Иаков как лидер общины Иисуса в Иерусалиме — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Иаков как лидер общины Иисуса в Иерусалиме

2020-08-20 98
Иаков как лидер общины Иисуса в Иерусалиме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первенство Иакова среди лидеров ранней Церкви засвидетельствовано в 1 Кор 15:7, процитированном выше. Последовательность событий в послании Павла наводит на мысль, что Иаков был вторым после Петра (Кифы) и «Двенадцати» (= одиннадцати плюс Матфий, заменивший Иуду в Деян 1:23–26). В Гал 2:9 Павел ссылается на Иакова как на одну из «колонн [ styloi ] церкви». «Колонна», или «столб», может иметь здесь коннотации, связанные с Храмом, так как слово stylos часто встречается в Септуагинте и означает там колонны-столбы или вертикальные конструкции в скинии (ср.: Исх 26:15–37; 27:10–17; 35:11, 17; 36:36, 38; 38:10–19; 39:33, 40; 40:18). Например: «…и поставил Моисей скинию, положил подножия ее, поставил брусья ее, положил шесты и поставил столбы ее». [LXX: stylous; MT: ‘amud ]” (Исх 40:18). Соломон предназначил две особые медные колонны для Храма (3 Цар 7:15–22), у одной из которых, по обычаю, должен был стоять царь Иудеи (4 Цар 11:14; 23:3). Впоследствии вавилоняне забрали эти колонны (4 Цар 25:13–17; Иер 52:17, 20). Колонны-столбы будут воздвигнуты в эсхатологическом храме, предреченном у Иезекииля (Иез 40:49; 42:6).[89] Новозаветная книга Откровение тоже говорит о колонне в новом храме: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего» (Откр 3:12). К. Барретт предполагает, что в Гал 2:9 Иаков, Петр (или Кифа) и Иоанн подразумеваются в качестве «столпов-колонн нового храма».[90]

Сведений об уподоблении человека «колонне», на которую могут опираться другие люди, вполне достаточно (и они подытожены Барреттом).[91] Полезную информацию можно найти в свитках Мертвого моря: «В возрасте двадцати пяти лет он имеет право занять место среди колонн-оснований [ yesodot ] святого собрания и начать служить собранию» (1QSa 1.12–13). «Это – колонны [ yesodot ] оснований собрания» (CD 14.17–18).[92] Ричард Бокхэм выдвинул мнение, что лидеры движения Иисуса были названы «столпами-колоннами», так как «ранняя Церковь понимала себя как эсхатологический храм», по аналогии с кумранской общиной, которая также считала себя неким духовным храмом. В христианской традиции Петр – это скала, на которой Иисус воздвигнет свою Церковь (Мф 16:18), сам Иисус – основание (1 Кор 3:11), или краеугольный камень (Ефес 2:20; 1 Петр 2:4, 6–7), а верующие христиане – «живые камни», из которых строится новый храм (1 Петр 2:5; Ерм, Видения 3; там же, Подобия 9). Эта образность отчасти основана на образе храма в древних Писаниях, особенно в том, что касается обещанного и ожидаемого эсхатологического храма: камни и основания (Ис 54:11), краеугольный камень (Ис 28:16; Пс 117:22; и то, и другое цит. в 1 Петр 2:6–7) и колонны-столбы (Притч 9:1).[93] В преданиях, сложившихся после Нового Завета, сам Иаков именуется «оплотом людей» (см.: Евсевий, Церковная история 2.23.7), титул восходит, вероятно, к Ис 54:11–12 и тоже отражает образ эсхатологического храма.

 

 

Литература, связанная с Иаковом, братом Иисуса

Послание Иакова (в Новом Завете)

Первый апокалипсис Иакова (Nag Hammadi Codices V.3 = Codex Tchacos 10–32)

Второй апокалипсис Иакова (Nag Hammadi Codices V.4)

Апокриф Иакова (Nag Hammadi Codices I.2)

Восхождение Иакова (в новозаветных апокрифах)

Первоевангелие Иакова (в новозаветных псевдоэпиграфах)

 

В некоторых посленовозаветных преданиях репутация Иакова такова, что он становится живым агиографическим персонажем. Иаков особо выделяется в Воспоминаниях Гегесиппа (II век), во Втором апокалипсисе Иакова (II век), в Евангелии от Фомы (логион 12), в Ипотипосах Климента Александрийского (начало III века) и в Церковной истории Евсевия (IV век), сохранившего и расширившего некоторые из этих преданий.[94] В данных материалах подчеркиваются благочестие Иакова и его связь с Иерусалимским храмом.

Эти предания, часть которых в своих самых ранних формах отражена в двух посланиях Павла, свидетельствуют об огромном уважении к Иакову, брату Иисуса, в ранней Церкви, а возможно, и среди тех жителей Иерусалима, которые, если бы не Иаков, едва ли присоединились к движению Иисуса. Хотя мы можем только строить гипотезы о том, как Иаков достиг такого положения и такой репутации, книга Деяния апостолов рассказывает о нескольких весьма важных моментах в жизни ранней Церкви, в которых Иаков играл ведущую роль.

Впервые Иаков появляется в Деяниях во время насилия, учиненного царем Агриппой I лидерам Церкви. В Деян 12:1–5 мы находим изложение этих событий:

 

В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков, – и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

 

Иллюстрация 3.1. Колонна

с внушительным основанием и капителью. Относится к периоду Ирода; найдена при раскопках в Иерусалиме. Фото любезно предоставлено сайтом Israelphotoarchiv©Alexander Schick bibelausstellung.de

 

Агриппа I был сыном Аристобула IV и Береники I и братом Иродиады (ср. Мк 6:15–28). Только Новый Завет упоминает Агриппу I как «Ирода» – это имя в большей или меньшей мере упоминалось как династическое со времени знаменитого деда Агриппы – Ирода Великого (несколько раз Агриппа I назван Иродом в Деян 12:6, 11, 19–20; 13:1; 23:35). Мы знаем, что его имя было Юлий Агриппа, а полное имя было, возможно, Марк Юлий Агриппа – его он дал своему сыну, который со временем сменил его как Агриппа II. В 37 году н. э. Агриппа I приобрел некоторую территорию, когда его друг Гай Калигула стал римским императором. Когда в 39 году его дядя Антипа был смещен, Агриппа получил его тетрархию, включавшую Галилею, Перею и другие территории. После смерти Калигулы и прихода к власти Клавдия в 41 году н. э. Агриппе были отданы оставшиеся территории, когда-то управлявшиеся его дедом Иродом Великим, и поэтому Агриппа официально стал «царем» иудеев (Флавий, ИД 19.295: «Царь Агриппа по маловажной причине утратил свою прежнюю власть и попал в темницу, откуда некоторое время спустя вышел, чтобы сделаться еще более могущественным, чем был прежде»).[95]

В процитированном пассаже из Деяний нам не объясняется, почему Агриппа арестовал некоторых христиан. Его мотивы будут рассмотрены чуть позже. А пока достаточно отметить, что Агриппа казнил Иакова, сына Зеведея и брата Иоанна, а потом, видя, что это понравилось некоторым, заодно арестовал Петра. Церковь молится о Петре, тот чудесным образом спасается из темницы и благополучно добирается до дома женщины по имени Мария, матери Иоанна Марка (Деян 12:6–16), позднее сопровождавшей Павла в его первом миссионерском путешествии. В конце этого замечательного рассказа упоминается Иаков, брат Иисуса. Описав свое бегство из тюрьмы (12:17a), Петр говорит: «Уведомьте о сем Иакова и братьев» (12:17b). Затем повествование внезапно обрывается: «Потом, выйдя, пошел в другое место» (12:17c). Эта загадочная фраза заставляет предположить, что Петр покинул Иерусалим, а Иаков, брат Иисуса, принял на себя руководство общиной. Вскоре после ухода из Иерусалима Петр посещает Антиохию, а со временем поселяется в Риме.[96]

Распоряжение Петра – «уведомьте о сем Иакова и братьев» – означает, что Иаков – так сказать, «второй по рангу». Но это также означает, что Иаков не собирался покидать Иерусалим в отличие от Петра и других братьев, которые сочли это необходимым. Почему? Судя по тому собору, который позже устроит Иаков (в Деян 15), и по преданию о его благочестии и преданности Иерусалимскому храму, а также ввиду отсутствия свидетельств, что Иаков когда-либо осуждал храмовое священство либо угрожал Храму разрушением (по крайней мере, пока он не был убит), мы можем заключить, что приверженность Иакова иудейской вере и ритуальной практике была такова, что религиозные и политические власти не видели оснований предпринимать против него каких-либо действий. Более позднее развитие событий, приведшее к убийству Иакова, мы рассмотрим в следующей главе. Пока что нужно лишь отметить: религиозная приверженность Иакова была такой, что храмовые власти не видели причин преследовать этого лидера движения Иисуса.

Из несколько неожиданной фразы Петра в Деян 12:17 – «уведомьте о сем Иакова и братьев» – мы узнаем, что Иаков в отсутствие Петра стал лидером движения Иисуса. Когда в церкви возник досадный вопрос, должны ли уверовавшие язычники тоже становиться иудейскими прозелитами, то за советом обратились к Иакову (а не к Петру или Павлу); исходя из этого мы начинаем понимать всю значимость его лидерства и то уважение, с которым к нему относились в церкви.

Вероятно, самая важная и приводившая к разногласиям проблема, с которой столкнулась Церковь, касалась язычников, то есть того, должны ли они – и в какой мере – сообразовываться с иудейской верой и ритуальной практикой для вступления в Церковь. Необходимо ли язычникам, чтобы стать прозелитами, совершать обрезание, соблюдать субботу, есть кошерную пищу и следовать правилам ритуальной чистоты? Одни думали, что это необходимо; другие в этом сомневались. Этот спор описывается в Деян 15. Он начинается так:

 

Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедовать соблюдать закон Моисеев (Деян 15:1–5).

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.