сырье и основные материалы, значительно ниже (около 3%) доли запасных частей и тары. Сами производственные запасы имеют более высокий удельный вес в топливно- и материалоемких отраслях. Структура оборотных средств зависит от отраслевой принадлежности предприятия, характера и особенностей организации производственной деятельности, условий снабжения и сбыта, расчетов с потребителями и поставщиками.

Виды земельной ренты

Ограниченность земель вынуждает во­влекать в производство как лучшие, так средние и худшие земли. Производительность земли может быть различной в зависимости от ее плодородия и местоположения. Если говорить о землях сельскохозяйственного назначения, то лучшими будут плодород­ные и близко расположенные к рынкам сбыта земельные участ­ки. Если говорить о землях несельскохозяйственного назначе­ния, то лучшими участками будут, например, те, которые на­ходятся в центре города. Более высокая доходность одних земельных участков и низкая доходность других — следствие различий в естественном плодородии и местоположении. На лучших и средних землях цена единицы продукции будет значи­тельно ниже ее рыночной стоимости. Предприниматели на луч­ших и средних землях при одинаковых затратах труда и капитала будут получать больше дохода, чем предприниматели на худших землях. Данный доход определяется различиями в плодородии и местоположении земель и называется в экономической теории разностным доходом или дифференциальной рентой. Дифферен­циальная рента — доход, полученный в результате использова­ния ресурсов более высокой производительности в ситуации ранжирования этих ресурсов. Дифференциальная рента — устой­чивая добавочная прибыль, полученная как результат разной производительности одинаковых затрат труда на участках раз­личного плодородия и местоположения. На лучших и средних землях образуется дополнительный доход, который и является дифференциальной земельной рентой. На худших землях диф­ференциальная рента не образуется, но ее собственники получа­ют арендную плату за землю и использование хозяйственных и иных построек, на ней находящихся.

Кроме двух основных форм ренты, чистой и дифференци­альной, существует еще монопольная рента. Монопольная рен­та образуется на участках, обладающих особыми почвенно-климатическими условиями, на которых производятся продукты с исключительными потребительскими свойствами. Южная при­морская зона Краснодарского края располагает уникальными землям непригодными для возделывания субтропических куль­тур (например, чая, особых лекарственных трав). Такие товары продаются по монопольным ценам, верхний предел которых оп­ределяется зачастую лишь уровнем платежеспособного спроса. Монопольная рента — особая рента, образующаяся при продаже определенных видов благ по монопольно высокой цене, значи­тельно превышающей их стоимость. Разность между монополь­ной и рыночной ценой данного сельскохозяйственного продук­та образует монопольную земельную ренту. Монопольная рента образуется также в добывающей промышленности, если речь идет об участках земли, располагающих уникальными полезны­ми ископаемыми. Земельные участки в крупных городах или расположенные на морском побережье также способны принес­ти монопольную ренту, если могут быть выгодно использованы для строительства жилых домов.

Особое место занимает экологическая рента, возникающая как следствие дифференциации экологических условий. Эколо­гическая рента образуется в регионах с относительно лучшими экологическими условиями жизнедеятельности и выражается в более высокой арендной плате за землю, расположенную в луч­ших природных условиях.

Земля как актив. Цена земли

В рыночной экономике земля, как и любое другое благо, приносящее доход, является товаром. Земля покупается и прода­ется. В экономически развитых странах купля-продажа земли обычно не превышает 3%.Поскольку предложение земли фик­сировано, то цена земли, как и рента, целиком определяются спросом на землю. Цена земли — цена собственности на участок земли.

Особенностью земли как товара является то, что покупается не сама земля, а доход, который она приносит. Иными словами, покупается право на получение регулярного дохода в течение не­определенного периода времени. Владелец земельного участка намерен получить от продажи земельного участка такую сумму, поместив которую в банк можно получить доход в виде процен­та, равного ренте. Земельная рента — это цена услуг земли. Зе­мельная рента определяет цену земли. Чем выше рента от услуг участка земли, тем выше цена земли. Цена на землю определяет­ся путем капитализации ренты.

Капитализация фактора производства заключается в оценке его стоимости в том случае, если будет принято решение о его покупке, т. е. предприниматель сделает его своим собственным активом. Капитализация позволяет установить соотношение ме­жду доходом фактора производства и его ценой в качестве объ­екта собственности. Капитализированное значение ренты — сум­марная величина всех будущих арендных платежей, которые способен принести данный участок земли. Таким образом, цена земли равна сумме денег, положив которую в банк, бывший соб­ственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Цена земли рассчитывается следующим образом:

PN = R/ i

где РN — цена земли; R — годовая рента; i — ставка ссудного процента.

Из формулы видно, что цена земли будет расти, если увели­чивается размер ренты, и падать, если повышается норма про­цента.

 

Формы и особенности внешнеэкономической деятельности (ВЭД) пред. сх.

ВЭД – это разновидность экономической деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции. Она направлена на межгосударственное сотрудничество, создание правовых и торгово-политических механизмов стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей. Задачи, принципы, методы, формы, организация ВЭД явл. однотипными для всей национальной эк-ки в т.ч. для АПК. Формы ВЭД характеризуются большим многообразием и подвижностью. Основой для всей ВЭД явл. внешняя торговля, включающая экспорт и импорт разнообразных товаров в материально-вещественной форме, товарообменные операции, оказание различных услуг, выполнение работ при взаимодействии с иностранными контрагентами. Во второй половине 20 века важную роль приобрело военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами. В областях научно-технического и научно-производственного сотрудничества с зарубежными партнёрами отметим: производственное кооперирование, создание совместных предприятий, выполнение НИОКР, проведение исследований и разработок, торговлю лицензиями, патентование изобретений, регистрацию товарных знаков. Строительные и проектно-строительные услуги включают строительство объектов за рубежом при содействии российских фирм и на территории РФ с участием иностранных. Всё большую актуальность приобретает инвестиционное сотрудничество – привлечение иностранных инвестиций и инвестирование за рубежом. Сотрудничество в валютно-финансово-кредитной сфере включает получение и предоставление кредитов, финансирование различных проектов, осуществление платёжно-расчётных и страховых операций. Всё более значимую роль приобретает лизинг (в обоих направлениях). Сотрудничество в области транспорта включает: международные перевозки экспортных и импортных грузов, транзитные перевозки иностранных грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание. Сотрудничество в области связи и информатики происходит с использованием современных электронных средств и СМИ. Российские участники ВЭД обмениваются с иностранными партнёрами социально-культурными услугами (спорт, образование, здравоохранение). Самостоятельным видом ВЭД можно считать издательско-полиграфическую деятельность, осуществляемую совместно с иностранными партнёрами. Бурно развивается иностранный туризм – экспорт и импорт туристических услуг. Внешне-экономическая реклама используется в целях продвижения российской продукции на зарубежном рынке и реализации иностранной продукции на территории нашей страны. Для нашей страны весьма актуально международное сотрудничество в области рыбного хозяйства, прибрежная и приграничная торговля, так важные для многих регионов и субъектов РФ.

ВЭД с/х предприятий имеет свои особенности. Так, при анализе зарубежных с/х рынков значительное место занимает проблема приспособления параметров продукции условия её потребления в той или иной стране. Уже на стадии проектирования продукции необходимо принимать во внимание особые природно-климатические условия. Кроме того, с/х предприятие должно учитывать, что правительство тех стран на рынке которых оно намерено выйти не будет оставаться ни пассивным, ни нейтральным (Например: борьба французских фермеров против ввоза в страну американской с/х продукции)

 

47 Любая трудовая деятельность невозможна без той или иной организации, без разделения труда, без определения шеста и функций каждого человека в трудовом процессе.

Различают организацию труда в масштабе всего народ­ного хозяйства страны и организацию труда на конкретном предприятии.

Сущность организации труда составляют специфические функции, связанные с объединением, согласованием, при­ведением в стройную систему целесообразной деятельности людей в непрерывном взаимодействии с применяемыми в процессе труда техническими средствами.

Организация труда может быть эмпирической, основан­ной на методах, полученных непосредственным


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.