Художественный анализ композиции живописного произведения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Художественный анализ композиции живописного произведения

2020-07-07 262
Художественный анализ композиции живописного произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Будущему художнику и педагогу необходимо и важно знать как понимать и рассмотреть картину, если выразить образно, как «читать» живописное полотно. Научить студента разумному взгляду на картину возможно только тогда, когда он овладеет методикой анализа произведениея живописи. Для этого необходимо знать структуру художественного произведения, закономерности его восприятия для постижения смысла живописного произведения и спсобов художественного мышления,

Предлагается примерный алгоритм анализа композиции живописного произведения, освоение которого позволит формировать досдаточный уровень художественной эстетической культуры и художественный вкус, необходимый в художественно-педагогической деятельности.

План анализя композиции живописного произведения

Первичные сведения о картине.

1. Принадлежность к исторической эпохе

2. Сведения об авторе произведения

3. Смысл названия картины

4. История создания картины.Дата,место.

5. Формат. Размеры

6.,Материал и техника

Художественно-образный и пластический анализ композиции живописного произведения.

1.Форма:

-цвет,линия,масса,объем,их связь между собой

.-композиция,ее особенности

2.Особенность содержания

-принадлежность жанру;

-тема (идея,цель),сюжет, фабула;

3.Основные средства художественной выразительности:

 -колорит(свет, цвет, тон, валер);

- линия;

- светотень;

- фактура;

- манера письма;

-эмоциональное содержание (настроение,впечатление);

-мотивы,символы.

4. Стиль, направление

-характерные формы и черты;

-почерк художника,своеобразие.

Оценивание картины.

1.Личное мнение:

-связь формы и содержания (особенности стиля);

-актуальность темы, новизна (как эта тема трактуется другими художниками);

-значение произведения,ценност для мировой культуры.

Контрольные вопросы для проверки теоретических знаний

по дисциплине «Композиция живописного произведения»

1. Композиция живописного произведения как учебная дисциплина. Цели задачи.

2. Основные законы композиции

3. Основные виды и категории композиции

4. Содержание и формы в композиции

5. Правила, приемы и средства композиции

6. Особенности построения и восприятия композиции живописного произведения.

7. Изобразительные и выразительные средства в создании целостной живописной композиции.

8. Контраст как выразительное средство создания образа в композиции.

9. Сюжетно-композиционный (смысловой) центр в тематической картине.

10. Роль формата (горизонталь, вертикаль, квадрат) и линии горизонта в создании картины.

11. Симметрия и ассиметрия в композиции.

12. Статика и динамика в композиции.

13. Передача движения в композиции.

14. Путь к картине: от замысла до завершения.

15. Значение эскизов в раскрытии содержания композиции.

16. Значение картона (рисунка в натуральную величину будущей картины) для композиции живописного произведения.

17. Способы передачи пространства в композиции.

18. Декоративно-плоскостная и глубинно-пространственная композиции.

19. Тональная организация живописного произведения.

20. Колористическое единство живописного произведения.

21. Метр и ритм в композиции.

22. «Золотое сечение» в построении композиции.

23. Объемность форм и пластика движения в композиции.

24. Пространственные построения в композиции.

25. Методическая последовательность выполнения композиции живописного произведения.

26. Особенности построения тематической картины в пейзаже и в интерьере.

27. Использование стаффажа в тематической композиции.

28. Психологический контраст в характеристике образов в тематической картине.

29. Отличительная особенность композиции живописного произведения от других видов искусства.

30. Неформальная композиция как основа для создания тематической картины.

Заключение

 

Композиция живописного произведения является одним из специальных предметов в подготовке бакалавров по изобразительному искусству и освоение закономерностей, правил, приемов и средств создания картины выступает как главная задача в формировании творчески мыслящей личности. Нучить судента видеть мир художественно и образно, находть соответствующие средства пластического решения -.в этом заключается суть этих практических занятий, которы открывают путь к самостоятельному творчеству, к анализу и глубокому пррофессиональному пониманию произведений всех жанров живописной картины.

Возвращаясь к вышесказанному о композиции, отметим, что художник волен работать в любой форме, но должен быть мастером — в гармонии элементов, колорите, выразительности идеи произведения, во множестве частных задач картины, которые поднимают работу до высот художественного произведения.

Композиция как предмет анализа и как способ создания добротного произведения постоянно будет увлекать художника в мир творчества, и чем более глубоко внедряется в ремесло будущего художника-педагога формальная зависимость от выработанных правил, тем менее свободен художник. Это неизбежное противоречие: чем талантливее и значительнее личность мастера-учителя, тем труднее ученику избежать его прямого влияния, тем чаще ученик впадает в подражание. Преодоление этого закона тяготения - процесс трудный, а нередко и долгий.Но через это должен пройти творчески мыслящий художник и только в муках он может самоутвердиться и создаст достойную для внимания картину.

Правильность композиции, как и правильность языка, может украсить произведение, образность художественного языка настолько индивидуальное качество, что не укладывается до конца, без остатка ни в какое прокрустово ложе формальных приемов. Признаки композиции должны присутствовать всегда, но ведь художественное произведение не иллюстрация этих признаков, у него другая задача. Стремясь к наивысшей выразительности, художник имеет право на любое преувеличение, отклонение, деформацию и обобщение, если это помогает эстетическому, художественному замыслу. Современное искусство вообще имеет тенденцию нарушать правила: именно бунтарское стремление открывает ранее закрытые двери, дает большую свободу творчества. За каждой новой дверью ждет неизвестность, это может быть и новое направление в искусстве, а может быть и тупик.

Став мастером, художник - педагог настолько овладевает чувством  общей формы т.е. композицией, что может работать абсолютно свободно, И только мастер знает где и когда поставить последнюю точку и что композиция завершена в соответствии с его замыслом. Слова  И. Е. Репина точно передают процесс создания творческой композиции: вот работа подходит к концу, осталась какая-нибудь мелочь, не сгармонированная с общим, тронешь ее - это требует пары мазков в другом месте, опять композиция требует согласования, так и трогаешь картину то там, то сям и переписываешь постепен­но все заново.

Композиция чутко отзывается на приемы и средства, применяемые художником, но в то же время существует самостоятельно, свято соблюдая свои законы, и проявление этих законов заключено в трех главных признаках композиции: целостности, уравновешенности, подчиненности второстепенного главному. Вот это и есть самое важное в композиции живописного произведения.

 

 

Библиография

1. Бадян, В. Е. Основы композиции [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Е. Бадян, В. И. Денисенко. – Москва: Академический Проект: Трикста, 2017. – 225 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

2. Беляева, С. Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник: для сред. проф. образования / С. Е. Беляева, Е. А. Розанов. – Москва: Academia, 2006. – 235 с., 8 л. ил.: ил.

3. Вазари Джорджо. О жизни знаменитых живописцев, архитекторов и скульпторов / Джорджо Вазари – Изд. Академия, 1993.

4. Викторов Ю. В. Чувашская станковая живопись ХХ века/ Ю. В. Викторов. –.Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2018.-255 с.,ил.

5. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – Москва: Искусство, 1977. – 263 с.

6. Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков – Москва: Искусство, 1965. – 400 с., ил.

7. Глазова, М. В. Изобразительное искусство [Электронный ресурс]: алгоритм композиции / М. В. Глазова, В. С. Денисов. – Москва: Когито-Центр, 2012. – 220 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.

8. Даглдиян, К. Т. Декоративная композиция: учеб. пособие для вузов по спец. 050602.65 (030800) – "Изобр. искусство" / К. Т. Даглдиян. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 313 с., 24 л., ил.

9. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи ХVII века./ С. М. Даниэль. – Л.: Искусство, 1986.- 199 с., 12 л. ил.

10. Делакруа Э. Дневник / Под редакцией М.В. Алпатова. – Москва: Искусство, 1950. – 127 с.

11. Как построить композицию и перспективу / пер. с исп. К. Мишиной. – Москва: Астрель, 2002. – 33 с.: в осн. цв. ил. – (Начинающему художнику).

12. Кибрик, Е. А. Общие сведения о композиции / Е. А. Кибрик;. Композиция и творчество / А. Д. Алехин. – Москва: Юный художник, 2006. – 32 с.: цв. ил. – (Библиотечка "Юного художника". Советы начинающим).

13. Колосенцева, А. Н. Учебный рисунок [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Н. Колосенцева. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 160 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.

14. Корепанова, О. А. Композиция от А до Я. Ассоциативная композиция: учеб. пособие / О. А. Корепанова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 458 с..

15. Крымов – художник и педагог. Статьи. Воспоминания. – Москва: Изд-во АХ СССР, 1960.

16. Левина, Е. А. Принципы композиционной организации графического натюрморта [Электронный ресурс]: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рисунок» / Е. А. Левина. – Оренбург: Оренбургский гос. университет, 2010. – 27 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.

17. Лернер, П. А. Грамматика композиции. О чем рассказывает картина / П. А. Лернер. – Москва: Юный художник, 2007. – 32 с. – (Библиотечка "Юного художника". Советы начинающим).

18. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для вузов по спец. "Изобр. искусство" / Г. М. Логвиненко. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 144 с., 8 л. цв. ил.: ил.

19. Молева Н. Педагогическая система Академии художеств ХVIII века./ Н. Молева, Э. Белютин.-Москва: Искусство, 1956.

20. Непомнящий, В. М. Перспектива в композиции: (пособие для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов) / В. М. Непомнящий. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 1970. – 30 с.: ил.

21. Проблемы композиции: учеб. пособие: Хрестоматия / сост. В. В. Ванслов и др.; под ред. В. В. Ванслова. – Москва: Изобр. искусство, 2000. – 290 с.

22. Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2001. – 315 с.: ил.

23. Репин И.Е. Далекое близкое / И.Е. Репин – Л.: Художник РСФСР, 1986.

24. Смит, Р. К. Перспектива: глубина и реалистичность изобр.: пер. с англ. / Р. К. Смит. – Москва: Кристина и Ко, 2006. – 48 с.: в осн. ил. – (Шаг за шагом. Уроки живописи; 5).

25. Третьяков, Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции.: учеб. пособие для высш. худож. образоват. учреждений РФ / Н. Н. Третьяков. – Козельск: Св.-Введенская Оптина Пустынь, 2001. – 262 с., 20 л. цв. ил.: ил.

26. Франкастель, П. Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху Кватроченто / П. Франкастель; пер. с фр. и послесл. А. В. Шестакова. – Санкт-Петербург: Наука, 2005. – 337 с., 16 л. ил.: ил.

27. Чеботкин В.А. Русская живописная школа: традиции и метод. Уч. пособие / В.А. Чеботкин. – Москва: Изд. Элит, 2009. – 120 с. ил.

28. Чеботкин В.А. Композиция и академическая школа. Учебное пособие / В.А. Чеботкин. – Йошкар-Ола: Издательство ООО ИПФ «СТРИНГ», 2019. – 160 с. ил,

29. Ченнини Ченнино. Книга об искусстве или трактат о живописи / Ченнино Ченнини – Москва: Изогиз, 1936.

30. Чернихов, Я. Г. Орнамент. Композиционно-классические построения / Я. Г. Чернихов. – Москва: Сварог и К, 2007. – 191 с.: ил.

31. Энгр об искусстве. Составитель А.Н. Изергина. – Москва: Изд-во АХ СССР, 1962.

 

 

Учебное издание

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.