Выполнение несложной тематической композиции живописного произведения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Выполнение несложной тематической композиции живописного произведения

2020-07-07 2346
Выполнение несложной тематической композиции живописного произведения 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

Практическая работа над композицией живописного произведения начинается с выбора темы. Композиция жанровой картины определяется идейным замыслом. Любая самая грамотная компоновка картины, лишенная глубокого замысла, никогда не превратиться в художественное произведение. Весьпроцесс работы над композицией – это процесс обогащения,всесторонней разработки и реализации идейного замысла. И.Крамской говорил, что сделать эскиз можно лишь тогда, когда рождается какая -либо Идея, которая волнует и не дает покоя, идея, готовая воплотитьсявпоследствии в картине.

В работе над композицией нельзя исходить из формальных задач, строить картину на основе каких-то геометрических схем (размещать фигуры по диагонали, кругу, треугольнику и т. д.). Пока не найдена интересная тема, нельзя заниматься композицией. Тема включает тот круг идей, чувств и мыслей, которые художник задумал передать в своем произведении. Тема должна обязательно рождаться из глубокого знания определенного круга жизненных явлений, из опыта. Ее нельзя выбирать искусственно по причине «актуальности». Если у художника нет внутренней потребности высказать людям новое, важное и значительное о каком-либо явлении, если он берется за тему не по склонности,- художественного произведения он не создаст.

Понятие «идея» и «тема» в композиции иногда отождествляются,что не совсем верно. На выставках все картины имеют темы, но не во всякой картине увидишь идею. Во многих картинах легко уловить то, о чем рассказывает художник, но не всегда бывает понятно, что он хотел этим сказать. Идея в живописи выражается не в абстрактных сочетаниях линий, форм или красок, а в живых, конкретных образах. Изображение оживает и превращается в содержательный художественный образ в том случае, если в картине мотивировано поведение персонажей, их состояние, позы и жесты. Найденность сюжетного действия является необходимой основой каждого реалистического произведения. Сюжет определят количество действующих лиц, их размещение, размер фигур, выбор точки зрения и т. д.В отличие от театра и литературы произведение изобразительного искусства всегда передает только один момент. Концентрация действия в едином изобразительном моменте является одной из закономерностей композиции. Композиция картины должна быть так построена, чтобы зритель почувствовал в ней длительность события: и то, что предшествовало данной сцене, и то, что последует. В этом случае будет передано движение жизни, картина будет казаться не застывшей и не мертвой. Самое главное в жанровой картине – это глубоко и верно переданные образы людей. Никакие живописные качества икомпозиционные приемы не сделают картину вы разительной, художественной, если вместо живых людей в ней будут действовать схемы голов и фигур.

При обсуждении темы необходимо большое внимание уделить внутреннему содержанию будущих эскизов, чтобы работа была направлена на создание образного, наполненного, эмоционального, содержательного произведения. Необходимо также постоянно помнить, что главным является содержание картины, а средства, привлекаемые к работе, должны помогать в раскрытии замысла. Нужно обращать постоянноевнимание на то, что будущая картина должна быть интересна не только самому художнику, но и зрителю, заставляла бы его сопереживать, находила бы созвучие и отклик в его душе.

Важна и завершенность идеи, поэтому она не должна носить случайный, мелкий или частный характер, а, напротив, должна быть выражена в емкой, законченной форме. Простой вопрос: что? И ради чего художник изображает? что поможет точнее сформулировать идею своей картины.

Последовательность выполнения живописной малофигурной композиции или «творческую кухню» художника мы рассмотрим на конкретном примере выполнения композиции на заданную современную тему «Соседки». 2017. Х.,м. 57,5х70. Для иллюстрирования этого этапа мы использовали творческую работу студентки 4 курса по специальности 54.05.02 ЖИВОПИСЬ Специализация 01 «Художник-живописец (станковая живопись)» Дудик Ольги Анатольевны, руководитель Чеботкин Валерий Александрович- заслуженный художник Республики Марий Эл, доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания

Практическая работа начинается с исполнения форэскизов. Важно сделать их как можно больше, не замыкаясь на одном, хотя и удачном.Это дает возможность шире и разнообразнее вести поиск нужного решения. На первом этапе, когда идея только зарождается, когда одна мысль опережает другую, допустимо, чтобы эскизы были быстрыми, живыми и незавершенными. Обязательно ли делать эскиз? Безусловно, обязательно. Начинающий художник должен приучить себя с первых шагов в искусстве начинать всякую творческую работу с эскиза. Но когда решение начинает складываться, появляется пластический строй, необходимо стараться придать эскизам точные и законченные формы. Ведь, кроме своей вспомогательной функции, эскиз несет в себе и самостоятельную художественную ценность. Это дисциплинирует, приучает к культуре в работе с материалом, к серьезному отношению. Наброски не должны быть случайными, сделанными неизвестно для чего. Они преследуют определенную цель — уловить движение человека, как бы «записать», «запомнить карандашом» выразительный поворот, ракурс, характер изображаемого. Здесь не случайно приведено выражение — «запомнить карандашом», так как делать эскизы — значит, образно выражаясь, думать карандашом.Какие же вопросы решает эскиз? Самые основные, без которых не может быть творческого произведения. Главная задача в работе над эскизом — добиться выразительности, правильности общего впечатления в поисках художественного образа. Сюда входит расположение частей картины — групп людей, предметов, пейзажа и так далее, расположение силуэтов пластических форм, основных линий, цветовых пятен, которые создают колорит произведения; и при всем этом нельзя упускать главной цели работы — создания художественного образа.Следовательно, эскиз — это уже композиция. Но композиция не кончается в эскизе, она здесь начинается, и забота о совершенствовании ее не оставляет художника до последнего удара кисти в его работе над картиной. Чтобы основная мысль стала ведущей в картине, чтобы создать единую форму, надо в начале работы над эскизом отказаться от деталей и набросать всю сцену целиком. Леонардо да Винчи, например, советовал делать эскизы большой кистью, потому что если будет понятна в эскизе главная мысль, то дальнейшая разработка деталей сделает ее еще ясней; если же эскиз в самом начале не ясен в целом, то никакие детали не помогут.

   

Рис. 1. Фор-эскиз композиции «Соседки»

С бор материала  следующий и важный этап работы над эскизом. Это один из интересных моментовв работы -- наблюдение окружающей жизни, наброски и зарисовки дома и на улице в зависимости от выбранного сюжета. Можно собирать натурный материал сразу после выбора сюжета или заняться этим после первого эскиза композиции.

 Недостаток информации и жизненного опыта не дают возможности наполнить эскиз тем содержанием, которое помогает полнее раскрыть замысел. Будь то историческая тема или современный сюжет, сбор материала необходим. В первом случае он поможет изучить материальную среду той эпохи (костюмы, быт, нравы и т. д.). Большую помощь в этом оказывают книги, посещение музеев. С современной темой, казалось бы, проще.. Необходимо изучать окружающую дествительность, как можно больше делать наброски, зарисовки и уметь отобрать необходимое из большого количества собранного материала для выбранного сюжета.

Можно заняться сбором натурного материала сразу после выбора сюжета или выполнить эту работу после первого эскиза композиции. При необходимост можно даже выполнить новый композиционный эскиз с учетом выполненных набросков и зарисовок с натуры, уточнить замысел.

 

Рис.2. Эскиз композиции в цвете «Соседки»

             

Рис.3. Этюд полуфигуры девушки к композиции «Соседки»

 

     

Рис. 4. Этюд интерьера к композиции «Соседки»

 

 

Рис.5. Этюд фигуры девушки к композиции «Соседки»

Затем следует тональный эскиз или так называемый картон в натуральную величину будущей картины.. Всякая композиция начинается с эскиза. Эскиз в живописи — это проект картины. Все основные вопросы композиции должны быть продуманы и решены в картоне.. Главный из этих вопросов, требующий решения в первую очередь — это идея, сюжетный замысел. В дальнейшей работе вопросы художественного выражения главной мысли будут приобретать все большее значение, однако идейное содержание произведения всегда остается главным, руководящим и подчиняющим себе все остальное. Профессиональный художник, тем боле начинающий художник должен приучить себя с первых шагов в искусстве начинать всякую творческую работу с эскиза и картона.

Затем художник выполняет рисунок будущей картины, используя карандаш, уголь или жидко разведенную краску и тонкую кисть. Возможно изготовление так называемой кальки или картона, если рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность. Если что-то не получается в рисунке, можно еще раз отправиться на этюды, проработать детали, вызвавшие затруднения, а затем уточнить рисунок с использованием собранного натурного материала. Можно даже сделать новый композиционный эскиз, с учетом выполненных набросков и зарисовок с натуры, уточнить замысел. Приступая к картону, необходимо помнить что, хотя он имеет вспомогательное значение, может выступать и как самостоятельное законченное произведение. Поэтому он должен быть хорошо выполненным полноценным эскизом. Картон необходимо выполнять в том же размере, в котором будет выполнен цветовой эскиз. Размер и формат эскиза должны быть обоснованы и продиктованы замыслом композиции, пластическим решением, степенью наполнения деталями. Очень важен выбор материала для исполнения картона.

В цвете тональный эскиз не обязательно делать именно чернобелым. Если использовать черный и белый цвета в полную силу, может возникнуть излишняя жесткость тональных отношений из-за сильных контрасто черного и белого. Нужно смягчить контрасты, не используя в полную силу обе краски. А лучше выбрать материал и цвет для исполнения картона, исходя из окончательного цветового решения эскиза. Иногда можно даже приблизиться к палитре, которая будет доминировать в будущей работе, художнику будет проще перейти к цветовому решению холста.

Перевод картона на холст может быть выполнен разными способами, но мы предлагаем схему вспомогательных линий для переноса композиции

 

Рис.6. Перевод эскиза композиции «Соседки» на холст

Композиция тесно связана с созданием художественного образа. Собственно, композицией и решается самая великая задача творчества — создание художественного образа в картине. Художественный образ (в данном случае не в философском, а в творческом, практическом смысле) является настолько важным, что становится главной целью поисков при эскизировании будущей картины. Если вспомнить ставший классическим пример создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», то видно, что уже в эскизах к ней заключалось самое существо будущей картины — художественный образ в основном мотиве сюжета.

После исполнения картона начинается работа над картиной в цвете. непосредственно. Выполняется, как правило, маслом, реже -темперой. Важным моментом является подготовка холста. Нужно обратить внимание на то, как правильно подобрать холст, с какой фактурой, какой грунт использовать, какими разбавителями пользоваться.

Важно рассказать о возможности применения разных технических приемов, об использовании имприматуры. Все это должно диктоваться задачей, поставленной перед художником.

Создавая живописное произведение, необходимо придерживаться определенной последовательности. Обычно художник начинает работу над картиной с нескольких композиционных эскизов небольшого размера, в которых конкретизирует свой замысел. С этой же целью он может выполнить этюды с натуры.

Для создания интересного живописного полотна необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.

Увидеть интересный композиционный мотив в жизни не так-то просто. Помочь в этом может рамка-видоискатель, которую несложно изготовить самим. Главное, чтобы ее противоположные стороны оставались подвижными, тогда можно будет легко изменять формат, увеличивать пли уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Если нет рамки, то можно просто сложить ладони гак, как показано на рисунке.

Выбор наиболее выразительного сюжета для композиции тоже непростая задача. Один и тот же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то есть создают свою версию. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изображает художник на полотне, а содержание или тема может быть гораздо шире, то есть по одной теме можно создать произведения с различными сюжетами.

Важно еще до начала изображения попытаться представить будущую картину. Как правило, сначала художник выполняет несколько небольших эскизов, чтобы найти наиболее выразительную композицию.

На этом этапе определяется формат картины (вытянутый по вертикали, прямоугольный, квадратный, вытянутый по горизонтали и др.) и ее размер.

Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали, удобен для изображения эпического действия. Мы уже говорили о том, что формат, построенный на основе пропорции золотого сечения, хорошо подходит для изображения широкого пейзажного мотива. Формат, полученный способом увеличения квадрата полной диагональю, одинаково удобен для изображения пейзажа, натюрморта и тематической композиции.

Чрезмерное увеличение формата но вертикали превращает изображение в свиток, а чрезмерное увеличение формата но горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции. При выборе формата следует учитывать расположение основных объектов композиции -- по горизонтали или вертикали, развитие сюжета -- слева направо, в глубину картины и т.д.

Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения.

Композиция в овале и круге строится относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь четко должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяют как формат для портрета, так как эта конфигурация легко соотносится с овалом человеческого лица или контуром погрудного изображения.

Художники используют и форматы сложной конфигурации, состоящие из сочетания двух геометрических фигур, например полукрута и прямоугольника.

 

Процесс работы над холстом и оформление картины.

Прежде чем начать работу на холсте, его необходимо технологически подготовить для выполнения живописи по сюжетной композиции. Готовый по размеру холст можно,согласно задуманной композиции, покрыть цветным слоем масляной краски, который называется имприматурой. Цветгой тон нужен для придания живописи определенных колористических качеств.Если имприматуру сделать в теплой гамме земляных цветов, то она делает картину более объединенной в определенный цветовой строй на сближенных цветовых отношениях. Для придания картине более богатого колористического строя, на тонкой игре теплохолодных и светотональных отношений, холст можно покрыт имприматурой дополнительного цвета по отношению общего колорита картины. Если работа по тону красноватая, то можно использовать зеленоватый цвет, такая игра цвета только обогащает живописный слой композиции картины.

В начале надо делать рисунок кистью. Затем следовала следующая стадия работы на холсте - подмалевок -тональная - цветовая раскладка по форэскизу. За первый сеанс надо закрыть весь холст и определить тональные и цветовые отношения, на которых и держится вся задумка, определить все цветовые ритмы.

На следующем этапе работы маслом, когда найдены основные тоновые и цветовые отношения, можно приступать к более детальной проработке отдельных частей (подчиняя их общему). Теневые части изображений должны оставаться заполненными тонким слоем краски, тогда как свет можно писать корпусно, пастозно используя кисть, мастихин. Первый план прорабатываь более тщательно, чем задний (по законам композиции). На протяжении работы  могут возникнуть некоторые сложности: изображения фактуры и материальных качеств, цветовые решения некоторых частей композиции, выделение главного «приглушение» второстепенного. Анализируя композицию по ходу работы, нужно решать возникающие проблемы. В процессе живописной работы не всегда можно угадать общий тон картины, сгармонировать частные цветовые пятна, освещение т.е. используемый свет в композиции. Для решения этих проблем надо использовать разновидности лессировок, включая, моделирующие, обобщающие, втертые и др.

Самой основной и сложный из этапов работы является – завершающий этап, подчинение частного общей идее произведения, обобщение, расстановка акцентов, придание работе завершенности. Если сначала работа писалась широкой кистью, большими отношениями, заключительные проработки выполняютс маленькими кистями, более внимательно.

Рис. 6. Завершенная композиция в цвете «Соседки»

Часто первоначальные эскизы и законченные живописные работы не отождествляются друг с другом. Чтобы прийти к определенному итогу, обычно перерабатывается много материала, набросков, эскизов.

Творческая работа несколько отличается от учебной. В композиции живописного произведения используется весь творческий багаж специальной подготовки будущих художников и педагогов. При этом необходимо следовать объективным законам в ходе использования разнообразных приемов и средств художественной выразительности, соединения чувственного и логического.

 

Проблема подбора рамы к завершенной работе сводится к выбору ее ширины, характера профиля рамы и к ее цвету. Если коснуться некоторых общих правил оформления работ в раму, своим цветом и декоративной отделкой рама не должна выделяться и отвлекать зрителя от картины, которую обрамляет. Она завершает композицию, придаѐт ей единство, собирает или направляет внимание зрителя на само произведение, центр композиционного решения.

В эскизе прорисовываются общая композиционная схема, расположение тт взаимосвязь основных действующих лиц без детальной прорисовки. Возможно тоновое и цветовое решение эскиза. Далее переходят к рисунку композиции, затем живописному ее воплощению.

После этого переходят к живописному решению полотна. Сначала жидко разведенными красками выполняют подмалевок, в котором определяются общие цветовые и тоновые отношения предметов, их локальный цвет. Затем приступают к основному этапу - собственно живописному решению полотна. Лучше всею вести работу от общею к частному, постепенно нанося основной цвет предметов и елеля за моделировкой объема. Необходимо уточнить контрасты и нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения следует убрать лишние летали, ослабить контрасты, выделить главное.

Перечисленные этапы выполнения живописного произведения очень важны, особенно в учебных целях. Однако бывает, художники отказываются от какого-нибудь этапа. Все работают по-разному. Одни выполняют детально разработанный эскиз, а другие пишут сразу начисто, без предварительного рисунка карандашом. Кто-то настойчиво ищет в натуре все летали для картины, делает этюды при различных состояниях природы, рисует натурщиков в соответствующих костюмах и позах, изучает необходимый исторический пли искусствоведческий материал. Другой художник больше доверяет своей зрительной памяти и воображению и вообще отказывается от изучения натуры.

Художник может одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой формы, передачей пространства и колоритом. Так любил работать П.Сезанн, особенно когда писал свои пейзажи или натюрморты с натуры. Однако такой путь доступен не каждому. Надо обладать прекрасной зрительной памятью, точным рисунком, композиционным мышлением, безукоризненным чувством цвета.

Большинство же художников предпочитают выполнять все необходимые этапы для создания живописного произведения. Так любил работать Л.А.Иванов. Он провел огромную подготовительную работу к картине «Явление Христа народу». Многочисленные живописные этюды, а их около 600 работ, выставленные в Государственной Третьяковской галерее, помогают проследить творческий поиск автора.

Все вышесказанное о работе над живописным произведением не нужно понимать как постоянный, обязательный и неизменный порядок. Здесь мы рассматривали общепринятый подход к картине, который выработался художниками не в одно столетие Однако соблюдение правил помогает достигнуть хороших результатов, овладеть закономерностями создания живописной картины от замысла до завершения.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.