Композиция живописного произведения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Композиция живописного произведения

2020-07-07 872
Композиция живописного произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОМПОЗИЦИЯ ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Учебно-методическое пособие

 

 

Составитель А. В. Данилов

 

Чебоксары

2019


 

УДК 75.012(075.8)

ББК 85.140,5я73

    К 637

  Композиция живописного произведения: учебно-методическое пособие. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - 56с.: ил.

 

Печатается по решению ученого совета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева (протокол № 2 от 27.09.2019 г.).

 

Рецензенты:

А. А. Трофимов, доктор искусствоведения, ведуший научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук;

Ю. А. Трофимов, кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

 

Рассматриваются теоретические основы композиции живописного произведения как учебной дисциплины. Раскрывается сущность основных понятий композиции, включая законы, правила, приемы и средства. Предлагаются  методические рекомендации по практическому освоению профессиональных основ несложной сюжетной картины и художественному анализу композиции живописного произведения.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Изобразительное искусство и дополнительное образование (художественное образование в учрежениях дополнительного образования), и преподавателей вузов.

 

© Данилов А. В, составление, 2019

© Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ                                                                                             6

1.1. Композиция в системе художественного образа                                     6

1.2. Законы композиции                                                                                   12

1.3. Правила, приемы и средства композиции живописного произведения    17

1.4. Композиция малофигурной картины                                                       26

2 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ                                                                                          29

2.1. Последовательность выполнения композиции картины                       29

2.2. Выполнение несложной тематической композиции живописного произведения.                                                                                                    33

2.3. Художественный анализ композиции живописного произведения     48

3АКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               51

БИБЛИОГРАФИЯ                                                                                          53

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Композиции живописного произведения как учебный предмет входит  в группу основных специальных предметов в подготовке бакалавров по избразительному искусству. Задачей данного предмета является: изучение и освоение базовых теоретических понятий и практических умений и навыков в изобразительном искусстве на равнее с рисунком и живописью; формирование и развитие творческого воображения и образного мышления, зрительной памяти и наблюдательности; умения видеть в окружающей действительности характерное и типическое; воспитание досдаточной художественной эстетической культуры и художественного вкуса; формирование умений анализировать произведения искусства; овладение профессиональным мастерством в художественно-педагогической деятельности

Цель данного учебно- методического пособия заключается в определении термина «композиция» применительно к дисциплине «композиция живописного произведения» как учебного предмета. В пособии в краткой форме рассмотриваются основные законы, правила, приемы и средства композиции, а так же методы последовательного выполнения композиции живописного произведения, от замысла до законченного произведения, на примере выполнения несложной тематической композиции, т, е. эскиза сюжетной малофигурной картины на тему современности.

В  качестве ожидаемых результатов  процессе изучения дисциплины необходимо знать историческое развитие зарубежного и отечественного искусства композиции живописного произведения; научно-теоретические основы, основные положения и закономерности создания произведений живописи; правила, приемы и средства передачи объема и пространства в живописном произведении, выразительного отображения художественных образов.

В процессе изучения данного предмета студенты должны владеть изобразительными средствами, передавать идейный замысел живописного произведения, уметь добиваться соответствия содержания и формы живописного произведения, грамотно решать учебные и творческие задачи; подчинять второстепенное главному, выявлять изобразительными средствами композиционный центр; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы в своей профессиональной деятельности.

Подготовить студентов для решения профессиональных творческих задач на основе изучения композиционных закономерностей с использованием  правил, приемов, средств и материалов в создании художественного образа. Указать путь к картине через методику создания  композиции живописного произведения, развить способности образно мыслить и подготовить к самостоятельной творческой деятельности.

Пособие подготовлено в  соответствии с учебным планом по программе бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Изобразительное искусство и дополнительное образование (художественное образование в учрежениях дополнительного образования).

 

Законы композиции

Композиция,построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.

Основными законами композиции большинство исследователей считают:

- закон целостности;

- закон контрастов;

- закон новизны;

- закон пдчинения всех средств композиции идейному замыслу.

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Такое построение в отдельных видах и жанрах изобразительного искусства требует иногда частичных законов композиции, отражающие существенные признаки живописного произведения. Таковыми законами могут быть:

- закон жизненности;

- закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости.

Закон целостности

Целостность, как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется в жизни, природе и в искусстве и проявляется как дидактический закон. Специфичность целостности картины,как первый закон композиции, способствуеть созданию единого и неделимого изображения формы и содержания композиции. Главная черта композиции в плане целостности – это невозможность воспринимать ее как сумму частей. Конструктивная идея композиции способна объеденить в одно целое содержание и форму. Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.

Согласованность всех частей и элементов композиции является ее свойством. Это позволяет определить центр композиции, ее сюжетный центр, главное и второстепенное исходя из законов восприятия мира.

Композиция чутко отзывается на приемы и средства, применяемые художником, но в то же время существует самостоятельно, свято соблюдая свои законы, и проявление этих законов заключено в трех главных признаках композиции: целостности, уравновешенности, подчиненности второстепенного главному.

В совершенной композиции все части, детали взаимно согласованы и подчинены для целого, так же должны быть продуманы планы, формы, размеры, интервалы, линии, пятна т,д,

Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия закона целостности композиции. Идеальным подтверждением этого закона являются картины художников И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» и В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».

Закон контрастов

Это один из основных законов композиции картины и он решает задачу образности. В композиции контраст позволяет сильнее подчеркнуть главное, за счет чего достигается выразительность и острота характеристики образов. Средсвами достижения контраста выступает сопоставление каких – либо противоположных качеств. Конкретно,контраст цветовых и тоновых пятен по светлоте, насыщенности и цветовому тону.

Убедительное решение закона контраста можно видет в картинах А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда», «Оборона Севастополя», В. И. Сурикова «Степан Разин» и во многих работах художников.

Закон новизны

Этот закон выступает как всеобщий закон искусства. Художественный образ в искусстве всегда должно восприниматься как нечто новое по содержанию и по форме.Новизна имеет отношение к темам, сюжету, фабуле. Она выражается в художественных средствах и композиционных решениях. Образ в своей неожиданности решения требует соответствуюей пластической трактовки, иногда материал художественный для писма живописной композиции предявляет определенные условия технического и технологического характера.

Кибрик Е.А. точно определил новизну как драгоценное качество композиции.Произведения, созданные мастерами, всегда воспринимаются новыми и неожиданными потому, что в их решении лежит не стандартный подход, индивидуальное видение, оригинальное решение, это полная противоположность заимствованию чужого, т.е. компиляции и плагиату

 

 

Ритм, движение и покой

Ритм - универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов). Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

В живописи ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. ритмическом чередовании их элементов.

Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости.

Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине - выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием и желанием передать правду жизни в живописи.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.

Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.

Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Правило передачи движения:

- если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным:

- эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;

- для передачи движения, следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

Кроме этого, изображение будет казаться движущимся, если его части воссоздают не один какой-либо момент движения, а последовательные его фазы.

Движение становится понятным только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения. Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним.

Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка.

Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане.

Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение. Изменение направления движения может его ускорить или замедлить.

Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и это легче воспринимается, оно кажется быстрее.

Правило передачи покоя:

- если на картине отсутствуют диагональные направления;

- если перед движущимся объектом нет свободного пространства;

- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;

- если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.

Передача равновесия

В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях.

Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения  применительно к живописи помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть, найти равновесие в композиции.

В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

План анализя композиции живописного произведения

Оценивание картины.

1.Личное мнение:

-связь формы и содержания (особенности стиля);

-актуальность темы, новизна (как эта тема трактуется другими художниками);

-значение произведения,ценност для мировой культуры.

Контрольные вопросы для проверки теоретических знаний

по дисциплине «Композиция живописного произведения»

1. Композиция живописного произведения как учебная дисциплина. Цели задачи.

2. Основные законы композиции

3. Основные виды и категории композиции

4. Содержание и формы в композиции

5. Правила, приемы и средства композиции

6. Особенности построения и восприятия композиции живописного произведения.

7. Изобразительные и выразительные средства в создании целостной живописной композиции.

8. Контраст как выразительное средство создания образа в композиции.

9. Сюжетно-композиционный (смысловой) центр в тематической картине.

10. Роль формата (горизонталь, вертикаль, квадрат) и линии горизонта в создании картины.

11. Симметрия и ассиметрия в композиции.

12. Статика и динамика в композиции.

13. Передача движения в композиции.

14. Путь к картине: от замысла до завершения.

15. Значение эскизов в раскрытии содержания композиции.

16. Значение картона (рисунка в натуральную величину будущей картины) для композиции живописного произведения.

17. Способы передачи пространства в композиции.

18. Декоративно-плоскостная и глубинно-пространственная композиции.

19. Тональная организация живописного произведения.

20. Колористическое единство живописного произведения.

21. Метр и ритм в композиции.

22. «Золотое сечение» в построении композиции.

23. Объемность форм и пластика движения в композиции.

24. Пространственные построения в композиции.

25. Методическая последовательность выполнения композиции живописного произведения.

26. Особенности построения тематической картины в пейзаже и в интерьере.

27. Использование стаффажа в тематической композиции.

28. Психологический контраст в характеристике образов в тематической картине.

29. Отличительная особенность композиции живописного произведения от других видов искусства.

30. Неформальная композиция как основа для создания тематической картины.

Заключение

 

Композиция живописного произведения является одним из специальных предметов в подготовке бакалавров по изобразительному искусству и освоение закономерностей, правил, приемов и средств создания картины выступает как главная задача в формировании творчески мыслящей личности. Нучить судента видеть мир художественно и образно, находть соответствующие средства пластического решения -.в этом заключается суть этих практических занятий, которы открывают путь к самостоятельному творчеству, к анализу и глубокому пррофессиональному пониманию произведений всех жанров живописной картины.

Возвращаясь к вышесказанному о композиции, отметим, что художник волен работать в любой форме, но должен быть мастером — в гармонии элементов, колорите, выразительности идеи произведения, во множестве частных задач картины, которые поднимают работу до высот художественного произведения.

Композиция как предмет анализа и как способ создания добротного произведения постоянно будет увлекать художника в мир творчества, и чем более глубоко внедряется в ремесло будущего художника-педагога формальная зависимость от выработанных правил, тем менее свободен художник. Это неизбежное противоречие: чем талантливее и значительнее личность мастера-учителя, тем труднее ученику избежать его прямого влияния, тем чаще ученик впадает в подражание. Преодоление этого закона тяготения - процесс трудный, а нередко и долгий.Но через это должен пройти творчески мыслящий художник и только в муках он может самоутвердиться и создаст достойную для внимания картину.

Правильность композиции, как и правильность языка, может украсить произведение, образность художественного языка настолько индивидуальное качество, что не укладывается до конца, без остатка ни в какое прокрустово ложе формальных приемов. Признаки композиции должны присутствовать всегда, но ведь художественное произведение не иллюстрация этих признаков, у него другая задача. Стремясь к наивысшей выразительности, художник имеет право на любое преувеличение, отклонение, деформацию и обобщение, если это помогает эстетическому, художественному замыслу. Современное искусство вообще имеет тенденцию нарушать правила: именно бунтарское стремление открывает ранее закрытые двери, дает большую свободу творчества. За каждой новой дверью ждет неизвестность, это может быть и новое направление в искусстве, а может быть и тупик.

Став мастером, художник - педагог настолько овладевает чувством  общей формы т.е. композицией, что может работать абсолютно свободно, И только мастер знает где и когда поставить последнюю точку и что композиция завершена в соответствии с его замыслом. Слова  И. Е. Репина точно передают процесс создания творческой композиции: вот работа подходит к концу, осталась какая-нибудь мелочь, не сгармонированная с общим, тронешь ее - это требует пары мазков в другом месте, опять композиция требует согласования, так и трогаешь картину то там, то сям и переписываешь постепен­но все заново.

Композиция чутко отзывается на приемы и средства, применяемые художником, но в то же время существует самостоятельно, свято соблюдая свои законы, и проявление этих законов заключено в трех главных признаках композиции: целостности, уравновешенности, подчиненности второстепенного главному. Вот это и есть самое важное в композиции живописного произведения.

 

 

Библиография

1. Бадян, В. Е. Основы композиции [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Е. Бадян, В. И. Денисенко. – Москва: Академический Проект: Трикста, 2017. – 225 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

2. Беляева, С. Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник: для сред. проф. образования / С. Е. Беляева, Е. А. Розанов. – Москва: Academia, 2006. – 235 с., 8 л. ил.: ил.

3. Вазари Джорджо. О жизни знаменитых живописцев, архитекторов и скульпторов / Джорджо Вазари – Изд. Академия, 1993.

4. Викторов Ю. В. Чувашская станковая живопись ХХ века/ Ю. В. Викторов. –.Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2018.-255 с.,ил.

5. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – Москва: Искусство, 1977. – 263 с.

6. Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков – Москва: Искусство, 1965. – 400 с., ил.

7. Глазова, М. В. Изобразительное искусство [Электронный ресурс]: алгоритм композиции / М. В. Глазова, В. С. Денисов. – Москва: Когито-Центр, 2012. – 220 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.

8. Даглдиян, К. Т. Декоративная композиция: учеб. пособие для вузов по спец. 050602.65 (030800) – "Изобр. искусство" / К. Т. Даглдиян. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 313 с., 24 л., ил.

9. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи ХVII века./ С. М. Даниэль. – Л.: Искусство, 1986.- 199 с., 12 л. ил.

10. Делакруа Э. Дневник / Под редакцией М.В. Алпатова. – Москва: Искусство, 1950. – 127 с.

11. Как построить композицию и перспективу / пер. с исп. К. Мишиной. – Москва: Астрель, 2002. – 33 с.: в осн. цв. ил. – (Начинающему художнику).

12. Кибрик, Е. А. Общие сведения о композиции / Е. А. Кибрик;. Композиция и творчество / А. Д. Алехин. – Москва: Юный художник, 2006. – 32 с.: цв. ил. – (Библиотечка "Юного художника". Советы начинающим).

13. Колосенцева, А. Н. Учебный рисунок [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Н. Колосенцева. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 160 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.

14. Корепанова, О. А. Композиция от А до Я. Ассоциативная композиция: учеб. пособие / О. А. Корепанова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 458 с..

15. Крымов – художник и педагог. Статьи. Воспоминания. – Москва: Изд-во АХ СССР, 1960.

16. Левина, Е. А. Принципы композиционной организации графического натюрморта [Электронный ресурс]: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рисунок» / Е. А. Левина. – Оренбург: Оренбургский гос. университет, 2010. – 27 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.

17. Лернер, П. А. Грамматика композиции. О чем рассказывает картина / П. А. Лернер. – Москва: Юный художник, 2007. – 32 с. – (Библиотечка "Юного художника". Советы начинающим).

18. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для вузов по спец. "Изобр. искусство" / Г. М. Логвиненко. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 144 с., 8 л. цв. ил.: ил.

19. Молева Н. Педагогическая система Академии художеств ХVIII века./ Н. Молева, Э. Белютин.-Москва: Искусство, 1956.

20. Непомнящий, В. М. Перспектива в композиции: (пособие для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов) / В. М. Непомнящий. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 1970. – 30 с.: ил.

21. Проблемы композиции: учеб. пособие: Хрестоматия / сост. В. В. Ванслов и др.; под ред. В. В. Ванслова. – Москва: Изобр. искусство, 2000. – 290 с.

22. Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2001. – 315 с.: ил.

23. Репин И.Е. Далекое близкое / И.Е. Репин – Л.: Художник РСФСР, 1986.

24. Смит, Р. К. Перспектива: глубина и реалистичность изобр.: пер. с англ. / Р. К. Смит. – Москва: Кристина и Ко, 2006. – 48 с.: в осн. ил. – (Шаг за шагом. Уроки живописи; 5).

25. Третьяков, Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции.: учеб. пособие для высш. худож. образоват. учреждений РФ / Н. Н. Третьяков. – Козельск: Св.-Введенская Оптина Пустынь, 2001. – 262 с., 20 л. цв. ил.: ил.

26. Франкастель, П. Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху Кватроченто / П. Франкастель; пер. с фр. и послесл. А. В. Шестакова. – Санкт-Петербург: Наука, 2005. – 337 с., 16 л. ил.: ил.

27. Чеботкин В.А. Русская живописная школа: традиции и метод. Уч. пособие / В.А. Чеботкин. – Москва: Изд. Элит, 2009. – 120 с. ил.

28. Чеботкин В.А. Композиция и академическая школа. Учебное пособие / В.А. Чеботкин. – Йошкар-Ола: Издательство ООО ИПФ «СТРИНГ», 2019. – 160 с. ил,

29. Ченнини Ченнино. Книга об искусстве или трактат о живописи / Ченнино Ченнини – Москва: Изогиз, 1936.

30. Чернихов, Я. Г. Орнамент. Композиционно-классические построения / Я. Г. Чернихов. – Москва: Сварог и К, 2007. – 191 с.: ил.

31. Энгр об искусстве. Составитель А.Н. Изергина. – Москва: Изд-во АХ СССР, 1962.

 

 

Учебное издание

 

Данилов А.В.

КОМПОЗИЦИЯ

ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

КОМПОЗИЦИЯ ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Учебно-методическое пособие

 

 

Составитель А. В. Данилов

 

Чебоксары

2019


 

УДК 75.012(075.8)

ББК 85.140,5я73

    К 637

  Композиция живописного произведения: учебно-методическое пособие. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - 56с.: ил.

 

Печатается по решению ученого совета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева (протокол № 2 от 27.09.2019 г.).

 

Рецензенты:

А. А. Трофимов, доктор искусствоведения, ведуший научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук;

Ю. А. Трофимов, кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

 

Рассматриваются теоретические основы композиции живописного произведения как учебной дисциплины. Раскрывается сущность основных понятий композиции, включая законы, правила, приемы и средства. Предлагаются  методические рекомендации по практическому освоению профессиональных основ несложной сюжетной картины и художественному анализу композиции живописного произведения.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Изобразительное искусство и дополнительное образование (художественное образование в учрежениях дополнительного образования), и преподавателей вузов.

 

© Данилов А. В, составление, 2019

© Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ                                                                                             6

1.1. Композиция в системе художественного образа                                     6

1.2. Законы композиции                                                                                   12

1.3. Правила, приемы и средства композиции живописного произведения    17

1.4. Композиция малофигурной картины                                                       26

2 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ                                                                                          29

2.1. Последовательность выполнения композиции картины                       29

2.2. Выполнение несложной тематической композиции живописного произведения.                                                                                                    33

2.3. Художественный анализ композиции живописного произведения     48

3АКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               51

БИБЛИОГРАФИЯ                                                                                          53

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Композиции живописного произведения как учебный предмет входит  в группу основных специальных предметов в подготовке бакалавров по избразительному искусству. Задачей данного предмета является: изучение и освоение базовых теоретических понятий и практических умений и навыков в изобразительном искусстве на равнее с рисунком и живописью; формирование и развитие творческого воображения и образного мышления, зрительной памяти и наблюдательности; умения видеть в окружающей действительности характерное и типическое; воспитание досдаточной художественной эстетической культуры и художественного вкуса; формирование умений анализировать произведения искусства; овладение профессиональным мастерством в художественно-педагогической деятельности

Цель данного учебно- методического пособия заключается в определении термина «композиция» применительно к дисциплине «композиция живописного произведения» как учебного предмета. В пособии в краткой форме рассмотриваются основные законы, правила, приемы и средства композиции, а так же методы последовательного выполнения композиции живописного произведения, от замысла до законченного произведения, на примере выполнения несложной тематической композиции, т, е. эскиза сюжетной малофигурной картины на тему современности.

В  качестве ожидаемых результатов  процессе изучения дисциплины необходимо знать историческое развитие зарубежного и отечественного искусства композиции живописного произведения; научно-теоретические основы, основные положения и закономерности создания произведений живописи; правила, приемы и средства передачи объема и пространства в живописном произведении, выразительного отображения художественных образов.

В процессе изучения данного предмета студенты должны владеть изобразительными средствами, передавать идейный замысел живописного произведения, уметь добиваться соответствия содержания и формы живописного произведения, грамотно решать учебные и творческие задачи; подчинять второстепенное главному, выявлять изобразительными средствами композиционный центр; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы в своей профессиональной деятельности.

Подготовить студентов для решения профессиональных творческих задач на основе изучения композиционных закономерностей с использованием  правил, приемов, средств и материалов в создании художественного образа. Указать путь к картине через методику создания  композиции живописного произведения, развить способности образно мыслить и подготовить к самостоятельной творческой деятельности.

Пособие подготовлено в  соответствии с учебным планом по программе бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Изобразительное искусство и дополнительное образование (художественное образование в учрежениях дополнительного образования).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.