Этапы русского освободительного движения. Теоретические и тактические основы народнической идеологии.   — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Этапы русского освободительного движения. Теоретические и тактические основы народнической идеологии.  

2020-07-07 308
Этапы русского освободительного движения. Теоретические и тактические основы народнической идеологии.   0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определений народничества несколько:

Народничество – социальная доктрина второй половины 19 века, основанная на идее о возможности перехода к социализму, минуя капитализм.

Народничество – широкий спектр идей и подходов, связанных с интересом к народу, прежде всего к крестьянству, к их образу жизни, мышлению и обычаям.

Народничество – идеология и движение разночинной интеллигенции* на буржуазно-демократическом этапе русского освободительного движения. (*Разночинная интеллигенция – выходцы из чинов, занимающиеся умственным трудом).

Народничество – крестьянский социализм.

Периодизация в советский период, приемущественно была Ленинской. Он разделял русское освободительное движение на 3 периода:

1)    С 1825 года. Дворянский период русского освободительного движения.

2)    С 1861 года. Буржуазно-демократический этап русского освободительного движения.

3)    С 1895 года. Пролетарский этап русского освободительного периода.

Сегодня периодизаций равно количеству иголок у лесного ёжика. Определенные индивиды начинают периодизацию с 1730 (!!!) года, да. Они связывали это с приходом к власти Анны Иоановны и предложение ей кондиций. Обозвали этот период «Периодом борьбы за буржуазные свободы». 1883 – 1917 годы – период коммунистических идей.

Периодизация Иванова:

1)    Антикрепостнический период (1814 – 1816)

2)    1861 – 1905 (1907). Этап борьбы за расширение свобод

3)    1907 – 1917. Этап социальных и политических потрясений

3 общие черты идеологии народничества:

1)    Признание капитализма регрессом. Считали, что Россия может миновать капиталистическую стадию развития и может перейти сразу к социализму.

2)    Самобытность общественного строя России, выразившаяся в существовании крестьянской общины.

3)    Игнорирование связи интеллигенции с юридико-политическими учреждениями страны. Разработана была в исторических письмах Петра Лаврова (1869). Суть черты заключается в том, что интеллигент стоит вне общества, вне классов и получив образование за счет народа, обязан служить народу.

Идеология народничества. Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. разработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными принципами народничества являлись: -отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России; -стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме; — лишь в солидарном и справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности; — идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму; -представление о русском крестьянине как о человеке будущего, «социалисте по природе»; -критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности. 4.2. Основные теоретические направления революционного народничества. В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы — социализм, и признававшие необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них. 4.2.1. Ведущим теоретиком пропагандистского направления революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи: — интеллигенция смогла умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг; -народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции — длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений; — внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы; -для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма; — после победы народа необходимо сохранение «государственного элемента», роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений; -социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива. 4.2.2. Ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества стал М.А. Бакунин. Он считал, что: -главная несправедливость — социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство; -поэтому цель борьбы — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, — худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя; -основное средство борьбы — революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту; -после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира. 4.2.3. Основной теоретик заговорщического (бланкистского) направления П.Н. Ткачев предполагал, что: -крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества; -поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту; -самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Оно «висит в воздухе»; -поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества; — для достижения поставленной цели необходимо использовать все средства, включая противозаконные и аморальные.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.