Рассмотрение понятий темп и ритм речи.-10 мин. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Рассмотрение понятий темп и ритм речи.-10 мин.

2020-07-07 164
Рассмотрение понятий темп и ритм речи.-10 мин. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрение понятий темп и ритм речи.-10 мин.

Темпов и ритмов эмоциональных состояний персонажей.-10 мин.

Тренинг по темпу и ритму.-10 мин.

Упражнения на темп и ритм речи.-10 мин.

Голос человека и энергия голоса.-5 мин.

1. Мы продолжаем с вами изучение основ актёрского мастерства. Сегодня наше занятие будет посвящено рассмотрению понятия "темпоритм" на сцене и его практической отработке при помощи специальных упражнений и тренингов.В театральной деятельности объединяются комплекс двух действий: физического и психического. Гармония физических и психических действий нужна на сцене, потому-то сила воздействия на зрителя живет в умении раскрепостить в себе весь организм. Раскрепостить так, чтобы ничто в теле не мешало отражать внутреннюю жизнь роли точно и четко.Соблюдение правильно найденной скорости необходимо для раскрытия образа персонажа. Верный ритмический рисунок его речи и движения создаёт определённый характер. В целом, заданные темп и ритм, являются основой для театрального действия. И овладение этим приёмом необходимо при изучении основ актёрского мастерства.Итак, сначала мы изучим понятия темп, ритм и "темпоритм", предложенное К.С. Станиславским, также рассмотрим 10, выделенных им, основных темпоритмов, понаблюдаем за темпоритмом людей и их характерами, выполним индивидуальные и групповые упражнения на развитие внимания и темпоритма и проанализируем в конце занятия проделанную нами работу.

Понятия темп и ритм изначально существуют в музыке.

Тренинг по темпоритму.

 Переключение темпоритмов.

Тренируя переключение из одного темпоритма в другой, воспользуемся любым упражнением на действие с воображаемыми предметами.

- Вы дома. Сидите за столом и пишите письмо. Нормальное физическое самочувствие, темпоритм №5. Решите, кому вы пишите, о чем? Действуйте.

- А если бы вам не хотелось бы писать? Но не напишешь, тетушка обидится. Придется для приличия что то нацарапать. Но что?.. Замените в своем внутреннем видении адресата и действуйте (№4)

- А если бы была жара, да вас тянуло бы еще ко сну, а писать тетушке все-таки пришлось бы? (№3)

- А если бы письмо, которое вы пишите, нужно было бы закончить ровно через две минуты? Нет ни жары, ни тетушки? Измените обстоятельства и действуйте! (№6)

- А если бы от этого письма зависела ваша жизнь? (№9)

Действие в двух темпоритмах.

Придумайте действие с воображаемыми предметами в темпоритме№3, а мысленное действие в темпоритме №7. Внешне спокойное действие с воображаемым предметом должно сочетаться с напряженным мысленным действием в воспоминании. Допустим, ученик начал с того, что неторопливо чинил велосипед. Потом, в мысленном действии, вспоминал, как он на днях потерял чужую, очень ценную вещь. Оправдание сложенных действий: "Я чиню велосипед; ко мне пришел товарищ, который оставил на хранение золотые часы, подарок отца; он еще не знает, что я их потерял; он сидит у меня дома и просматривает газету, а когда я закончу, конечно спросит меня -о часах; я выдумываю как перед ним оправдаться, а чтобы он не забеспокоился раньше времени, не заподозрил неладное, я нарочито спокойно чиню велосипед..."

Упражнение  «Ходьба по кругу»

Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог.

а-у-а-у-а-у

ап-ап-ап-ап

па-па-па-па

та-та-та-та

От топота копыт пыль по полю летит.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в реке рак,

Сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Греку цап.

Упражнение «Прыжки»

Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.

упа-опа-ипа-апа

па-по-пу-пы

паф-поф-пуф-пыф

хоп-хоп-хоп-хоп

Упражнение «Хлопки»

Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком.

та тат у та тат у

та т ата та та та та

Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели.

Упражнение «Слова»

Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно.

август аист атом

яхонт ялик яма

умница улица узник

Упражнение «Слова с выделением ударного слога»

Произнесите слова, выделяя ударный слог.

Доктор — доктора

Город......

Сторож......

Учитель......

Вечер......

Берег......

Холод......

Адрес......

Упражнение «Скакалка»

Прыгать на одной или двух ногах, делая согласованные движения. Руками крутить воображаемую скакалку. Во время прыжков произносить текст по слогам, четко выделяя ударный. Темп прыжков и речи менять (быстро, умеренно, медленно).

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки,

Голос звучен, льется ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз...

Можно прыгать целый час.

(Е. Саричева)

Упражнение «Считалки»

Рассказывать потешки, считалки и дразнилки из игрового детского фольклора, сопровождая действия персонажей пантомимическим обыгрыванием. Выполнять движения синхронно тексту.

Баба сеяла горох —

Ох!

Прыг-скок, прыг-скок!

Ох!

Прыг-скок, прыг-скок!

Ох!

* * *

Баба шла, шла, шла —

Пирожок нашла.

Села, поела,

Опять пошла.

* * *

Баба стала на носок,

А потом на пятку,

Стала русского плясать,

А потом вприсядку!

Эх-ма! Тру-ля-ля!

Эх-ма! Тру-ля-ля!

 

Деловые возможности голоса.

Человеческий голос - очень могущественный инструмент. Он может помочь и в делах. Ваш голос во время общения с другими людьми важен так же, как ваша внешность и манеры поведения. Вы можете с помощью голоса привлекать людей, убеждать их или очаровать, а можете и оттолкнуть.

Нас раздражает и не воспринимается резким, грубый голос, переполненный словами-паразитами или выражениями типа - э-э-э.

Кроме того, сознание того, что у вас хороший голос, придаст вам уверенности в себе.

Вы слушаете тележурналистов и дикторов на телевидении и радио? Вы замечали, с каким доверием мы воспринимаем всё, что они говорят? Телеведущим недостаточно привлекательной внешности, им нужно ещё обладать хорошо поставленным голосом и правильной речью. Некоторые из них, благодаря, мелодичному, спокойному голосу остаются известными на долгие годы. Несмотря на то, что многие из них имеют хорошие голоса от природы, они много и сознательно работают над ними.

Дети, что должен уметь актёр: - хорошо говорить, иметь чёткую дикцию. А что нам нужно для говорения: - наш артикуляционный аппарат, то есть рот, язык, с помощью которых мы говорим и голос.А вы хотите иметь хороший, красивый и сильный голос? Благодаря определенному тренингу можно приобрести хороший голос, научиться четко, артикулировать и правильно произносить звуки. Говорить так, чтобы вас слышали в самом последнем ряду аудитории, без какого-либо напряжения с вашей стороны.

Голос - это не просто звуки, произносимые ртом, это нечто большее. При правильном использовании голоса в речь вовлекается все тело - от пяток до макушки. Тело - это как бы музыкальный инструмент, рождающий голос. Для того чтобы правильно использовать голосовой аппарат, необходим воздух, который поставляют легкие. При обычном разговоре, например, в кругу друзей или семьи, достаточно только слегка наполнить воздухом верхушки легких, то есть достаточно поверхностного дыхания.

Но чтобы получить приятный грудной голос, надо дышать с помощью диафрагмы. Во многом, контроль за голосовым аппаратом, зависит от положения тела, от осанки. Равномерно распределите свой вес на ноги, выпрямьтесь во весь рост, слегка откиньте голову, от пятки до макушки ваше тело целиком участвует в создании резонанса для вашего голоса. Голос создается не только в области голосовых связок, но и в глубине всего организма.

Красивый голос - это голос, который вибрирует, резонирует. Резонанс - это результат вибрации воздуха в носоглотке, гортани, грудной клетке и в синусах. Для резонанса необходимо правильное глубокое дыхание. Если вы правильно вдыхаете, вы даете голосовым связкам оптимальное количество того, что они должны колебать. Для того чтобы ваша речь была более выразительной, необходимо зрительно представить себе то, о чем вы говорите, внесите живую ноту в ваше произношение, в звуки вашего голоса в вашу речь добавьте чувство и цвет.

Живая разговорная речь отличается бесконечным многообразием и сменой темпо-ритма. Внутренний  ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в ее темпо-ритме. Когда же оратор говорит долго в одном темпе и ритме, речь его становится бесцветной, неживой и усыпляет или утомляет слушателей. Работа над темпо-ритмом речи — это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над текстом, над речевым действием. Для того чтобы уметь в речи ярко и точно выражать внутренний темпо-ритм жизни, уметь легко переходить из одного темпа речи в другой, надо хорошо натренировать речевой аппарат (в координации с дыханием), овладеть плавным, крупным, «увесистым» словом и быстрым, легким, чеканным произнесением слов.

При скороговорке надо сохранять действие, стараться «вложить» в партнера свои мысли и видения. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

 

При быстром темпе четче говорить,

Мысль ярче рисовать, ни оговорки

Не допускать и виденья «вложить» —

Закон сценической скороговорки.

 

 Сегодня мы изучили понятия темп, ритм и "темпоритм", предложенное К.С. Станиславским, также рассмотрели 10, выделенных им, основных темпоритмов, понаблюдали за темпоритмом людей и их характерами, выполнили индивидуальные и групповые упражнения на развитие внимания и темпоритма.

- Всем спасибо! До следующей встречи!

 

 

Рассмотрение понятий темп и ритм речи.-10 мин.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.