Особенности развития европейских музеев в первой — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности развития европейских музеев в первой

2020-08-20 201
Особенности развития европейских музеев в первой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Половине ХХ в.

 

В условиях тоталитарных режимов музеи выполняли несвойственные им прежде пропагандистские функции. В фашистской Италии основной задачей музеев было внедрение в сознание широких масс идеи, что политическая миссия страны состоит в том, чтобы в соответствии со своим историческим предназначением вновь превратиться в мировую империю. Основные надежды возлагались на Музей Римской империи (1926 г.) и Музей Муссолини (1938 г.). Основу их собраний представляли предметы классической археологии, произведения искусства и документы, объединенные общим понятием «Рим» и связанные с великими победами Римской империи. Инструментом националистической пропаганды стали музеи нацистской Германии. Роль основных проводников нацистской идеологии была возложена на музеи родного края и музеи армии, которые рассматривались, как средство формирования новой ценностной ориентации людей, особенно молодёжи. В экспозициях акцент делался на доисторическое прошлое и период ранней германской истории. Знакомясь с этими эпохами, посетители должны были проникаться верой в общность судьбы и исторического предназначения немцев, а также стремлением сохранить единство нации и страны.

Вне тоталитарных обществ вектор эволюции музея был направлен в сторону демократизации и обновления. Большую роль в этом процессе сыграла консолидация усилий всех заинтересованных сторон на международном уровне. Первое профессиональное объединение музейных специалистов возникло в структуре Лиги Наций в 1925 г. – Международная музейная служба. Её наследником после прекращения деятельности Лиги наций в 1946 г. стал Отдел музеев (ныне – Отдел культурного наследия) в Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В 1946 г. в Париже был учрежден Международный совет музеев, известный под английской аббревиатурой ИКОМ (International council of museums, сокращенно – ICOM). Он поставил своей целью организацию сотрудничества и взаимопомощи между музеями и музейными профессионалами всего мира. Также занимается техническим обеспечением программ ЮНЕСКО в области развития музеев и музейного дела.

В музейной практике в последней трети XX в. уделялось внимание разработке новых, более доступных для восприятия способов подачи музейного материала, разрабатывались нетрадиционные программы культурно-просветительской деятельности. А также особое внимание стало уделяться детям и инвалидам. В 20 веке получил распространение новый тип специализированного музея, который предназначался специально для детской аудитории. Первый детский музей появился в США в 1899 г. в нью-йоркском районе Бруклин. В Европе такие музеи стали учреждаться с 1970-х гг. Задача детских музеев – помочь детям познавать окружающий мир. Экспозиции таких музеев включают наряду с уникальными экспонатами, обычные предметы, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни, макеты, модели, реконструкции. В последней трети 20 века музейное сообщество стало уделять больше внимания людям с ограниченными возможностями. Появились и первые опыты создания специализированных музеев для инвалидов. Так в 1984 г. открылся в Афинах Тактильный музей (Музей для слепых). Экспозиция посвящена античному искусству и в ней представлены предметы, которые легко поддаются «прочтению» на ощупь: статуи, вазы, барельефы и пр. Экспонаты в основном представлены копиями.

В последней трети 20 века появились культурные центры, включающие выставочные площади, библиотеки, концертные залы, кинотеатры, книжные магазины и музеи. Примером учреждения такого типа может служить открывшийся в феврале 1977 г. в Париже Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду. В Центре Помпиду размещается Национальный музей современного искусства.

В начале 20 века явственно обозначилась и с каждым десятилетием набирала силу тенденция к сохранению in situ исторического окружения: архитектурных памятников, ансамблей, фрагментов культурно-исторической среды. В сочетании с идеями регионального развития и поисками путей демократизации музея она привела к появлению нового типа музейного учреждения, получившего название «экомузей». Родина феномена – Франция, где в 1967 г. благодаря объединению усилий сельских общин, получивших финансовые средства для своего экономического и культурного развития, были созданы региональные природные парки: Мон д’Арре, Уэсан, Гранд-Ланд, Камарг, Нижняя Сена. Стараниями музеолога Ж.А.Ривьера они стали воплощением на французской земле идеи скандинавского скансена, в отличие от скансенов, постройки не перемещали на заранее подготовленную территорию, а восстанавливали в своем исконном месте в соответствующем окружении. Новые учреждения отличали более широкой просветительной деятельностью, которая направлена не только на распространение знаний о памятниках истории и культуры, но и на совершенствование отношений между человеком и его окружением. Термин «экомузей» был введен в употребление Ю. де Варином в 1971 г. и его не принято расшифровывать как «экологический музей». Важной особенностью экомузеев является то, что они создается, поддерживается и используется совместно жителями определенного района и местными органами власти. Основополагающий принцип экомузея заключается в том, что он должен строиться с учетом экологии, т.е. он должен отражать развитие культурной, экономической жизни данного региона и её связь с естественным окружением. Его деятельность охватывает регион (сельскохозяйственный район, промышленную зону и пр.), представляющий единое целое в силу общности традиций, природной среды и производственной деятельности. Состоят экомузеи по обыкновению из информационного центра, объектов показа (замки, усадьбы, часовни и т.п.) и сети обозначенных маршрутов. Кроме того, в экомузеях регулярно проводят различные мастер-классы и разнообразные праздники. В рамках экомузеев сохраняется и актуализируется нематериальное культурное наследие, например, старинные ремёсла и профессии, традиции и пр. На основе теоретического обобщения опыта развития общинных музеев, экомузеев и других музеев нового типа, в зарубежной музеологии в 1980-е гг. возникло направление «Новая музеология». В рамках этого направления, музей стал рассматриваться, прежде всего, как форма, нацеленная на решение актуальных проблем местного сообщества. «Новая музеология» оказывает определенное влияние на современную музейную практику в нашей стране.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.