Наставления в духовной жизни — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наставления в духовной жизни

2020-08-20 173
Наставления в духовной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как часто, на грех себе, мы отмалчиваемся в те минуты, когда в глаза порицают нас, наше Православие, нашу святыню сердца. Ныне, например, во многих обществах, со многими лицами страшно даже и касаться разговоров о предметах религиозных. Сейчас сомнения, недоумения, споры, возражения. Но неужели в самом деле молчать? Молчать, значит как бы поощрять кощунника и невера, как бы соглашаться с ним.

 

***

 

Важнейшее дело - учиться истинной вере.

 

Святитель Амвросий Медиоланский

 

***

 

Неверы говорят, что мы не должны веровать, нужно только быть честным (в гражданском смысле) человеком. Архиепископ Макарий Томский отвечал: «Гражданская честность может сохранить от тюрьмы, от виселицы, но не избавит от вечных мук и не приведет на Небо. Гражданская честность говорит: не обманывай, не грабь, не разрушай брачных союзов. Но она раздражительна, мстительна, горда, жестока, заботится только о себе, а не о других... Вера же говорит, что не только уклонись от зла, но и делай добро, не только не обижай, но и обидевшему прости, не только не бери, но и просящему дай. Безбожие говорит: все для себя и ничего для других. Вера же внушает: что желаешь себе, то желай и другому. Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих.

 

***

 

Если ты не имеешь правильной веры, напрасны все твои добродетельные подвиги.

 

***

 

Умирающие вне веры и церкви похожи на самоубийц... О самоубийцах церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе, неразрешенном, неочищенном.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Самое важное поминовение для усопших - это проскомидия.

 

***

 

Будем крепко хранить веру святую: ибо видите, сколько уклонений бывает от нее, и сколько должны мы благодарить Бога, что не попали в какое-либо заблуждение, но получили и держим веру православную.

 

***

 

Главнейшие духовные блага, дарованные нам Богом в церкви, есть вера, молитва, исповедь и причащение Святых Таинств. Так же важны пост и благотворение ближним.

 

Святитель Иоанн Кронштадтский

 

***

 

Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу, как забота о братьях и заботливость об их спасении.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

Что есть вера? Отвечал старец: "Вера есть, если жить в смирении и делать милость".

 

***

 

В затруднительных обстоятельствах и малое добро ценится за великое; единый лишь цветок нужен - вера, покаянное чувство и правое рассуждение.

 

Старец Иоанн Троицкий

 

***

 

Но как одна вера без знания может привести к суеверию и фанатизму, так и одно знание, без веры, может привести к надменности и гордыне.

 

***

 

Общество людей без веры в Бога и бессмертие души, - это почти стадо диких зверей, хотя и одаренных разумом, которые всегда готовы терзать и истреблять друг друга.

 

Митрополит Макарий Московский

 

***

 

Вера во Христа — не то только, чтобы заботиться о приятностях жизни, но и то, чтобы терпеливо и благодушно переносить всякое находящее искушение, в печалях, скорбях, и неприятных случайностях, пока Он явит нам милость Свою.

 

***

 

Никакой подвиг не может быть достаточно велик, если от него нет пользы другим.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

Во время беседы не скрывай того, что нужно и полезно для присутствующих; только приятное излагай прямой речью, а жестокое (строгое) - загадочной.

 

***

 

Для чего жить, какова цель жизни - многие из нас задают себе этот вопрос и не находят ответа. Они скучают жизнью, называют ее бесцельной. Но это оттого, что живут только для себя и не приносят никакой пользы другим. «Кому и чем я буду приносить пользу?» - скажут они. Как, чем? Каждый своим: богатый - богатством, здоровый - здоровьем, просвещенный - умом, знаниями своими, добрый - сердцем, сострадательный - добротой своей; все можем и все должны жить для блага и счастья других. И тогда жизнь не будет скучной и бесцельной.

 

***

 

Лучше можно научить человека примером, нежели словами.

 

***

 

Не ищи своей пользы со вредом для других.

 

***

 

Самые приятные слова употребляй в разговоре с ближними.

 

***

 

Смотри, да не отринешь кого нуждающегося в тебе (или скорбящего) презрением и оскорбишь невнимательностью, да не прогневается на тебя Господь.

 

***

 

Своих убеждений и строгостей относительно жизни другим не навязывать. С людьми других взглядов не спорить. А если и говорить что на пользу, то только в особо благоприятные минуты расположения ближних к такой беседе. От людей неверующих и нечестивых удаляться и никак не вторить им, хотя через это пострадали бы сами материально.

 

Старец Адриан Югский

 

***

 

Главное спасительное дело - послужи ближним во спасение, любя их, как чад Божиих, прощая им грехи, сочувствуя им во всем. За заботы о других Господь Сам незаметно уврачует твои страсти.

 

***

 

Брата надо вразумлять кротко, с любовью: мир теряется, если брата будешь вразумлять, но не кротко и с любовью.

 

Преподобный Силуан Афонский

 

***

 

Пусть не подумает кто из вас: мы ходим в церковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царство Небесное; нет, получит тот, кто заповеди Божии соблюдает. Жить должно не себе только, а и ближнему послужить.

 

***

 

Богу приятен пост, лишь когда человек не принимает злых мыслей.

 

***

 

Все, что мы делаем для ближнего, делаем для (спасения) себя, ибо Господь принимает на Себя сделанное для них, как благо, так и зло.

 

Старец Макарий Оптинский

 

***

 

Цель поста - борьба со страстями и победа над плотью.

 

***

 

В пост мы слабеем до крайности, причина очевидна. Тут козни дьявола, который ничего не ищет от нас, кроме нарушения церковного законоположения и кротких убеждений Евангелия.

 

Иеромонах Серафим Священогорский

 

***

 

В святые посты церковный устав предписывает читать Священные книги.

 

***

 

Пост - это алчба ради Христа.

 

***

 

Святитель Иоанн Златоуст позволяет заменять пост чем другим только по нужде.

 

***

 

Если встретится препятствие говеть и приобщиться в пост, это вполне невозбранно можно совершить в другое время.

 

***

 

Что пользы, если мы наружно постимся, а внутренне остаемся с теми же греховными привычками и страстями?

 

Святой Григорий Двоеслов

 

***

 

В голове одна мысль должна быть в отношении к ближнему: как бы его не потревожить, не обидеть, чем бы утешить, успокоить... Нужно отмалчиваться, отходить, обходить спорные, неприятные вопросы, но помнить всегда одно: не расстраивать его ни под каким видом.

 

***

 

Бойся, как яда, равнодушия и холодности к разным бедам, напастям, болезням, нуждам людским: ибо в сочувствии, особенно в деятельном, выражается любовь и доброта христианская, а в любви - весь закон.

 

Святитель Иоанн Кронштадтский

 

***

 

Особенно надо следить за собой, чтобы быть мягкой, доброй в отношении ближних своих: наше спасение - в ближнем.

 

Преподобный Пимен Великий

 

***

 

Святые отцы были строги к себе и снисходительны к ближним, а мы себе все прощаем, все дозволяем, а братиям своим стараемся выставить на вид и малые их недостатки, готовы за все с них взыскивать строго.

 

***

 

Подобает не отвращаться от ищущих от нас пользы под предлогом беседы с Богом: ибо любовь лучше молитвы.

 

***

 

Если кто не может по целому дню не есть, пусть ест ежедневно, но с воздержанием и своевременно, за это Бог не осудит. Но вот, если не простим ближним обид, то этого Бог не простит.

 

***

 

Истинный христианин не должен оставаться равнодушным, видя вокруг себя заблуждающихся; прямая его обязанность - всячески заботиться о спасении ближних и, особенно, неправомыслящих о вере.

 

***

 

Мы должны угождать людям, но не быть человекоугодниками.

 

Старец Анатолий Оптинский

 

***

 

Надобно, чтобы у вас и взор, и выражение лица, и тон речи, - все дышало самой искренней и горячей любовью.

 

***

 

Почитай выше всего любовь к ближнему, кроме того случая, когда она вредит любви к Богу.

 

Святой Нил Подвижник

 

***

 

Говорят, что святой Антоний Великий никогда не решался сделать что-либо полезное более для него самого, нежели для ближнего.

 

***

 

Святые для того, чтобы совершенно любить ближних, старались ничего с пристрастием не иметь.

 

Святой Григорий Двоеслов

 

***

 

Ласковые обращения и дурных делают хорошими.

 

***

 

Что пользы в светильнике, если он не светит находящемуся во мраке? Что пользы и в христианине, если он никому не приносит пользы, никого не руководит в добродетели своим примером, словом и талантом!

 

***

 

Никогда не желай слушать о несчастии врагов твоих.

 

***

 

Обличение надобно делать постепенно и мало-помалу. Так всегда, если вдруг станешь резко обличать кого-нибудь, то он ожесточится и сделается бесстыдным.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

Главное - служи ближнему ради Бога; успокаивай его, направляй на доброе, молись за него, так скорее и сам избавишься от страстей благодатью Божией.

 

***

 

Праведность есть сострадательность к человеку; милостивость бывает двух родов: одна - выражаемая щедролюбием, другая - утешением словом, которым кто утешает какого-нибудь угнетенного.

 

***

 

Нужно молиться Богу, чтобы Он даровал смирение и способность очищать душу покаянием и исповеданием помыслов пред своим духовным отцом. Ибо без труда самоотвержения и без очищения души скорбями и мнениями, а особенно без возможно частого исповедания пред опытным духовником своих греховных помыслов, человек постепенно становится самодовольным, помышляет о своих мнимых достоинствах, как о действительных, и, сравнивая себя с другими людьми, мытарями и грешниками, считает себя безгрешным.

 

***

 

Вперед законом себе поставь - никогда никому не изъявлять своего неудовольствия.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Милость может оказать и не имеющий ничего: помоги бедному поработать, утешь его словом, помолись о нем Богу - вот через это можно любовь оказать ближнему.

 

Старец Даниил Афонский

 

***

 

Недостатки ближних должно умалчивать и прикрывать.

 

***

 

Снисхождение ближнему и прощение его - выше жертвы Богу.

 

Преподобный Амвросий Оптинский

 

***

 

Всякий грех, тяготеющий на совести, надо спешить открыть духовнику, не дожидаясь поста. Хорошо и одного дня не держать его на душе: ибо грех отгоняет благодать Божию, лишает дерзновения и молитвы.

 

***

 

Кто уклоняется от Святых Таинств исповеди и причащения, тот враг самому себе, ибо сам отвергает спасение.

 

***

 

Не надо рассказывать про исповедь. Зачем? Исповедь - это тайна твоя и духовника. Мало ли что духовник может сказать тебе на исповеди, что и передать-то другим неудобно.

 

***

 

Великое спасение в исповедании грехов, ибо дает возможность пройти мытарства все беспрепятственно.

 

***

 

Заочное совершение святых Таинств безусловно исключается.

 

***

 

Частое говение с исповедью и святым причастием есть наисильнейшее воспитательное средство в духовной жизни.

 

***

 

Приступать ко Святой Чаше причащения нужно с чистым сердцем, а эту чистоту создает только искреннее покаяние с исповедью и разрешением грехов от священника. Тогда только будет чисто и смиренно сердце и дух сокрушенный. А покаяние без исповеди - это протестантизм... Непонятна также и практика давать разрешительную молитву без исповеди. Это есть превращение Святого Таинства в магию: прочел разрешительную молитву и - готово, все грехи прощены. Это большой грех и со стороны «исповедующегося», и со стороны священника, унижающего Святое Таинство.

 

***

 

Крепко берегись отчаяния. Если бы случилось впасть в какой-либо грех, даже смертный, нужно прибегать к Богу с покаянием и исповедаться немедленно духовнику, с упованием на милость Божию. Такому человеку, если он падает, Господь дает покаяние и примет оное.

 

Старец Григорий Афонский

 

***

 

Покаяние и смирение нужнее и выше всех добрых дел и до конца жизни не прекращаются.

 

***

 

Частое твое соборование я не одобряю, для чего это? Конечно, Таинство это нужно для христианина принять, оно всегда бывает приятно сердцу, но не всегда его употреблять, по летах многих, одно после другого, а ты это очень часто повторяешь без разума... Другое дело — Таинство исповеди и причащения, это нужно и часто повторять.

 

Бог требует, чтобы человек всегда исповедовал свои грехи, имел бы от того самоуничижение, смиренное мудрование и не презирал других; чтобы каялся каждодневно во всех грехах: волей и неволей, ведением или неведением. Просим у Бога духовную силу распознать козни дьявола.

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

 

***

 

Совершенство достигается трудом и временем. Желать смерти можно только святым, а мы, грешные, должны желать покаяния, очищения души.

 

***

 

Бремя грехов снимается покаянием и исповедью.

 

***

 

Исповедь - оружие самое сильное. Дьявол не терпит быть обнаруженным и объявленным: будучи обличен и объявлен, кидает добычу свою, уходит.

 

***

 

Не столько отец любит сына, как Господь кающуюся душу

 

***

 

Достойны или недостойны мы приступать к причащению Святых Тайн Тела и Крови Христовой - об этом судить предоставлено священникам при Таинстве покаяния. А сами себя почитающие недостойными и сами себя удаляющие от причащения подобны еретикам и язычникам.

 

***

 

Заочно же на исповеди я не могу разрешать грехи: на это есть правила церковные.

 

Старец Макарий Оптинский

 

***

 

И одна исповедь и откровенность заменяют у иных подвижничество.

 

Преподобный Нил Синайский

 

***

 

Надо знать, что частое падение в грех, исправляемое даже частым покаянием, делает подозрительным само покаяние, что, если после того падения не будет возможности встать снова и начать жизнь для Бога? Этого да страшится всякий легкомысленно смотрящий на грехи.

 

***

 

Ни один подвиг не изгоняет грех с таким удобством и силой, как ежедневное исповедание старцу.

 

***

 

Призвав свою совесть, потребуем у нее отчета в словах, в делах, в помышлениях. Исследуем, что употреблено на пользу, что во вред нам. Какое слово потрачено худо, на брань, на сквернословие, на оскорбления, какой помысл побудил глаз к любострастию, какое слово перешло на погибель нашу в дело, или посредством рук, или языка или даже глаз; и постараемся отстать от бесполезной траты, а вместо уже худо истраченного собрать иные приобретения, вместо напрасно произнесенных слов - молитвы, вместо бывших невоздержанных взглядов - милостыня, пост.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

Если не отгонишь худые мысли сразу, то принеси покаяние.

 

***

 

Согрешая, умножим покаяние и смирение и Господь оправдает нас, как мытаря.

 

***

 

Не сразу можно привыкнуть к проверке себя (т.е. рассматривать свои дела, слова, чувства, мысли за день).

 

***

 

Если когда забудешься и не отгонишь худые мысли сразу, то принеси покаяние. Потрудись над этим, чтобы приобрести привычку.

 

Преподобный Силуан Афонский

 

***

 

Как узнать, в благодати ли кто? Верный признак к определению сего - отвращение от всего грешного и страстного. Прибавьте к этому ревность о Богоугождении по вере и в духе веры. В ком жива такая ревность, тот в благодатном состоянии. В Таинствах, достойно приемлемых, благодать подается всем, и начинает действовать.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Благодать Божия возвращается через покаяние, исповедь и самоуничиженную жизнь.

 

О молитве

 

Следует прочитывать и молитвы, и акафисты, а иногда и псалмы. Но если есть внутренняя молитва, то следует тогда остановиться и молиться уже духом. Когда же нет, то читать молитвы.

 

***

 

Верх добрых дел есть постоянное пребывание в молитве.

 

Святой Ефрем Сирин

 

***

 

Иисусову молитву должно творить с великим вниманием и покаянным чувством, с ударением на слова «помилуй мя, грешного». С сердечным сокрушением и с детским доверием ею молиться, и Господь за такое доверие пошлет умиление, и ощутишь плод великий от такой молитвы.

 

***

 

Пока действует молитва Иисусова (в сердце) - ни за что не берись, ибо равного этому нет ничего.

 

***

 

У молитвенника может быть ложная молитва. Это происходит оттого, что он торопится и не размышляет о том, что говорит.

 

Святитель Иоанн Кронштадтский

 

***

 

Если нет времени, читай половину правила или сколько можешь, но всегда с благоговейным чувством; иначе ты только прогневишь Бога своей недостойной молитвой.

 

***

 

Молитву Иисусову лучше ограничить временем (например, 15-20 минут), нежели количеством; в этом случае произносить молитву более неторопливо и более внимательно.

 

***

 

Откровение мыслей очень нужно, и приносит великую пользу.

 

***

 

Ничто столько не оскорбляет Господа, как то, когда молимся кое-как. Лучше не все положенные молитвы прочитывай, но со страхом Божиим, благоговением; чем все, но кое-как.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Не лучше ли заниматься нам чтением на память стихов из Псалтири или творением Иисусовой молитвы, чем бесполезными разговорами?!

 

***

 

Дьявол, зная, сколь спасительна для нас молитва, ни против чего не восстает с такой яростью, как против нее, обуревая нас тучей помыслов, дабы отвлечь от молитвы или сделать ее бесполезной.

 

Отец Антоний Афонский

 

Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо вслух себе одному...

 

***

 

Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева.

 

***

 

К живущим вдвоем: в совершении посильных наружных молений и чтений Вам обоим, как единодушным, нечего стесняться друг друга. Если одна изнеможет и лежит, другая, нимало не стесняясь, клади поклоны, или читай Иисусову молитву. Вслух читаемая молитва пользует и лежащего.

 

Старец Анатолий Оптинский

 

***

 

Великое зло и вред происходит от небрежения к молитве. Небрежение к молитве отверзает дверь всем порокам, всем страстям и бесам.

 

***

 

Памятование о Боге, т.е. умная молитва - выше всех деланий и есть глава добродетелей, точно так, как любовь Божия.

 

***

 

Молитва Иисусова, если ее механически творить, ничего не дает, как и всякая другая молитва, языком только приговариваемая. Дело совсем не в словах, а в чувствах к Господу.

 

***

 

Уединение предпринимается с целью избежать соблазнов, сохранить душевную чистоту, сосредоточиться в себе и в Боге, усердно заняться молитвою или каким-либо спасительном делом.

 

***

 

Лучшее время для молитвы - полночь (от 12 часов ночи до 3 утра).

 

Святитель Феофан Затворник

 

Если христианин тогда только молится, когда становится на молитву, он совсем не молится, ибо духом (про себя) должен постоянно молиться.

 

***

 

Ночное бдение - это бодрствование или малоспание ради дел богоугождения и избежания искушения на грех.

 

***

 

Уста, всегда благодарные, удостаиваются благословения от Бога и в сердце благодарящее входит благодать.

 

***

 

Если еще не научился молиться, как следует, то пока молись, как умеешь, только с мытаревой мыслью.

 

***

 

Более всего, как замечено опытом, молитве вредит оскорбление ближних. Пока не успокоил обиженного примирением, молитва не может иметь движения. Вредит молитве и принятие блудных помыслов, осуждение, объедение, и всякий грех.

 

***

 

Когда мы пребываем в молитве, то сила и власть лукавого не действуют на нас; когда же мы перестаем молиться, то одолевает нас противник.

 

***

 

Если по окончании молитвы отходим, не услышав ничего из того, что говорили, то постараемся тотчас снова повторить, и случится опять то же самое, повторим в третий и четвертый раз, - и не прежде перестанем молиться, пока произнесем всю молитву со вниманием. Когда дьявол увидит, что мы не прежде перестаем, пока произнесем молитву с усердием и вниманием, он, наконец, оставит свои козни.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, - опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете.

 

Святитель Филарет Московский

 

***

 

Говорят: послушание выше поста и молитвы. Но выше какой молитвы? Молитвы внешней, а внутренняя молитва должна быть непрестанно (и при исполнения послушания).

 

***

 

Если трудна долгая молитва, да употребится краткая, часто, если не словом, то мыслью. Не читали ль написанного: «Помянул Бога и возвеселился».

 

***

 

Для всегдашнего памятования о Боге должно приобрести навык непрестанно повторять следующую молитву: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися». И сделается эта краткая молитва непреоборимой стеной против нападения бесов, разгонительницей помыслов худых, укротительницей страстных движений и воспитательницей всяких добрых насаждений в сердце.

 

***

 

Молитвы святых очень великую имеют силу, но когда и сами мы каемся и исправную являем жизнь. Если же сами не стараемся, то через других ничего не получим и не будем спасены. Бог более готов даровать нам потребное ради нашей молитвы, чем ради молитв других.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

От молитвы приходит плач, умиление и прочие добродетели. Святые отцы молитву распределяют так: во-первых, славословие (прославлять Господа), во-вторых, благодарение, в-третьих, исповедание, в-четвертых, прошение.

 

Старец Григорий Афонский

 

***

 

Новоначальный может держать во время молитвы и четки в руках, потому что они как-то будят его, а без них на него нападает леность или сонливость.

 

***

 

При большой немощи даже лежа можете исполнять все положенные службы. Если не можете всего вычитывать, заменяйте недочитанное Иисусовой молитвой, трезвенно и благоговейно совершаемой. Конечно, лучше бы потрудить тело молитвенным трудом, но что же делать, когда не дает болезнь?

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Будем молиться святым о том, чтобы они просили Господа об утолении гнева Его праведного, на нас движимого, ходатайствовали бы пред ним об отпущении нам грехов и испросили бы нам христианскую кончину живота нашего безболезненную, непостыдную, мирную и добрый ответ на страшном суде Христовом.

 

***

 

Ночное бдение - самое важное занятие, днем же нужно храниться от сходбищ и бесед. Если нет сил, то сидя бодрствуй и молись сердцем ночью.

 

Святитель Исайя Отшельник

 

***

 

Главное - чаще упражняйтесь в благодарении Бога за ведомые Его благодеяния, а особенно, в скорбях благодарите и этим начинайте свою молитву.

 

Старец Арсений Афонский

 

***

 

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу. Отсюда очевидно, что молиться не может тот, кого ум и сердце привязаны к чему-либо плотскому, например, к деньгам, к чести, или кто имеет в сердце ненависть к другим.

 

Святитель Иоанн Кронштадтский

 

***

 

Ежедневные утренние и вечерние молитвы необходимы как противодействие и противоядие ежедневным нашим грехам, как искоренение их через живое сознание их безумства. Церковные службы будничные, воскресные, праздничные, великопостные во главе с литургией тоже противоядие и врачевство душ грешных.

 

Святитель Иоанн Кронштадтский

 

***

 

Правило молитвенное есть стена, ограждающая христианина от внутренних искушений.

 

***

 

Молитва есть дыхание духовного человека.

 

***

 

Окрадывается и уничтожается молитва, когда во время совершения ее ум не внимает словам молитвы, но занят пустыми мыслями и мечтаниями.

 

***

 

Молитвенное бодрствование считается в христианстве одним из основных условий благочестивой жизни. Один монах, Моисей, совершал молитву 50 раз в день; дьякон Евагрий - 100 раз; авва Павел - 300 раз; одна благочестивая дева - 700 раз. Когда Макарий Александрийский предался непрестанной молитве в течении четырех суток, то привел этим дьявола в ужаснейшую ярость.

 

***

 

Лучше малое количество молитв прочесть с полным вниманием и сердечным умилением, чем много - с поспешностью и рассеянностью.

 

Святитель Иоанн Кронштадтский

 

***

 

Когда понуждаем себя к молитве, хотя и не хочется, из этого познается усердие.

 

Старец Макарий Оптинский

 

***

 

Одним из признаков прелести святые отцы считают такое состояние, когда человек смеется на молитве.

 

***

 

Кто может произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять ее, за оставление же - укорять себя и каяться со смирением.

 

***

 

Когда придет желание молиться среди правила особенною молитвою и с поклонами, - не надо мешать такому настроению.

 

***

 

Молитвенное свое домашнее правило определи сама, сообразуйся со временем, в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежание торопливости.

 

***

 

Если мы за врагов не будем молиться, то погибли мы, как видно из того, что было с фарисеем, ибо если этот не против врагов молясь, а только потщеславившись, такое понес наказание.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

 

От крепкого и здорового тела требуется при совершении правила молитвенного большее число поклонов и молитвословий.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

***

 

Скучание на молитве рождается от парения ума, а парение ума - от праздности, чтения (многого без разбору) и суетных бесед, или от пресыщения чрева.

 

***

 

Когда оскудеют силы, то, хотя сидя, бодрствуй и молись сердцем.

 

***

 

По окончании молитвенного правила подольше помолись, прося прощения за невольное отбегание ума.

 

***

 

Берегись молиться о красивой женщине, воспоминание о которой производит тревожное движение в крови твоей. Желая сделать добро (через молитву), ты сам подлежишь опасности впасть в зло.

 

***

 

Демоны очень завидуют человеку молящемуся.

 

***

 

Когда демоны увидят, что кто-либо имеет усердие и ревность молиться как должно, то они во время молитвы вкладывают ему мысли о чем-либо, будто нужном, и отходят, а спустя немного опять возбуждают воспоминание о том, подвигая ум, и он, не находя искомого, досадует и скорбит. Потом, когда встанет опять на молитву, бесы напоминают ему, о чем он думал и чего доискивался, чтобы ум, подвигшись опять к исканию, сделал молитву бесплодной.

 

***

 

Молитва Иисусова прилична, когда идешь, или сидишь, или лежишь, ешь, беседуешь, занимаешься рукоделием.

 

***

 

Учись творить Иисусову молитву через ноздряное дыхание с сомкнутыми устами - это искусство - бич против плоти и плотских похотений. К обыкновенной Иисусовой молитве прибавляй «Богородицею помилуй мя». Одна молитва внешняя недостаточна, Бог внемлет уму, а поэтому те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву с внутренней - не монахи, а черные головешки. Все делай потихоньку, полегоньку, а не вдруг: добродетель - не груша, ее вдруг не съешь. Одна книга (об Иисусовой молитве) не научит молитве - надо иметь крепкое занятие в ней.

 

Преподобный Серафим Саровский

 

***

 

Один подвижник сказал: «Кто поет церковные молитвы, тот вдвойне молится: и сам молится, и на других влияет. Через пение духовное у человека изменяется настроение, и он становится богобоязненнее».

 

***

 

Книги молитвенные нужны, пока душа не начнет сама молиться, а когда сама уже молится, их можно оставить. Только когда своя молитва нейдет, чтобы расшевелить ее, надо начать по печатным молитвенникам молиться. И когда разшевелится своя молитва, оставлять их.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Когда есть движение в сердце молиться, а рядом кто-то есть, то молиться все же надо, но не показывать молитвенности.

 

***

 

Если, совершая молитву, думаешь, что она не угодна Господу из-за твоей греховности, то она приятна Богу; если же подумаешь, как другой (в эту пору) спит или нерадит (о деле), то труд твой напрасен.

 

***

 

Вернее и полезнее себя за невнимание на молитве осуждать и смиряться.

 

Преподобный Амвросий Оптинский

 

***

 

Кто часто молится - избежит искушения.

 

***

 

Непременно надо помолиться за человека, который обидит тебя: «Господи, святыми молитвами дай мне смирение и терпение» Когда путешествуешь, то читай псалмы или молитвы на память.

 

***

 

Главное наше дело - к Богу приближение. Потому молитве все должно уступать.

 

***

 

Должно чаще читать про себя: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».

 

***

 

Хотя и нет у тебя видимых слез, однако же пусть будет сердца сокрушение.

 

***

 

Худые мысли надо отгонять молитвой: «Господи, помилуй мя, яко немощен есть».

 

***

 

Спросите, что это за беззаконие, ради которого мы не будем со избранными? Исполнение правила вашего никуда не годно по торопливости. Как гнилая доска полезна столяру, так пользует и торопливое правило.

 

Преподобный Нил Мироточивый

 

***

 

Опасайся давать цену своей молитве; смиренный может ли когда подумать, что он хорошо молится?

 

***

 

По нужде можно правило исполнить в течение суток.

 

***

 

Всякая молитва, чья бы ни была, таинственно касается души человека, о котором молятся.

 

***

 

Славословие божественное да будет для нас всегда любезнее и честнее всех прочих дел человеческих.

 

Преподобный Корнилий Комельский

 

***

 

Недостаток молитвенного правила и других подвигов заменяй смирением и благодарением.

 

***

 

Будем молиться за благотворителей, что-бы не поставилось нам в грех полученное от них благотворение.

 

***

 

Против беса уныния в соединении духом скорбным необходима молитва; «Господи, виждь скорбь мою, и помоги мне грешному, и не попусти выше силы моей искушение!» Должно понуждать себя к молитве, чтению и рукоделию.

 

***

 

Укажу вам три самых простых приема: не приступайте к молитве без предварительного, хотя короткого приготовления; не совершайте кое-как, а со вниманием и чувством; и не тотчас по окончании переходите к обычным занятиям.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Когда бывает бесчувствие, надо молиться вслух.

 

***

 

Пребывание наедине в молчании, в упражнениях в молитве и поучении день и ночь закону Божьему делает человека благочестивым.

 

Преподобный Серафим Саровский

 

***

 

При неспешном чтении молитв возможно внимание; при поспешном чтении вниманию нет места.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

***

 

Какое ни избери себе правило молитвенное, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговейнстве пред Богом...

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Во время рассеяния ума чтение и рукоделие бывает полезнее молитвы.

 

***

 

Молитва друг о друге есть лучшее из общений.

 

***

 

Будь же всем рад и всякому послужи, чем можешь.

 

Преподобный Макарий Александрийский

 

О чтении

 

Премилосердный Господь, желающий всем спастись и в разум истины прийти, предвидев в нынешние наши бедственные времена оскудение наставников, оставил Богодухновенное учение святых и богоносных отцов, прошедших деятельную жизнь, чтобы те, кто хочет получить спасение, держались правого разума.

 

***

 

Надежное средство для поддержания веры и любви - чтение святых отцов и житий святых.

 

***

 

Кающийся должен книги православные читать и узнавать, в чем грех состоит и в чем добродетель, чтобы греха остерегаться, а добродетели научаться.

 

Святитель Тихон Задонский

 

***

 

Учитесь добру из божественных книг.

 

***

 

Не оставляйте чтение священной книги, пока не почерпнете себе какого урока или правила для жизни.

 

Святитель Феофан Затворник

 

***

 

Глинский старец схиархимандрит Илиодор говаривал: «Монашество слабеет потому, что оставило читать творения святых».

 

***

 

Читая книги святых, мы проникаемся их мыслями, их желаниями, их молитвами. От этого душа наша получает великое утешение, и радуется чистой радостью, радостью небесной.

 

***

 

Закон к религиозным книгам таков: всякие писания и наставления в подвиге, не имеющие ссылок на святых отцов, не признавать, как бы красно ни были они написаны.

 

***

 

Если напала и беспокоит, например, зависть на брата, то сейчас же искать в книге какого-нибудь святого отца о зависти. Так же - о духе блуда, если беспокоить будет - посмотреть подходящее чтение, равно и при других страстях поступать таким же образом. Так приучается человек обороняться и противостоять страстям.

 

***

 

Кто книгами аскетическими не интересуется, тот бесплоден.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

***

 

Для чего нам надо читать учение святых отцов? Для того, чтобы поучаясь у них, могли познать свои страсти и немощи, и с кем имеем борьбу, как употребить орудие, и как вести брань с врагами нашими.

 

***

 

Если же удалитесь от чтения книг отеческих, то лишитесь мира Христова и любви.

 

Старец Паисий Величковский

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.497 с.