Стельмашук М.Н. (Тюмень) Социологические исследования детства как социальной проблемы — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Стельмашук М.Н. (Тюмень) Социологические исследования детства как социальной проблемы

2020-07-07 139
Стельмашук М.Н. (Тюмень) Социологические исследования детства как социальной проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛИТЕРАТУРА.

1. McGuire W.J. Social Psychology // Dodwell E. (ed.). New Horizons in Psychology, London, 1972.- P.238

2. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. –М.: «Стратегия», 1998.- С.17.

3. Социализация детей российских мигрантов. Материалы Второго Международного круглого стола «Проблемы культурной и психологической адаптации мигрантов и беженцев». – М.: Государственная Дума РФ, Институт Психологии РАН, 2001.

18. Социология молодежи

 

Выступления

 

Кравчук П.Ф. (Курск) Динамика жизненных устремлений студентов
Рахимова Р.М. (Альметьевск) Ресоциализация личности в аномичном обществе
Касьянов В. В. (Краснодар) Дети рынка: молодое поколение россиян в условиях реформ
Стельмашук М.Н. (Тюмень) Социологические исследования детства как социальной проблемы

 

 

ИЗ РАЗДЕЛА I

Социология детства

Одно из главных достижений науки о детстве конца 1980-х- 1990-х годов - появление социологии детства. Разумеется, социологи всегда интересовались проблемами детства, но чаще всего это делали попутно с какими-то другими сюжетами, в рамках социологии воспитания или социологии семьи. "Субъектные" аспекты и специфические социальные трудности детства нередко оставались при этом в тени.

Литература

1. Хахина А.В. Методика формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов. Дис.... канд. пед. наук: 13.00.02. Н. Новгород, 2006. URL: http://www.dissforall.com/_catalog/search/_science/2/144312.html
2. Метлик И.В.. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний. Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 1998. URL: http://www.dissforall.com/_catalog/search/_science/2/41942.html
3. Арутюнян М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы. Автореферат дис.... докт. философских. наук: 09.00.11. Хабаровск, 2006.
4. Патов Н.А. Генезис и содержание мировоззренческой подготовки студентов в отечественных университетах (ХVII-XX вв.) Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Москва, 2005.
5. Лешуков А.П. Концептуальные основы реализации мировоззренческого потенциала специальной подготовки будущих учителей физики в педагогическом вузе Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.02. Вологда, 2003.
6. Целковников Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.02. Краснодар, 1999.
7. Реутова Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя Дис... д-ра пед. наук: 13.00.08. Майкоп, 2006.
8. Жохов А.Л. Научные основы мировоззренчески направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 1999.
9. Сысоенко И.В. Теоретические основы формирования мировоззрения учащихся: Дис. …д-ра пед. Наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону.

Рекомендовано к публикации:
А.С.Роботова, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Метод доступа: http://www.emissia.org/offline/2010/1394.htm

Стельмашук М.Н. (Тюмень) Социологические исследования детства как социальной проблемы

Современный период развития социальных наук характеризуется как период смены парадигм. С одной стороны, сложилось требование, чтобы исследовательские гипотезы стали релевантными социальной практике, когда источником для формулировки гипотез должны стать социальные проблемы. С другой стороны, «все чаще ставится вопрос не о том, как сделать исследование, а каким целям оно служит». [1] То есть ответственности исследователя за использование результатов работы. Главное - связь изучаемой проблемы с социальным контекстом. В этом смысле очень важно выявить особые феномены, свойственные лишь определенному типу общества. Следовательно, при оценке социальных проблем детства в современной России необходимо делать акцент на специфику переходных процессов.

Во-первых, осознавать социальные проблемы детства не всегда приятно, так как они препятствуют достижению целей. Например, в том случае, когда бедные родители не могут реализовать желание учить своих детей.

Во-вторых, «социальные проблемы» изменяются во времени и в пространстве. Социальные проблемы могут перестать существовать, тогда, как обозначенные ими явления сохраняются. Детская беспризорность осознавалась как социальная проблема в первые годы становления советской власти в России. В 60-80-е годы ХХ века детская беспризорность не была социальной проблемой в СССР. Начиная с середины 90-х годов ХХ века, детская беспризорность вновь приобрела статус социальной проблемы.

В-третьих, детство как социальная проблема может быть представлено под различными названиями: судьба наиболее обездоленных детей (бродяжничество, нищенство); демографические диспропорции (депопуляция); семейный кризис (разведенные родители, жестокое обращение с детьми). В современной России социальные проблемы детства, по сути, стали проблемой выяснения того, какой социальный институт - семья или государство, должны взять на себя ответственность за обеспечение детей тех социальных групп, которые оказались не в состоянии обеспечить ребенка.

«Общественные проблемы – называются общественными потому, что при их возникновении под угрозой оказываются ценности, разделяемые различными слоями общества». [2] Таким образом, препятствием к определению детства как социальной проблемы является сложность, больше присущая предмету, чем условиям, в которых ведется изучение. Поэтому, разрабатывая стратегию социологического исследования социальных проблем детства, потребуется найти способ преодолеть эти препятствия, обнаружив цепи определений, которые производят агенты, заинтересованные в решении социальных проблем детства.

Формулируя концептуальные основания для анализа современного детства как социальной проблемы, целесообразно отметить следующие основные моменты.

Первый. Положение детей и отношение к ним государства – одна из важнейших характеристик общества и свидетельство уровня жизни. В современном обществе становится устойчивой тенденция переоценки статуса детства. Например, в Советском Союзе дети были «самым привилегированным классом», а в России становление рыночных отношений обусловило рост социальной депривации детства.

Второй. Необходим сравнительный анализ базовых теоретических конструктов для социологического описания феномена детства, изучение значения детства в обществе в историческом и межкультурном контексте. Общества различаются не только по престижу детства, но и в зависимости от объединения детей в группы или движения, которые формируют развитие общественных отношений. Например, в СССР существовала созданная государством монополистическая организация детей (пионерская организация), оказавшая мощное идеологическое воздействие на сознание советских граждан.

Детство в качестве социальной проблемы не является механическим результатом снижения числа детей, как пытается внушить демографическое понятие депопуляции. С одной стороны, следует обратить внимание на различия между социальными группами. С другой стороны, поместить эти различия в общий контекст, где происходит наблюдаемое явление. Например, понять изменение способа обеспечения детей можно на основе трансформации силовых отношений между поколениями в семье, которые вытекают из внешних для семейной жизни факторов.

Детство является категорией достаточно очевидной и естественной, поэтому представление «детство» в качестве социальной проблемы ставит преграды в построении предмета исследования.

Зарубежные исследования характеризуют следующие социальные состояния, обуславливающие появление социальных проблем детства: отклонение от групповых норм; дезорганизация в эффективности социальных институтов; усиление социального и культурного неравенства; влияние власти.

Во-первых, достижение социальной стабильности важнейшая цель современного общества.

С одной стороны, социальное неравенство ограничивает шансы детей на полное развитие умственных и физических способностей. Стабильность в обществе может быть достигнута, если существует возможность проявления наиболее интеллектуально одаренных представителей в нижних слоях общества, при реализации ими своего потенциала внутри общества. Следовательно, принципиальной становится проблема работы с одаренными детьми из низших социальных слоев общества, позволяющая выявить среди этих детей потенциальных лидеров. Относительно небольшое число работ посвящено изучению бездомных детей. Интерес сфокусирован на изучении причин ухода детей из дома, рассматривается социальный контекст ухода, патологии в развитии личности детей. В качестве причины детской бездомности рассматриваются личностные патологии родителей, насилие и жестокое обращение с детьми, сексуальные домогательства со стороны взрослых членов семьи. [Gecas, See, 1990; Maccoby, Martin, 1983; Elkind, 1984; Hallet, 1985; Kufeldt, Nimmo,1987; Hayan, Mccarthy, 1997] В конце 90-х годов ХХ века, борьба с беспризорностью и осуждением физических наказаний детей для правозащитников отошли на второй план, а большее внимание стали уделять проблемам насилия над детьми.

С другой стороны, социальная стабильность возникает в силу принятия обществом ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Например, социальная проблема американского общества - проявления агрессивного поведения в детстве, в котором «вдруг дети начинают стрелять друг в друга».[3]

Во-вторых, социальные институты представляют относительно устойчивые кластеры социальных отношений для выполнения некоторые основных требований общества. Во второй половине ХХ века было показано, влияние обязательной школы на возникновение «ненормального детства». Системы психологической классификации детей в современном обществе связаны с социальными характеристиками тех, кто эти системы создает, и тех, к кому их применяют. Самых бедных будут выталкивать из начальной школы с этикеткой ненормальных, то есть именно отсылкой к школьной норме определяется ненормальность этих категорий детей. [Muel-Dreyfus, 1975]

Влияние семьи как социального института на социальные изменения связаны с ухудшением положения ребенка в семье. Сексуальные злоупотребления по отношению к детям довольно распространенное явление, но систематические исследования данной проблемы начались только в конце ХХ века. При чём это явление распространено не только в низших слоях общества. [Finkehort,1984]

Экономика как социальный институт использует детский труд. В отчетах ЮНИСЕФ за 2001 год отмечается, что в мире почти 250 миллионов работающих детей до 14 лет. В современном мире нет ни одной страны, где не был бы использован труд детей.

В-третьих, каждый ребенок принадлежит широкой матрице субкультур, основанных на возрасте, сексе, социальном положении, религии, проведении досуга. Культурное различие - важный элемент в изучении социальных проблем детства, что указывает на потенциал для конфликта между группами в обществе.

В-четвертых, социальные проблемы детства связаны с властью и использованием власти. Решение социальных проблем детства обеспечивает проведение государственной политики в интересах детей. Становление социальной политики в интересах детей тенденция в современной мировой практике. Генезис социальных проблем детства предполагает культурно продвинутых посредников, публичное самовыражение через средства массовой информации. Однако не следует отождествлять дискурс профессионалов с не вербализованными формами протеста. Дети не располагают ни социальными средствами, ни инструментами доступа к публичному выражению протеста. Необходимо иметь в виду пространства, где вырабатываются основания социальных проблем в интересах детей, описывая свойства агентов, соревнующихся в определении мер по решению социальных проблем детства.

Социологическое исследование включает измерение, которое приводит к созданию доказательных наблюдений, «индикаторов». Индикатор преступности несовершеннолетних - вандализм в школьном спортзале. Аналогично, ушибы на плече ребенка - индикатор жестокого обращения с детьми. В изучении социальных проблем детства важно определить размеры индикаторов. Индикаторы жестокого обращения с детьми обеспечивает иллюстрации трудностей обнаружения социальных проблем. Если жестокое обращение с детьми определено как повреждение ребенка не по ошибке, а в гневе или с заранее обдуманным намерением, то клеймо сигареты на теле ребенка - правильный индикатор жестокого обращения с детьми, так как не имеется никакой другой вообразимой причины, почему такие ожоги должны произойти.

Согласно методологии конструктивизма, социальные проблемы возникают тогда, когда отвечающая сторона выражает готовность или предпринимает конкретные действия в ответ на запросы требующей стороны. Социальная проблема имеет свой жизненный цикл. На фазе возникновения и на фазе становления социальная проблема трудно распознается, так как практически не наблюдается ответной социальной реакции. Социальные действия, связанные с конкретной ситуацией, возникают на фазе обострения проблемы, когда приходится иметь дело с последствиями, а целенаправленное воздействие на социальные процессы ограничивается преодолением негативных результатов развития социальных событий. Тогда решение социальных проблем обходится дорого как экономической, так и с социальной точек зрения. Поэтому для эффективного управления социальными процессами важно проводить их раннюю диагностику, то есть исследовать динамику социального развития с целью обнаружения диспропорций, нарушения устойчивости социальной системы. Это позволит обеспечить приоритет превентивных мер в регулировании социальных отношений, что особенно важно по отношению к детству. Исследование социальных проблем детства должно включать в себя: изучение поведения людей, выставляющих требования; выявление предпосылок, факторов, вызывающих конкретную форму социального поведения; определение социальных противоречий и тенденций их разрешения в заданных исторических условиях; анализ положения, интересов и действий различных социальных групп в контексте социальных изменений.

Социальная диагностика проблем детства в прикладном социологическом исследовании включает оценку состояния социального объекта (общества, территориальной общности, социальной группы) с целью выявления отклонений и нарушений нормального функционирования и развития; анализ конкретной социальной ситуации; изучение поведения определенных групп людей; выявление социальных проблем и их типологию.

Наиболее эффективный подход к обнаружению и осуществлению исследований социальных проблем детства, включает взаимодействие между социальной стратегией и социальным исследованием. Например, анализ социальных проблем детства и обоснование социальной политики в интересах детей, способной смягчить социальные противоречия.

В решении социальных проблем детства, должны преобладать локальные программы больше, чем программы федерального уровня, когда специфика социальных проблем детства на региональном уровне обуславливает особенности формирования социальной политики в интересах детей. С одной стороны, политики и общественные группы решают социальные проблемы детства законодательно, а с другой стороны, организованный протест представляет ещё один путь. Как показывает практика, особенно важна роли правительства в идентификации и решении социальных проблем детства.

После оценки и определения состояния социальных проблем детства, начинается поиск решений. Имеются неэкономические подходы к решению социальных проблем. Если интенсивность телепрограмм имеет неблагоприятный эффект на детях, то следует запрещать такие программы. Хотя решение одной проблемы создает другие. Решение будет выполнено, если социальная политика в интересах детей не идет против действий представителей больших или важных групп в обществе, например, владельцев средств массовой информации.

Таким образом, в современном обществе детство как социальная проблема будет рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, определяется значение детства для общества, взаимодействие с обществом, а с другой стороны, оцениваются ожидания детей от общества.

ЛИТЕРАТУРА.

1. McGuire W.J. Social Psychology // Dodwell E. (ed.). New Horizons in Psychology, London, 1972.- P.238

2. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. –М.: «Стратегия», 1998.- С.17.

3. Социализация детей российских мигрантов. Материалы Второго Международного круглого стола «Проблемы культурной и психологической адаптации мигрантов и беженцев». – М.: Государственная Дума РФ, Институт Психологии РАН, 2001.

18. Социология молодежи

 

Выступления

 

Кравчук П.Ф. (Курск) Динамика жизненных устремлений студентов
Рахимова Р.М. (Альметьевск) Ресоциализация личности в аномичном обществе
Касьянов В. В. (Краснодар) Дети рынка: молодое поколение россиян в условиях реформ
Стельмашук М.Н. (Тюмень) Социологические исследования детства как социальной проблемы

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.