Арлекин и Джокер: история образа — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Арлекин и Джокер: история образа

2020-07-03 595
Арлекин и Джокер: история образа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современная культура попросту "угорает" от Арлекина во всевозможных его вариациях. В мире всеобщей свободы слова и демократии, мы, казалось бы, должны были отказаться от масок. Но именно сегодня они приобретают всё большую популярность. И циничный, озлобленный Арлекин - первый среди всех.

Википедия и популярные ресурсы, собирающие обобщенную обывательскую информацию, не сообщают нам ничего интересного про этого персонажа. Факты сухи, скупы, в отличие от жизненности и огня, которые исходят от этой Маски. Грим, театры, актёры, которые его играли, и детали костюма, столь непохожие на привычный нам образ трикстера. Единственная деталь, после которой начинают закрадываться сомнения: "Это имя происходит из старинных французских инфернальных легенд, где фигурировал мрачный предводитель сонма дьяволов Эллекен (фр. Hellequin)". Там где Википедия заканчивает, самое интересное лишь начинается. Потому что Арлекин это персонаж, олицетворяющий верхушку оккультной европейской иерархии.

Средневековая Европа знала около десятка масок, и выступления этих персонажей не только несли развлекательную функцию, но и были чем-то вроде общедоступной газеты, для тех, кто умел читать тайные знаки, конечно же. Из этих 10, их женских и мужских воплощений, можно выделить 4 кардинальные, которые соответствуют 4-м этапам жизни человека... и поведения Солнца на небе в течение года. Это Пьерро, Поль, Жиль и Арлекин. Арлекин, таким образом, самый "зрелый" из всех персонажей. Он является антиподом духовенству официальной церкви как таковому, и потому его часто назначали "предводителем" ведовских Шабашей, где он и играл свою самую ясную и прямую роль. Роль Дьявола. "Мальчик-ветер", соблазнявший девиц в средневековом театре, напрямую отождествлялся со змеем-искусителем Библии. И он отлично справлялся со своей ролью.

Однако, несмотря на явный средневековый колорит, персонаж этот намного старше. Его пёстрый костюм, состоящий из ромбиков черного и красного цветов по происхождению - балканский. Подобные костюмы носили фракийские пельтасты, служившие наемниками в армиях античности. Он был занёсен в Европу в окончательном варианте в период Великого переселения народов. Поскольку в Средние Века Балканы и район, откуда пришли в Европу ост- и вестготы, стал ассоциироваться с цыганами, то и в народных фарсах, Арлекин чаще всего представлен цыганом или евреем, для большей гротескности, разумеется. Бездельник, пройдоха, вор, бунтарь, хитрец и колдун, для местного населения он был "понаехавшим тут". Но если в роли бедняка он был прообразом хитреца-попрошайки, то облачаясь властью, он превращался в типичный архетип "закулисной власти", и потому у Грасе д'Орсе Арлекин представлен в качестве символа оппозиции Ватикану и лояльной ему светской власти, и потому в его костюме обязательно присутствует красный или фиолетовый цвет, в насмешку над власть имущими... и как претензия на самую верховную власть.

Одна из самых ходовых на Западе теорий заговора, созданная Грасе д'Орсе, отводит немалое влияние тем, кто, по его мнению, выбрал своим символом Арлекина еще до того, как он стал популярным в народных фарсах. Он называл эту партию Квинтой, однако до того, как это французское название вошло в обиход в 16-м столетии, эти таинственные посвященные называли себя Dance Macabre ("Танцующей Смертью"), а в других регионах Европы - "Мёртвой головой". Да-да, той самой, которую держит на палочке Джокер из обычной игральной колоды. Потому что театральный Арлекин и игральный Джокер, как вы успели догадаться, это одно и то же лицо.

Современные "лингвисты от Бога" выводят это имя от английского слова "joker" - "шутник", "обманщик". Но скорее эти слова произошли от Джокера, чем он от них. В оригинале Joker являл собой кальку на французское словосочетание "John (Joe) ker", что на французском арго обозначало "Голову Иоанна", она же, без христианской окраски, просто "мёртвая голова". Дело в том, что персонаж Арлекина, олицетворял собой осень, то есть период между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием. Это период, когда солнце "нисходит в ад", день становится короче и короче, что и обозначалось "отрубанием головы". Там, в аду, солнце и встречается с Эллеквином, в то время как на Земле, в его отсутствие разгуливает адская шайка из царства мёртвых, и именно на этот период приходится известный сегодня Хэллоуин (Halloween), который у неоязычников называется Самхейн. Кстати, второе название этого праздника - Beggars Night ("Чёртова ночка"), и по сообщению Грасе, слово bigre ("чертяка"), было одной из популярных "кличек" нашего Арлекина. И здесь мы снова видим заимствование разговорным английским французского термина.

Но если костюм и "привычки" Арлекина, были заимствованы средневековыми творцами из более раннего периода, то какой древний бог послужил прообразом этого персонажа? Это было существо, проводящее души посвященных и умерших сквозь бездну, перевозившее их через реку Мёртвых. Вначале его звали Хароном, но в поздней античности, когда шло переосмысление древних аллегорий и их переработка, этого персонажа стали звать Меркурий Психопомп - "Перевозящий Души". Меркурий, он же Гермес, бог алхимиков и герметиков, и именно его ученикам-алхимикам принадлежит знаменитая максима V.I.T.R.I.O.L. Каждая буква обозначает слово на латыни, а в сумме они дают фразу-девиз, записанную лаконично и ярко, по тому же принципу, по которому в древности изображались гербы, а сегодня составляют слоганы. Эта аббревиатура читается следующим образом: "Visita Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem" - "Посети глубины земли и, очистившись, обретешь там сокрытый камень". Это современное популяризованное прочтение, хотя в оригинале "глубины земли" явно читались как "адские земли" (terra inFeriora). Соответствие между "Королём Ада" Эллеквином (Hell Koning) и Арлекином теперь более очевидно.

Что же обозначала "Мёртвая голова", она же отрубленная голова Иоанна Крестителя, и почему, потешаясь, её вертит на своем жезле саркастично ухмыляющийся Арлекин-Джокер? Дело в том, что на, опять-таки, средневековом жаргоне "голова" обозначала судьбу у всех европейских народов, достаточно вспомнить русское "пропала моя головушка". Причем эта голова обозначала личную, персональную судьбу индивида, а не обобщенное понятие, каким является "рок". Каждый умерший человек теряет свою судьбу, становится обезличенным призраком, и растворяется во тьме преисподней. Его мысли, слова, поступки, характер, личность - всё это лишь продукт деятельности его центральной нервной системы, то есть, головы, мозга, которые определяют судьбу человека в жизни. И, судя по ухмылке Джокера, у него в аду таких судеб не счесть. Если перевести это на современный язык, то "на адском вертеле вертел он чью-либо личность", уважаемый читатель.

Арлекин, карточный Джокер олицетворял собой тайную власть посвященных, духовной элиты и интеллигенции, которые претендовали на право держать в своей руке два ключа, которые по христианской традиции держит в своих руках апостол Пётр и коими он открывает и небеса, и преисподнюю. Эти люди именовали себя по-разному, однако, с легкой и умелой подачи Грасе д'Орсе, мы знаем их сегодня как "Орден Пяти" или Квинту (Quinta). Будучи такими же посвященными, как их противники из Ордена Четырёх, или Кварты (Quarta), они видели политическое и социальное устройство мира совсем иным.

И кто знает, может они были правы?

Автор неизвестен.

 

 

Святая Троица

 

Древнейшая из всех, что нам известны – древнеегипетская Троица. Самая главная триада или большая триада Абидоса состояла из Осириса, Исиды и Хора. Эта триада была наиболее популярной и почитаемой во всем Египте (менее значимые египетские триады: Птах, Сехмет и Нефертум составляли мемфисскую триаду; Амон, Мут и Хонсу - фиванскую).


На левой иконе сидят (слева направо): Гор, Осирис, Исида. На иконе справа в том же порядке стоят: Гор, Осирис и Хатхор.

Многие египтологи ошибочно считают Исиду и Хатхор разными богинями. На самом деле Хатхор - это та же богиня Исида, но представленная в образе Богоматери. Само имя Хатхор (ХАТ-ХОР) переводится как "Дом Гора", а Гора, как известно, родила Исида, причём посредством непорочного зачатия. Следует обратить внимание на фетиш Исиды - трон, - стоящий на её голове и похожий на ступенчатую конструкцию. Нам это далее пригодится.

В Древнем Египте также существовал канон изображения матери Гора - Исиды, держащей младенца на руках. В эпоху, традиционно считающейся христианской, этот образ не утратил своего значения и был популярен как в светском изобразительном искусстве ("Мадонна с младенцем"), так и в церковном иконописном каноне.

Культ высшей божественной триады существовал не только в Древнем Египте - в соседних царствах встречаются аналогичные и скорей всего заимствованные из Египта культы. В Угарите Троица была известна под именами Илу, Асирату и их сыном Йамму (а также Балу, Анату и Йарих). В Междуречье почитали Энки, Инанна и Думузи, с одной стороны, и Энлиль, Нинлиль и их сын Нанну (Син), с другой стороны.

Троица не обошла стороной и Древнюю Грецию, хотя её культ был не столь выражен, как в Древнем Египте. Тем не менее, в древнегреческой теологии легко угадываются древнеегипетские корни. У Геры - самой могущественной богини Олимпа - супругом выступает её же брат - Зевс, в чём усматривается коннотация с Исидой и Осирисом. Гера по аналогии с Исидой рожает третьего бога триады посредством непорочного зачатия - Гефеста (по другой версии Ареса).

В индуизме верховная божественная триада - тримурти, - представляет собой единый трехликий персонаж, объединяющий Брахму, Шиву и Вишну.

Таким образом, как легко видеть, один из важнейших символов христианства - Троица - имеет древние корни и проделал длительный путь пока не приобрёл традиционный канонический вид. Современная интерпретация Троицы основана на Новом Завете (Евангелие от Иоанна) и выглядит следующим образом: Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого), Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца, Бог Дух Святой исходит от Бога Отца. Важно заметить, одна из центральных ипостасей древней божественной триады, символизирующей женское начало, вытеснена в христианском догмате о Троице довольно размытым понятием Святого Духа. Кроме того, в христианстве уживаются два различных представления о Троице, - "новозаветная" с "ветхозаветной". Цитата из православной энциклопедии:

«Поскольку христианская традиция на протяжении веков настаивала на неизобразимости Бога-Отца, непосредственное изображение Троицы появляется в византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XV-XVI вв.; ему предшествуют символические изображения, среди которых наиболее распространенным было изображение Гостеприимства Авраама (Явления Аврааму трех ангелов Быт XVIII, 1-16). Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе (в отличие от католической, опирающейся на Августина). Предельного совершенства этот иконографический тип достигает в "Троице" Андрея Рублева, воплотившей в символическом образе трех ангелов всю возможную полноту догматических представлений о триипостасном Боге».

Любопытно, но иконография именно ветхозаветной Троицы относится к канонической (т.е. строго следовало определённому набору правил) в отличие от новозаветных иконописных сюжетов - "Новозаветная Троица" и "Отечество". Это обстоятельство даёт прекрасную возможность произвести в ветхозаветной Троице более или менее точную идентификацию персонажей.

Православная энциклопедия не объясняет, кого и что символизируют ангелы, и почему вдруг Создатель предстает в виде трёх ангелов. Однако напрашивается явная параллель с Новым Заветом, когда по случаю рождения Иисуса в Вифлеем прибыли волхвы. В Ветхом Завете, напомню, ангелы явились, чтобы благословить Сарру на рождение Исаака. Таким образом, попутно вскрывается символический смысл новозаветного явления волхвов – в их лице явился сам Саваоф, представленный в виде триипостастного Бога в обличии волхвов (царей).

Появление Вифлеемской звезды можно объяснить коннотацией с древнеегипетскими сакральными текстами – рождение Христа, прообразом которого был Осирис, как и в случае с Осирисом, должно сопровождаться появлением на восточном небосклоне звезды, которая и ассоциировалась с рождением и восхождением в Царство Небесное Осириса. В Книге мёртвых прямо говорится: "Осирис – это звезда, появившаяся на восточном небосклоне".

Опираясь на древние представления о Троице, можно сделать вывод о том, что она олицетворяет концепцию Отца, Матери и Сына. Так в египетской триаде богов роль отца принадлежала Осирису - одному из самых почитаемых богов Древнего Египта. Мать была представлена в образе богини Исиды и её воплощением под именем Хатхор (Дом Гора). Она почиталась как самая мудрая и могущественная богиня из всего пантеона богов; её статус соответствует христианской Богородице, родившей Сына от непорочного зачатия, - третьего члена триады - солярного бога Гора.

Иконографический канон "Ветхозаветной Троицы" (в котором имелось несколько традиций с небольшими вариациями) позволяет исключить из рассмотрения картины библейских сюжетов иллюстративного характера или другие иконы, противоречащие догмату. Например (мозаика церкви Сан Витале, 546-547гг., Равенна, Италия):


Несмотря на определение Московского Стоглавого собора "писать иконы с древних образов, как греческие живописцы писали, и как писал прп. Андрей Рублев", наблюдается некоторая вольность иконописцев, допускавших смешение канонов, например с каноном "Гостеприимство Авраама", и размытие духовного смысла иконы. Думается, что за этим разнообразием скрыты вехи довольно интересной церковной истории, которые, увы, для нас уже потеряны.

Любопытно, что иконописная традиция, которой следовал и Андрей Рублёв (ниже слева), вообще говоря, существенно развивает библейский сюжет, наполняя его рядом характерных деталей. Справа приведена икона XVI века с аналогичной символикой, хотя и имеющая существенные отличия с точки зрения богословской интерпретации. В дальнейшем мы ограничимся лишь интересующей нас задачей выявления морфологической сущности ветхозаветной Троицы.


Центральный ангел иконы, как правило, отождествляется с деревом, изображавшимся за его спиной, в чём явственно усматривается коннотация с Христом-Осирисом. Одним из фетишей Осириса являлось дерево (растительность), и согласно некоторым легендам он был замурован в ствол дерева. Христос также был не чужд дерева - он, во-первых, будучи плотником, с ним работал, а во-вторых, был распят на дереве (в ряде мест Библии - повешен на дереве).

Ассоциируют центрального ангела с деревом и богословы: "За центральным Ангелом изображен Мамвриийский дуб, но не иллюстративно, а с особым значением - это древо - Древо жизни, Крестное Древо....Средний Ангел облачен в пурпурный хитон и синий гимантий. На хитоне нашит золотой клав. Клав - символ чистоты и совершенства человеческой природы Христа.... Можно предположить, что центральный Ангел - Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Агнец Божий".


Ситуация настолько очевидна, что зачастую иконописцы над средним ангелом ставили титлы IC XC (правая икона). Однако любой здравомыслящий человек заметит несуразность, связанную с появлением Иисуса Христа до его собственного рождения. Эту нелепость толковникам приходится устранять, пускаясь во все богословские тяжкие. Если же исходить из принципа преемственности религиозных текстов, атрибутики и символизма, то никаких парадоксов не возникает, подразумевая под Христом его египетского предтечу Осириса.

Перейдём к рассмотрению персонажа, сидящего слева. Из приведённых выше икон можно заметить, что левый ангел ассоциируется с постройкой странной архитектуры. На первый взгляд трудно понять, к чему она здесь и что вообще она означает. В богословской традиции левого ангела принято характеризовать следующим образом: "За левым Ангелом возвышаются палаты - это символ Домостроительства Божия... Левый Ангел облачен в синий хитон и гимантий охристого цвета. Клава нет. Скорее всего левый Ангел - образ Бога Отца, ибо Отцу прилично благословлять Сына Единородного на Жертву. Он кроткий и спокойный, подчеркивает действенное начало Своей Ипостаси"..

Действительно, левый и центральный ангелы склоняют голову друг к другу, но этот жест не вяжется с традиционным поведением двух мужчин по отношению друг к другу. Кроме того, ярко красный гимантий (на иконе Андрея Рублёва он выцвел) говорит не в пользу Бога Отца. Одежды красного цвета традиционно относятся к женскому символизму, и скорей всего левый ангел - женщина. После этого предположения встречный наклон голов обоих ангелов уже выглядит вполне естественным - ведь в образе сидящего слева ангела представлена Богородица! Тогда выходит, что это - мать Иисуса? Не будем, однако, забывать, что здесь мы имеем дело с весьма древней иконописной символикой, которую удалось более или менее приладить к библейскому тексту. Скорей всего, эта икона вообще не связана с Библией, поэтому столь неоднозначна в интерпретации. Её корни берут своё начало в древнеегипетской традиции представления божественной триады.

Обратившись к ней (самая верхняя древнеегипетская икона слева), можно вспомнить, что супруга Осириса - Исида носила на своей голове характерный фетиш - трон в виде трёхступенчатой конструкции. И в самом деле, на 4-х представленных иконах "Ветхозаветной Троицы" на голове левого ангела громоздится ступенчатое строение с подчёркнутой абстрактной архитектурой, отнюдь не напоминающей "домостроительство". Из этого следует, что левый ангел - супруга центрального ангела, ставшая символической "правопреемницей" богини Исиды. Исида в своей материнской ипостаси Хатхор (ниже слева) почти всегда изображалась в красном сарафане. Справа - фрагмент папируса с изображением Осириса в наосе со своей супругой Исидой, также представшей в красном одеянии.


На ряде икон, изображающих ветхозаветную Троицу можно видеть, что над левым ангелом не ступенчатое строение, а домики с двускатными крышами:


Но ранее было уже показано, что двускатная крыша относится к богородичной символике, т.е. теперь левого ангела можно с полной уверенностью отождествить с Богородицей и одновременно с "женой" Христа (Осириса), композиционно образующих пару, подчёркивая тем самым супружеские узы.

Встречаются иконы, на которых левый ангел одет в синий гимантий:


Сразу надо отметить - эта икона ("Гостеприимство Авраама") не относится к каноническим, что позволяет иконописцам некоторую свободу в использовании нехарактерной символики. Судя по всему, когда художник изобразил над левым ангелом строение с двускатной крышей, ему показалось этого достаточным для идентификации (ведь Сарра - в красном хитоне) и представил Богородицу в образе Царицы Небесной, допускающим синий цвет её одежды.

Нам осталось рассмотреть правого ангела, и, как обычно, в первую очередь слушаем богослова: "За правым Ангелом - гора - символ духовного восхождения....Правый Ангел со склоненной главой и опущенной вниз ладонью как бы дает молчаливое согласие на все совершающиеся на таинственном и непостижимом Совете Святой Троицы. Правый Ангел облачен в синий хитон с зеленоватым клавом и в зеленый гимантий. Плавное, спокойное движение правого Ангела, одеяния светло-зеленого и голубого цветов подобны "веянию тонкого холода", в котором является Святой Дух. Правый Ангел - Святой Дух".

Правый ангел - сама кротость и послушание. Вот основной вывод, который можно сделать из приведённой цитаты. Аллюзии священника относительно "Святого Духа" представляются совершенно надуманными. Но в данном случае надо войти в положение человека, для которого никакой иной Троицы, кроме догматической, нет и быть не может. Если же продолжать нашу логику, то она подсказывает очевидный и естественный ответ: правый ангел - сын своих родителей, сидящих перед ним. Отсюда - зелёный цвет гимантия, символизирующего цветущую юность, и подобающее смирение в кругу старших. Осталось выяснить символический смысл скал, нависающих над ним. И здесь нам снова поможет великая египетская триада, включающая сына - солярного бога Гора, родившегося в образе сокола. А соколы, как известно, гнездятся в самых высоких местах, и если рядом находятся горы и скалы, то они становятся естественным местом их обитания.

На этом, собственно, можно закончить расследование, в ходе которого удалось интерпретировать всех трёх ангелов ветхозаветной Троицы, прообразом которой послужила главная триада древнеегипетских богов из Абидоса. Впоследствии, когда центры религии стали всё дальше удаляться от своей исторической родины, Египта, семантический символизм Троицы претерпел значительную трансформацию, став практически неузнаваемым. Новозаветная Троица оказалась вообще лишена женского начала, хотя в некоторых христианских учениях (ересях) утверждается, что Святой Дух несёт в себе женское начало и изображать его надо не в виде голубя, а - горлицы. Александр Владимиров в своей книге "Кумран и Христос" по этому поводу пишет: "во всех гностических и апокрифических раннехристианских произведениях Святой Дух в указанной Троице выступает женским началом, порождающим Сына. Богословы церкви... явно затруднялись объяснить брачное сочетание Богоматери-Марии со Святым Духом, или Руах, который в еврейском языке также женского рода". Хотелось бы ещё обратить внимание на весьма любопытный аспект, касающийся цветовой символики. С левым ангелом - Богородицей - мы разобрались, её символизирует красный цвет, ставший традиционно женским. Цветовой символизм правого ангела - Гора, - кроме зелёного, предполагает и синий цвет. Синий - цвет неба, в котором он парит, синяя корона (хепреш) - повседневная корона фараона-Гора.

Гораздо сложней обстоит дело с центральным ангелом, одетым в красно-синие одежды. Цветовой дуализм соответствует его двойной сущности - земной и небесной (божественной), но здесь легко впасть в заблуждение и допустить ошибку. На самом деле, истинный (сакральный) цвет одеяния Христа-Осириса - белый. Без вариантов. Цвет короны фараона-Осириса (хеджет) - белый, мумия Осириса - белая, одежда Иисуса Христа в кульминационные моменты:

"Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить".

"Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату".

Как видим, свой последний путь Иисус совершил в белой одежде. Таким образом, ветхозаветная Троица образует следующую цветовую комбинацию (слева направо):

КРАСНЫЙ - БЕЛЫЙ - ЗЕЛЁНЫЙ (СИНИЙ).


или


Древнеегипетская триада образует несколько иную последовательность:

ЗЕЛЁНЫЙ (СИНИЙ) - БЕЛЫЙ - КРАСНЫЙ.


или


Цветовая символика Троицы, представленная в наглядной форме, даёт мне возможность утверждать: цветовой символизм флагов со сходной цветовой комбинацией, в которой преобладает набор синий-белый-красный, отражает раннехристианское поклонение Троице.

Не исключение и флаг Царства Русского:


В нём, правда, последовательность изменена так, что осирическая (царская) сущность монарха представлена в качестве доминирующей над остальными. Если же православному восьмиконечному кресту, также олицетворяющему Троицу, поставить в соответствие цветовую последовательность (сверху вниз: синий-белый-красный), то получим следующую комбинацию:

(флаг Югославии)


Любопытно, что в определённый период времени (1918-1945 гг.) синяя полоса флага Югославии была заменена зелёной:


Вот как оно получается, начинаешь изучать иконы и кресты, а в результате приходишь к государственной символике!

Порядок следования цветов флага, как и сами цвета, очень сильно зависят от интерпретации Троицы, что само по себе определяется соответствующей эпохой, церковью и множеством иных причин, включая бездумное подражание. Но история флагов выходит за рамки моего исследования, хотя в контексте представленного здесь христианского и раннехристианского символизма она может получить довольно интересное наполнение.

По крайней мере, понятно, Пётр не изобретал российского флага - задолго до него по Волге ходили суда под красно-бело-синими флагами, представлявших земли Шлезвиг-Голштинии, и его современный вид (последовательность цветов) стал, очевидно, результатом церковной реформы патриарха Никона.

 

 

"Все было совсем не так!"

Восклицает искушенный читатель Толкиена, и он прав. Все было совсем по-другому.

I.

История Кольца Всевластья произошла, но финал был иным. Не зря волновался Боромир, не зря упрекал Фродо в том, что тот несет Кольцо прямо в руки Черному Властелину. Кольцо досталось Саурону, он получил власть над миром. Эльфы ушли на Заокраинный запад, гномы попрятались в глубинах гор, орки смешались с людьми и получился мир, в котором мы живем.

 
В этой заметке мы приведем пока основные тезисы, которые свидетельствуют о власти Саурона над миром. Возможно, когда-нибудь мы займемся их литературной обработкой.
Эта власть воспринималась древними как власть Бога, и в таком виде дошла до наших дней. Поклоняясь библейскому Богу (впрочем, не только библейскому), мы поклоняемся Саурону.


1. Всем плохо. Мир несовершенен, мир устроен неправильно, и это сразу замечает человек, хоть чуть-чуть поднявшийся над средним уровнем. Т.е. плох не мир вообще, плохо именно то, что мы называем цивилизацией.
Этот признак субъективный, но есть и объективные.
2. Символ Господа в Христианстве - Глаз. (см. Багровое Око)
3. Огонь - символ Господа во многих событиях, описанных в Библии и Новом завете, как явления Господа отельным людям или целому народу. Он явился Моше в виде пылающего куста (Исх. 3 2), "Господь есть огонь поедающий" (Вт. 4 24; Евр. 12 99). Вспомним, что Кольцо Всевластья было связано с Огнем, Саурон выковал его в пламени Ородруина и только это пламя могло его разрушить.
4. Кстати, об Ородруине - евреи в пустыне подошли к Горе Огненной, с которой и слышали глас Божий. Мордор был в пустыне, а в центре его находилась Огненная Гора - Ородруин.
5. Свою власть над миром Господь показывает в основном через разрушение: вспомним напавших на Египет волколаков, Тьму Египетскую (недаром он Темный Властелин!).
6. Никто не видел Господа, только Голос его слышали: Саурон, как мы помним, развоплотился после битвы с Последним Союзом, и с тех пор уже не мог обрести телесную оболочку!
7. Символ Кольца широко, хотя и смутно, внедрен в мировую культуру, особенно востока.
8. Запретные земли: смутное воспоминание о Западных Островах сохранилось в легендах по всему миру (Кельты, Даосы), сохранилась и память о том, что они противостояли Саурону, в форме того, что это "примитивные" языческие верования.
9. Постепенное выдавливание Бессмертных, богов/эльфов из Европы под давлением Христианства и бурный взлет Ислама.
10. Видение Бога, каким его видел Иехезкель: он видел существ: " и вот, одно колесо внизу у (каждого из) живых существ" (Из. 1 16). Ободья этих колес "кругом полны глаз" (Иех. 1 19). И вообще вся эта глава полна описанием колес, глаз и огня. Между прочим "дух живых существ был в колесах" (1:21).
11. Да, один из излюбленных защитных амулетов в иудаизме и исламе – хамса, металлическая бляха в виде ладони – вспомним Белую руку. Да, Саруман поддержал Саурона и присоединился к нему: благодаря мудрости и хитрости Сарумана власть Саурона завуалирована, скрыта, и мало кто видит истинного владыку мира.
12. На самом деле, все довольно грустно. Потому что помощи, похоже, ждать неоткуда.

 

Валар собрали Эльфов в Валиноре, а к людям большинство Валар равнодушны. Только Ульмо любил людей, Ульмо - повелитель вод. Вспомним: Иоанн и Иисус очищались водой, но на апостолов сошли "огненные языки". Впрочем, очищение водой сохранилось в Христианстве, существует оно и в других религиях, но никто не помнит, почему именно вода. Впрочем, об Иисусе отдельный разговор.
Несообразности есть и в самой книге – они только подчеркивают, что это альтернативная история.

 

Элронд говорит на Совете, что некоторые считают, что после разрушения единственного, силой трех эльфийских колец удастся исцелить раны мира, но что он, Элронд, так не думает. По его мнению, с разрушением Единственного, сила всех остальных колец пойдет на убыль. У Толкиена все происходит по второму сценарию.


Но если вдуматься – а почему? Такой сценарий должен был бы сработать только в том случае, если кольца представляли собой замкнутую цепь, из которой при разрыве вытекает энергия. Но это значит, что и гномьи кольца были включены в эту цепь - гномьи кольца разрушены, но остальные ведь силу не потеряли. Кроме того, это означало бы, также, что Единое потеряло бы силу, если бы три эльфийских кольца были разрушены.


Это "доказательство от противного" показывает, что три Эльфийских кольца противостоят Единственному, и должны отбирать у него энергию (что они, собственно, и делали всю вторую эпоху). После разрушения Единственного (и девяти назгульских) их сила должна была возрасти (хотя, конечно, большая часть силы Кольца Всевластья вернулась бы в огонь Ородруина).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.