Об отношении к миру и поведении в миру — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Об отношении к миру и поведении в миру

2020-08-20 110
Об отношении к миру и поведении в миру 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Что вы детей по-французски, по-немецки, по-итальянски не научите, за то вас Бог не спросит, а что их в добрых нравах не наставите - суда Божия и истязания не избегнете. Помните вы это; я вам просто, да правду говорю: ежели дети Ваши злы будут, то внучата злейшии, а правнучата и того злейшии. Злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим искоренится, а всему тому злу корень и начало есть злое наше воспитание.

 

Святитель Тихон Задонский

 

О том, чтобы дети получили внешнее образование и поступили в службу, мы заботимся, тратим деньги, просим друзей и много ходим и туда, и сюда, а о том, чтобы они были угодны Господу (знали Закон Божий и жили по Божьему), не оказываем никакого попечения, заботы... О маловажном мы много заботимся, а на важнейшее не хотим обратить внимания.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

Главнейший враг жизни в Боге - многозаботливость.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Нерадение о христианском воспитании детей есть величайший из всех грехов и в нем крайняя степень нечестия.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Когда люди или дьявол будут внушать тебе, что ты погибнешь за грехи своих детей, тогда отвечай им так, как сказал Сам Бог через пророка Иезекииля, что родители не будут отвечать за детей, а дети за родителей, потому что как добрые, так и злые дела остаются при том человеке, кто их делал и каждый по делам своим получит достойную часть. (Впрочем, если в детском возрасте не научили детей закону Божию, то надо об этом покаяться на исповеди). Одних слов да наставлений еще мало для детей - нужно учить своим собственным примером, нужно и самим родителям жить и поступать по-христиански, ибо юные люди более научаются от дел, нежели от слов и наказания.

 

Святитель Тихон Задонский

 

***

 

Чаще приводите и приносите своих детей в храм Божий для причащения Святых Тайн, - это духовная пища, это врачевство от всех болезней душевных и телесных.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

Мир со своими утехами рассеянные люди считают раем, а внимающие своему спасению - мучением.

 

***

 

Правило для внимательной жизни - меньше говорить, а больше думать о духовном и божественном, меньше суетиться и разбрасываться.

 

***

 

Не должно противиться власти (начальству), чтобы не согрешить перед Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию. Где Провидением Божиим поставлены на должность, там, по возможности, трудиться и действовать.

 

Святитель Филарет Московский

 

***

 

Опасно искать общественного служения, когда знаем свои недостатки, препятствующие проходить его с успехом: но и того, думаю, остерегаться надо, чтобы не оставить служения, к которому призван. Надо испытать себя, прежде нежели оставим свое место. Если точно видим, что способности и силы наши не позволяют нам исполнить, чего требует служение наше, можно решиться оставить его, чтобы не быть виною ущерба общего блага.

 

Митрополит Филарет (Мечков)

 

***

 

Все внешнее: пища, одежда, обстановка - безразлично для человека, если к ним нет пристрастия.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Все, что не относится к Богу, должно трогать тебя мало, должно быть чуждо тебе. Ибо только уединившись в самого себя, ты можешь с истинной свободой духа мыслить о Боге и заниматься Богом. Все свои дела одушевляй памятованием о Боге. Ибо без Бога ты не можешь сделать ничего, кроме греха.

 

***

 

Может быть старость не глубокая, но очень почтенная, как скоро украшается опытностью, мудростью, честной и полезной деятельностью.

 

***

 

Нельзя вам брать на себя то, что под силу только людям, от мира отрекшимся. Совершенное беспопечение - их дело, а вам - дела и дела. Вы муж и отец и другое, может быть, еще. Всякое из этих названий на вас налагает обязанности, заповедями Божиими определенные. Исполнять их есть ваш труд во спасение.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Надлежит знать, что все обращают внимание не на то, что говорим, а на то, что делаем.

 

Святой Исидор Пелусиот

 

***

 

Грозное слово в Евангелии против тех, которые скрывают талант свой. Тебе дано дарование и способность, а ты хочешь все это бросить и уйти... Страшно подпасть такой беде под благовидным предлогом.

 

Преподобный Амвросий Оптинский

 

***

 

В сравнении с любовью ко Господу не должно отдавать преимущества ни брату, ни жене, ни сыну, ни другу, ни всякой другой привязанности, которая может нас отлучить от Царства Небесного.

 

***

 

Зрелищные дома и конские ристалища - общая пагуба для вселенной.

 

Святой Исидор Пелусиот

 

***

 

Замечать дни (счастливые или несчастливые) - это дело заблуждения.

 

***

 

Будь смирен во всем: в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в постели, в келии и во всех принадлежностях ее.

 

***

 

Не смотри на тех, которые живут безразлично и с небрежением, чтоб не возгордиться над ними и осудить их, но и не садись с ними, чтобы не дойти до бесполезных речей; хвали осуждателей твоих.

 

***

 

Нельзя пред всеми и во всем быть совершенно откровенными, нельзя о всем говорить всякому, иное нужно и умолчать, скрыть.

 

***

 

Охраняйтесь от знания о чужих делах.

 

***

 

Святые отцы жребий бросать не советуют, ибо нам Бог дал разум; если это и делается, то очень редко и то с благословением духовных отцов и в неизбежной нужде.

 

Старец Арсений Афонский

 

Ничто не убеждает людей лучше примера.

 

***

 

Чтобы отвлечь от Христа (не было времени ходить в храм, читать Божье Слово, вообще заниматься духовными делами), мир изобрел театр, кино, и кто их любит, в том, очевидно, нет любви к Богу.

 

Святитель Иоанн Кронштадтский

 

***

 

С собою класть Евангелие или икону в гроб - это не вредно.

 

Старец Арсений Афонский

 

***

 

Эта жизнь требует более всего, чтобы не тяготиться, когда говорят и открывают наши погрешности, которых сами в себе не видим: не досадуй на это, но еще благодари.

 

***

 

Кто премудр? Тот, кто везде и всегда с рассуждением поступает.

 

Святитель Тихон Задонский

 

***

 

Старицу Рахиль уговаривали выпить вина, а она отказалась. Так и вы отказывайтесь от неподходящих предложений, хотя они и будут исходить от важных особ.

 

***

 

Деньги держать для доброй цели - не есть сребролюбие, а после, когда дело будет сделано, можно не сберегать, на Бога возложив все упование.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Есть много должностей (или занятий), которые или едва могут быть исполняемы без грехов, или решительно не могут. Поэтому должно уходить от них на другие.

 

***

 

В собраниях предпочитай молчание, потому что оно удерживает от многого вреда.

 

***

 

При веселье, нарядах, еде и питье не забудь бедного Лазаря.

 

***

 

Имеющий суровый и обличительный характер не может быть спокоен тогда, когда будет умалчивать, а имеющий характер мягкий и уклончивый может потерять мир душевный, если будет других резко обличать.

 

Преподобный Амвросий Оптинский

 

***

 

Различные знания и искусства, образование - дар Божий; сан, власть и все доброе, что мы имеем - это дары милости Божией, за пользование которыми нужно будет отдать Богу в свое время строгий отчет; следовательно, нам нечем тщеславиться или гордиться.

 

***

 

В древнее время многие подвижники и вовсе грамоты не знали, а Богу угодили (т.к. более старались и интересовались о духовном, нежели о мирской грамотности).

 

Иеросхимонах Александр Гефсиманский

 

***

 

Почитай потерянным тот день, в который не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий.

 

***

 

Вы по тому можете узнать о своих успехах в духовном совершенстве, если у вас ослабнет пристрастие к миру и его соблазнам.

 

***

 

Старец Даниил Ачинский разговоров мирских, политических и исторических не терпел.

 

***

 

Должно изучать искусства не пустые, но необходимые.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

Кто не помогает человеку в горе, нужде и несчастье, потому что он иудей, турок или лютеранин, - тот не христианин.

 

***

 

Деньги или приобретенное добро проматывать на пустяки и другие прихоти - значит нарушать восьмую заповедь Божию.

 

***

 

Ныне люди стали жить по своей воле и разуму и оставили заповеди Божии, и без Господа думают найти радость на земле, не зная, что только в Господе веселится душа человека.

 

Преподобный Силуан Афонский

 

***

 

Чем кто услаждается, т.е. любит, тому и порабощается.

 

***

 

Не должно роптать ни при недостатке потребного, ни при утомлении от дел.

 

***

 

Старательно избегай развлечений, которые удаляют от богомыслия и раздражают страстные движения.

 

***

 

Никому безрассудно и до излишества не вверяйся; незнакомым или еще неиспытанным не открывай своих намерений и тайн и не заводи дружбы с ними.

 

***

 

Сладости мира - это мясо, вина, бани, лакомства и вкусные блюда.

 

Преподобный Феодор Студит

 

***

 

Принимать к себе людей надо с рассуждением.

 

Старец Макарий Оптинский

 

***

 

Бегай всякого развлечения, всякой заботы, праздности, роскоши, красоты лица, поползновения очей; сладкая речь - стрела для слуха, она предает члены сладострастию.

 

Святой Нил Синаит

 

***

 

Опасайтесь дружбы с людьми подозрительными.

 

***

 

Ничего нет хуже, когда детские проступки не исправляются и через это в детях обращаются в привычку. Эти проступки, будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещаниями его исправить.

 

***

 

Мужу с женой, или жене с мужем (разумеется, повенчанным священником), разлучаться не должно, разве кто из них уличен в прелюбодеянии, или находит препятствие благочестию.

 

Святитель Василий Великий

 

***

 

Супружество без священнического благословения беззаконно.

 

***

 

Не будь привержен к своим родственникам более, нежели к Богу.

 

***

 

От суетных бесед происходит рассеянность ума и сердце теряет духовную теплоту... Должно особенно хранить себя от знакомства с такими людьми: посещать их и к себе принимать.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

***

 

При перемене квартиры (или покупке дома) должно смотреть на соседство.

 

Святой Варсонофий Великий

 

***

 

Не должно посещать кого-либо без доброй цели или полезного дела. Вообще посетитель должен быть благоразумным слушателем и мудрым на ответы, принося душевную пользу своим посещением.

 

***

 

Остерегайся частых и долгих посещений.

 

Старец Макарий Оптинский

 

***

 

Иноверию мы не должны сочувствовать, но добрым делам иноверцев должны подражать.

 

Старец Макарий Оптинский

 

***

 

Всеми силами души удаляйся от людей, чуждых разума и совета.

 

***

 

Если любишь духовную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях.

 

Святой Антоний Великий

 

***

 

Живя в мире, нельзя вовсе не заботиться о потребном для жизни, но заботы эти должны быть на втором плане.

 

Старец Арсений Афонский

 

 

О добродетели и о грехе

 

Знать волю Божию и то, какие дела есть добродетели, а какие - грехи, мы все должны. Кто к этому не стремится, тот грешит пред Богом. И выходит, что кто держит себя в темноте и духовной безграмотности, дважды грешит: и тем, что не знает воли Божией, и тем, что не употребляет средств узнать ее (а некоторые и говорят: «много будешь знать, много спросят»).

 

***

 

Нельзя вдруг сделаться добрым и мудрым: то и другое достигается усилием, опытом, временем, стремлением к добру и строгой жизнью.

 

Старец Илиодор Глинский

 

***

 

Тебе дано осязание. Осязай, что полезно, что необходимо, но берегись осязания своего и чужого тела. Одно, и даже неумышленное, прикосновение к другому, как искра, может произвести в тебе пожар, в котором ты сгоришь похотью. Старайся всегда держать себя подальше от других, особенно юных.

 

***

 

Самый важный труд в духовной жизни - это труд над своим сердцем, чтобы оно прощало врагов, чтобы не мстить даже мыслью, чтобы воздавало за зло добром.

 

***

 

Будь умерен во всех религиозных делах, ибо и добродетель в меру, соответственно своим силам, обстоятельствам, времени и месту, трудам предшествовавшим, есть благоразумие (т.е. мы не должны увлекаться одним сердцем).

 

Святитель Иоанн Кронштадтский

 

***

 

Никогда не говори худого о другом даже в уме; тем более пред другими. Не ропщи на него и пред Богом. Если слышишь, что о нем отзываются худо, защити его.

 

***

 

Не верь никаким явлениям. Если бы и видению от Бога не поверил, Бог не прогневается, а найдет иной способ указать тебе должное.

 

***

 

Не искоренишь сразу всех страстей и не насадишь добродетелей. И то, и другое совершается постепенно. Чем выше кто восходит в степенях совершенства духовного, тем меньше тяготит его земное. Чем тверже кто становится в добродетелях, тем меньше одолевают его грехи и страсти.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

По закону можно быть и строгим, по закону и снисходительным. Все хорошо во время и в меру. Духовное рассуждение в этом случае важнее всего.

 

***

 

Подвиги нами должны предприниматься, как средство привлечь на себя милость и благодать Божию, ибо не они нас спасают, а благодать Божия.

 

***

 

Тебе дано обоняние. Обоняй все святое, но греховными благоуханиями, которым пользуются люди мира сего, ты не увлекайся и сам их не употребляй.

 

***

 

Будет ли здесь какая справедливость, когда заставляем братьев трудиться, а сами отдыхаем? Или налагаем на них бремя, которого сами не несем.

 

***

 

Должно знать, что всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно, трудом и понуждением.

 

***

 

Всякая вещь хороша, когда она сообразна с доброй целью. И мышьяк может быть лекарством, благодетельным для человека, но он же - смертельный яд. Так и культура, наука, просвещение, образование должны иметь добрую цель, чтобы быть благодетельными для народов и человечества, иначе, без Бога, они могут быть мышьяком для них.

 

***

 

Осмотрительность, внимание к себе и рассудительность - эти три добродетели суть путеводители души.

 

***

 

Если мы не будем подвизаться, воздерживаться, молиться и прочее, то грех нас победит, и мы впадем в блуд. Гордость - величайший грех, а смирение - добродетель; но если мы не будем подвизаться, то и не достигнем смирения, как и прочих добродетелей, и не избежим греха. Для этого и даны нам заповеди, чтобы подвизались победить грех.

 

Старец Григорий Афонский

 

***

 

При посещении Божьем у христианина бывают добрые мысли и чувства: радость, любовь к Богу, к ближнему, и даже к врагам; смирение, самоукорение, покаянное чувство, сокрушение, умиление, спокойствие сердца, мир со всеми, желание всем добра и спасения.

 

***

 

Путь к совершенству. Первая ступень - познание своей немощи, борьба с самим собой, с своими мыслями, желаниями, страстями; сознание своего бессилия без помощи Божией и ничтожества. Вторая - самоукорение. Оно состоит в том, чтобы всегда, во всем и за все укорять, винить себя и не слагать вины на других. Самоукорение избавляет подвижника от греховной привычки осуждения, утверждает его душевный мир, ибо винящий во всем себя ни на кого не гневается, не оскорбляется. Третья - безропотное и благодарное перенесение всяких скорбей; взгляд на них, как на средство духовного совершенствования и очищения грехов.

 

***

 

Великая добродетель - как делать добро врагам; услуживать детям живых и умерших врагов; живым, чтобы примирить с собой отцов их; умерших, чтобы привлечь на себя великое благословение Божие.

 

Святой Нил Синаит

 

***

 

Избегай всегда чрезмерностей и недостатков в добродетелях, а ищи усердно средины, чтобы творить все в свое время и в должной мере.

 

***

 

Из одного камня не выстроится дом; так не думай, что надлежит одной только владеть добродетелью (например, чтением), но надо заняться, наконец, и молитвой, и трезвенным псалмопением, и неослабным бдением, и тому подобным.

 

***

 

Святые отцы учат нас во всем свои желания отсекать, а чего более упорно желаем, то даже злом называют.

 

Старец Макарий Оптинский

 

***

 

Нам представляются тысячи доступных случаев сделать добрые дела, например, посидеть у постели беспомощного больного и присмотреть его, провести над ним последние минуты, приготовить его христианским напутствием к отходу в жизнь вечную, закрыть ему глаза по исходе души, позаботиться, наконец, о предании земле тела его по христианскому обряду. Или помочь кому бы то ни было своим участием и своей распорядительностью в несчастных случаях, при пожарах, внезапных наводнениях, кораблекрушениях, спасая имущество и его самого. Или поспешить на предотвращение какой-либо угрожающей опасности, неизвестной тому, кому она угрожала, даже положим, указать сбившемуся с дороги путнику путь и, если будет нужно, вывести на дорогу. И мало ли представлется в жизни на каждом шагу подобных случаев, которые важнее копеечной милостыни, но к которым большей частью бываем, по самолюбию, тупы и глухи, потому именно, что они не касаются нас. А странноприимство (и принятие богомольцев издалека), столь приятное и любезное Богу, что Авраам, ища пришельцев, принял у себя Самого Господа, а Лот - Ангелов!

 

***

 

Что есть совершенство, как не искоренение страсти и насаждение вместо нее доброго расположения!

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Приучайтесь всякий противный случай, свои немощи и все, постигающее вас в этой земной юдоли плача, переносить с благодарением и долготерпением - и увидите во свете дивные дела Божьего домостроительства.

 

***

 

С большим испытанием доброе принимай, а худое отвергай.

 

***

 

Под любовью понимаем: благоутробие, сострадание, милостивость, щедродательность, незлобие, великодушие, благотворительность и человеколюбие. Окрест же смиренномудрия стоят: послушание, терпение, признание человеческой немощи, благодарение Богу за радостное и, особенно, скорбное.

 

***

 

Рассуждение выше всех добродетелей: через него душа противится страстям и мыслям, обуревающим ее.

 

***

 

Знай, что по мысленным внушениям живут одни только совершенные и то - с рассуждением и великим рассмотрением.

 

***

 

Что такое мужество? Мужество - твердость в опасностях.

 

***

 

Многие молчат только устами, и думают уже, что совершают через это добродетель, тогда как тайно осуждают других в сердце. Такое молчание не только не полезно, но и вредит душе.

 

Святой Петр Дамаскин

 

***

 

Добродетельный, хотя бы происходил от иноплеменника, хотя бы родился от блудницы, не может от этого получить вреда.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

Скорби часто наводит Господь на любящих Его. Все святые - пророки, мученики - достигли спасения путем страданий: Иов, Иеремия, Моисей, Исайя, Иоанн Креститель и другие. Если Святые столько терпели, то тем более должны терпеть на земле мы, грешные. Мы должны воспользоваться бедствиями и скорбями для очищения себя от грехов и своего спасения.

 

***

 

Мы видим, что многие гордятся своими добродетелями, т.е. тем, что они не завистливы, не злы, не малодушны, не безрассудны.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

За всякое доброе желание, хотя и не исполненное (по разным причинам), человек будет награжден, а за злое - наказан.

 

***

 

Из всех наших страданий славнее те, которые терпим ради Бога... вообще никаким служением так не благоугождается Бог, как злостраданием.

 

Святитель Григорий Богослов

 

***

 

Страдания, если они озлобляют человека или принижают, не преображая его, не давая благотворной реакции - исправления и благодарения - только двойное зло.

 

***

 

Бог восхотел, чтобы возлюбленные Его, пока они в мире, пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в одиночестве, нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении, в утружденном теле, в отречении от родственников, в печальных мыслях.

 

***

 

Святые отцы сказали, что слезы (о грехах) - дар Божий, из числа великих даров и повелели испрашивать его от Господа.

 

***

 

Всякий грех - к смерти, коль скоро не очищен покаянием. О нем, если и святой помолится за другого, услышан не будет.

 

Святой Марк Подвижник

 

***

 

Когда виним себя, то от скорби избавляемся, а когда виним других, то скорби умножаются и продолжаются.

 

Старец Макарий Оптинский

 

***

 

Все дела, которые делаются ради Бога, сопряжены со скорбями. Святые отцы признают добродетель, не сопряженную со скорбью, отверженной Богом.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

***

 

Грех осуждения так противен Богу, что Он прогневался, отвращается даже от угодников Своих, когда они позволяют себе осуждение ближнего.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

***

 

Какая польза от пресыщения? От малого наслаждения делается отягощение желудка, расслабление тела и омрачение ума, леность, излишний сон. Не можешь ни помолиться, ни почитать, ни потрудиться.

 

***

 

Как дым изгоняет пчел из улья, так обжорство - духовные дары и совершенства ума.

 

Святитель Василий Великий

 

***

 

Никак не будь послушен на зло, если бы и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость некоторую скорбь.

 

***

 

В скорби должно прибегать к молитве, чтению божественных книг и собеседованию с благочестивыми людьми.

 

***

 

Нет же большего прегрешения, чем самомнение и самонадеянность.

 

Святой Нил Синаит

 

***

 

Помыслы самомнения и уничижения других, особенно отцов духовных, губят труды христианина. Внимание должно быть сосредоточено на этом пункте, как наиболее опасном.

 

***

 

Бог не любит боязливых и трусливых, потому что они близки к унынию и отчаянию, а это смертные грехи.

 

Старец Варсонофий Оптинский

 

***

 

Кто ропщет на кого-либо, хотя бы даже и на себя, тот малодушествует.

 

***

 

Самооправдание внушает подвижнику дьявол, а кто говорит "прости", тот опаляет демонов.

 

***

 

Сердце твое всегда будет чуждо мира (покоя), когда будешь иметь самооправдание и обвинять других в наговорах.

 

***

 

Ропотом на Бога человек истребляет все свои труды и подвиги, лишая себя награды Царства Небесного, получает вместо этого наказание адское.

 

***

 

Похвалы развивают гордость. Доброе дело сделано. Как избежать самовосхваления? Надо перенести похвалу на другое лицо - на Господа.

 

***

 

Самодовольство и самооправдание - это самая пагубная прелесть, в которой враг успевает задержать очень многих не совсем худых людей.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Через самооправдание дьявол влагает в человека злые помыслы и делает его соблазном для других.

 

Святой Варсонофий Великий

 

***

 

Никогда не надо отчаиваться даже в больших грехах: пророк Давид впал в блуд, но покаялся и стал пророком.

 

***

 

Разница между смирением и самооправданием - как между водой и огнем.

 

***

 

Серчание (сердиться) - большой враг. В нем - самость, корень всякой греховности.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Отчаяние - хула на Бога, будто бы Он не в силах спасти, или мера грехов наших может превзойти меру милосердия Божия.

 

***

 

Не спеши оправдываться, ибо читала ты у аввы: «С оправдывающим себя дьявол сочетавается». А лучше старайся укорять себя, - это спасительно.

 

Старец Анатолий Оптинский

 

***

 

Любостяжание состоит в том, когда преступает кто предел закона.

 

***

 

Большие беды человеку от языка, когда он не обдумывает вперед, что намерен говорить.

 

***

 

Из тысячи советов пусть будет тебе один, - говорит премудрый; - всех люби, да всех беги; это относится к тому, чтобы никого не осуждать, а доверяться с великой осторожностью, много молясь об этом.

 

***

 

Ничего столько не расстраивает и истребляет душевное богатство, как невоздержанный язык и многословие.

 

Святой Филофей Синайский

 

***

 

Ты сделаешь на грош барыша (отдав милостыню, странникам пищу, или иное подобное), а пятак убытку (лишив себя через празднословие спокойствия духа).

 

***

 

Сквернословцы, открывая с бесстыдством свои уста, заражают всех тягчайшею болезнью.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

За срамословие Бог попускает на человека беды, напасти и многие болезни.

 

***

 

Осуждением ближних много лишаем мы самих себя. Надо этого беречься и заглаживать осуждением и укорением себя, и молиться, чтобы Бог милостив был к тем, которых мы осудили, а к нам вместе с ними.

 

***

 

Нет ничего хуже, как разведывать о чужих грехах, выводить их наружу. От болтливости произошло бесчисленное множество зла: расстроились семейства, разорвались узы дружбы, произошли тысячи других бедствий.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

Если кто и справедливо употребит злоречие, то правда его исполнена неправды.

 

***

 

Если хочешь не согрешить языком, старайся в разговорах отвечать только на вопросы.

 

***

 

Осуждение бывает троякое: если какой грех узнаешь тайный и всем расскажешь; если человека столь уничижать станешь за грехи, что и говорить с ним не захочешь; если осудишь грешника.

 

***

 

Побережешь уши, не погрешит и язык.

 

***

 

Не произносить гневного слова есть великое совершенство.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Обуздывай язык свой: сказанное слово топором не вырубишь.

 

***

 

Спрашиваете, что есть самоукоренение? То, чтоб, когда бывает неладно или с людьми, или у себя дома, говорить: сама виновата, и чувствовать так. Противоположно самоукорению - когда не хотят сознавать себя виновными, зная о себе, что виноваты.

 

***

 

Держись умеренности, не касайся великих подвигов и трудов, чтобы не впасть в гордость или в уныние и совершенное нерадение.

 

***

 

Умеренность во всем есть совершенство.

 

Святитель Григорий Богослов

 

***

 

Смирением называется и то еще, когда кто бывает смиряем внешними обстоятельствами - лишениями, утеснениями, болезнями, нуждами, потерями близких и т.п.

 

***

 

Всем всегда валаамский старец Никита был доволен и непрестанно за все благодарил Бога: пища ли не удалась повару, дождь ли идет, солнце ли сияет, мороз ли трещит - другие ропщут, хмурятся, а отец Никита все твердит: «Слава Богу! Он, Премудрый, знает, что для нас нужно, то и посылает, а наше дело только благодарить Его за все!»

 

***

 

Молчание безответное и невнимание к дерзостям и грубостям людей злоречивых - большое и тягостное для них наказание и с тем вместе пресекает повод к большему раздражению и ожесточению.

 

***

 

Так надо жить, чтобы у всех быть под ногами: пусть трут, мнут, топчут, попирают, оплевывают, лишают, презирают - это внутренне - чтобы никто, кроме очей Божиих, не знал и не видел - тогда-то и в ручки рай и полная свобода!

 

Старец Иоанн Троицкий

 

***

 

Смирение, послушание, благодарение и духовное рассуждение - всему голова. Хоть пока невольно, да говорите: Славу Богу за все!

 

Преподобный Нил Синайский

 

***

 

Главный труд истинного подвижничества состоит в уничижении своего я.

 

Старец Арсений Афонский

 

***

 

Благодушное перенесение напрасницы делает человека беззлобным.

 

***

 

Что ты так много надеешься на послушание, когда порабощен чревоугодию? Ибо невозможно, чтобы раб чрева был истинным рабом Божиим. Что хвалишься долгим стоянием за чтением Псалтири и других молитв, когда при этом ум твой блуждает, и ты не понимаешь того, что читаешь?

 

***

 

Если мы не приобретем смирения во всем - все труды наши напрасны.

 

***

 

Смирение состоит в том, чтобы ни за что не роптать, не оказывать неблагодарности, недовольства и за все судьбы Божии благодарить и хвалить Бога.

 

***

 

Во всем, чем ни хвалится человек, Бог попускает ему изменяться, чтобы он был уничижен и научился смирению.

 

***

 

При укорах от людей должно молчать, ибо это время духовного приобретения.

 

***

 

Смирение рождается от ведения, а ведение рождается от искушений.

 

Святитель Петр Дамаскин

 

***

 

Есть ложное смирение, которое советует нам не отделяться от прочих людей поведением.

 

***

 

В час смерти великое дерзновение имеет послушание и смирение.

 

***

 

Послушание нужно предпочитать не только рукоделию или чтению слова Божия и переписыванию, но и всем другим добродетелям, так что все надо считать ниже послушания.

 

Святой Иоанн Кассиан Римлянин

 

***

 

Если кто себя не укоряет, тот побеждается гневом.

 

***

 

В ошибках своих и неисправностях прибегай к самоукорению.

 

***

 

Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним из всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости... Пред Богом все виноваты и во грехах, даже если и один день проживем на земле. Господь оправдывает только тех, которые в сердце своем сознают себя великими грешниками.

 

***

 

Грех тем тяжелее, чем выше сан.

 

Святитель Василий Великий

 

***

 

Подробное исчисление грехов нужно только для исповеди пред духовником.

 

***

 

Человек, если будет исполнять все добродетели, а смирения не будет иметь, то все потеряет. Ибо Господь хочет, чтобы мы и добродетели совершали, и смиренными были. А если кто творит добродетели и превозносится: ими, то за одно это превозношение теряет награды за них.

 

Старец Григорий Афонский

 

***

 

Великий грех не обращать внимания на свои грехи, а любопытствовать и говорить о том, что есть худого в других.

 

***

 

Священники, умалчивающие (о воле Божией), когда должно говорить, будут наказаны за погибель людей.

 

***

 

Отцы, зная склонность человека к греху, не доверяли ни святости своей, ни престарелому возрасту и его неспособности к греху, а потому до конца жизни не переставали удаляться от причин греха; такое удаление есть сильнейшее средство для победы над грехом.

 

***

 

Когда похвалят нас люди или бесовские мысли начнут восхвалять, тогда вспомним мы свои грехи.

 

***

 

Помоги тебе Господи видеть всех святыми и ангелами, а только себя грешной.

 

***

 

Неисправных и подверженных слабостям греховным - не одобрять, стараться об их исправлении, угрожать им. Нельзя, чтобы люди были оставлены сами себе на волю: нужен для них страх, и Бог нам угрожает.

 

Архиепископ Антоний Воронежский

 

***

 

Если случится служителю Божию по какому-нибудь несчастному случаю впасть в смертный грех, он исцеляется от язвы греховной исповедью и потому не перестает быть чадом Божиим. Очень большие грехи (как пролитие из Святой Чаши Крови Христовой и т.п.) должно исповедать архиерею.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

***

 

Если будем воздерживаться от малых грехов, тогда никогда уже не впадем в большие.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

Праведник себя грешником чувствует, а грешники ставят себя в рядах праведников.

 

***

 

Многие не стыдятся называть себя пред людьми грешниками, но от других этого слышать не хотят.

 

***

 

Наши грехи против Бога, - что тысячи, а грехи других против нас - копейки и вот прощая других, мы получаем прощение у Бога, или иначе, на копейку мы приобретаем тысячу рублей. Это ли не милость Божия к нам, грешным?

 

***

 

Гораздо хуже и больше тот заслуживает наказания, кто хвалит погрешающих, нежели сам погрешает.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

Те, которые хвалят нас, умножают в нас надменность, возбуждают гордость, тщеславие, беспечность, и делают душу изнеженной и слабой.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

Равное зло и прощение, без наказания согрешающих, и осуждение без прощения.

 

Святитель Григорий Богослов

 

***

 

Многие христиане, воздерживаясь от греха словом и делом, согрешают мысленно и не знают, что через это наносят душе своей великий вред.

 

***

 

Соблазн - это всякое дурное слово и дело, которое может служить для ближнего источником нравственного растления.

 

***

 

Покушение узнать о чем-либо, не касающемся собственно тебя, есть признак незнания пути Божия, лукавое увлечение, не допускающее видеть грехов своих.

 

***

 

Мысленные грехи должно изглаживать немедленным самовразумлением и отвращением от подобных помыслов, укорением себя и зазрением, а особенно молитвой.

 

***

 

Держащих гнев на человека и зло помнящих Бог предает злому духу.

 

***

 

Не удаляющий себя от причин греха произвольно, бывает против воли своей увлекаем грехом.

 

Святой Исаак Сирин

 

***

 

Ничто так не размягчает сердца, как сознание своей вины, и ничто так не окаменяет его, как сознание своей правоты.

 

***

 

Можно и устами молчать, а сердцем ворчать.

 

***

&nbs


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

1.35 с.