Идеология просветителей и формирование концепции — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Идеология просветителей и формирование концепции

2020-08-20 169
Идеология просветителей и формирование концепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Публичного музея.

 

В европейской культуре за XVIII столетием прочно закрепился эпитет «эпоха Просвещения». Основное содержание этого исторического периода определялось идейно-политическим движением, деятели которого безгранично верили в то, что разум способен обеспечить всеобщий прогресс человечества. Они полагали, что все общественное неблагополучие – это результат невежества людей и заблуждений рассудка, что путем просвещения народа и его правителей можно построить новый миропорядок, который будет более правильным и справедливым, нежели существующий, поскольку будет более разумным и логичным.

Будучи антифеодальной по своей социальной направленности и антиабсолютистской по политической программе, просветительская идеология отражала интересы прежде всего третьего сословия – предпринимателей, финансистов, ремесленников, крестьян, лиц свободных профессий. Но объективно идеи Просвещения имели более широкое значение. Философия просветителей воздействовала на духовную жизнь всех людей во всех уголках Европы, а выработанная ими формула «свобода, гражданское равенство, собственность» вместе с идеями прямого народоправства не утратила своей актуальности и в наши дни. Несмотря на то, что народные массы остались чужды просветительскому движению, в кругах интеллектуалов и передовой буржуазии новые идеи получили широкое распространение.

Именно в русле идеологии эпохи с ее акцентами на просвещение и равенство образова-тельных возможностей людей постепенно стала формироваться концепция музея, доступного широкой публике, иными словами, публичного музея. Просветители настойчиво внедряли в общественное сознание мысль о том, что великие творения культуры являются важнейшим средством воспитания эстетического вкуса человека, его интеллекта и многих достоинств.

Совершенствование человека путем обращения его чувств и ума к культурному наследию воспринималось в ту эпоху не только как частное дело каждого, но и как социальная ответственность. Ведь воспитание отдельно взятой личности в дальнейшем могло преобразить целое поколение и в конечном итоге перестроить на новых принципах все общество. Поэтому главный лозунг просветителей в музейной сфере зазвучал примерно так: коллекции, служащие удовольствию немногих, должны стать доступны всем.

Особенности возникновения российских музеев. Первые

Публичные музеи России.

 

Предшественники - арсеналы, царские, княжеские сокровищницы, культурные сады и даже частные зверинцы. Но формирование музеев связано с Петром 1.

Первое знакомство Петра1 с западноевропейской культурой состоялось во время заграничного путешествия (которое известно как «великое посольство), длилось целый год - 97-98 годы Во время этой поездки Петр 1 путешествовал как Петр Михайлов, как плотник, посетил Англию, Голландию, Австрию, Пруссию. И понял что Россия сможет разговаривать с Европой на равных только при условии своего развития (промышленности и торговли). Всё это зависело от образования народа. Тогда же у Петра появилась идея создать музеи, говорящие более понятным языком вещей. Во время своей поездки Петр 1 закупал много вещей, и все приобретения вошли в состав личного собрания монарха «Государев кабинет». Но Петр 1 не ограничился этой поездкой и продолжал коллекционировать, наладил связи с зарубежными любителями коллекций, и вскоре его коллекция стала пополняться и не умещалась только в государевом кабинете. В результате этого пополнения коллекция была разделена на 2 части - естественно научные экспонаты и книги поместили в здании московской главной аптеки (на Красной площади), а коллекции оружия, изделий художественного ремесла, инструментов(медицинских, оптических), посольские дары были перенесены в Кремль. Датой основания первого в России музея - кунсткамеры принято считать 1714 год. Государев кабинет переезжает из Москвы в Петербург и размещается в Летнем дворце Петра 1. Эту дату принято считать началом музейного дела в России. Коллекция сразу начала пополняться. В 1715 г. известный горнозаводчик (владелец заводов на Урале) Акинфий Демидов подарил Екатерине 1 коллекцию скифских золотых изделий и украшений. Она до сих пор хранится в Эрмитаже. Коллекция особенно ценная - поэтому хранится в особой кладовой №2 (всего их 2). А №1 - это сокровища рода Романовых.

1716-1717 года Петр1 привозит готовые и известные в Европе собрания кабинет Фредерика Рюйша, естественно научные коллекции врача Готвальда, и большая коллекция рыб, птиц и пресмыкающихся Амстердамского аптекаря Альберта Сэбэ. Также коллекцию Петра 1 активно пополняли находки и материалы экспедиций (это картографические экспедиции - экспедиции для описывания границ государства, и геодезические - недра земли). Материалы оттуда тоже пополняли коллекцию.

В 1718 г. был издан указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». А вообще в правление Петра 1 было выпущено около 10 указов о сохранении древностей. О чем это говорит? То есть произошел качественный скачок в отношении к древностям. Начался их поиск для музеев. В массовое сознание стала внедрятся мысль что это интересно, необычно и достойно внимания.

Первая композиция Кунсткамеры состоялась в 1719г. Кунсткамера - российский музей, отражает менталитет. Открылся в так называемых Кикиных палатах - в доме конфискованном у опального боярина Кикина. Экспонаты были сгруппированы в занимательные экспозиции, первое время демонстрировались также живые экспонаты (монстр Фома, Яков и Степан), дети с врожденными дефектами. Эти люди получали 20 серебряных рублей в год и 3 раза в год одежду. Причем днем они были экспонатами, а ночью в роли сторожей и истопников. Первоначально вход в кунсткамеру в определенные дни и часы был бесплатный. Петр 1: «Я хочу чтобы люди смотрели и учились».

Отличие: открылась последней, но российская кунсткамера создавалась не в демонстративных, а в просветительских и научных целях.

Петровской кунсткамере были присущи многие черты европейских кабинетов. Раньше других она начала превращаться в научное учреждение. Иностранцы писали - «экспозиция не перегружены, есть множество моделей, макетов, которые позволяют воспринимать что и как». И буквально в 1724 г. коллекция была отдана Академии Наук - т.е. стало полностью научным учреждением.

Долгое время Кунсткамера была единственным музеем. Но на протяжении 18 века многие хранилища стали приобретать музейные черты.

Наиболее ярко это прослеживается на примере Оружейной палаты. Официально Оружейная палата становится музеев в 1806 г. Указом Александра 1 вводилась должность смотрителя и эту дату принято считать датой основания музея.

Во времена Петра1 оружейная палата признавалась Древлехранилищем Царской Семьи. Имущество считалось неприкосновенным, но некоторые вещи можно было использовать для царских увеселений. Появились документы - на выдачу, и т.п. Правда отдельного помещения Петр 1 не построил.

Аналогичные процессы происходили и с другими учреждениями. Например при московском госпитале в 1703 году открывается анатомический театр. В 1709 г. вышел Указ о том, чтобы все материалы по кораблестроению (макеты кораблей, чертежи) помещать в отдельном кабинете - Модель-камере. В 1722г. - все макеты и чертежи передавались в Адмиралтейство для обучения потомков морскому делу. Надо сказать что этих материалов собиралось огромное множество, поэтому в 1805 г. решили открыть отдельный музей - Морской музеум.

Первый Эрмитаж появляется в Петергофе. Слово Эрмитаж французское и переводится как приют отшельника, т.е. уединение. Это все пришло из Версаля. Почему так называется? Павильон для закрытых приемов. На 2 этаже был забавный стол. И там была шпалерная развеска.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.