Функциональные зоны микрорайонов — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Функциональные зоны микрорайонов

2020-08-20 530
Функциональные зоны микрорайонов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА

ЖИЛОГО РАЙОНА

(микрорайона)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ КУРСОВОГО И ДИПЛОМНОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

 

                                       Воронеж  2014

 

УДК 768.6

БК

 

                                            Составитель Михайлова Т.В.

 

Планировка и застройка жилого района (микрорайона): метод. указания для курсового и дипломного проектирования для студ. спец. 120300 /Воронеж, гос. арх.-строит. ун-т; сост.: Т.В. Михайлова, - Воронеж, 2014. - с.

 

В методических указаниях изложена последовательность курсового проектирования по основам градостроительства и планировке населенных мест. Проект планировки решает комплексную пространственную организацию среды жилого района и его отдельных элементов – жилых образований, общественных комплексов, транспортных связей и озеленения. Приведены нормативные данные из СНиПов и ГОСТов.

Предназначены для студентов специальности 120300 «Городское строительство и хозяйство», «Землеустройство и кадастры» всех форм обучения.

Ил. 15; Табл. 7; Библиогр.: 21 назв.

 

 

 

   Печатается по решению редакционно - издательского совета

Воронежского государственного архитектурно - строительного университета

 

 

 Рецензент – Л.М. Телкова, доц. кафедры проектирования гражданских зданий и сооружений Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

Введение

Целью методических указаний является разработка архитектурно-планировочной структуры жилого района и создание проекта застройки жилого района (микрорайона), выявляющего его объемно-пространственную композицию. Формирование функционально - планировочной структуры жилого района и микрорайонов, направленное на создание комфортных условий жизнедеятельности населения, связано с необходимостью обеспечения:

- единства их пространственной организации и связей с застройкой окружающих территорий;

- решения градостроительной задачи – планировки и застройки жилого района на основе генерального плана города, т. е. «часть на основе целого»;

- решения архитектурно-художественного образа жилой среды;

- размещения  в полном объеме вех видов учреждений культурно- бытового обслуживания и создания условий пользования ими;

- рациональной трассировки систем улиц и дорог, обеспечивающих быстрые сообщения между жильем, местами занятости и общественными центрами;

- организации транспортно-пешеходного движения;

     - обеспечения необходимого уровня инженерного оборудования и благоустройства территории.

     Задача настоящего учебного проекта - познакомить студента со спецификой проектирования  жилых районов. В процессе работы над курсовым проектом студенты должны приобрести практический опыт в разработке проектов планировки и застройки жилых районов и микрорайонов.

     При этом следует:

     -изучить специфику архитектурно - планировочных решений в различных природно- климатических условиях;

    -путем разработки нескольких вариантов, выбрать схему планировки жилого района с оптимальным размещением функциональных зон и их элементов (общественного центра с основными зданиями, транспортного узла, жилой застройки с детскими дошкольными и школьными учреждениями, парка со спортивным комплексом);

    -выбрать типы жилых, общественных в соответствии с заданием и разработать приемы их архитектурно-пространственной организации для конкретных градостроительных условий;

   -приобрести навыки макетирования и графического оформления проектов планировки и застройки жилого района, а также выполнения вспомогательных схем: функционального зонирования, организации

культурно- бытового и транспортного обслуживания, озеленения территории.

                            

                                 1. ОБЪЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

                                        1.1. Жилая зона

 

  Жилая зона - предусматривается в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания (Рис.1).

 

Рис. 1. Планировочная структура жилой зоны городов различной величины:

а- малый город на 30 тыс. жителей; б - средний город на 100 тыс.; в – крупный город на 350 тыс.

   

 В жилых зонах размещаются жилые дома разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности; блокированные; усадебные с приквартирными и приусадебными участками); отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты [1].

  Для предварительного определения общих размеров жилых зон допускается принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.: в городах - при средней этажности жилой застройки до 3 этажей- 10га для застройки без земельных участков и 20 га- для застройки с участком; от 4 до 8 этажей- 8га; 9 этажей и выше- 7га [1].

   Территории жилой зоны организуются в виде следующих функционально-планировочных жилых образований: 

   - группы жилых домов – дома, расположенные вблизи друг друга и образующие целостную группу, чаще всего вокруг дворового пространства, у группы могут отсутствовать четкие планировочные границы в виде улиц, проездов, оград и т.п.;

   -кварталы (микрорайоны) - основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60га. В квартале  (микрорайоне) могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории. Численность населения микрорайона в средних и больших городах составляет 6- 12тыс. чел., в крупных и крупнейших - до 20 тыс. чел., в малых городах- 4-5 тыс. чел. (Рис.1). Комфортными для проживания являются микрорайоны площадью 20-30га. и численностью населения от 6 до 9 тыс. При высокой этажности застройки население может быть увеличено до 12-18 тыс. человек;

  - районы – формируется как группа кварталов (микрорайонов), в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами. Площадь территории района не должна превышать 250га.

  Численность населения жилого района в средних и больших городах составляет 25-40тыс. чел., в крупных и крупнейших - от 40 до 80тыс. чел. Наиболее оптимальным являются жилые районы с численностью населения 25-30 тыс. чел. при застройке 4-х, 5-и этажными домами. Использование жилых домов большей этажности увеличивает численность населения до 40-60 тыс. чел. и более.

Связи жилых районов с другими жилыми районами, центром, промышленными предприятиями, зонами отдыха осуществляются магистральными улицами. Сообщение внутри жилого района проходит через местные улицы и внутренние проезды, а движение пешеходов - по пешеходным аллеям.

В кварталах и микрорайонах жилых зон не допускается размещение объектов городского значения, а также устройство транзитных проездов на территории групп жилых домов, объединенных общим двором.

     Планировочная структура микрорайона состоит из отдельных групп жилых домов с численностью населения от 2-х до 4-х тыс. чел. в каждой.

Территория групп жилых домов  не должна превышать 5га., а численность населения колеблется от 2-х до 4-х тыс. чел. (Рис.2,3).

        

 

 

Рис. 2. Схема разделения жилой застройки на группы-комплексы жилых   домов: 1- торговый центр жилого района; 2- культурный центр жилого района; 3- зона отдыха; 4- физкультурно-спортивный центр; 5- центр микрорайона; 6- школа; 7- блок первичного обслуживания; 8- детский ясли-сад

Характеристика микрорайона

Микрорайо́н — административно-территориальная и планировочная единица городской структуры, состоящая из элементов жилой среды и учреждений общественного обслуживания (социальной инфраструктуры).

Классический микрорайон состоит из 3- 4 жилых групп, каждая из которых представляет собой несколько средне- или многоэтажных жилых домов, как правило, типовых серий, выходящих в обширный общий двор с расположенным по центру детским садом (яслями). Своеобразным ядром микрорайона служит школа, обычно с небольшим стадионом на пришкольном участке. Радиус обслуживания школы составляет 500-750м.         Площадь территории каждой из этих единиц (жилой группы, микрорайона, жилого района) обусловлена величиной нормативного радиуса обслуживания соответствующих объектов социальной инфраструктуры, а плотность застройки - нормами инсоляции. Количество магазинов, озеленения, спортивных площадок и т. п. внутри микрорайона также строго нормируется, исходя из укрупнённых удельных показателей.

Микрорайоны размещают в пределах межмагистральных территорий (Рис.5). В некоторых случаях предусматривается формирование жилых групп (2 – 3 тыс. жителей) с первичным обслуживанием, а в многоэтажной застройке домом-комплексом с повседневным обслуживанием.

Рис.5 План микрорайона жилого района

 

В микрорайоне размещают детские сады и школу (с участками 1,0 и 2,0га), общественно-торговый центр (0,5 – 1,5га), зеленые насаждения.

Комплексным показателем, характеризующим интенсивность освоения жилой территории, является плотность населения, которая выражается числом жителей на единицу территории (чел/га). В градостроительных расчетах применяют два вида плотности – нетто и брутто. Первый из них учитывает исключительно жилую территорию без каких – либо участков обслуживающих учреждений, дорог, улиц, площадей и т. п. Второй относится к территории всего микрорайона, жилого района в целом. Средняя плотность населения микрорайона при этом не должна превышать 450 человек на гектар. Градостроительные характеристики жилых территорий микрорайона включают:

- нормативный размер квартала на территориях жилого назначения, принимаемый от 5,0 до 15,0га;

- плотность застройки жилых участков на территории микрорайона от 15 до 20 м2/га;

- использование подземного пространства принимать из расчёта от 10% до 15% от суммарной поэтажной площади наземной части жилых зданий;

- плотность жилого фонда (брутто) по жилой группе (13000 м2/ га - 17500 м2/га) и по микрорайону в целом (8000 м2/ га - 11300 м2/ га);

- для застройки с различной средней этажностью с учётом требований
проветривания и инсоляции приняты следующие значения плотности жилого фонда по микрорайону:

Таблица 1.                Показатели плотности жилого фонда  по микрорайону

 

Этажность 2-3 5-6 7-9 10-12 13-14 15-18 >20
Плотность жилого фонда 4500 6300 8500 8800 9300 9700 10300

 

Общей тенденцией развития жилой застройки является увеличение ее многообразия, соответствующее растущей дифференциации потребностей населения.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К АРХИТЕКТУРНО – ПЛАНИРОВОЧНОМУ РЕШЕНИЮ

ЖИЛОГО РАЙОНА

2.1Архитектурно-планировочная организация жилой застройки

В зависимости от взаимного размещения домов и их расположения по отношению к красным линиям микрорайона различались следующие приемы застройки микрорайонов: периметральная, групповая, строчная, комбинированная.

П е р и м е т р а л ь н а я з а с т р о й к а характеризуется размещением домов вдоль красных линий улиц, ограничивающих микрорайон. Этот прием застройки отличается наибольшей простотой в архитектурном отношении, но имеет ряд недостатков. К ним следует отнести отсутствие связи внутримикрорайонных пространств с пространством улицы, вынужденную неблагоприятную ориентацию жилых помещений по сторонам света плохую проветриваемость микрорайонов в случае небольших размеров. При такой застройке участков со значительными уклонами поверхности многие здания приходится располагать длинной стороной по уклону (поперек горизонталей), что создает значительную разницу по высоте цокольного этажа, а иногда даже и необходимость устройства дополнительных этажей (Рис.6).

 


Рис.6. Периметральная застройка микрорайона

Г р у п п о в а я з а с т р о й к а применяется при значительных размерах микрорайона (10 – 1га) и характеризуется размещением жилых домов отдельными группами с образованием сравнительно небольших внутренних дворов - садов. Она имеет существенные преимущества перед сплошной периметральной застройкой. Внутримикрорайонные пространства с расположенными в них зданиями и зелеными насаждениями включаются в общее архитектурно-пространственное решение улицы, что придает большую выразительность и разнообразие ее облику: значительно улучшается проветриваемость микрорайона (Рис.7). Для проветриваемости отдельных дворов- садов устраиваются разрывы между зданиями, входящими в группу. Только в северных районах с преобладающими сильными ветрами в холодное время года наиболее благоприятные микроклиматические условия создаются при замкнутых дворах с одним разрывом между домами для подъезда к входам в дома данной группы.

С т р о ч н а я з а с т р о й к а характеризуется расположением домов параллельными рядами - строчками вне зависимости от направления улиц. Строчная застройка возникла из стремления поставить все жилые дома в одинаковые условия в отношении инсоляции, проветривания и взаимосвязи с внутримикрорайонными пространствами и транспортными магистралями. Строчная застройка, обладая определёнными гигиеническими преимуществами создает некоторые трудности в архитектурном решении улицы, на которую в этом случае выходят торцы домов. Строчная застройка возникла из стремления поставить все жилые дома в одинаковые условия в отношении инсоляции, проветривания и взаимосвязи с внутримикрорайонными пространствами и транспортными магистралями. Строчная застройка, обладая определёнными гигиеническими преимуществами создает некоторые трудности в архитектурном решении улицы, на которую в этом случае выходят торцы домов (Рис.8).

Рис.7. Групповая застройка микрорайона 

 

Природные особенности застраиваемой территории – рельеф, зеленые насаждения, водоемы, ветровой режим, условия восприятия территории могут служить предпосылкой для выбора того или иного приема архитектурно – пространственной композиции застройки.

 

Рис.8. Строчная застройка микрорайона: 1 - торговый центр; 2 - универсалый зал; 3 - медицинский центр; 4 - центр по обслуживанию автомобилей; 5 - школы; 6-теплоцентраль; 7 - подземный гараж

 

  Основными объемно – пространственными средствами застройки являются жилые дома, здания культурно – бытового обслуживания, зеленые насаждения, водоемы, малые архитектурные формы.

Этажность жилой застройки и типы жилых домов устанавливаются в зависимости от принятого архитектурно – пространственного решения композиции жилого района.

Систему жилой застройки следует формировать с применением блок-секционного или блок-квартирного метода, создающего большую градостроительную вариабельность.

В целях создания наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий на территории, занятой жилыми домами, рекомендуется:

 - дворы при жилых домах располагать с учетом раскрытия на южную сторону горизонта;

 - при соединении жилых домов под углом внутренние углы раскрыть на южную сторону горизонта и исключить замкнутые углы, ориентированные на север;

 - при размещении застройки вдоль магистралей предусматривать устройство защитных полос зеленых насаждений, обеспечивающих защиту от шума и загрязнения воздуха шириной до 50м.

Расстояние между жилыми зданиями следует принимать:

 - между длинными сторонами – 2Н (две высоты здания);

 - между торцами – 1Н (одна высота);

 - между башенными домами, стоящими на одной оси – 1,5Н.

По отношению к сторонам горизонта здания могут иметь меридиональную ориентацию (продольная ось север-юг) и широтную (продольная ось запад-восток) с возможностью отклонения осей от этих направлений в установленных для каждой зоны приделах.

При двухсторонней ориентации жилых комнат квартир (на северный и южные секторы горизонта) допускается ориентация на север жилых комнат, но не более (Рис.9):

одной – в 2 – комнатных квартирах;

двух – в 3 – х и 4 – х комнатных квартирах;

трех – в 5 – ти комнатных квартирах.

 

Рис.9 Схемы секций жилых домов: широтная: А1-свободная ориентация; А2-частично-ограниченная ориентация (северная); меридиональная; Б1-ограниченная ориентация

 

Лестничные клетки следует ориентировать в сторону менее благоприятной ориентации зданий по условиям инсоляции. Тем самым создаются лучшие условия для противоположной стороны дома с большим числом комнат.

При расположении зданий по меридиану лестничные клетки предпочтительно ориентировать на запад, с учетом конкретных градостроительных условий. Если здания располагаются под углом к меридиану, то лестничные клетки целесообразно ориентировать на северо западную и северо - восточную часть горизонта.

Следует также избегать при блокировке секций взаимное их смещение на значительную ширину, т.к это ухудшает условия инсоляций помещений и видимости из квартир смежных секций. Следует избегать затененных внутренних углов. образование которых возможно при блокировке отдельных зданий в плане из блок – секций.

При применении угловых блок - секций следует учитывать ограничения, связанные с обеспечением нормативной инсоляции всех квартир.

При всех условиях ориентации зданий и применении различных планировочных приемов обязательно соблюдение санитарных и противопожарных разрывов между зданиями, предусмотренных СНиП [1].

Жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать с отступом от красной линии магистральных улиц на 6м, жилых улиц - на З м. По красной линии могут размещаться дома со встроенными в первые этажи или встроенно - пристроенными общественными помещениями. В домах большой протяженности следует предусматривать сквозные проходы через 90м и сквозные проезды - через 180м.

2.2. Архитектурно-планировочная организация системы учреждений

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

  3.1 Транспортно-пешеходные связи

Въезды на территорию микрорайона, а также сквозные проезды в зданиях новой застройки следует предусматривать на расстоянии не более 300м один от другого. Примыкания проездов к проезжим частям магистральных улиц регулируемого движения допускаются на расстояниях не менее 50м от стоп-линий перекрестков.

Для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды.

Микрорайоны с застройкой выше 5 этажей, как правило, обслуживаются двухполосными проездами. В пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды устраиваются шириной 5,5м.

Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота автотранспорта.

Примеры разворотных площадок приведены на рис.14.

                                                     

 

 

                                   

 

 

 

Рис.14  . Примеры разворотных площадок

 

L до 150м – без тротуара

 

 

 

Рис.15 Примеры проектирования микрорайонных проездов

 

К отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более 9 этажей, а также к объектам, посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами при протяженности их не более 150м и общей ширине не менее 4,2м.

Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8м для зданий до 9 этажей и 8-10м - для зданий в 9 этажей и выше. В этой зоне не допускается размещать ограждения, осуществлять рядовую посадку деревьев.

Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6м, пригодные для проезда пожарных машин, с учетом допустимой нагрузки на покрытие или грунт. Примеры проектирования микрорайонных проездов приведены на рис.15.

Классификация проездов и тротуаров производится в соответствии с типовыми решениями (табл. 2).

 

Таблица 4

Классификация внутриквартальных проездов и тротуаров

Наименование Основное назначение Характеристика движения Количество полос Ширина, м
Проезды главные и основные Транспортная связь групп жилых, общественных и культурных зданий между собой и с внешней сетью улиц Транспорт, обслуживающий микрорайоны 2 5,5
Проезды к отдельным зданиям и автостоянкам Транспортное и пешеходное обслуживание отдельных зданий, связь с основными и главными проездами, паркование индивидуального и внутриквартального автотранспорта Обслуживающий транспорт с кратковременной стоянкой 1-2 3,5
Пожарные проезды и проезды к теплофикационным камерам Транспортное обслуживание отдельных сооружений Спецтранспорт, пожарные машины 1 3,5 4,2
Тротуары Пешеходное движение, обслуживание жилых, общественных и культурных зданий, связь с внешней сетью улиц Пешеходное движение, уборочный транспорт 2-4 1,5 3
Пешеходные дорожки, площадки Пешеходное движение Пешеходное движение, уборочный транспорт - -

Основные проезды.

Основные проезды обеспечивают транспортную связь групп жилых домов, сооружений для постоянного хранения автомобилей и объектов общественного и культурно-бытового назначения с жилыми и магистральными улицами.

Трассировка основных проездов полностью зависит от планировочного решения застройки и должна обеспечивать проезд к каждому входу в здание и сооружению. По конфигурации основные проезды могут быть сквозные, кольцевые, петлевые.

Ширина проезжей части основного проезда принимается 5,5м с двухсторонним движением транспорта. Тротуары шириной 1,5 или 2,25м примыкают к краю проезжей части и устраиваются при наличии застройки вдоль проезда.

При трассировке проездов протяжённостью более 200м необходимо предусматривать криволинейные участки, способствующие ограничению скорости автомобилей.

Трассировать основные проезды желательно без пересечений с основными пешеходными путями.

Проезды и пешеходные пути, идущие вдоль живых зданий, следует размещать не ближе 5м и не далее 10м от стен зданий.

Допускается, чтобы основные проезды примыкали к жилым улицам районного и общегородского значения с регулируемым движением, но не чаще чем через 250-300м и на расстоянии не менее 100м от перекрёстка, а также к местным и боковым проездам магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением транспорта.

              3.1.3.Служебно - хозяйственные проезды

Служебно-хозяйственные проезды предназначены для движения автомобилей, связанных с хозяйственно-эксплуатационными службами (очистка территории, вывоз мусора, ремонт зданий и сооружений, подъезд к тепловым пунктам, трансформаторным подстанциям и т.п.), а также с хозяйственным обслуживанием школ и детских учреждений. По конфигурации служебно-хозяйственные проезды могут быть сквозные и тупиковые ограниченной протяженности, как правило, не более 100м. Ширина проезжей части проездов - 3,5м, тротуары, как правило, отсутствуют или совмещаются с проезжей частью.

Служебно-хозяйственные проезды как самостоятельная категория могут отсутствовать при условии выполнения их функций основными проездами или подъездами к отдельным зданиям.

Пожарные проезды

Пожарные проезды, как правило, совмещают с основными проездами и подъездами к зданиям. Для проезда пожарных машин с тех сторон здания, где нет постоянных проездов, рекомендуется предусматривать свободные от посадки деревьев и кустарников спланированные полосы шириной 6м. Эти полосы следует размещать на расстоянии 5-8м. от зданий высотой 9-14 этажей и 8-10м. от зданий большой этажности.

Вдоль жилых зданий высотой менее 9 этажей, а общественных менее 5 этажей пожарные проезды могут не устраиваться.

 

Подъезды

Подъезды обеспечивают проезд и подход жилых улиц и основных проездов к входам в отдельно стоящие здания.

По конфигурации подъезды могут быть петлеобразные, кольцевые в пределах групп домов и тупиковые для проезда к одному - пяти отдельно стоящим зданиям (Рис.16).

 

 


 

Рис. 16 Конфигурации подъездов в пределах групп домов  

Проезды не предназначаются для транзитного движения и движения на больших скоростях. Поэтому применяются тупиковые и закольцованные проезды внутри микрорайона.

Внутренние проезды микрорайонов предназначены для обслуживания жилых и общественных зданий данного микрорайона. В микрорайоне проектируются три вида проездов:

- основной проезд, который ведет к группе жилых домов и общественным зданиям;

- второстепенный проезд к отдельному жилому дому;

-хозяйственный проезд для обслуживания хозяйственных дворов и площадок с мусоросборниками.

Кольцевые проезды охватывают всю территорию микрорайона и имеют один или несколько въездов и выездов.

Петельные и тупиковые проезды предназначены для обслуживания отдельных групп жилых домов и общественных зданий. Петельный проезд может иметь раздельный или совмещенный въезд и выезд, тупиковый проезд имеет только совмещенный.

Смешанная система сочетает кольцевые, полукольцевые и тупиковые проезды. Схемы проездов даны на рис.

Основные проезды не должны отделять группы жилых домов от детских учреждений, школ, зон отдыха и не должны пересекать территорию озелененных дворов. По характеру движения автомобилей основные проезды подразделяются на двухполосные проезды (с двухсторонним движением) и однополосные (с односторонним движением). В зоне многоэтажной застройки (с населением до 3000 человек) основной проезд, который ведет к группе жилых домов, проектируется шириной 5,5м в две полосы движения. Кольцевые проезды протяженностью не более 300м проектируют в одну полосу движения шириной 3,5м. Тупиковые проезды протяженностью не более 150м проектируют однополосными шириной 2,75м (реже 3,0м).

Второстепенные проезды используются для эпизодического подъезда к дому автомашин и как тротуар и размещаются не ближе 5м от стен жилых домов и общественных зданий. От проезда к дому ведет тротуар шириной 1,5м. В местах примыкания второстепенных проездов к основным или жилым улицам обычно устраивается уширение, которое используется и для кратковременной стоянки автотранспорта.

Хозяйственные проезды проектируются в виде отдельных тупиков, которые ведут к хозяйственным дворам и площадкам, или совмещаются с основными внутренними проездами.

Ширина проезжей части подъезда с двухсторонним движением транспорта на тупиковых проездах и с односторонним на петлеобразных и кольцевых проездах 3,5м. Тротуары шириной не менее 1,5м. устраивают со стороны застройки. В виде исключений на проезжей части подъездов допускается движение пешеходов.

Петлеобразные и кольцевые подъезды протяжённостью не более 300м. должны иметь через каждые 100м. и в пределах видимости разъездные площадки шириной 6м. и длиной 15м.

Тупиковые подъезды протяжённостью не более 150м. должны заканчиваться разворотными площадками размером в плане 12х12 м. или кольцевой площадкой с радиусом по оси проезжей части не менее 10м.

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТА

Важной составной часть проекта планировки и застройки жилого района является определение технико-экономических показателей проекта.

В архитектурном проекте приводятся следующие технико– экономические показатели:

- общая численность населения жилого района (тыс. чел.);

- площадь территории жилого района (га), (в границах красных линий, установленных проектом города);

- общая площадь жилого фонда (кв. м.);

- плотность жилого фонда жилого района (брутто), кв. м/га;

- норма жилой площади, необходимой на одного жителя (20кв. м.);

- приведенная (средняя) этажность (эт.).

Работа начинается с расчетов территории и численности населения по укрупненным показателям. Например, общая площадь жилого фонда определяется по формуле:

F жф = Н х q                                (1)

где:

Fжф - площадь жилого фонда (м.2)

Н - численность населения (тыс. чел.)

q - норма жилой площади, необходимой на одного жителя (20м2.);

Плотность жилого фонда (брутто) принимается в зависимости от этажности застройки, заложенной в проекте города и подбирается по таблице. При наличии разноэтажной застройки плотность жилого фонда подбирается по приведенной (средней) этажности.

Средняя этажность при смешанной застройке определяется по формуле средневзвешенной этажности:

                  F жф                                                    (2)

Эср=----------------------------------

      а 1 +а 2 /2+а 3 /3+…+а n / n

где:

Fжф  - площадь жилого фонда- суммарный показатель общей площади в зданиях разной этажности, м2 (или в процентном отношении 100%);

 а 1, а 2, а 3,… а n - общая площадь в домах соответствующей этажности, м.2      (или %);

 1, 2, 3,… n - количество этажей.

                                                                                                Таблица 2

 Показатели плотности жилого фонда                                                                                                                                                                                 

 

Плотность жилого фонда общей площади на 1га территории района и микрорайона при этажности зданий

2 3 4 5 6 7 8 9 10
Жилой район 2200 2600 2800 3100 3200 3400 3500 3700 3900
Микрорайон 3000 3900 4200 4800 5100 5400 5700 6300 6700

 

Численность населения жилого района рассчитывается по формуле:

Н= F жф / q,                                                            (3)

где F жф – общая площадь жилого фонда, м.2;

  q – норма жилой площади на 1 жителя (20м2).

 

Для застройки территории жилого района предлагается примерное соотношение типов жилых домов и процентное количество квартир в домах каждого типа.

ПРИМЕР

Численность населения жилого района 30 тыс. жителей. Количество семей равняется 30000: 3,2≈10000 семей.

3,2 – средняя численность семьи.

Из них проживают:

1) в многоэтажных домах квартирного типа 60% семей (6 тыс. квартир);

2) в блокированных домах 30% (3 тыс. квартир-домов);

3) в домах коттеджного типа 10% семей (1 тыс. квартир-домов).

Исходя из общей численности населения, рассчитывается емкость

учреждений культурно-бытового обслуживания жилого района. При численности населения жилого района 30 тыс. человек:

- микрорайоны составляют 3х10 тыс. человек;

- жилые группы 3х3,3 тыс. человек.

Площади учреждений составляют:

- общественный центр жилого района        2,0-5,0га;

- общественный центр микрорайона           0,5-1,5га;

- детского сада и школы в микрорайоне     1,0- 2,0га.

Таблица 3.       Основные технико-экономические показатели

 

N№ п.п. Наименование Ед. изм. Кол-во (в диапазоне)
1 Территория проекта застройки га 30,0 - 50,0
2 Расчётная численность населения чел. 15000-25000
3 Обеспеченность общ. площадью квартир кв.м/чел 20-25
4 Средняя этажность застройки этаж 8- 10
5 Площадь жилого фонда (общая площадь) кв.м. 300000 - 500000
6 Плотность "брутто"*жилого фонда кв.м./га 8000,0-10000,0
7 Плотность "нетто"**жилого фонда кв.м. /га 15000,0-25000,0

 

СОСТАВ ПРОЕКТА

 

Графическая часть

1. Опорный план-схема планировки города М 1:10000, 25000.

2. Генеральный план жилого района М 1:2000.

3. Схема функционального зонирования жилого района и микрорайона М 1:2000.

4. Схема транспортно- пешеходных связей жилого района М 1:2000.

5. Схема озеленения жилого района М 1:2000.

6. Схема размещения общественных зданий жилого района и микрорайона М 1:1000.

7. Развертка или панорама М 1:500.

8. Баланс территории жилого района и микрорайона.

9. Технико- экономические показатели (ТЭП) жилого района.

Возможно выполнение застройки жилого района в макете, совмещенном с чертежом.

Проект выполняется на двух листах формата А-1.

                                           

                                             Пояснительная записка

Введение

1. Общие положения и исходные данные для проектирования…………..

2. Анализ территории строительства……………………………………….

2.1. Построение розы ветров…………………………………………………

2.2. Расчет и построение общей экспозиции территории застройки………

2.3. Характеристика и анализ природных, санитарно-гигиенических

        и антропогенных условий……………………………………………….

3.  Расчет жилого фонда и распределение его по типам строительства….

4. Составление предварительного баланса территории жилого района…          

5. Функциональное зонирование территории жилого района……………

6.Функциональное зонирование территории микрорайона……………....

7. Формирование улично-дорожной сети и пешеходных связей жилого 

    района и микрорайонов………………………………………………. 

8. Проектный баланс территории жилого района и микрорайона…….

9. Технико-экономические показатели жилого района и микрорайона..

Приложения…………………………………………………………………

Библиографический список………………………………………………..

 

Библиографический список

1.Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.205 с.