Лет со дня рождения крестьянина-поселенца Енисейской губернии, философа Тимофея Михайловича Бондарева — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Лет со дня рождения крестьянина-поселенца Енисейской губернии, философа Тимофея Михайловича Бондарева

2020-07-08 112
Лет со дня рождения крестьянина-поселенца Енисейской губернии, философа Тимофея Михайловича Бондарева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родился в с. Михайловка Донецкого округа Области войска Донского в семье крепостного крестьянина. В 1854 г. он был отдан в рекруты своим помещиком по подозрению в колдовстве, служил в 26-м казачьем полку Кубанского войска. Поскольку Бондарев был грамотным и неплохо разбирался в священном писании, то вскоре был назначен полковым дьяконом. Однако пытливый ум и мятущуюся натуру Бондарева не могла удовлетворить официозная церковная доктрина, он искал свою истину не только в вопросах религиозной веры, но и социального устройства. Эти поиски закончились для него разрывом с православием и переходом в секту субботников. За это он в 1865 г. был арестован и заключен в Усть-Лабинскую тюрьму, а в 1867 г. приговорен судом за вероотступничество к ссылке в Енисейскую губернию.

По прибытии в Сибирь, он вместе с женой и двумя детьми был поселен в д. Иудино Бейской волости Минусинского округа. На новом месте философ-самоучка обзавелся хозяйством, ежегодно засевая десять десятин пашни. Но обычная жизнь земледельца в каждодневных заботах о хлебе насущном, лишенная глубокого осознанного смысла, понимания своего общественного предназначения, не могла устроить Бондарева, склонного от природы к философским рассуждениям. Не давала ответа на сложные вопросы бытия и его новая вера. По признанию его единоверцев, Бондарев не признавал и не исполнял принятых среди субботников обряды.

В поисках ответа на волновавшие его вопросы общественной жизни и государственного устройства, высшего морального закона он много читает, занимается самообразованием. При этом в круг чтения необыкновенного крестьянина входили не только книги религиозного характера, он был знаком с сочинениями А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Крылова.

Итогом его многолетних размышлений стал целый цикл рукописных произведений, в которых он выступает как философ-моралист, социальный реформатор из народа: «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», «Се человек», «Первородное покаяние», «Гордиев узел», «О любви к ближнему», «Спасение от тяжкой нищеты» и другие. Главным своим трудом Бондарев считал «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», в котором он не просто рассуждает о несправедливости существующего общественного устройства, но и дает программу его преобразования, основанную на началах истинной христианской справедливости и любви к ближнему.

Философские идеи Бондарева представляют самостоятельную трактовку христианства, но в то же время они сочетаются с резкой критикой официальной церкви. Его трактат является свободной бесцензурной проповедью, в которой нашли свое отражение народные идеалы социальной справедливости. Гневная и страстная критика социального паразитизма правящего класса, произвола власти у крестьянского философа сочеталась с наивной верой в простые рецепты исправления общества с помощью самой же власти. Он по-мужицки полагал, что если царь и министры, которым он разослал свой труд, ознакомятся с ним и «не более, как через четыре года без понесения трудов и без напряжения сил» люди «заживут фертом припеваючи».

Поэтому Бондарев после окончания работы над рукописью решил отправить ее царю. Прождав напрасно ответа целый год, он написал второй вариант рукописи и отправил его на имя министра внутренних дел. Но и на этот раз ожидания крестьянина оказались напрасны. Свои попытки «просветить» власть он повторял и позднее. Безрезультатность их очень огорчала Бондарева. В одном из своих писем он жаловался: «Вот уже двадцать годов ходатайствую перед главным правительством, и что же? Как в мертвые руки попадаю, как в глухие уши говорю, ответа нету».

Главной идеей Бондарева являлась идея «хлебного труда» как «первородного» закона, данного людям от бога. «Хлебный труд есть священная обязанность для всякого и каждого и не должно принимать в уважение никаких отговоров», - утверждал он.

Положение об обязательности труда составляло краеугольную основу социальной концепции Бондарева и отражало фундаментальный принцип крестьянской трудовой морали: «кто не работает, тот не ест». Вот почему министр внутренних дел Д. Толстой, ознакомившись с изложением основ сочинения Бондарева в газете «Русское дело», в докладе Александру III назвал это «пропагандой грубого социализма, имеющей целью восстановить один класс общества против другого».

Но именно эта созвучность с социалистическими принципами привлекла к Бондареву внимание ссыльных народников, проживавших в Минусинске. Они по просьбе директора городского музея Н. М. Мартьянова, которому крестьянский философ также отправил один из экземпляров своего труда, переписали его. Одна из копий была послана в редакцию журнала «Русское богатства» и вызвала интерес Н. К. Михайловского, передавшего её известному писателю Г. И. Успенскому. Последний опубликовал отрывки из трактата Бондарева со своими комментариями.

Другая копия, сделанная ссыльным народником В. С. Лебедевым, была отправлена Л. Н. Толстому. Знакомство великого писателя с идеями сибирского крестьянина произвело на него глубокое впечатление. Он писал: «Сочинение это, по моему мнению, очень замечательно по своей силе, ясности, простоте языка, искренности убеждений, которая чувствуется в каждой строчке, и в особенности по важности, правдивости и глубине главной мысли». Между Толстым и Бондаревым завязалась переписка, продолжавшаяся тринадцать лет.

Толстой страстно пропагандировал труд сибирского крестьянина среди российской интеллигенции. «Мое мнение, - писал он, - что вся русская мысль, с тех пор как она выражается, не произвела со своими университетами, академиями, книгами и журналами ничего подобного по значительности, силе и ясности тому, что высказали два мужика - Сютаев и Бондарев. Это не шутка и не интересное проявление мужицкой литературы, а это событие в жизни не только русского народа, но и всего человечества». Однако опубликовать труд Тимофея Михайловича на русском языке Толстому удалось лишь в 1906 г., спустя несколько лет после смерти Бондарева.

Бондарев умер в 1898 г. Последние годы жизни он посвятил приведению в порядок своих трудов. Он выбил на трех больших плитах из песчаника «Завещание», представлявшее выдержки из своего главного труда «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца». Эти плиты и стол, в котором находилась рукопись произведения, были установлены на его могиле. Но в таком виде могила сохранялась недолго. Рукопись вскоре исчезла, а плиты были разбиты. В 1957 г. могила крестьянского философа была приведена в порядок, на ней установлен памятник. А деревня Иудино была переименована в Бондарево.

Фигура Бондарева привлекла известного сибирского писателя В. Я. Зазубрина, который вывел его в образе одного из героев (Бидарев) своего романа «Горы».

В. И. Федорова

Литература:

Белоконский, И. П. Тимофей Михайлович Бондарев // Литературный сборник. - Томск, 1905.-С. 262-292.

Владимиров, Е. Тимофей Михайлович Бондарев и Лев Николаевич Толстой / Е. Владимиров. - Красноярск, 1938. - 108 с.

Пруцков, Н. И. Сибирская утопия Т. Бондарева «Торжество земледельца» // Очерки литературы и критики Сибири (XVII-XX вв.). - Новосибирск, 1976.- С. 132-149.

Клибанов, А. И. Народная социальная утопия в России в XIX в. / А. И. Клибанов. - М., 1978. - 342 с.

Отечественная история с древнейших времен до 1917 года: энцикл.: в 5 т. - М., 1994.-Т. 1.- С. 271.

 

См. также:

1. Бондарев, Т. Торжество земледельца или Трудолюбие и тунеядство / Т. Бондарев; с пред. Л. Н. Толстого. – Спб.: Посредник, 1906. – 64 с.

2. Владимиров, Е. И. Т. М. Бондарев и Л. Н. Толстой / Е. И. Владимиров. – Красноярск: Красноярское краевое изд-во, 1938. – 107 с.

3. Пруцков, Н. И. Сибирская утопия Т. Бондарева «Торжество земледельца» / Н. И. Пруцков // Очерки литературы и критики Сибири (XVII-XX вв.). - Новосибирск, 1976. - С. 132-149.

4. Бондарев, Тимофей Михайлович // Биографический сборник / Третейский суд Фонда Юрбюро. - http://www.arbitr.tsud.jino.ru/01020561.php

5. Бондарев, Тимофей Михайлович // Википедия: свободная энциклопедия. -http://ru.wikipedia.org/wiki/Бондарев,_Тимофей_Михайлович

6. Бондарев Тимофей Михайлович // Красноярский край. Люди / Официальный сайт администрации Красноярского края. – http://krasadmin.krasu.ru/region/people.

7. Бондарев Тимофей Михайлович // Словари и энциклопедии на «Академике». - http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/1789

8. Бондарев Тимофей Михайлович – крестьянин, учитель, писатель // Мой Красноярск: народная энциклопедия / Центр Интернет КрасГУ. - http://region.krasu.ru__

К 195-летию со дня рождения крестьянского философа, соратника Л.Н. Толстого, Тимофея Бондарева

Махно Ю.К., доцент

г. Абакан

«В поте лица твоего будешь есть хлеб твой…» (Тимофей Бондарев как педагог и писатель).

Сегодня, когда наш общий взгляд прикован к школе, необходимо познакомиться с педагогическими воззрениями крестьянского философа, автора знаменитого памфлета «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца» учителя крестьянских детей Т.М. Бондарева (1828-1898), который тринадцать лет состоял в переписке с великим русским писателем, мыслителем и педагогом Л.Н. Толстым. (1828-1910). Великий граф Лев Толстой и крестьянин Тимофей Бондарев оставили значительный след в истории русской культуры и педагогике. Педагогические воззрения художника слова и педагога Льва Толстого, его идеи о свободном воспитании и религиозно-нравственном просвещении привлекали и привлекают внимание исследователей его творчества [1]. Толстой является педагогом-практиком, организатором Яснополянских школ, учителем крестьянских детей, автором «Азбуки», «Книг для чтения» и методических рекомендаций. Толстого мы называем «духовным учителем человечества. Его художественные произведения изучаются в современной школе, его педагогические воззрения актуальны и для нашего времени.

Сибирский крестьянин Тимофей Михайлович Бондарев вниманием обделен никогда не был: и когда он был жив его личность и труды вызывали интерес, и когда он умер, память о нем не заглохла. Внимание же к его творчеству еще более усилилось. О Т.М. Бондареве написано более трехсот публикаций: монографии, научные статьи, журнальные и газетные материалы [2]. Авторы публикации в основном освещали литературную деятельность крестьянина, анализируя его мужицкую философию. Не осталось без внимания исследователей его творчества и педагогическая деятельность Бондарева, его работа по обучению и воспитанию крестьянских детей. Деятельность Бондарева, как учителя крестьянских детей, рассматривали в своих статьях ученые Хакасии и Красноярского края. В 1951 году была опубликована статья научного сотрудника ХакНИЯЛИ исследователя творчества Тимофея Бондарева М. В. Минокина (1918-1998) «Тимофей Михайлович Бондарев», в которой автор на основе бесед со старожилами рассказал и о его педагогической работе [3]. Красноярский литературовед и литературный критик Шлёнская Г.Н в 2008 году опубликовала статью «Всем неработающим хлеб для себя», где вновь обратила внимание общественности на педагогические методы Бондарева, как учителя [4].

Материалы, представленные на межрегиональной научно-практической конференции (Абакан, 20 мая, 2010 года) на тему «Сибирский крестьянин Тимофей Бондарев и граф Лев Толстой», привлекли внимание общественности Хакасии [5]. Задачи данной статьи - дать характеристику педагогической деятельности Т.М. Бондарева, рассмотреть его вклад в общепедагогическую копилку в обучении и воспитании подрастающего поколения; рассмотреть основное сочинение Т.М. Бондарева «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», как историко-литературный памятник.

Методологической базой данного исследования служит системный подход в теории познания [6]. Один из критериев (правил) системного подхода гласит: общее (целое) определяет природу вещей. Нельзя, понять частное не зная целого. Педагогическая деятельность является одним их видов трудовой деятельности человека. Педагогическая наука сущность педагогической деятельности характеризует как в профессиональном смысле - деятельность педагога по обучению и воспитанию детей, так и в широком смысле - как вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством достижений культуры и опыта [7]. В педагогической науке различают профессиональную - деятельность педагога и общепедагогическую - деятельность социальных субъектов и носителей, направленную на обучение и воспитание. Например, деятельность родителей, общественных организаций, саморазвитие и самообразование яркие примеры общепедагогической деятельности. Педагогическую деятельность как Л.Н. Толстого так и Т.М. Бондарева необходимо рассматривать на фоне их жизненного пути. В силу вышеизложенного мы считаем, что первоначально необходимо рассмотреть жизненный путь крестьянского философа, дать характеристику всех видов его деятельности, только тогда мы выясним его вклад в общепедагогическую копилку человечества, т.е идти от общего к частному. Жизнь и деятельность Т.М. Бондарева можно разбить на следующие периоды [8]:

1820-1857гг. Первый период жизни: крепостной раб. (с рождения до 37 лет)

Характерные виды деятельности:

Работа на барина. Тимофей Бондарев крепостной крестьянин помещика Чернозубова, имение которого расположено в области войска Донского станица Михайловская.

Трудовая деятельность по содержанию семьи. В 22 года он был главой семьи, которую составляли старики-родители, десятилетний брат, жена и маленький ребенок.

Обучение грамоте. Его первой книгой стал Псалтырь, Первым и единственным учителем был сельский дьячок. В это время он знакомится с произведениями А.С. Пушкина, И.А. Крылова, А.Н. Радищева.

Духовные искания. Помещик Чернозубов отдает Тимофея Бондарева в солдаты в возрасте 27 лет за вольнодумство.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.