Базовые понятия хореографического искусства — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Базовые понятия хореографического искусства

2020-07-07 175
Базовые понятия хореографического искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Хореографическое искусство, хореография (Choreography) – танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях; в соответствии с общеевропейским пониманием в настоящем документе х.и. рассматривается как совокупность двух областей – искусства балета (Ballet) и искусства танца (Dance).

2. Искусство балета (Ballet) – высшая, «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления; главное выразительное средство и.б. – система европейского (пуантного) классического танца.

 

3. Искусство танца (Dance) – форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. В данном глоссарии к области искусства танца отнесены все, кроме балета, виды хореографического творчества.

 

4. Сценический танец (Scenic dance) – один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене.

 

5. Актерское Мастерство (Actor's skill) – принцип перевоплощения, когда актер как бы олицетворяет себя со своим персонажем и действует от его имени. Техника а. м. в хореографии отличается спецификой, прежде всего, связанной с ограниченным набором инструментов танцовщика (тело; танцевальная техника; музыкальность; чувство ритма; эмоциональность; наблюдательность; память; воображение; эрудиция; скорость реакции и т.д.), исключающего использование голоса. Основой а. м. в хореографии служит музыка, содержание которой воплощается танцовщиком через танец. Однако техники а. м. в хореографии, существующие на основе этого общего принципа, могут значительно отличаться друг от друга. Основой этого отличия является степень нарративности воплощаемой в танце идеи или сюжета. В системе подготовки артистов балета дисциплина а.м. сформировалась в 1930-х гг. на основе системы К.С. Станиславского, однако до сих пор не существует закрепленной методики ее преподавания.

 

6. Балетоведение – наука, изучающая историю и теорию балетного искусства, опираясь на методологию истории и литературоведения; отделом б. является балетная критика.

 

7. Хореология (Choreology) – теория хореографии, наука, изучающая танец с использованием междисциплинарных подходов, как форму коммуникации и как отдельный вид искусства, опираясь на его семиотические и феноменологические качества. Х. включает в себя научное изучение всех разновидностей танца: и народнo-аутентичного, и народно-сценического, и историко-бытового, и бального, и классического, и современного и др., а также разработку принципов записи танца (нотации).

 

8. Кинезиология (Kineziology) – междисциплинарная область знания в хореографии, наука о движении мыслей, чувств, мышц тела человека. Родоначальником к. является Дж. Гудхард, который в 1960 г. высказал идею о возможности воздействия на мышцы в лечебных целях. Описал эту систему как практику работы с клиентом Дж. Тай. В основе современных систем к. лежит разработанный Дж. Гудхардом метод диагностики – мышечное тестирование. Прикладная к. занимается телесными проблемами (проводя, в основном, коррекцию позвоночника, костей черепа, суставов, мышц). Авторами психоэмоциональной к. являются Г. Стокс, Д. Уайтсайд и К. Кэллвэй. Если стресс блокирует системы жизнеобеспечения организма, то такой организм перестает бороться, нарушаются системы гомеостаза, он начинает сопротивляться всему хорошему, что человек на сознательном уровне хотел бы сделать (в к. это называется «нежеланием получать пользу»). Психоэмоциональная к. осуществляет психокоррекцию и позволяет освободить организм от старых негативных эмоциональных «вибраций». Диагностика проводится неинвазивным и безаппаратурным методом мышечного тестирования. Работа ведется как на уровне осознания, так и на подсознательном уровне. В образовании может использоваться как одна из вспомогательных дисциплин (например, при подготовке танцовщиков современного танца).

 

9. Палеохореография (Paleochoreography) – зафиксированная на камне или других носителях пластика обрядов и ритуалов этносов.

 

10. Танцевальная терапия (Dancing therapy) – междисциплинарная область знания в хореографии, психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. В образовании может использоваться как одна из вспомогательных дисциплин (например, при подготовке танцовщиков современного танца).

 

11. Этнохореография – синкретический вид хореографического творчества, базирующийся на танцевальном и пластическом традиционном материале (обряды, ритуалы) этносов с включением музыки, пения, слова.

Хореограф (балетмейстер-постановщик) (The choreographer) творческий работник театра, в соответствии с должностной характеристикой осуществляющий создание (сочинение) собственных хореографических произведений, возобновляющий ранее поставленные хореографические произведения и осуществляющий комплекс организационных мероприятий по их выпуску на сцену.

5. Преподаватель (The teacher) – работник учебного заведения, проводящий обучение студентов в разнообразных формах и формирующий у них определенные компетенции.

Репетитор балета, (ансамбля) – творческий работник, в соответствии с должностной характеристикой ведущий работу по разучиванию с артистами партий в новых и ранее созданных произведениях хореографического искусства, репетирующий спектакли (постановки) текущего репертуара.

 

8. Балетовед – специалист в области исследования балетного искусства, историк балета, балетный критик, не редко совмещающий эти функции с преподавательской деятельностью в соответствующей сфере.

 

9. Хореолог (The choreologer)   – специалист в области комплексных и междисциплинарных исследований хореографии во всей ее полноте (включая балет), арт-критик, нотатор, не редко совмещающий эти функции с преподавательской деятельностью в соответствующей сфере.

Классический танец (Classical dance) вид сценического танца, главное выразительное средство балетного искусства; система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В к. т. эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде (Л.Д. Блок). Основным средством достижения данного качества танца является выворотность ног. К.т. является основой подготовки артистов балета и интегрирует комплекс дисциплин, включающий: дуэтно-классический т., характерный т., исторический т., современный т. и актерское мастерство. В 1930-х гг. сложилась методика обучения к.т., автором которой является А.Я.Вагановой. Основы методики к.т. изложены А.Я.Вагановой в книге «Основы классического танца» (1934), написанной совместно с Л.Д. Блок. Методика обучения к.т. А.Я.Вагановой является общепринятой в России и в большинстве стран мира.

2. Дуэтно-классический танец (др. наим. – поддержка) (Pas de deux) – вид сценического танца, построенный на основе классического танца и предполагающий танец двоих с использованием поддержек. В системе подготовки артистов балета сложилась методика обучения д.-к.т., обобщившая опыт нескольких поколений педагогов Ленинградского хореографического училища. Автором базового учебника по технике д.к.т. является Н.Н.Серебренников.

 

3. Характерный танец (др. наим. – народно-характерный, народно-сценический) (Character dance)       – вид сценического танца, представляющий собой системный синтез элементов народных танцев различных этносов на основе классического танца. В результате этого народный элемент в х.т. обретает формальную абстрактность классического танца, его условность. Х. т. создается балетмейстером для балетного спектакля. В системе подготовки артистов балета с 1930-х гг. сложилась методика обучения х.т. на основе классического экзерсиса, авторами которой являются педагоги Ленинградского хореографического училища А.В. Ширяев, А.В. Лопухов, А.И.Бочаров. Базовым по данному виду танца является их учебник «Основы характерного танца» (1938).

 

4. Исторический танец (др. наим. – историко-бытовой, салонный бальный) (Historical dance)        – вид сценического танца, представляющий собой системный синтез элементов бальных и бытовых танцев различных народностей и эпох на основе классического танца. В результате этого бальная, бытовая сущность этих танцев обретает сценический, условный характер. И.т. создаются балетмейстером для балетного спектакля. В системе подготовки артистов балета в 1940-х гг. сложилась методика обучения и.т., основателем которой является педагог Ленинградского хореографического училища Н.П. Ивановский. Значительное развитие методика и.т. получила в работах профессора ГИТИСа М.В. Васильевой-Рождественской.

 

4. Терминологическая база для формирования примерных основных
образовательных программ в области искусства танца

1. Народно-сценический танец (National scenic dance)   – вид сценического танца, предполагающий художественный синтез элементов народной хореографии на основе классического танца. В результате этого создаются сценические формы, ориентированные на яркое воспроизведение народного стиля, глубокое раскрытие в танце национального образа и характера в сочетании с техническими и актерскими достижениями балетной школы. В хореографическом искусстве данный вид танца утвердил И.А.Моисеев. Созданный им репертуар привел к созданию особой системы воспитания танцовщиков, впервые реализованной в Школе при Ансамбле народного танца им.И. Моисеева.

2. Бальный танец (Ballroom dance)    – вид парного танца, имеющий народные истоки, исполняемый в специальных помещениях. Исторически бальный танец это любая форма формального общественного танца, который исполнялся в обществе в разные эпохи ради развлечения. С введением современного понятия «танцевальный спорт» термин «бальные танцы» стал сводиться к достаточно узкому понятию «спортивный бальный танец».

 

3. Спортивный бальный танец (Sports ball dance) – танцевальный вид спорта, объединяющий два стиля спортивных танцев: Интернациональный Стандартный и Интернациональный Латиноамериканский стили, исполнение которых проходит в условиях конкурсных соревнований. В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. В спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров, и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам.

 

4. Народный (фольклорный) танец (National folklore dance)   – вид народного танцевального творчества, созданный этносом, распространенный в быту, отражающий этнические особенности, хореографический язык, пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения и др.

 

6. Социальный танец (Social dance) – массовые, общедоступные, бытовые танцы, к которым относятся: латиноамериканские (сальса, меренге и др.), восточные танцы (танец живота), аргентинское танго, ирландский степ, фламенко, так называемые «уличные танцы» (хип-хоп, R’n’B, брейк и т.п.), клубные танцы, хастл, рок-н-ролл. Отличительным признаком с.т. является импровизационность.

7. Степ (Tap dance) – чечетка, разновидность танца, зародившаяся США в XIX в. Используя специальную обувь, танцор выбивает ритм ногами. Ритмичный громкий звук, идущий от ног, позволяет танцору создавать сложный ритмический рисунок, акцентируя мелодию и даже исполнять номера без музыкального сопровождения.

 

8. Джазовый танец (Jazz Dance) – направление танца, зародившееся в США в конце XIX в. в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур. Основные черты д. т. это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами д.т. являются – полицентрия, полиритмия, синкопирование, свинг. Д.т. является приоритетным в шоу, на эстраде, в мюзикле и других развлекательных жанрах. В настоящее время существует несколько стилей д.т., среди которых выделяются: модерн-джаз, (соединивший технику классического танца, модерна и джаза), афро-джаз, фолк-джаз, стрит-джаз, блюз-джаз. Наиболее известными педагогами, создавшими индивидуальную технику д.т., являются М. Меттокс, Г. Джордано, Луиджи.

 

9. Эстрадный танец (Variety dance)   – направление танца, для которого характерна внешняя выразительность, развлекательный характер, виртуозность, внешняя эффектность. Как правило, по форме э.т. – танцевальная миниатюра с небольшим количеством исполнителей. Э.т. отличает многожанровость и разностильность.

 

10. Танец Модерн (Modern Dance)   – направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале ХХ столетия, ведущими представителями которого являются Д. Хамфри, Ч. Вейдман, М. Вигман, Х. Хольм, Х.Лимон, Л. Хортон, Э. Хоукинс, А. Соколоф, Л.Фуллер, М. Грэм, А. Дункан, Р. Сен-Дени, Т.Шоун. Каждый хореограф в танце модерн ставил цель спровоцировать зрителей к новому пониманию внутренних или внешних фактов реальности, отраженных через форму танца. Общим для представителей танца модерн, независимо от того к какому течению они принадлежали и в какой период создавали свою концепцию творчества, было намерение создать новую хореографию, отвечавшую, духовным потребностям человека нового времени. Основными принципами этой хореографии являлись: отказ от канонов, воплощение современных тем и сюжетов, оригинальные лексическо-пластические средства.

11. Соматик (Somatic)    – совокупность дисциплин, изучающих взаимосвязи в человеческом теле, влияние сознания на функции и строение телесных тканей, и применяющих концепцию Танец Постмодерн (Postmodern Dance)       – направление искусства танца, развивавшееся в США и Европе в 1960-1970-е гг., ведущими представителями которого являются М. Каннингхэм, А. Эйли, Т. Битти, Д. Мак-Кейл, А. Николаи, П. Тэйлор, Т. Браун. Начало этому направлению в танце положили эксперименты молодых хореографов в церкви Джадсон в 1963 году. Идейным вдохновителем этого проекта была И. Райнер.

 

12. Современный танец (Contemporary dance) – направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили конца XX–начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении движение рассматривается как средство выражения внутреннего состояния танцовщика и хореографа и служит для создания индивидуальной хореографической лексики. Художественными средствами этого направления выступает синтез различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.

 

13. Направление целостности тела, ума и духа. Спектр соматических дисциплин разделяется на две категории: соматическая психология и структурно-функциональные методики. В 1988 г. с целью объединения усилий и создания единой программы, этических норм и теоретической базы н.с. была создана Международная Ассоциация Соматической Терапии и Образования (ISMETA), в которую вошли все наиболее признанные представители направления. В настоящее время в нее входят более 20-ти крупных организаций, имеющих отношение к различным школам.

 

 

 1. Танцевальное движение, его форма рассматривается в языковой теории как специфическое (танцевальное - кинетизированное) единство четырех информационных потоков: кинетического (ведущего), контактного, телосложенческого и психического (Духовная, художественно-образная значимость присуща в искусстве танца как формам психологизированным, передающим эмоции, темперамент и пр., так и непсихологизированным, «предметным» («чистый танец»)) (ведомых).

 

Кинетический информационный поток представляет собой темпы, ритмы, интонации, акценты, амплитуды, ускорения-замедления и т. п. Его сфера - абстрактная художественно-образная значимость.

 

Контактный информационный поток - это реальные и искусственные суставные положения тела и его частей (положения контакта с окружающей средой). В танце встречаются конкретные и абстрактные формы.

 

Телосложенческий информационный поток - идет от качеств внешних (объемы, линии частей тела, их пропорциональность, характер черт лица, мышечного покрова, рост) и внутренних (жесткие или мягкие связки, степень подвижности суставов, тонус мышц, свойства вестибулярного аппарата и т. д.). И внешние, и внутренние динамические качества содержательно осознаются в танце обобщенно.

 

Психический информационный поток объединяет эмоциональные состояния, реакции, темперамент и характер танцующего персонажа. Эти образные качества проявляются в деталях (элементах) кинетики, в соответствующей значимости контактных форм и в призвуках данного телосложения.

 

Все эти потоки обладают разной выразительной активностью. Основной формообразующей силой (именно в танцевальном движении) наделена кинетика, которая «заставляет» остальные три потока подстраиваться под свое развитие, под свою текстуальную логику. Это наглядно подтверждается исторической эволюцией форм движений танца (от бытовых - фольклорных и бальных - к сценическим - характерным и классическим). В других искусствах, связанных с движением, соотношение вышеназванных информационных потоков представлено не так, как в танце. В частности, контактный информационный поток определяет форму движений и их содержательную линию в пантомимном тексте. Психический информационный поток является ведущим в пластике актера. Внешние и внутренние зрелищные качества телосложения наиболее полно представлены в движениях цирковых артистов.

 

Как показывают исследования и бытующая практика искусств, иная интерпретация структурных отношений в танце и названных выше искусствах является ложной и противоестественной.

 

2. Языковая содержательность танцевального движения предстает в виде трехаспектного единства: собственной (семантической), контекстуальной (синтаксической), интерпретационной (прагматической) значимости.

 

Семантическое содержание. Любое танцевальное движение - это перестроенная сумма элементов реального человеческого телодвижения. И там, и там есть четыре группы качеств. Реальная значимость, «перетекая» в развитые формы танцевальных движений, по существу остается в корне все той же значимостью языка реальной жизни. (Это положение касается даже движений классического танца). Такова, если вкратце, природа собственной содержательности движений танца.

 

Контекстуальное (синтаксическое) содержание. Здесь содержательность любого танцевального движения рассматривается не сама по себе (часто как абстрактная), но во взаимосвязи с содержанием других соседних движений, а также во взаимосвязи с содержанием музыки, костюмов, оформления сцены. При этом единичная значимость уточняется, конкретизируется (арабеск Одетты, арабеск Одилии и пр.)

 

Интерпретационное (прагматическое) содержание - есть продукт индивидуального, группового осознания значимости, смысла данного движения, цепочки движений (контекста).

 

Содержательная интерпретация может быть полной, частичной, деформирующей, безусловной, условной и т. д. Здесь есть место как «здоровому» видению, осознанию, так и «болезненному» пониманию.

 

3. Специфически танцевальное видение, мышление и творчество - это, прежде всего, то художественно-образное видение, мышление и творчество, которое опирается на выразительные возможности именно танцевального (кинетизированного) движения, на танцевальную интерпретацию музыки, костюма и сценической среды.

 

4. «Эффект зримой музыки» - тонкая, совершенная ритмо-

интонационная взаимосвязь музыкального и танцевального текстов. Их содержательный параллелизм, взаимопроникаемость, унисон возникают, с одной стороны, из кинетизированной контактности, психологизма, человеческого тела, а с другой - из звучащих красок инструментальной тембровости.

 

Музыкальность – соответствие исполнения движений характеру музыки, соблюдение темпа, заданного композитором, аккомпаниатором и ритма произведения. Важнейшими ориентирами для изменения характера движений служат основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, полифония, композиция) и нюансы музыкальных произведений (его динамические оттенки, ритмический рисунок, темп).

Артистичность – способность непосредственно воздействовать и заражать своим искусством других людей. Основными признаками является внешняя выразительность (движения человеческого тела, мимика, жесты), заразительность эмоций, чувство такта, «художественное чутье». Под артистизмом понимают способность особого, эмоционально-эстетического, душевного восприятия художественного произведения, его переживание, яркое, творческое по характеру его исполнение.

Динамичность – характеристика двигательного акта исполнителя, которая является результатом соотношения внутренних и внешних сил, обусловливающих его выполнение, и конкретно выражается отдельными характеристиками движений – темпом, ритмом, амплитудой, экспрессией, перемещением по площадке.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.