Нахождение тоновых отношений. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Нахождение тоновых отношений.

2020-08-20 206
Нахождение тоновых отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основе светотеневого изображения объемной формы предмета, его материала, передачи пространства на плоскости лежит закон светотеневых отношений, который требует пропорциональной передачи взаимных отношений предметов по светлоте.

Нахождение правильных тоновых отношений можно облег­чить, если исходить в натуре из определения двух совершенно противоположных по силе света пятен — самого светлого и самого темного. В качестве исходного светлого места берется обычно для сравнения блик или другое какое-либо самое свет-лое место; за самое темное пятно берется для сравнения соб­ственная тень предмета или, вообще, самое темное место в натурной постановке. Эти две отправные точки служат как бы единицами меры во всей работе и дают возможность легче ориентироваться в последующем определении силы других тонов. Нужно быть очень внимательным при определении светлоты самого светлого места относительно общего тонового состояния данной модели. Блик, или самое светлое место не всегда будет таким светлым, как лист бумаги или белила, и


самое темное может быть не абсолютно черным. Это зависит от окраски предмета и от силы освещения.

В процессе нахождения тоновых отношений нельзя просто копировать пятна света и тени. Пятно светотени есть случай­ное расположение света на форме. Поэтому надо наносить не пятна, а строить светотенью конструкцию формы, ее ограни­чивающие поверхности, выступы костей, мышц и таким об­разом лепить объем и создавать на плоскости пространство. Посмотрите на репинский портрет актрисы Стрепетовой. Обратите внимание на ее лоб, глаза, нос. Каждый светлый и темный мазок положен сознательно, по форме кости и мышц лица.

Метод сравнения

В ходе работы при определении пропорций и светотеневых отношений в натуре не следует смотреть в упор на отдельные предметы, вне связи их с окружающими предметами. Необходимо постоянно сравнивать величину одного предмета с величиной другого, сравнивать силу света одной поверхности по отношению к другой и таким образом определять величинные и светоте­невые отношения. Только сопоставлением между собой силы света, теней, полутонов и пропорциональной передачей тоно­вых различий можно добиться правдивого изображения.

Никоим образом нельзя рисовать натуру по частям, напри­мер, сначала нарисовать до конца один предмет, потом пе­рейти к другим. Нужно рисовать всю модель одновременно, переходя от одного предмета к другому, чтобы затем снова возвратиться к первому.

Сравнивать и проверять отношения надо не только в на­туре, но и на своем рисунке. Нельзя сравнивать степень свет­лоты отдельного предмета на рисунке со светлотою этого же предмета в натуре. Они не могут быть одинаковыми. Мы ведь не копируем светлоту каждого предмета в натуре, а строим на бумаге пропорциональные натуре отношения предметов по светлоте, выдержанные в другом тоновом масштабе. Светлота всех предметов на рисунке как бы уменьшается в одно и то же число раз и, следовательно, не равна светлоте этих же предметов в натуре.

Только сравнив два-три предмета по светлоте в натуре и на рисунке, можно определить тон каждого из них и судить, правильно ли один предмет взят по светлоте по отношению к другим, то есть судить о правильности отношений.

С самого начала, конечно, трудно взять точно светлоту поверхности предметов, так как точность не может быть установлена до тех пор, пока не будут нанесены тона сосед­них и отдаленных частей изображаемых предметов. Поэтому дальнейшая работа потребует усиления или ослабления тонов


 


 


 


 


отдельных предметов, чтобы правильно передать тоновые от­ношения всех частей рисунка между собой.

Обобщение    Сущность обобщения заключается в том,

чтобы в конце работы привести рисунок в соответствие с общим зрительным впечатлением при цель­ном восприятии натуры.

Наши глаза устроены так, что позволяют нам видеть пред­меты поочередно и одинаково отчетливо. Если посмотреть на группу предметов, расположенных на столе, то мы увидим ясно только один предмет и то в какой-то одной точке. Это происходит потому, что в момент рассматривания группы предметов проекция только одного предмета может занимать на сетчатке глаз пространство ясного видения. Это простран­ство так называемого желтого пятна имеет величину немного более булавочной головки. Рисуя с натуры, рассматривая группу предметов, присматриваясь к их подробностям, наши глаза перебегают поочередно с одной точки на другую, вслед­ствие чего мы получаем четкий и раздельный ряд зрительных впечатлений от отдельных предметов или их частей. И хотя в процессе рисования мы стремились сравнивать предметы между собой, все же при проработке предметов, невольно со­средоточивалось внимание на деталях, и, естественно, могла быть допущена чрезмерная подчеркнутость и проработанность отдельных предметов. Например, на расстоянии границы пред­метов во многих местах растворяются, переходы светотени по­степенны. Однако наш глаз при раздельном видении воспри­нимает четко выраженные границы предметов, что и способ­ствует появлению жестких границ на рисунке.

В последней стадии работы необходимо смотреть на натуру обобщенно и задавать себе вопросы: что прежде всего бро­сается в глаза и что более растворяется в тени или на заднем плане. Чтобы не фиксировать внимание на отдельных предме­тах и видеть сразу всю группу в натуре, художники часто советуют «распустить» или «прищурить» глаза, смотреть «не в фокусе», представить всю натуру на «воображаемой пло­скости», смотреть «мимо и быстро» и т. д. Смысл всех этих способов общего видения заключается в том, чтобы не обра­щать внимание на то, что попадает в область ясного видения сетчатки глаз, а воспринимать натуру переферией сетчатки, которая позволяет видеть все предметы одновременно и оди­наково отчетливо. Таким цельным видением натуры можно проверить свой рисунок, после чего бывает необходимо что-то усилить, что-то ослабить, обобщить, все подробности формы на теневой стороне подчинить тени, на освещенной стороне — свету, сопоставив все по сравнению с самым темным местом и бликом. Как на теневой стороне предмета, так и на свету не должно быть повторения тональностей отдельных деталей.


Рефлексы нельзя преувеличивать. Они не могут быть сильнее света или полутени. Так постепенно все обобщается и приво­дится к целостности и единству.

Общие        При рисовании с натуры необходимо руко-

правила        водствоваться следующими правилами:

 1. Лист бумаги должен располагаться пер­пендикулярно лучу зрения. Нельзя в процессе работы повора­чивать бумагу.

 2. Начинать рисовать следует легкими, едва заметными линиями.

Рис. 19

 3. В процессе работы надо идти от общего к частному, от большой формы к деталям, а в конце работы возвращаться опять к общему, подчиняя частное целому.

4. Все время необходимо проверять и уточнять пропорции предметов во всех их частях и на всех этапах работы, а заме­ченные ошибки исправлять немедленно.

 5. Весь рисунок ведется одновременно. Нельзя заканчивать его по частям.

6. Во время работы надо все время сравнивать предметы между собой по величине и силе света, находить таким обра­зом отношения и строить пропорциональные отношения на рисунке. Нельзя сравнивать отдельно какую-либо деталь ри­сунка с той же деталью в натуре. Сравнивать надо несколько


 


 


 




соотношений в натуре с пропорциональными соотношениями на рисунке.

 7. В рисунке надо избегать манерности, поверхностности, мнимой широты, так как они являются большим злом в про­цессе обучения. Изображая натуру, надо меньше всего зани­маться внешней отделкой, а больше думать о сущности ри­сунка: точности пропорций, конструкции, перспективном по­строении, выявлении главного и характерного. В первоначаль­ной стадии обучения не надо бояться сухости рисунка. Только после старательного, упорного изучения натуры появится жи­вой, сочный, свежий и выразительный рисунок.

Практические советы

В процессе рисования с натуры пропорции предметов всегда можно проверить способом «визирования» при помощи карандаша. Де­лается это так: прижимаем карандаш безымянным и средним пальцами к ладони, а большой палец оставляем свободным. При измерении ноготь большого пальца движется вдоль ка­рандаша и служит для отметки на карандаше найденного раз­мера (рис. 19).

Карандаш в зависимости от положения измеряемого пред­мета может наклоняться и вправо и влево, но при этом он всегда должен быть в вертикальной плоскости, перпендику­лярной к лучу зрения.

Промеры нужно делать обязательно на предельно вытяну­той руке. Без соблюдения этих условий измерения будут ошибочными.

Измерив длину, ширину или высоту одного предмета, пере­носим карандаш (с отметкой большим пальцем) на другой предмет и сравниваем: насколько, или во сколько раз, первый предмет больше или меньше второго. Это отношение размеров предметов для нас и является самым важным при определе­нии пропорций.

Взаимное расположение предметов, движение фигуры, на­правление любой формы можно определять в натуре и строить на рисунке с учетом вертикали и горизонтали.

Рисуя, например, человеческую фигуру, можно определить по вертикально поставленному карандашу на вытянутой руке положение пятки ноги относительно головы или руки и ре­шить вопрос, находятся ли эти части тела одна над другой или же сдвинуты одна относительно другой.

Выяснение расположения частей предмета относительно горизонтали производится по горизонтально расположенному

 



карандашу. Карандаш можно поднимать выше, опускать ниже и наблюдать, какие части модели располагаются в перспективе ниже других. Таким образом проверяем, уточняем высоту от­дельных точек и наклоны линий модели.

Непременным условием правильности проверки является перпендикулярное положение карандаша относительно луча зрения.

Проверку по вертикали и горизонтали полезно проводить только в начальной стадии рисунка. В дальнейшей работе проверка производится по опорным точкам самой натуры. Примером может служить известный академический рисунок головы работы В. Е. Савинского (рис. 20).


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.