Характеристика перевозки как составной части туристического продукта — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Характеристика перевозки как составной части туристического продукта

2020-08-20 170
Характеристика перевозки как составной части туристического продукта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основная роль туроператора как участника предпринимательской деятельности заключается в организации туристских путешествий. Эта деятельность состоит в заключении различных по своей природе сделок с транспортными организациями, которые впоследствии исполняют обязательства туроператора перед туристами либо способствуют их исполнению самим туроператором. Цель заключения таких сделок - возможность туроператора от своего имени предлагать туристское обслуживание лицам, с которыми у него заключены соответствующие договоры (т.е. туристам).

При организации выездных туров актуальным для туроператора становится вопрос доставки туристов к месту отдыха и обратно, а потому одной из предлагаемых им услуг, как правило, является перевозка.

Транспортные услуги - один из основных видов обслуживания в туризме.

В соответствии с Директивой ЕС от 13.06.1990 N 90/314/ЕЕС «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все» для того, чтобы туристская услуга была комплексной, она должна сочетать два компонента - перевозку и размещение, а также включать иные услуги, не связанные с ними.

Рассматривая перевозку в качестве составной части туристского продукта, следует заметить, что данный договор наряду с общими чертами, характерными для договора перевозки, имеет свою специфику. Прежде всего, туроператор заключает договор перевозки не для себя, а в пользу третьего лица - туриста, следовательно, на данный договор распространяются нормы ст. 430 ГК РФ.

На практике между туроператором и туристом заключается две разновидности договора перевозки: договор с жесткой квотой мест, при котором ответственность за нереализацию мест ложится на туроператора, и договор с мягкой квотой мест, который предусматривает сроки возможного отказа туроператора по причине нереализации путевок1.

В настоящее время транспортное законодательство достаточно полно регулирует перевозки пассажиров. В Федеральном законе от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» правилам перевозки пассажиров посвящена глава VI, в Кодексе торгового мореплавания - глава IX, в Воздушном кодексе - глава XV, в Кодексе внутреннего водного транспорта - глава XIII, в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта – глава 402.

Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в правилах перевозки пассажиров и багажа, которые существуют и действуют на всех видах транспорта.

ГК РФ (ст. 786) и все транспортные уставы и кодексы в разделах о перевозке пассажиров дают определение понятия «договор перевозки пассажиров» (далее - договор).

По договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Перевозка пассажиров представляет собой возмездный договор и является консенсуальной сделкой. Документом, оформляющим договор, является проездной билет. Билет удостоверяет заключение договора и внесение пассажиром провозной платы. В проездном билете перечислены все основные условия договора: цена, время отправления, срок действия и т.п. Билеты на все виды транспорта, кроме воздушного и железнодорожного, выдаются без указания имени пассажира. Кроме того, как подчеркивает Т.А. Фадеева, «проезд может быть осуществлен, например, туристом по путевке... Для организованных групп пассажиров, следующих в одном направлении, может быть выписан один билет с указанием фамилий и имен членов группы, следующих по этому билету»1.

В соответствии с договором перевозчик обязуется перевезти пассажира в определенное место, а пассажир обязуется уплатить перевозчику провозную плату. Это два основных условия заключаемого договора. Вместе с тем следует отметить, что есть еще одно важное условие, которое следовало бы включить в определение понятия «договор перевозки пассажира», - это срок доставки пассажира к месту назначения и его своевременного отправления2.

Статья 795 ГК РФ устанавливает, что за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Если в процессе туристской поездки были нарушены сроки ее совершения, то предъявлять претензии турист будет туристской организации3. Не все авторы согласны с тем, что в случае если оказаны некачественные услуги организацией-перевозчиком, ответственность лежит на туристской компании. Так, по мнению К.А. Филатова, сторонами отношений по перевозке пассажиров являются исключительно перевозчик и потребитель. В связи с этим соответствующие требования должны предъявляться к перевозчику, а не к туристской компании4.

Авторы разделяют позицию Н.В. Сирик в вопросе о том, что если стоимость билетов входит в стоимость туристской поездки, то претензии предъявляются к туристской организации, в противном случае - непосредственно к транспортной организации1.

Полагаем, что туристская организация, в свою очередь, может предъявить претензии перевозчику в соответствии с транспортным законодательством. Перевозчики несут ответственность за несвоевременную доставку пассажира, если не докажут, что задержка или опоздание произошли вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Следует заметить, что для туристской организации единственным основанием освобождения от ответственности является непреодолимая сила. Поэтому если задержка или опоздание произошли вследствие устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика, то туристской организации придется нести ответственность перед туристом; взыскать убытки с перевозчика туристская организация не сможет.

В то же время дополнительная Конвенция к Варшавской конвенции от 18.09.1961, участницей которой является Российская Федерация, выделяет перевозчика по договору (лицо, заключающее в качестве договаривающейся стороны договор о перевозке с пассажиром или отправителем или же лицом, действующим от имени пассажира или отправителя) и фактического перевозчика (лицо, которое не является перевозчиком по договору, но, будучи уполномоченным перевозчиком по договору, осуществляет всю перевозку или часть ее)2.

Таким образом, согласно данной Конвенции туристская организация может рассматриваться в качестве перевозчика по договору3.

Признание туристской организации (в частности, туроператора) договорным перевозчиком имеет большое значение для определения пределов ответственности по договору оказания туристских услуг. Специальные нормы, ограничивающие ответственность перевозчика, являются одним из дополнительных оснований освобождения от ответственности туристских организаций.

Помимо договора перевозки для осуществления обязанностей, связанных с перемещением туриста, туроператор может заключать с перевозчиками и иные договоры, а именно:

- договор фрахтования (чартера), согласно которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа;

- договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) (ст. 198 КТМ). Как правило, именно такой договор заключает перевозчик с туристской компанией для круизных перевозок, которые обычно производятся на судах, арендованных туристскими организациями на условиях, согласованных с перевозчиком. Проезд участников круиза в этих случаях осуществляется по туристским путевкам;

- договор поручения или договор агентирования с перевозчиком, в котором туристская организация может выступать агентом перевозчика и бронировать его услуги для пассажира от имени перевозчика;

- договор аренды транспортных средств без экипажа (ст. 642 ГК РФ), что применяется крайне редко по причине того, что использование туроператорами транспортных средств на условиях аренды предполагает перенос на них бремени поддержания транспортных средств в надлежащем состоянии, а также осуществления текущего, капитального ремонта, технической и коммерческой эксплуатации, а также ответственности за вред, причиненный транспортным средством третьему лицу.

В связи с тем, что чаще всего при организации путешествий туроператоры вступают в договорные отношения с организациями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом, рассмотрим правовые конструкции этих правоотношений более подробно.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.