Культурно-бытового обслуживания — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Культурно-бытового обслуживания

2020-08-20 233
Культурно-бытового обслуживания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современной практике принята «ступенчатая» система обслуживания, связанная с частотой пользования различными видами обслуживания (Рис.4).

Первая ступень – первичное обслуживание связано с удовлетворением повседневных потребностей человека, с размещением учреждений соответствующего типа в микрорайонах.

Вторая ступень – центры жилых районов.

Третья ступень – учреждения эпизодического пользования, размещенные в общегородских центрах.

Учреждения повседневного пользования – детские сады, ясли, школы (радиус обслуживания 0,3 – 0,5км), предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания размещаются на территории микрорайонов.

Учреждения периодического пользования (радиус обслуживания 1км) предназначены для населения всего района и, в основном, они размещаются в общественно-торговом центре жилого района (Рис.10).

 

Рис.10 Жилая застройка с общественно-торговым центром

 

2.2.1Общественные центры жилых районов (микрорайонов)

Площадь общественно-торговых центров составляет 0,5 – 1,5га.

Центр жилого района предпочтительно располагать в геометрическом центре обслуживаемой территории. Он должен быть тесно связан с маршрутами общественного транспорта. Внутренние территории общественного центра изолируют от транзитных потоков и отдают пешеходам. Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания рекомендуется в торговые центры с радиусом обслуживания не белее 500м.

Особенности местности, рельеф, трассировка основным магистралей и другие условия часто делают целесообразным смещение общественного центра со срединного положения на участки, более выгодные в отношении озеленения, водных пространств.

 В отличие от центров микрорайона центры районного значения более тесно связаны транспортными коммуникациями между собой и с общегородским центром, что позволяет их рассматривать как элементы системы городских центров разного уровня.

В здании культурного центра целесообразно объединение кинотеатра, клубных помещений, библиотеки. В здании торгового центра кооперируются промтоварные и продовольственные магазины, предприятия общественного питания и бытового обслуживания, отделения связи, сбербанка, аптека. В спортивном центре объединяются открытые спортивные сооружения, спортивный корпус с залами и вспомогательными помещениями, плавательный бассейн. Эти здания и центры могут размещаться как совместно, образуя архитектурно-пространственный комплекс общественного центра жилого района, так и рассредоточено (Рис.10).

Рис.10.Архитектурно-планировочное построение общественно- торговых центров: а- в виде единого кооперированного здания; б - в виде группы зданий, формирующих площадь центра; в - в виде отдельных рассредоточено размещённых объектов обслуживания

 

  Культурный и спортивный центры целесообразно располагать смежно с садом жилого района, торговый центр – у транспортной магистрали. Входящая в состав учреждений периодического обслуживания поликлиника размещается на отдельном участке. Также обособленно размещаются и предприятия коммунально-хозяйственного обслуживания.

  Располагаемые на территории микрорайона предприятия торговли, общественного питания и бытового назначения повседневного обслуживания, клубные помещения, универсальный зал целесообразно группировать в общественно- торговые центры, размещая их в кооперированных или специальных зданиях.

  При выборе места размещения общественного центра микрорайона стремятся к тому, чтобы в зоне его обслуживания оказалось возможно большее количество населения. Общественный центр также желательно располагать по пути остановок общественного транспорта и рядом с садом микрорайона. В условиях многоэтажной застройки предприятия торговли и бытового обслуживания микрорайона могут размещаться в первых этажах жилых зданий, либо в пристроенных к ним помещениях, выходящих желательно в сторону улиц с общественным транспортом.

 

                    2.3 Дошкольные и школьные учреждения

  Здания детских садов – яслей следует проектировать с количеством мест не менее:

а) для городов – 140;

б) для поселков городского типа - 90.

     В практике застройки микрорайонов используют универсальные здания детских яслей-садов вместимостью: 50 мест (2 группы), 95 (4), 140 (6), 190 (8), 220 (12) и 330 мест (14 групп). При этом в ясельных группах (до 3 лет) предусматривается 20 детей, а в дошкольных (4-7 лет) - 25 детей. Размеры земельных участков в соответствии с нормами принимают исходя из расчета на 1 место в зависимости от вместимости учреждения: до 50мест - 4 0м2, 50-125мест - 3 5м2, 145-340мест - 3 4м2.

Расстояние от зданий детских садов-яслей до красной линии должно быть не менее 25м, от границ их земельных участков до стен жилых зданий с входами и окнами - не менее 10м, без проемов не менее 5м, до зданий коммунальных предприятий не менее 50м.

Детские дошкольные учреждения можно размещать и у границы микрорайона, если она проходит у зеленого массива, тихой жилой улицы, бульвара, сквера, на внутримикрорайонной пешеходной аллее. Для них должны отводиться участки наиболее здоровые незагрязненные, хорошо проветриваемые и инсолируемые.

Площади земельных участков для детских садов-яслей вместимостью от 100 до 500 мест определяются из расчета 35кв.м на одно место. Здания детских садов - яслей следует размещать на земельном участке в зависимости от ориентации окон помещений по сторонам горизонта согласно таблице 2.

                                                                                                 Таблица 2

Ориентация окон помещений детского сада по сторонам горизонта

Помещения

Севернее 45°с.ш.

Южнее 45°о.ш.

ориентация

оптимальн. допускаем.

оптимальн.

допускаем.
Групповая, игровая - столовая      Ю ЮВ, В

Ю

ЮВ,В
Комната для узыкальных и гимнастических занятий  Ю без. ограничен.

Ю

В,СВ,С
Спальня-веранда В без. ограничен.

С

В,СВ,СЗ
Спальня" В без. ограничен.

-
Палаты изоляторов, комната для заболевших детей Ю без. ограничен.

Ю

В,СВ,С
Кухня   С без ограничен. кроме Ю,ЮЗ

С

СВ,В
           

 

  На участке, отводимом под детские ясли-сад, размещают детские площадки, зеленые насаждения и хозяйственный двор.

Количество площадок определяется исходя из вместимости детского учреждения (одна площадка на группу). Площадки изолируются одна от другой зелеными насаждениями. Для детей дошкольного возраста предусматриваются физкультурные площадки, плескательные бассейны, зооплощадки, огород-ягодник.

   Размещение площадок на территории участка производится с учетом возрастной группы детей. На детских площадках размещаются устройства для игр детей, теневые навесы, перголы и т.д. (Рис.11). Озеленение площадок следует размещать так, чтобы площадка хорошо облучалась солнцем в утренние часы и была хорошо защищена от палящих лучей солнца днем.

   Зона зеленых насаждений на территории детского учреждения специально не выделяется. Это- озелененные пространства, разделяющие площадки (кустарник, дерево), зеленая изгородь в сочетании с деревьями, окружающая по периметру участок детского учреждения (ширина не менее 35м), цветники, огород-ягодник и зооплощадки. Зеленые насаждения должны занимать не менее 60% территории участка.

Хозяйственный двор максимально изолируется от детских игровых площадок  и примыкает к одному из проездов района. Хозяйственные площадки должны располагаться при входах в помещения кухни и прачечной. Всю территорию  участка ограждают забором или живой изгородью.

Рис.11. Пример планировки участка детского учреждения:

1 - здание детского учреждения; 2 - теневой навес; 3 - игровые площадки; 4 - физкультурная площадка; 5 - плескательный бассейн; 6 - огород-ягодник; 8 - хозяйственный двор

 

    Общеобразовательные школы размещают также на обособленных участках с учетом того, чтобы пути подхода учащихся к школам не пересекали проезжую часть магистральных улиц в одном уровне (Рис. 12). Вместимость школ принимается: 360 мест (9 классов), 504 (13), 704 (18), 864 (22), 1296 (33) и 1728 (44 класса). При этом в I - IX классах учится 40 чел, в X-XI - 36 чел. Земельные участки рассчитываются в зависимости от вместимости школы (м2 на 1 учащегося):

 до 500 мест - 60м2,

 до 800 - 40м2,

 до 1100 - 33м2,

 до 1500 - 21м2,

 до 2000 мест - 17м2 [1].

 

Рис.12. Пример планировки школьного участка:

1 - здание школы; 2-6 - спортивные площадки; 7, 9 - площадки подвижных игр; 8 - зона отдыха; 10-12 - участки полевых и овощных культур; 13 - метеорологическая площадка; 14 - площадка для занятий на открытом воздухе; 15 - площадки начальных классов; 16, 17 - парник и теплица; 18 - плодовый сад; 19 - хозяйственный двор                                                                                                     

 

Здания школ размещаются на участке с учетом рельефа местности в зависимости от ориентации помещений по сторонам горизонта(табл.3).

Площадь земельных участков для школ следует принимать согласно приложению СНиП [1].

                                                                                                   

 

                                                                                                  Таблица 3

Ориентация окон помещений школы по сторонам горизонта

Ориентация окон помещений школ

Помещения

Климатические районы

1.2.3

оптимальн. допускаем. оптимальн. допускаем.
Классные комнаты, кабинеты и лаборатории(кроме кабинетов черчения, рисования, в лабораторий биологии)   Ю.В.ЮВ   Не более 25% помещений на Ю3,3 Ю,В,ЮВ Любая, кроме З,ЮЗ
Кабинету черчения и рисования С,СВ,СЗ Любая С,СВ,СЗ Любая, кроме З,ЮЗ
Лаборатория биологии Ю ЮВ,Ю,В,3 Ю В,ЮВ,ЮЗ,З

 

Школа является своеобразным архитектурно- планировочным ядром микрорайона (Рис. 13).

 

Рис.13. Размещение школьного участка на территории микрорайона

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.