Историческое время отраженное в сочинении. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историческое время отраженное в сочинении.

2020-07-08 85
Историческое время отраженное в сочинении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В памфлете отражена жизнь крестьянства до реформенной и после реформенной России. Россия XIX века – до отмены крепостного права (1861) и Россия - после отмены крепостного права.

Жанр произведения

Это художественно - публицистическое сочинение в форме памфлета.

Памфлет, как известно, - это злобное остро - сатирическое произведение, которое содержит социально- политическое обличение кого либо явления общественной жизни. Присутствует вопросно-ответная форма подачи материала. Речь изобилует риторическими вопросами, эпитетами, метафорами, пословицами и поговорками. Показана речь мужика – земледельца и труженика. Приведем лишь один пример: «Кому земля принадлежит, в роскоши утопающим, или в трудах погружителей?» (Бондарев). Своеобразная композиция (построения сочинения). При отсутствии сюжета, интерес читателя к сочинению поддерживается композиционными средствами: диалоги, лирические отступления, контрастность.

4. Идейно-тематическое содержание памфлета

Какие же идеи проповедует Бондарев в своем сочинении? Основное сочинение Бондарева называется «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца». Почему он выбрал такое контрастное название? Трудолюбие - от слова труд, это слава труду, гимн труду. И прежде всего труду крестьянина, который обрабатывает землю и выращивает хлеб, а следовательно, кормит людей. Трудолюбивый человек-это человек который любит трудиться и занимается не только умственным трудом (создание сочинений - это умственный труд), но и физическим. Тунеядец - это человек, который живет на чужой счет, чужим трудом, человек-бездельник. Кого Бондарев причисляет к тунеядцам? Тунеядцы - это люди, которые не занимаются физическим трудом, не выращивают хлеб своими руками. На первый взгляд такое утверждение может показаться странным и даже ошибочным. Ведь труд человека разнообразный: трудится и писатель, и композитор, и учитель, и чиновник любого ранга. Но внимательно прочитаем Бондарева: «335 дней в году работай, чего хочешь, и занимаешься, чем знаешь, а 30 дней в разные времена года должен всякий человек работать хлеб» [14]. Бондарев не против других видов труда, но считает, что каждый человек любого статуса, кроме больных, военных и стариков, должен заниматься хлебным земледельческим трудом определенное годовое время. Бондарев различает понятия «хлебный труд», «земледельческий труд» и «крестьянский труд». «Хлебный труд» он понимает буквально - это работа земледельца по выращиванию хлеба». Земледельческий труд» более широкое понятие, чем «хлебный труд». Он рассказывает о своей жизни в деревне «В эти же 14 годов я нажил домик со всеми к нему принадлежностями, а чем нажил? Одним только земледельческим трудом». Что вкладывает в данное понятие Бондарев? Конечно, обработку земли с целью выращивания сельскохозяйственных культур, т.е. растениеводство и огородничество. А вот, как Бондарев в своих сочинениях трактует содержание крестьянского труда. В одном из своих писем к Толстому он рассказывает, что занимается не только земледелием, но и скотоводством и даже несколько дней в году живет далеко за пределами деревни [15]. Понятие «крестьянский труд» шире чем понятие «земледельческий труд». А понятие «земледельческий труд» шире чем понятие «хлебная работа». Какая главная идея сочинения Бондарева? Обратимся к трактату Толстого: «Так что же нам делать?» (1886) «В Библии сказана, - пишет Лев Николаевич, как закон человека: «в поте лица твоего снеси хлеб и в муках родиши чадо». Мужик Бондарев написавший об этом статью, осветил для меня мудрость этого изречения. дальше он продолжает: «За всю мою жизнь два русских мыслящих человека имели на меня большое нравственное влияние и обогатили мою мысль и уяснили мне мое миросозерцание. Люди эти были не русские поэты, ученые, проповедники, это были два живущие теперь замечательные человека. Оба всю свою жизнь работавшие мужицкую работу - крестьяне Сютаев и Бондарев»[16]. И так, главная идея сочинения Бондарева - это обязательный для каждого человека честный крестьянский труд. Старославянское слово снеси буквально означает питаться, есть хлеб. В силу чего на современном русском языке данное изречение звучит: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». Эту заповедь Бондарев толкует как в широком смысле - трудиться не покладая рук («От начала века тянутся труд с праздностью, а хлеб с тунеядством», «Ведь это только под видом хлеб, который ты ешь, а на самом деле тело наше»), так и в узком смысле - хлебная работа - как работа земледельца по выращиванию хлеба. В изложенном сочинении Бондарев показан как обличитель пороков российского общества конца ХIХ века. Он изображен как бунтарь, «ходатай труда». На два круга разделяю я мир весь, - пишет Бондарев,- один из них возвышенный и почтенный, а другой униженный и отверженный».

И дальше: «Сколько тысяч лет, как на необузданном коне, ездишь ты (богатый класс) на хребте нашем, всю кожу до костей ты стер. Ведь это только по виду хлеб, который ты ешь, а на самом деле - тело наше, по виду вино, которое ты пьешь, а на самом деле - кровь наша».

Для нас, людей ХХI века, важно взять рациональное зерно из его трудовой теории, а именно: в сочинении Бондарева пропагандируется физический труд, что физический земледельческий труд необходимое условие нравственной, счастливой и радостной жизни на земле. Каждый человек должен работать на земле определенное количество дней в году. Толстой называл Бондарева гениальным человеком за то, что он правильно определил основное содержание жизни человечества. Вот что писал Толстой по этому поводу: «Совершенно ясно стало в последнее время, что род земледельческой жизни не сеть один из различных родов жизни, а есть жизнь (как книга - Библия), сама жизнь, жизнь человеческая, при которой только возможно проявление всех высших человеческих свойств… Как прав Бондарев». [17]

В своих сочинениях Бондарев выступает за трудовое обучение подрастающего поколения. Он осуждает тунеядство и призывает к справедливому устройству общества. У Бондарева ровно как ли для Толстого учительство было средством проповеди своих идей. Безусловно, Бондарев имел слабое представления «о свободном воспитании» - теории, которую проповедовал Толстой до духовного переворота. Не совсем он разделял теорию Толстого о религиозно-нравственном воспитании. Он был крестьянским мыслителем и выступал противником общей собственности на землю. Земля, по мнению Бондарева, должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, т.е находиться в частной с собственности крестьянина. Толстого и Бондарева объединяла общая платформа - пропаганда земледельческого труда и идеи трудового воспитания подрастающего поколения. Вклад Т.М. Бондарева в общепедагогическую копилку человечества очевиден.

Село Бондарева издавна славится своей историей и привлекает внимание исследователей истории Хакасии, там часто бывают гости и туристы из разных уголков России. Их интересует личность Бондарева и его наследие. В 2004 году в селе открыт новый памятник крестьянскому писателю и учителю. В будущем (хотелось бы думать скоро) на центральной усадьбе Бондаревского поселения планируется строительство музея [18]. Вспоминается легенда о манкурте, которая описана в романе «Буранный полустанок» Чингиза Айтматова. Одно из кочевых племен подвергала захваченных в плен рабов страшной пытке. Она уничтожала память раба, превращала его в манкурта - рабочую скотину, абсолютно покорную и усердную в своем тупом терпении, но не осознававшую себя человеческим существом. Страшный образ манкурта вырастает в символ предупреждения: утрата исторической памяти равносильно самоубийству общества и человечества. Тимофей Бондарев вошел в историю как крестьянский писатель, мыслитель и педагог, пропагандист трудового воспитания, обличитель тунеядства во всех его формах.

 

Литература

1. Толстой, Л.Н. Переиздание. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002.- (Антология гуманной педагогики)

2. Сибирский крестьянин Тимофей Бондарев и граф Лев Толстой: библиогр. указ./ сост. Ю.К. Махно, М.А. Аева. Абакан, 2010,с. 34-36; Махно Ю.К. Сибирский крестьянин Т.М. Бондарев как феномен истории и историографии / Ю.К. Махно. - Абакан. Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2010.

3. Минокин, М.В., Тимофей Михайлович Бондарев / М.В. Минокин // Записки/ Хакас. научн.-исслед. ин-т яз., лит. и истории. - Абакан, 1951,- Вып.2.- С. 17-59

4. Шленская, Г.М., «Всем не работающим хлеб для себя» Г. Шленская // Первые лица. - Красноярск, 2008 (лето).- № 3 (12). -С.30-32

5. См.: Сибирский крестьянин Тимофей Бондарев и граф Лев Толстой: материалы межрегион. науч.-практ.конф. (Абакан, 20 мая, 2010 г.). / ГУК «Национальная библиотека Н.Г. Доможакова», состав. М.А. Аева, - Абакан, 2010.

6. Махно, Ю. К. Системно-синергетический подход в курсе обществознания, Обществознание в школе, 2000, №4. - С.62.

7. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учебн. пособие для студ., высш. пед. уч.заведений. М., Издательский центр «Посредник». 2002. С. 18

8. Махно, Ю.К. Сибирский крестьянин Т.М. Бондарев как феномен истории и историографии. Ю.К.Махно. - Абакан, Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2010. - С.90-91. В работе содержится анализ сочинений Бондарева.

9. См. Махно, Ю.К. Указ. соч. - С.15-22

10. См. Махно, Ю.К. Указ. соч. - С.15-22

11. Минокин, М.В. Указ. соч.

12. Шленская, Г.М. Указ соч.

13. В литературе сочинения Бондарева имеет разные названия: «Проповедь» (Т. Бондарев) «Книга» (Л.Толстой) «Трактат» (Н. Прудсков) «Памфлет» (М. Минокин) М. В. Минокин характеризует памфлет Бондарева, как художественно-публицистический жанр. Он же впервые употребляет выражение «литературный памятник». См: рукописный фонд ХакНИЯЛИ. Ф. 154 М.В. Минокин. Писатель-крестьянин Т.М. Бондарев. 1953.

14. Махно, Ю.К. Указ. соч. - С. 32

15. Махно, Ю.К. «Ваше письмо послужило для меня громовым ударом (Письма крестьянина - самородка графу Л.Н. Толстому) // Городской художественно- публицистический журнал «Абакан», 2010, № 4.

16. Толстой Л.Н. По С.С. Т.25 С 386.

17. Толстой Л.Н. Философский дневник. 1901-1910 гг. М.; Известия, 2003.- С. 235.

18. Проект «Минусинский музей – усадьба Т.М. Бондарева» вышел в число призеров (1 место – 6 номинация Республиканского конкурса на лучшее муниципальное образование (поселение) Республики Хакасия – 2010.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.