Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-08-20 | 258 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В середине XVII в. особое распространение получили натюрморты с изображением пресмыкающихся и земноводных. Вероятно, первыми их начали писать итальянцы, а потом эта тема перекочевала в Нидерланды.
Эти произведения наделены особым драматизмом: животные полускрыты в темной траве, на втором плане помещен мрачный, часто предзакатный или ночной, пейзаж. Некоторых исследователей это наводило на мысль попытаться найти в картинах скрытый смыйл. Если принять во внимание, что змея издавна была символом коварства и зла, нетрудно понять содержание картины. Символ также означает, что среди цветов может скрываться змея, грозящая смертью нашему телу, но следует воздерживаться также от дурных влияний и поступков, чтобы не утратить душу.
Картины с пресмыкающимися - поздний вид натюрморта; первые из них появляются в середине XVII в., тогда как основные типы натюрморта сложились примерно в 1620-е годы.
Картина М. Витхоза "Цветы, еж и лягушка" 1660 г. из собрания Государственного Эрмитажа. Композиция четко разделена на два плана: передний предельно приближен к зрителю, на заднем в отдалении виден закатный пейзаж с холмами и зданиями. Картина также отличается мрачностью и необычным выбором объектов: под сплетением колючих кустов, трав, увядших цветов скрывается еж, перед ним - две мыши, поедающие зерна из хлебного колоса, и лягушка с дождевым червем во рту. Уголок леса, где нашли приют животные, порос мхом, ломкими бурыми былинками и поганками. Так же мрачны укрывающие ежа колючий терновник и чертополох с цветами на сломанном стебле. Над иглами ежа мерцают ягоды и цветы на поникшей веточке земляники и синие вьюнки. Смысловое содержание картины тоже весьма мрачно: тернистые растения издавна символизировали зло и смерть; мыши часто означали смерть, истребление, грешника или душу умершего; грешника мог символизировать и червь. Лягушка и еж, очевидно, символизируют здесь надвигающуюся опасность, а червь в пасти лягушки - и неминучую погибель: оба животных были символами дьявола.
|
Изображению небольшой и, казалось бы, маловажной детали - лягушки с червем - придавалось особое значение, ее можно считать иконографической схемой, образцом, повторявшимся в ряде подобных натюрмортов у разных мастеров.
Итак, в натюрмортах этого вида животным отведены определенные роли: рептилии и земноводные - как своеобразные отрицательные персонажи, готовые подраться между собой или поживиться зазевавшимся мотыльком, кузнечиком, беспомощным птенцом. Иногда художник дает понять, что злодейство не остается безнаказанным; так, в картине Марсеуса ван Схрика "Змея у птичьего гнезда" присутствует оскалившая зубы ласка, зверек, охотящийся на змей. В подобных произведениях отражен некий, весьма мрачный и несомненно связанный с темой бренности, круговорот: червей и насекомых поедают земноводные и пресмыкающиеся, а на них охотятся ласки и ежи.
Особый интерес в картинах с "лесными сценами" представляют растения, выбор которых далеко не случаен. В большинстве картин помещали чертополох - символ зла, смерти и страданий. Нередко изображали мак. Мак традиционно означал сон и смерть. Этот же смысл имеют подсохшие листья и ветви, увядшие цветы. Мох и грибы, растущие в темных сырых лесах, как нельзя лучше соответствуют содержанию этих картин.
РАСТЕНИЯ В НАТЮРМОРТЕ.
В цветочных натюрмортах особенно ярко выражена связь между декоративностью произведения и смысловым содержанием. Прежде всего необходимо сказать, что букеты в картинах изображали на основе определенных композиционных схем. Один из наиболее ранних типов - букеты с так называемой радиальной композицией: стебли цветов одинаковой длины расходятся в разные стороны от одной точки в центре горлышка вазы. Иногда эта центральная точка отмечена венчиком крупного цветка. Такие букеты напоминают геральдические орнаментальные мотивы; и тe, и другие присутствуют в творчестве художников-маньеристов, например Хуфнагела.
|
Второй тип цветочного натюрморта характерен для первой четверти XVII в. и довольно часто встречается у Я. Брейгела Бархатного: огромные букеты с множеством всевозможных цветов заполняют почти всю плоскость фона наподобие яркого прихотливого узора; форма букета приближается к прямоугольной.
Третья разновидность цветочных натюрмортов имеет в основе композиции равнобедренный треугольник; центральной осью букета служит наиболее яркий и крупный цветок, например, лилия, ирис или императорская корона, остальные растения группируются вокруг по принципу зеркальной симметрии.
Все это - ранние виды цветочного натюрморта, встречающиеся, как правило, в конце XVI - первой трети XVII в. Подобные произведения статичны, пристальное внимание к каждому отдельному растению сочетается с яркой декоративностью целого, тяготением к изысканной орнаментальности - наследием маньеризма. Со второго десятилетия XVII в. строгая симметрия все чаще нарушается, букеты производят впечатление большей реалистичности, однако это вовсе не означает, что натюрморты стали целиком выполнять с натуры: их по-прежнему создавали на основе соединения отдельных эскизов.
В середине XVII столетия особое распространение получает динамичная S-образная композиция цветочного букета, использование ярких декоративных и пространственных эффектов, например, когда цветы словно выпадают из иллюзорного пространства картины к зрителю. К концу XVII - началу XVIII в. букеты нередко превращаются в подобие изящного завитка, как будто предвещая изысканный растительный орнамент рококо.
Символика растений, пожалуй, особенно сложна. Один и тот же цветок может иметь множество значений, в том числе прямо противоположных; например, нарцисс по мифологической традиции может означать самовлюбленность, а в ряду христианских символов - символизировать Богоматерь и воскресение. Растительные гирлянды вокруг фигурной сцены содержат в центре сюжет или персонажей, позволяющих в соответствии с этим истолковать подбор цветов. Текст в натюрморте сообщает об общей программе произведения. Самый традиционный тип цветочного натюрморта - "цветы в вазе" - обычно лишен таких пояснений, поэтому попытки его интерпретации, конечно, должны быть достаточно осторожны. Именно здесь наиболее опасно скрупулезное перечисление и обстоятельное истолкование мельчайших деталей отдельных картин. Во избежание слишком одностороннего, а то и вовсе случайного прочтения символики более убедительным представляется последовательное сравнение ряда произведений разных мастеров.
|
Сложная символика растений нередко сообщает произведению разнообразные оттенки смысла. Особый интерес представляет картина Я.Д. де Хема "Memento mori. Череп и букет цветов" из Дрезденской галереи - ее программу определяет надпись: "Memento mori" - на ветхом листе бумаги, прижатом к каменной столешнице черепом и большой раковиной. Центр натюрморта занимает большой букет в стеклянной вазе. То, что на первый взгляд кажется случайным сплетением ярких цветов и трав, является тонко продуманной композицией. Детали, выделенные композиционно, играют важнейшую роль и в символике произведения. Букет увенчивает большой махровый мак - традиционный символ сна и смерти; внизу композицию уравновешивает сломанный цветок гвоздики, также означающий смерть. В центре помещено несколько светлых роз и анемон - древнейшие символы бренности плоти. Прослеживаются и связи с эмблематикой: розы соответствуют эмблеме "Небесное не таково"; полуосыпавшийся пион вторит эмблеме "Краткое наслаждение". Тот же смысл могли иметь тюльпаны: "Кроме цвета, ничто". Слева от вазы лежит апельсин - очевидно, намек на плод грехопадения, рядом - красные ягоды смородины: свешиваясь с каменной столешницы, они вызывают ассоциации с медленно стекающими каплями крови.
Я. Д. де Хем по традиции противопоставляет символам смерти знаки надежды на спасение. На темном фоне картины золотистыми искрами вспыхивают тонкие колосья - в сочетании с изображением черепа они могут рассматриваться как параллель эмблеме "Надежда на другую жизнь". Вокруг букета вьются бабочки и стрекоза - традиционное изображение спасенных душ. Вечнозеленый плющ, которым увит череп, является символом вечной жизни. Букет увенчивает синий ирис - здесь, очевидно, символ Небесного царства и отпущения грехов. Изображения мака и ириса как бы подводят итог смысловой программе произведения, сообщая о гибели бренной плоти и спасении души. Религиозный оттенок значения ириса может перевести символическое содержание в иной план, как бы поменять кодовую установку зрителя, позволяя иначе прочесть смысл многих растений. Гвоздика и розы при этом станут символами страстей Христовых, мелкие травки - напоминанием о христианском смирении, тюльпаны - параллелью эмблеме "Усну, когда скроется солнце", то есть знаком следования Богу. Напомним, что эта многослойность символов соответствует традиционной многозначности эмблем.
|
Изображение растений в "Memento mori" имеет параллели в других натюрмортах Я.Д. де Хема, относящихся к типу "цветы в вазе". По нашему мнению, повторяемость основных элементов композиции при прихотливом варьировании других деталей свидетельствует не столько о пристрастии художника к некоей застывшей композиционной схеме, сколько о смысловой подоплеке произведений, заключенной в определенном сочетании символов, а в данном случае - растений в букете. "Цветы в вазе" из собрания Государственного Эрмитажа - это букет, во многом похожий на тот, что изображен в дрезденском "Memento mori". В центре также помещены светлые розы, справа - тёмно-красный склоненный пион и пестрые тюльпаны; увенчивают композицию крупные ирис и мак. Любопытно, что этот натюрморт содержит также символы четырех стихий: цветы и плоды - земля, раковины устриц - вода, порхающие насекомые - воздух, трут - огонь. Эти же детали можно рассматривать как знаки четырех сезонов: цветы - весна, фрукты и колосья - лето, виноград - осень, трут - зима. Это один из примеров традиционной многослойности скрытого смысла.
В более поздних картинах декоративного направления предметы- символы, погруженные в яркое живописное пространство, приобретая новый внешний эффект, как будто, теряют способность призыва к неспешному глубокому осмыслению, хотя традиционная символика, конечно, остается прежней. Вплоть до XVIII в. сохраняется й общий смысл цветочного букета - символа бренности. При этом композиционной основой для многих произведений служила разработанная Я.Д. де Хемом S-образная схема букета. Во многих подобных картинах присутствует изображение раскрытых часов, указывающее на общее смысловое содержание произведения. Однако натюрморты последователей Я.Д. де Хема в большинстве случаев демонстрируют не увлечение скрытым смыслом, а стремление к яркой декоративности. Символика некоторых деталей является уже только данью традиции, утрачивая прежнюю глубину. Несомненно, больший интерес представляют ранние произведения, созданные до середины XVII в.
|
Обратим внимание на натюрморт А. Босхарта Старшего "Букет цветов в проеме окна" 1619 г. Он имеет ту же композиционную основу: в центре написаны ландыш и полускрытая за его стеблем фиалка, вокруг - пышные розы и анемон. Увенчивают букет веточка незабудки, большой золотистый ирис на крепком стебле и два пестрых тюльпана по сторонам. На каменном парапете возле небольшой стеклянной вазы помещены традиционные символы бренности - цветок гвоздики, раковины, паучок. Цветы представлены на фоне ярко-голубого неба, в отдалении виден пейзаж, где можно разглядеть постройку с башней - очевидно, церковь. Букет помещен на границе двух пространственных зон: каменный парапет с предметами - знаками бренности приближен к зрителю и написан наиболее реалистично. Пейзажный фон, напротив, отдален как некий "мир иной" - подобный вид возможен только из окна под крышей высокой башни. Букет, помещенный на границе двух пространств - внутреннего и внешнего, - производит впечатление застывшего, преобразованного этим "пространственным барьером": растения собраны в симметричную композицию, главная роль в которой отведена цветку ириса. Его стебель образует строгую центральную ось, а венчик напоминает золотой венец и безусловно доминирует над остальными растениями. На лепесток ириса опустилась стрекоза - насекомое, служившее символом спасенных душ. Общему впечатлению от картины соответствуют живописная манера - гладкое, несколько жестковатое письмо - и колористическое решение - яркие локальные цвета, напоминающие сияющую эмаль.
Таким образом определяется четкая иконографическая схема цветочного натюрморта, где каждому растению отведена своя роль, вернее сказать, несколько ролей сразу: во-первых, даже мельчайшие детали, например, тонкие стебельки и листья, являются необходимым звеном в общем композиционном решении, в абрисе букета, заполняющем фон подобно прихотливому узору. Во-вторых, эти же мелкие детали, не говоря уже о крупных растениях, выполняют важную функцию в цветовом решении натюрморта, позволяя гармонично распределить светлые и темные, холодные и теплые тона. Наконец, в-третьих, они выстраиваются в определенную смысловую схему. И все эти три роли неразрывно связаны друг с другом, образуя органичное единство образного строя старинного цветочного натюрморта.
Иконографическая схема букета позволяет говорить о своеобразной иерархии пространственных зон, в большинстве случаев выстраивающейся по вертикали и прочитывающейся без особого труда: внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности - сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, раковины, гусеницы, мухи и проч.; в центре - символы скромности и чистоты, окруженные пышными цветами, обычно означающими недолговечность жизни (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т.д.), а увенчивает композицию крупный цветок, часто обладающий положительным значением - наподобие яркого венца добродетели.
Разумеется, это лишь наиболее общий смысл цветочного букета в картинах старых мастеров. Несомненная его назидательность возвращает нас к традиционному уподоблению человеческой жизни недолговечному цветку или траве. Напомним также о сравнении человеческого тела с сосудом - и он может иметь разное толкование: "сосуд мерзости и греха", обреченный на смерть, или же драгоценный сосуд, временное вместилище Божьего дара - бессмертной души. Эта двойственность сохраняется и в символике цветочного натюрморта: хрупкую керамическую или стеклянную вазу заполняют быстро вянущие цветы, как обманчивая и краткая красота плоти, напоминая и о той поре, когда разобьется "кувшин у источника... И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его". Но жизнь истинно процветает в добродетелях, ими же побеждается и смерть.
В старинном цветочном натюрморте сохраняется важнейший принцип отражения всего во всем, общих законов мироздания - в мельчайшей частице мира, смысла и пути человеческого бытия - в образе растения, свойства которого оказываются способными открыть истинное содержание этого пути. Впрочем, не следует забывать и о том, что цветы растут все-таки на земле и нередко отражают вполне земные явления, как, например, тюльпан - "персонаж" цветочного натюрморта, заслуживающий особого внимания для Голландии. Ряд натюрмортов с изображением этого цветка несомненно связан с "тюльпана манией" - живописцы помещают в свои картины тюльпаны редких сортов, тщательно выписывая их особенности. Натюрморт с тюльпаном Б. Ван дер Аста посвящен одному-единственному цветку тюльпана сорта "зоммершен", но картина вовсе не является всего лишь точным копированием натуры: художник оживляет композицию, изобразив на листьях небольшую бабочку и капли воды, а возле вазочки - муху. Эта деталь сообщает натюрморту эффект "обманки" и вместе с тем допускает двойную интерпретацию: не только любование редкостным цветком, но и напоминание о бренности. Здесь, несомненно, сочетаются традиционная иконографическая схема - цветок как символ краткой жизни - и мастерское воспроизведение нового сорта тюльпана.
Посмотрим еще один натюрморт О. Берта Старшего - это "Большой букет цветов". Картина поражает одновременно и огромным количеством изображенных цветов, и неестественным расположением их в букете: несколько небольших растений помещены в верхней части букета, а маленький цветок водосбора и вовсе вынесен на верхушку, так что оказался рядом с увенчивающими сложную композицию белыми лилиями и императорской короной. Особенности построения композиции раннего цветочного натюрморта и прочтение символики растений позволяют понять некоторые, казалось бы, несуразные, детали картины - по традиции в верхней ее части помещены символы добродетели.
Итак, мы видим, что прочтение общего смыслового содержания старинных цветочных натюрмортов возможно после сравнения большого ряда произведений разных мастеров. Скрытый смысл цветочного натюрморта обычно определяется традиционными цитатами из Библии, сравнивающими человеческую жизнь с цветком.
ЖИВОТНЫЕ В НАТЮРМОРТЕ
Во многих натюрмортах присутствуют животные - насекомые, ящерки, птицы, небольшие зверьки, как бы опровергая само название этого жанра живописи: "мертвая натура" (nature inorte). Впрочем, возникновение этого термина относится к позднему времени - XIX столетию. В XVII в. в Нидерландах употреблялось другое название - "неподвижная модель" (stilleven). Но в начале XVII столетия, то есть в период становления этого жанра, общего термина еще не существовало и каждый вид натюрморта имел свое название, например: blumentopf - ваза с цветами, banketje - накрытый стол, fruytage - картины с изображением фруктов, toebackje - натюрморты с курительными принадлежностями, doodshoofd - с изображением черепов. Общий термин "stilleven" в большей степени отражает суть этого жанра, чем французское "nature morte", однако и он не исчерпывает всех его особенностей, и в первую очередь это касается изображения животных. В натюрмортах они часто представляют собой отнюдь не "неподвижную модель" - бабочки и стрекозы порхают вокруг букетов, попугаи карабкаются по корзинкам с фруктами, обезьянки хватают лакомые плоды и т.д.
В изображении животных также прослеживаются закономерности, позволяющие выявить ряд иконографических схем, нередко основанных на эмблематическом образце. Большая часть представителей фауны, встречающихся в натюрмортах, - насекомые. Они неизменно присутствуют в картинах с цветами. Отметим лишь наиболее общие закономерности, несомненно связанные со скрытым смыслом натюрмортов.
Цикады - или кузнечики - входили в ряд символов воскресения. Это насекомое нередко изображали сидящим на хлебном колосе, напоминающем о возможности жизни после земной смерти. Эта деталь демонстративно помещена на первый план большой картины Я.Д. де Хема "Плоды и ваза с цветами" 1655 г. из Государственного Эрмитажа
Майский жук выступает символом воскресения. Посмотрим на картину "Фарфоровая чаша с цитрусовыми и гранатами" кисти ван Хюльсдонка. Особая трактовка предметов - они кажутся застывшими в преображенном, отстраненном от зрителя пространстве - заставляет вспомнить о роли этих плодов в христианской символике. Мастер уделяет особое внимание разрезанным лимонам и померанцам, разломленным гранатам - это позволяет сопоставить фактуру плотной кожицы и мякоти плодов, - а также тщательно воспроизводит рассыпанные по столешнице зерна граната, прозрачные капли воды. Основное смысловое содержание картины: изображение ножа возле разрезанных плодов и ярко-красные зерна граната заключают в себе тему жертвы и причастия, лимоны и померанцы напоминают о плоде падения и искупления, ветвь лавра, венчающая композицию, свидетельствует о конечной победе, цветущая померанцевая ветвь напоминает о чистоте, как и прохладные капли воды, ассоциирующиеся с водой крещения. Наконец, слева изображен майский жук - знак воскресения плоти.
Символическую схему могли составлять и отдельные группы насекомых. Например, в картинах часто повторяется изображение гусеницы, куколки и бабочки как традиционное представление о трех этапах бытия: земном существовании, смерти и посмертной жизни души.
Изображения куколки в натюрмортах редки, вероятно, потому, что эта деталь не слишком привлекательна и не способна сообщить картине дополнительный декоративный эффект. По нашему мнению, аналогичный смысл в натюрмортах могли выражать раковины, также символизировавшие смерть.
Мелкие животные, ползающие, по земле и живущие в грязи, традиционно символизировали грешников. Это - улитки, жуки, летучие мыши, жабы и проч.
Стрекоза, как и бабочка, означает "спасенную душу".
В заключение - о мухе и пауке. Как уже отмечалось, муха могла быть символом зла, смерти, греха. В натюрмортах "Vanitas" это насекомое присутствует особенно часто: традиционным знаком смерти было изображение черепа с сидящей на нем мухой. Очевидно, аналогичное или близкое по смыслу значение имеет муха, изображенная на раковине или рядом с ней, так как раковина часто служила символом бренности.
Деталь, неоднократно встречающаяся в ранних натюрмортах, - муха на разрезанном яблоке - это символ грешника, недостойного, а также сопоставление ничтожества человека и величия Бога. В натюрмортах с цветами и фруктами муха на яблоке или персике традиционно ассоциируется с темой грехопадения, и вместе с тем эта деталь, трактованная натуралистически, - мастера, как правило, тщательно выписывают не только крылышки и лапки не слишком привлекательного насекомого, но и его тень.
Паук и паутина имели множество значений. Они могли символизировать одно из пяти чувств - осязание; кроме того, паук являлся знаком бренности, гибели, зла, греха и, наконец, скупости. В ряде случаев изображение множества насекомых на плодах и цветах предполагает общее истолкование их как знаков бренности - гусеницы, жучки, мошки портят фрукты, листья и лепестки, ускоряя их гибель.
Мастера натюрморта нередко изображали и более крупных животных. Особенно часто встречаются изображения попугая, белки и обезьяны.
Посмотрим на «Натюрморт с белкой». Франса Снейдерса. Старательно грызущая орех белка по традиции символизировала упорный труд, без которого невозможно достижение истинного блага.
В натюрморте "Попугай на раковине" из Государственного Эрмитажа, созданном Б. ван дер Астом, представлены экзотические заморские раковины и большой бело-розовый попугай. Натюрморт решен в теплой жемчужно-розовой гамме; убедительно переданы фактура и причудливый узор на поверхности раковин, свечение перламутра, мягкое оперение птицы. Вместе с тем впечатление, создаваемое картиной, роднит ее с эмблемой: помещенный в центре попугай неподвижно возвышается на большой раковине, как на пьедестале. Композиция статична и к тому же несколько неправдоподобна: крупная птица не могла бы так прочно утвердиться на округлой поверхности раковины. По нашему мнению, картина может иметь символический подтекст с характерной для того времени моралью: пренебрежение праведного к тому, что составляет тщету мира (вспомним, что раковина была традиционным символом бренности). Не стоит, однако, преувеличивать это значение: в натюрморте, несомненно, присутствует и любование привозными редкостями, стремление к живописному воспроизведению диковинок, бывших тогда в большой моде.
Немного об обезьяне. Она воспринималась обычно как животное, передразнивающее людские поступки, символизировала различные пороки, а также грешника и даже дьявола. Обезьяна на цепи или привязанная к колоде означала самое неотвязное пристрастие к порокам или тягостные мирские дела; смотрящаяся в зеркало - суетность; это животное могло означать одно из пяти чувств, вкус, и служить атрибутом одной из четырех стихий – огня. Например, в натюрморте "Цветы, фрукты и обезьяна". Обезьянка здесь придерживает лапкой большой персик с пятнышками порчи, что подчеркивает традиционный смысл сцены.
Еще одно животное, нередко присутствующий в натюрмортах, - кошка. Понятно, что это животное, то и дело попадающееся наг глаза почти в каждом доме и склонное к самовольному обследованию столов, не могло остаться без внимания мастеров натюрморта. Кошка изображалась в соответствии с особенностями своего характера, ее традиционное символическое значение также основывалось на этих особенностях. Положительные качества животного нашли выражение в обозначении ловкости и стремления к свободе.
Один из самых любопытных натюрмортов с изображением кошки - "Опрокидывающаяся ваза с цветами, кошка и мышеловка'" А. Миньона. Миньона привлекал своеобразный динамический эффект: роскошный букет в последнее мгновение существования еще сохраняет форму, но стебли цветов и колосьев, кажется, ломаются на глазах у зрителя, вода плещет из накренившейся вазы, обрушиваясь на край стола А. Миньон использовал здесь традиционную символику: кошка - символ дьявола, мышеловка - символ земного греховного мира и атрибут порока. Они поджидают мышь, то есть душу грешника, чтобы безвозвратно ее погубить. У Миньона кошка, вероятно, и послужила причиной гибели роскошного букета, цветы которого по традиции символизируют человеческую жизнь. Зверек изображен довольно своеобразно: опираясь лапкой о мышеловку, он следит за опрокидывающейся вазой и кричит во всю мочь; мордочка кошки при этом принимает несколько странное выражение, напоминая черты некой фантастической твари.
Часто встречается изображение кошки с птицей в зубах. Для натюрмортов фламандских мастеров, в первую очередь Снейдерса и его школы, характерен интерес к динамичным сценам - нередко это кошки, обезумевшие при виде стола, заваленного рыбой и дичью, или же в напряженном ожидании примостившиеся на подоконнике и пристально, хищно разглядывающие роскошный стол, оставленный без присмотра. Следует упомянуть и о собаке как антиподе кошки: верный страж обычно старается отогнать вороватых зверьков от стола, как в "Натюрморте с битой дичью и омаром" Снейдерса из Государственного Эрмитажа.
Итак, животные в натюрморте нередко выполняли немаловажную роль иносказания и даже напоминали о конкретных персонажах, как, например, поедающая яблоко обезьяна или кошка, поджидающая мышь.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!