Социологическая теория детства — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Социологическая теория детства

2020-07-07 193
Социологическая теория детства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новые исследовательские вопросы вызвали к жизни и новую теоретическую рефлексию о детстве.

В отличие от традиционных психолого-педагогических исследований, все еще методологически привязанных к биологической парадигме онтогенеза, социология детства рассматривает его не как природную данность, а как социальный конструкт, а детей - как соучастников (хоть и не всегда полноправных) социального процесса, имеющих свой собственный взгляд на мир, подчеркивая, что детский взгляд (точнее - взгляды) требуют к себе серьезного внимания со стороны взрослых. Существует несколько специфически социологических парадигм изучении детства.

  1. Первая парадигма - рассмотрение детства как особого "племени" (tribal group), со своей особой культурой, языком, игровыми традициями и т.д., уходит своими идейными истоками в антропологию. Слово "племя" подчеркивает, что детская культура может быть бесписьменной и содержит в себе много архаических элементов, которые непонятны взрослым и тем не менее весьма существенны.
  2. Вторая парадигма - дети как социальное меньшинство, аналогичное гендерным, расовым, социально-экономическим и этническим меньшинствам. Эта парадигма делает исследователей детства особенно чувствительными к проблемам социального неравенства, отношениям власти и дискриминации.
  3. Третья парадигма выдвигает на первый план проблемы маркирования социального пространства детства как признанного компонента всех социальных структур - где, как и в каком именно статусе дети участвуют в общественной жизни, как это сказывается в членении жизненного пути и т.д.
  4. Наконец, четвертая парадигма ставит во главу угла изучение дискурсов, производящих и видоизменяющих идею ребенка и детства: какие именно свойства детей при этом выделяются и подчеркиваются или, наоборот, замалчиваются, и как это, в свою очередь, влияет на психологию детей и их взаимоотношения со взрослыми.

Разумеется, ни одна из этих парадигм не является самодовлеющей, это просто разные углы зрения на один и тот же предмет. Общие черты современной социологической теории детства: 1) понимание ребенка как социального субъекта и 2)понимание множественности детства и детских миров. Это выдвигает на первый план наиболее острые социальные проблемы, такие как детская бедность, беспризорность, преступность, наркомания, проституция и т.д., причем обсуждение причин этих явлений неразрывно связано с поиском конкретных и эффективных методов социальной интервенции.

При этом подчеркивается, что акцент на помощи и социальной интервенции не означает превращения ребенка в объект. Тем более, что во внимании и помощи нуждаются не только дети, обездоленные на макросоциальном уровне. "Другие" дети, требующие к себе повышенного внимания, постоянно создаются и на микроуровне, в процессе повседневного развития и общения со сверстниками. "…Отличием "других" детей от своих сверстников является достаточно раннее (или сформированное семьей или совершенно индивидуальное, природное) свойство осознания себя "как другого", отличающегося от принятых в детском, а особенно в подростковом коллективе, манерами, интересами, ценностями, привычками и пр." Это делает "социологический" ракурс необходимым везде и всюду.

Социология детства существует и в России. Прежде всего это государственные доклады о положении детей и основанные на них программы. Статистические данные собирают и многочисленные неправительственные организации. НИИ детства Российского детского фонда начиная с 1990 г., регулярно публикует доклады и исследовательские материалы о положении детей в России, последний такой доклад вышел в 2000 году. К сожалению, как государственная, так и негосударственная статистика не всегда надежна и ее нередко используют в неблаговидных политических целях. Социальные проблемы детства исследуются в рамках социологии семьи, образования, молодежи и т.д. Особое внимание уделяется при этом наиболее болезненным проблемам, таким, как социальное сиротство, беспризорность, детская преступность, проституция и т.д. Большая работа по изучению детства в контексте социологии семьи и образования проводится Российской Академией образования. Интересные материалы по комплексной социальной и психолого-педагогической программе "Защита детства" публикует журнал "Мир детства", издаваемый "Социальные инновации" (с 2002 г.). В Институте молодежи с 1998 г читаетcя курс социологии детства. Социологически ориентирован учебник "Социальная педагогика" А.В. Мудрика.

Много пишут о социальном развитии детства и ведущие отечественные психологи, хотя с конкретными социальными фактами психологические концепции все еще связаны слабо. Полезным инструментом интеллектуальной координации междисциплинарных исследований детства стали проводимые Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена ежегодные международные конференции "Ребенок в современном мире"; последняя, девятая конференция состоялась в 2002 году и была посвящена теме "Дети и город".

Однако в целом российские исследования по социологии детства остаются разрозненными и атеоретическими. // http://sexology.narod.ru/book15_1_22.html Персональный сайт И.Кона

Антон Тюмков

Проблемам детства было посвящено специальное заседание научного семинара Института философии РАН “Марксовские чтения”, прошедшее 27 июня 2008 года


В институте философии академии наук прошёл семинар на тему «Дети в современной России». В семинаре приняли участие учёные и представители общественности. Открывая семинар, его организатор доктор философских наук Давид Викторович Джохадзе отметил большую роль пионерской организации в воспитании детей. Первым докладчиком выступил кандидат исторических наук, координатор совета московской городской пионерской организации (МГПО) Дмитрий Николаевич Лебедев.

Дмитрий Николаевич рассказал собравшимся, что в последние годы сложилось серьёзное и сложное положение в детской сфере, причём ситуация из года в год усугубляется. На государственном уровне нет ясных ориентиров воспитания. Произошла болезненная потеря Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина с присущими ей едиными традициями и инструментариями. Её распад связан с теми процессами, которые проходили в нашем обществе и государстве в годы перестройки и падения Советской власти.В условиях системы ценностей 90-х годов Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина не могла существовать. В то же время с начала 90-х годов до настоящего времени неоднократно предпринимались попытки найти новую форму взаимодействия детских общественных организаций, как пионерских, так и непионерских.

Кадровый состав всех детских общественных организаций — пионервожатые, скаутмастера, инструкторы, методисты и другие – являются, как правило, выходцами из Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Советский опыт, несомненно, оказывает влияние на их работу. Как результат – на совместных сборах пионеров, скаутов и представителей других детских общественных организаций ребята очень быстро находят общий язык, поют одни и те же песни. Тем не менее, судьба детского движения России с осени 1990 года трагична. Формально Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина была трансформирована в международный Союз пионерских организаций – Федерацию детских организаций. Есть косвенные свидетельства того, что пионерская организация, существовавшая в СССР, была запрещена. (Документы, подтверждающие её запрет до настоящего времени исследователями не обнаружены.) Пионерские вожатые в начале 90-х тяжело пережили трансформацию в организации. Некоторые из них под давлением общественности, видевшей в пионерах чуть ли не «фашистов», стали работать в непионерских детских организациях. Дмитрий Николаевич выразил точку зрения, что у современных пионеров и скаутов больше сходств, чем различий, поскольку задачи у них примерно одни и те же. Это воспитание патриотизма и гражданственности. В то же время в деятельности пионерской организации нет религиозного аспекта, который есть некоторых других организациях. Например, некоторые из скаутских организаций чётко ориентируют детей на веру в бога. Как правило, для всех современных детских общественных организаций характерно признание личности ребёнка как ценности. Такие организации предусматривают возможность самостоятельной деятельности детей.
Без господдержки детские общественные организации испытывают значительные материальные трудности и выживают. Исследования, проведённые в 1993–2006 годах, показывают, что в новой России в детских общественных организациях задействован лишь каждый десятый ребёнок. (В указанный период было сделано 7 срезов в 9–13 регионах России, опрошено по 1000 детей в каждом регионе.) Эти данные отражают ситуацию в тех регионах, где действуют крупные пионерские организации, такие как Башкортостан и Орловская область (где, по словам Д. Н. Лебедева, 80 и 20 тысяч пионеров соответственно). Несмотря ни на что сегодня пионерские коллективы действуют во всех пятнадцати бывших союзных республиках и практически во всех регионах Российской Федерации. Проводятся общепионерские дела «Эстафета радости» (это по-пионерски – дарить людям радость), «Венок славы» (ко Дню Победы), «От сердца к сердцу» и другие. Современные пионеры регулярно проводят международные сборы, наиболее активно на них выступают организации России, Белоруссии, Украины, Молдавии и Казахстана. Д. Н. Лебедев выразил надежду, что, в конце концов, будет найдена новая форма объединения пионерии, а новое руководство департамента образования Москвы окажет необходимую финансовую поддержку. Только получая господдержку пионерские работники могли бы воспитывать значительную часть детей так, чтобы они целенаправленно вели страну в будущее.
Участники семинара с большим вниманием прослушали 45-минутный доклад Д. Н. Лебедева, после чего задали ему ряд вопросов, касающихся самых разных сторон жизни пионерской организации. Присутствующих интересовали вопросы сотрудничества современной пионерии со скаутскими организациями, КПРФ и другими партиями, с пионерскими организациями в республиках бывшего Советского Союза. Отдельные вопросы были о газете «Пионерская правда» о деятельности московского Дворца пионеров. Отвечая на вопросы, Д. Н. Лебедев заявил, что в современных условиях в некоторых регионах России есть пласт пионерских организаций, взаимодействующих с политическими партиями. В то же время пионерское руководство отрицательно относится к перспективе обслуживания интересов какой-то одной одной партии, будь то КПРФ или «Единая Россия». Координатор Совета МГПО отметил, что сейчас ни одна из партий не финансирует пионерскую организацию. Некоторую поддержку оказывают ребята, воспитанные пионерией, объединившиеся в Совет друзей. Современные пионеры готовы дружить с теми, кто готов помогать организации. В то же время пионервожатые не готовы вести ребят на баррикады. Говоря о газете «Пионерская правда», Дмитрий Николаевич отметил, что в наши дни эта газета может публиковать лишь немного материалов о деятельности современных пионерских организаций, поскольку это могло бы привести к закрытию газеты. Исходя из этого, в газете регулярно выходят статьи о разных детских организациях, в том числе пионерских. В московском Дворце пионеров в настоящее время продолжается исследовательская работа по изучению пионерских и других детских организаций, действует кабинет истории детского движения. Некоторые документы современной пионерии включены в приложение к диссертации Д. Н. Лебедева «Условия реализации социально-педагогического потенциала современных пионерских объединений» (Москва, Институт теории и истории педагогики Российской академии образования, 2008).
После ответов на вопросы ведущий семинар Д. В. Джохадзе поблагодарил Д. Н. Лебедева за оригинальное и интересное выступление и предложил в сентябре 2008 года провести ещё одну встречу, посвящённую проблемам детства и деятельности пионерской организации в современной России. Кроме того, он предложил опубликовать материалы по теме в «Экономической и философской газете», выпускаемой учёными-марксистами, после чего слово было передано учительнице математики, сопредседателю координационного совета движения «В защиту детства» Т. А. Роттердамской и преподавателю института электроники и математики (МИЭМ) доктору философских наук, профессору В. А. Сапрыкину.
В своём выступлении Татьяна Андреевна рассказала о социальном варварстве, которое проводится по отношению к детям в современной России. По её мнению, разрушение школы началось тогда, когда школу объявили «вне политики». Защитница детства напомнила, что в советском обществе действовал принцип «Человек человеку – друг, товарищ и брат», и провела сравнительны анализ условий воспитания мальчиков и девочек в СССР и новой России.

Т. А. Роттердамская рассказала, что воспитательная работа в школе всегда наиболее активно проводилась в дни праздников и памятных дат, начиная с 1 сентября и заканчивая 22 июня, каждый из которых имел определённую идеологическую нагрузку и прививал детям определённые моральные ценности. Татьяна Андреевна подвергла критике попытки реформаторов «забыть» некоторые из этих дат, а содержание других — подменить. Кроме того, она высказалась против отмены школьной формы и повсеместного внедрения в среду учащихся мобильных телефонов. Как учительница, она заметила, что популярная у школьников пёстрая одежда и мобильники, используемые для развлечений сильно отвлекают от занятий. Как один из положительных моментов последнего времени Т. А. Роттердамская отметила возобновление военно-патриотической работы в школе в последние годы. (Соответствующее постановление правительства, по её словам, было подписано в середине 90-х годов.) Разговоры с учащимися о политике не приветствуются, и есть люди, которые следят, чтобы они не поднимались, при этом для бесед с учащимися о любви к Родине выделяются часы, и их можно использовать в воспитательных целях.
Одной только школьной воспитательной работы с мальчиками и девочками недостаточно, поскольку политику социального варварства, которая пагубно отражается на детях, в изощрённой форме проводят современные средства массовой информации и пропаганды. На конкретных примерах тиражной прессы последних дней, такой как «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и молодёжные глянцевые журналы, Т. А. Роттердамская показала, как проводится целенаправленное разрушение русских и советских культурных основ, прежде всего, коллективизма и семейных ценностей. В советское время каждое утро по радио шла передача «Пионерская зорька», в которой рассказывалось о достижениях Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Теперь вместо этой передачи в то же самое время в эфир выходит криминальная хроника. В сложных условиях продолжается выпуск газеты «Пионерская правда». По словам Татьяны Андреевны, знакомой с положением дел в редакции, коммерсанты неоднократно пытались подкупить редакцию, предлагая размещать на первой странице газеты фотографии красивых пионерок для провоцирования детского секса. Деятельность современных СМИ, направленная на извлечение коммерческой прибыли, способствует формированию у детей ложных жизненных установок. Под действием буржуазной пропаганды современные девочки хотят красиво жить, стать жёнами олигархов или других состоятельных людей, которые бы их всем обеспечивали. Современные мальчики хотят удачного лёгкого заработка и стремятся откосить от армии. Всё это сильно отличается от целей в жизни советских школьников, которые ориентировались на трудовые достижения, создание семьи, видели в качестве образцов для подражания героев войны.
Т. А. Роттердамская отметила, что только с 11 до 18 лет можно сильно повлиять на детей. Согласно духу её выступления, нужно использовать все возможности для правильного воспитания подрастающего поколения именно в этом возрасте. Вместе с тем без серьёзных перемен на государственном уровне и в информационной среде этого сделать невозможно и есть опасность того, что сегодняшние мальчики и девочки станут «потерянным» поколением.
В своём выступлении профессор В. А. Сапрыкин охарактеризовал постперестроечные процессы в российском обществе как контрреволюционные и направленные на генетическое изменение личности человека. Суть этих процессов — не перевоспитание людей, а разрушение их культурных основ, опошление народных традиций, развенчание героев прошлого. Главный удар наносится по молодёжи и семье.

Владимир Александрович привёл статистические данные, свидетельствующие, что современная Россия занимает 42 место в мире по уровню образования, 31 — по чтению; детская смертность в РФ выше, чем в странах Запада, 50% новорожденных имеют отклонения в состоянии здоровья, 5 миллионов детей употребляют алкоголь в недопустимо больших дозах. Ежегодно происходит 4 тысячи убийств родителями собственных детей. На этом фоне государственные программы не решают существующие проблемы, а церковь способствует распространению суеверий и видит главную опасность в секулярном, то есть светском и научном взгляде людей на окружающий мир. Вместо того, чтобы пытаться что-то изменить к лучшему и привлечь внимание общественности к проблемам, по словам Владимира Александровича, большая часть интеллигенции прислуживается власти предержащим, а те немногие, кто поднимает проблемы детства, не могут противостоять социальному варварству.
После выступления профессора В. А. Сапрыкина впервые присутствующий на семинаре учитель истории Филимонов поставил вопрос, нужно ли что-то менять в современном обществе, заявив, что это дело не философов, а революционеров. Таким образом, была спровоцирована бурная философская дискуссия по самому широкому спектру вопросов.
Заканчивая семинар, Д. В. Джохадзе подчеркнул, что любое общество можно охарактеризовать по его отношению к детям. Подводя итоги научной дискуссии, он отметил, что советском обществе и постсоветской России положение детей различно, и напомнил, что в СССР они были единственным привилегированным классом, а в современной России сотни тысяч (и даже миллионы) детей являются бездомными и больными. Обеспокоенный этим фактом, марксистский философ в очередной раз заявил о намерении провести ещё одну научную встречу по проблемам детства осенью 2008 года и обратился к участникам семинара с просьбой не подменять предмет дискуссии другими вопросами.// http://universel.livejournal.com/3932.html

Полезные ссылки:
Движение “В защиту детства”
Международный союз детских общественных объединений “Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций”
Московская городская пионерская организация
Автореферат диссертации Д. Н. Лебедева «Условия реализации социально-педагогического потенциала современных пионерских объединений» размещён на сайте Института теории и истории педагогики Российской академии образования
Фотографии с сайтов ДЗД, МГПО, МИЭМ.

 

Берестовицкая Светлана Эрленовна
кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
berest 40@ mail. ru

Проблема мировоззрения юношества в современных диссертационных исследованиях.

Проблема мировоззрения современного старшеклассника является на сегодняшний день особенно актуальной как для общества, так и для конкретной личности в связи с обострившимся в новых культурно-образовательных условиях рядом противоречий: между религиозным и светским образованием, религиозным и научным объяснением мира, национальными и общечеловеческими ценностями, между прагматическими, гедонистическими устремлениями массового сознания и высокими целями Бытия, проповедуемыми философией и искусством, разнонаправленными влияниями семьи, школы, средств массовой информации и др.

Отвечает ли современная наука потребностям личности, общества, школы в разработке проблемы воспитания мировоззрения в новых культурно-образовательных условиях? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали диссертационные исследования, посвященные проблемам мировоззрения учащихся за последние пятнадцать лет (1994-2009 гг.).

Чтобы понять, насколько проблемы мировоззрения вызывают сегодня научный интерес, нами был предпринят количественный анализ диссертационных исследований, посвященных этим феноменам. Для определения степени изученности этих проблем в современном социогуманитарном знании был проведён качественный анализ по следующим ключевым вопросам:

· Каковы новые подходы к пониманию феномена мировоззрение в современном научном знании?

· В чем особенности мировоззрения юношества в современном обществе, характеризующемся множеством мировоззренческих влияний различных институций?

· Какую роль играет школьное образование в процессе мировоззренческого самоопределения школьника?

· Каков мировоззренческий потенциал школьного образования и как он может быть актуализирован в педагогической практике?

· Какие условия необходимо создать для педагогической поддержки ученика в решении проблем мировоззрения?

Анализ выявил следующую картину. Феноменом мировоззрения занимаются следующие социогуманитарные науки:

· педагогика (54 исследования),

· философия (40 исследований),

· психология (4 исследования),

· социология (2 исследования),

· политология (2 исследования),

· история (1 исследование).

В общей сложности 103 работы. Какими определениями характеризуется мировоззрение? Данные представим в таблице ни же:

 

Тип мировоззрения Количество исследований
Научное 20
Научное Естественнонаучное Экологическое Экологоориентированное Экологогуманистическое Эволюционно-экологическое Валеологическое 10 3 3 1 1 1 1
Философское и религиозное 8
Гуманистическое Экогуманистическое Экзистенциально-гуманистическое Религиозно-философское Православное Философско-культурологическое Ноосферное 2 1 1 1 1 1 1
Профессиональное 5
Педагогическое Профессиональное 4 1
Информационное 1
Виртуальное 1
Политическое 1

На сегодняшний день в науке отсутствует типология, охватывающая все типы мировоззрения или хотя бы большинство представленных в данной таблице типов, и соответственно этот термин употребляется произвольно с характеризующими его определениями.

Мировоззрению школьников посвящены 27 работ (из них мировоззрению старшеклассников – 12), молодежи и студентов – 25 (из них студентов педагогических вузов – 7), учителя – 4, подростка – 3, ребенка – 1, дошкольника – 1.

Двадцать одно педагогическое исследование посвящено формированию мировоззрения молодого человека, обучающегося в высшем учебном заведении, причем, как правило, тип мировоззрения связан со спецификой ВУЗа (педагогическое мировоззрение, информационное мировоззрение и т.д.). В 10-ти диссертационных исследованиях рассматривается проблема формирования научного мировоззрения школьников. 23 научных труда посвящены формированию экологического, художественно-эстетического, естественно-научного, эволюционно-экологического, валеологического и т.д. мировоззрения, как правило, средствами конкретных учебных предметов (например [1]. И только пять работ обращены к проблемам целостного мировоззрения, мировоззренческих ценностей, мировоззренческой позиции учащихся, однако они рассматривают проблему лишь в одном из ее аспектов (например [2].

Из сорока кандидатских диссертаций по философии только 5 имеют непосредственное отношение к мировоззренческим проблемам юношества в новых культурно-образовательных условиях, и одна докторская диссертация исследует сам феномен мировоззрения.

Таким образом, мы видим, что в последние 15 лет сам феномен мировоззрения вызывает постоянный интерес ученых, об этом свидетельствует и количество работ, посвященных этой проблеме, и их тематическое разнообразие. Однако обращает на себя внимание почти полное отсутствие фундаментальных исследований (только одна работа по философии), рассматривающих проблемы мировоззрения юношества с педагогической точки зрения и содержащих концептуальные положения, научные теории о его воспитании в новых культурно-образовательных условиях.

Современные философские исследования отвечают на несколько ключевых вопросов, выделенных нами для анализа. В них представлены новые научные знания о феномене мировоззрения, а именно: прослежена эволюция смыслов понятия «мировоззрения», показан теоретико-методологический потенциал и практические функции мировоззрения. Выявлены особенности мировоззрения юношества в современном обществе и факторы, влияющие на формирование мировоззрения, в частности, показаны изменения мировоззренческих ориентиров личности в условиях глобализации общества; изучен религиозный аспект мировоззрения молодежи в современной России. Определена роль образования в воспроизводстве и конструировании мировоззрения молодежи; введены и обоснованы принципы «мировоззренческой парадигмы образования». Сделан важный вывод о том, что на современном этапе мирового развития образование приобретает приоритетный характер по отношению к другим сферам деятельности общества в вопросе формирования мировоззрения подрастающего поколения.

Особо значимой для нашего исследования является докторская диссертация М.П. Арутюнян «Мировоззрение: онтологический и методологический подходы», поскольку в ней дается философское обоснование мировоззренческой парадигмы образования. В исследовании охарактеризованы проблемы социальной онтологии в проекции современной мировоззренческой ситуации, «характеризующейся понятиями мировоззренческого «безвременья», в которой проявляется фрагментарность взглядов человека на мир, утрата целеориентиров жизни, расплывчатый характер ценностей человека и его идеалов» [3, С.33].

С нашей точки зрения, в современной философии имеются достаточные теоретические основания для построения педагогической модели мировоззренческого самоопределения юношества.

Из шести работ по психологии и социологии, посвященных мировоззрению, ни одна не касается проблем мировоззрения школьников.

Особое внимание было обращено на педагогические исследования, изучающие мировоззрение старшеклассника. Из двенадцати исследований четыре имеют узкоспециальную направленность, например, Якимова Е.Б. «Формирование эволюционно-экологического мировоззрения у старшеклассников в процессе обучения физике на основе синергетической концепции. На примере углубленного изучения тем «Термодинамика» и «Молекулярно-кинетическая теория».

Выделим работы, имеющие непосредственное отношение к мировоззренческому самоопределению старших школьников.

Три докторские диссертации по педагогике посвящены мировоззрению студентов [4-6], одна – учителя [7], одна – «мировоззренчески направленному обучению математике» [8]. Последнее докторское исследование, изучающее формирование мировоззрения школьников, относится к 1983 году [9]: В поле зрения авторов кандидатских диссертаций оказались такие понятия, как мировоззрение, научное мировоззрение, гуманистическое мировоззрение, мировоззренческие ценности, мировоззренческие позиции, инновационная деятельность школы, педагогическое стимулирование. Отметим, что педагогические исследования касаются практически всех выделенных нами ключевых вопросов. В них представлены новые научные знания о феномене мировоззрения: изучена история постановки и решения проблемы формирования мировоззрения старшеклассников; определены сущность и содержание феномена «научное мировоззрение» в контексте современной экологической ситуации; разработаны теоретические положения формирования основ научного мировоззрения у старшеклассников, исходя из идей гуманизации отечественного образования; установлена сущность и раскрыто понимание выбора как механизма раз­вития мировоззренческой позиции личности старшеклассника. Изучены особенности мировоззрения современного юношества: выделены мировоззренческие проблемы, характерные для современных старшеклассников, определено их содержание, причины возникновения. Раскрыт мировоззренческий потенциал школьного образования и намечены пути его актуализации в педагогической практике: разработаны программы работы с учащимися по формированию мировоззренческих ценностных ориентаций; разработаны содержание и методические приемы освоения религиоведческих знаний, которые позволяют эффективно использовать их в процессе формирования научного, гуманистического мировоззрения. Определены условия для воспитания личностного отношения к проблемам мировоззрения в новой политической, экономической, социально-культурной ситуации.

Однако этих знаний явно недостаточно для решения проблемы мировоззренческого самоопределения юношества в новых культурно-образовательных условиях. Во-первых, в педагогических исследованиях четко не определены эти условия, следовательно, нет ответа на вопрос, каковы особенности мировоззрения юношества в современном обществе, характеризующемся множеством мировоззренческих влияний различных институций. Во-вторых, из всех рассматриваемых современной наукой типов мировоззрения применительно к старшекласснику изучаются только два: научное и гуманистическое, таким образом, нерешенным остается вопрос о соотношении различных типов мировоззрения и о том, каким образом выстраивается целостное мировоззрение старшеклассника. В-третьих, не исследована роль всего педагогического процесса, а не только отдельных его компонентов в воспитании мировоззрения старших школьников. И, наконец, не разработана концепция педагогической поддержки ученика в решении мировоззренческих проблем, столь необходимая современной школе. Однако самой острой проблемой, на наш взгляд, сегодня становится отсутствие научно-педагогических знаний о мировоззренческом самоопределении юношества, с учётом тех условий и обстоятельств, в которых самоопределение происходит.

Изученные источники позволили выделить в качестве перспективных направлений исследования этой проблемы следующие:

· Мировоззренческое самоопределение - актуальная и самостоятельная научно-педагогическая проблема, связанная с образованием и его результатами.

· Мировоззренческие искания личности старшеклассника – необходимый элемент его самоопределения, завершением которого может быть устойчивость личности как основной критерий развития мировоззрения, на что должно ориентироваться образование.

· Педагогическая поддержка мировоззренческого самоопределения выступает как диверсифицированная система разнообразных условий и действий, создаваемых педагогом в образовательном процессе.

Литература

1. Хахина А.В. Методика формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов. Дис.... канд. пед. наук: 13.00.02. Н. Новгород, 2006. URL: http://www.dissforall.com/_catalog/search/_science/2/144312.html
2. Метлик И.В.. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний. Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 1998. URL: http://www.dissforall.com/_catalog/search/_science/2/41942.html
3. Арутюнян М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы. Автореферат дис.... докт. философских. наук: 09.00.11. Хабаровск, 2006.
4. Патов Н.А. Генезис и содержание мировоззренческой подготовки студентов в отечественных университетах (ХVII-XX вв.) Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Москва, 2005.
5. Лешуков А.П. Концептуальные основы реализации мировоззренческого потенциала специальной подготовки будущих учителей физики в педагогическом вузе Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.02. Вологда, 2003.
6. Целковников Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.02. Краснодар, 1999.
7. Реутова Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя Дис... д-ра пед. наук: 13.00.08. Майкоп, 2006.
8. Жохов А.Л. Научные основы мировоззренчески направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 1999.
9. Сысоенко И.В. Теоретические основы формирования мировоззрения учащихся: Дис. …д-ра пед. Наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону.

Рекомендовано к публикации:
А.С.Роботова, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Метод доступа: http://www.emissia.org/offline/2010/1394.htm


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.