Основные положения идеалистического подхода. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные положения идеалистического подхода.

2020-07-03 196
Основные положения идеалистического подхода. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основными положениями идеалистического подхода, являются:

Мировоззрение, как система иерархических идей, обусловливающих ценности данной культуры и общества;

 Смена мировоззренческих систем лежит в основе развития истории и может рассматриваться как основа периодизации истории, в которой (например, для России) последовательно меняли друг друга мифологическое (языческое), христианское православное, коммунистическое, либеральное мировоззрения;

Идеи создаются свободным творчеством человеческого разума, а это означает, что история не имеет закономерного развития, а является результатом творчества человека. Причем человек властен не только над своим настоящим и будущим, но и над прошлым, создавая различные его варианты, исходя из разных мировоззрений и исторических концепций;

Применение идеалистической теории к конкретному историческому материалу показывает, что история есть борьба интеллектов, борьба идей, и в любой области человеческой жизни наибольших достижений добивается то общество, которое создает наиболее эффективные идеи. На основе этих идей оно строит свою жизнь, быт, культуру, меняет внешний мир и создает новые виды реальности;

«Идеи первичны, а действия, производимые человеком под их руководством – вторичны. Главная история проходит в сознании людей. Там она начинается, определяя все изменения внешнего мира, производимые человеком. Эта главная история оставляет свои следы в форме идей и мыслей, зафиксированных в тексте или устном рассказе. История без идеи – это история вещей, и событий, но не история человеческого общества. В такой истории человек не творец, а только одно из действующих лиц, причем не самое главное, потому, что за ним всегда стоят силы более могущественные – Бог, природа, экономика. Настоящая история – это история людей, а значит история их идей, в которой отражается деятельность сознания, творящего историю. Такая история может быть только идеалистической историей» (Г.И. Гераисмов).

В целом, исторический подход к истории Г. И. Герасимова можно охарактеризовать, как неоидеалистический (термин мой), т. е. как призыв к возврату к традиционным идеалистическим основам историографии в её современном варианте, в условиях кризиса материалистического, и в частности марксистского исторического материализма, длительное время безраздельно господствовавшего в советской историографии.

 

Движущие силы истории.

Идеалистический подход предполагает, что главной движущей силой истории является человек. Без человека нет истории, – он главное ее действующее лицо и необходимое условие. Изменение – обязательное условие истории. Прошлое, в котором одно поколение в общем повторяет жизнь предшествующего не является историческим. К историческим следует изменить те изменения, созданные человеком, которые кардинальным образом меняют жизнь общества. Природные изменения, такие, как землетрясения, наводнения, изменения климата и ландшафта и т.п. тоже могут кардинально менять жизнь человеческого общества, но они не являются историческими. Они могут приводить к деградации и гибели обществ, но не к их развитию. Такие изменения мы наблюдаем в животном мире, который живет неисторической жизнью.

История – это те изменения, которые производит «человек разумный». В разуме, в сознании, производящем идеи, двигатель истории. Можно утверждать, что в основе исторического действия всегда лежит определенная идея. Идея всегда предшествует преобразованию мира, и она создается творчеством индивидуального сознания. Все, что создано человеком, сначала было создано им идеально, а затем реализовано в объективном мире. Человек не только создает новые вещи, действия, и отношения, но и творит новую реальность, которой до него не было в природе. Идеи, с позиций идеалистического подхода – настоящие движущие силы истории и они создаются индивидуальным сознанием конкретных людей.

Идеалистический подход исходит из того положения, что изменения в истории вызываются действиями людей под влиянием идей, а прочие факторы лишь оказывают влияние на осуществление этих действий, но не предопределяют их. Идея, лежащая в основе человеческого действия, создающего историческое действие, является его сущностью и содержанием, поскольку предшествует этому действию и определяет его.

Идея, созданная конкретным индивидуумом, отрываясь от него и становясь достоянием других людей, приобретает силу объективной идеи, направляющей исторические действия.

Вместе с этим нельзя отрицать влияние на развитие человека и человеческого общества в целом катастрофических природных явлений и разрушительных войн. Ледниковые периоды, мировые войны, глобальные засухи безусловно влияют на развитие цивилизации. Однако выжить человеку в самых трудных условиях помогает его способность к адаптации (т.е. интеллект), творческой деятельности (креативность) и способность сплачиваться для преодоления трудностей и катаклизмов в самых тяжелых ситуациях (если, конечно, это не глобальная катастрофа космических масштабов либо термоядерная война).

 

История и наука.

 

Если исходить из того, что одной из главных составляющих науки является логика, тогда для отнесения истории к наукам, а под ними у нас традиционно понимаются точные, применяющие математику, следовало доказать, что исторические события подчиняются той же логике, что и события естественного мира.

Если понимать историю, как те изменения, которые меняют жизнь человека и общества, т.е. нарушают единообразный ход событий, то предсказать их невозможно, поскольку они есть творчество человека. Распространить на историю математические методы, принципы и логику можно было бы, если бы она состояла из бесконечного множества однообразных событий, подчиняющихся небольшому количеству регулярных отношений. И если бы субъекты истории, т.е. люди были такими же одинаковыми, как элементарные частицы микромира, не имея индивидуальных отличий. Но тогда бы это были бы не люди, и их сообщество не было бы социумом.

История имеет дело с единичными событиями, из эмпирических наблюдений за которыми невозможно создать логики, поскольку события каждый раз отличны друг от друга и создаются новыми людьми. Объект истории – люди, они же элементарные частицы исторической материи. Поскольку они свободны в своих исторических действиях, то предсказать их действия, просто наблюдая за ними, невозможно. Также невозможно было бы выявить логику физического мира и предсказать действия природных сил, если бы электроны, позитроны и прочие элементарные частицы имели свободную волю. История и естественные науки имеют дело с различными объектами. Отношения людей порождаются самими людьми и их истоки лежат в области сознания, а не внешнего мира, поэтому выявление причин, побуждающих людей к тем или иным действиям невозможно без понимания идей, которыми они руководствуются.

Одним из главных достоинств точных наук является возможность предсказать будущее или прошлое положение, либо изменение физического объекта. История неспособна предсказывать будущего, потому, что его создают люди, наделенные свободной волей и творческим разумом. Для них не существует социальных законов, как внешней силы, – эти законы создаются самими людьми и ими же они изменяются. Именно это обстоятельство не позволяет выявить такие регулярности в поведении людей, действующие для всех времен и народов, на основании которых можно было сформулировать единую логику, а значит создать единые исторические законы.

Конечно, поведение людей не хаотично, оно повторяется, но эти повторяемости историчны, т.е. характерны лишь для определенных эпох и обществ. С позиций идеалистического подхода они объясняются тем, что люди в своих действиях руководствуются некоторыми идеями общими для их социума, времени и мировоззрения. Вне этих условий значимых регулярностей, за исключением разве что удовлетворения физиологических потребностей, в поведении людей не прослеживается.

Идеи, лежащие в основе исторического действия, создаются людьми и предсказать этот творческий акт не в состоянии никакой расчет, никакая логика. Поэтому будущее в человеческой истории непредсказуемо и невычисляемо. А можно ли рассчитать человеческое прошлое, как это делает астроном, высчитывая положение небесного объекта год назад? Подобные попытки были, например, в Америке рассчитывали, как развивалась бы экономика США, если бы не в XIX веке не был внедрен железнодорожный транспорт. Проверить эти расчеты экспериментально невозможно, можно лишь верить в истинность математики.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.