Модуль 3. Технология активных методов обучения — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Модуль 3. Технология активных методов обучения

2020-11-03 68
Модуль 3. Технология активных методов обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1       0-5    

 

   

 

0-3 0-2 0-10 3.2       0-7   0-5

 

   

 

  0-3 0-15 3.3     0-2 0-3    

 

   

 

  0-20 0-25 Всего            

 

   

 

    0-50   Итого     14 30   10

 

5   8 33   0-100                                

 

5. Содержание дисциплины.

Модуль 1. Современные образовательные технологии: сущность, проектирование; концептуальные основы.            

Тема 1. 1 Современные образовательные технологии: определение, компоненты, признаки, виды. Проектирование педагогических технологий

Причины технологизации педагогического процесса, этапы технологизации в отечественной и зарубежной педагогике. Различные трактовки понятия "педагогическая технология", «образовательная технология». Харак­теристики инновационных образовательных технологий, выражающие их признаки: концептуальность, диагностичность поставленных целей, воспроизводимость обучающих процедур, алгоритмируемость. управляемость, эффективность и др.

Соотношение понятий образовательная технология, методическая система, дидактическая система. Виды образовательных технологий. Традиционные и инновационные образовательные технологии.

Компоненты технологий, различные подходы к их выделения. Изменение функций педагога в связи с технологизацией пе­дагогического процесса. Учитель-фасилитатор, помощник, орга­низатор индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Проектирование педагогических технологий.

Проект и проектирование в педагогике. Сущность явления педагогического проектирования. Концептуальный, содержательный, процессуальный уровни педагогического проектирования. Этапы проектирования педагогических технологий в общеобразовательной школе и учреждениях СПО. Проектирование целей по Б. Блуму (Таксономия Б. Блума)

       Тема 1.2. Педагогические (образовательные) парадигмы и концепции

Формирование педагогической парадигмы через освоение человеческих сообществом различных способов взаимодействия с окружающим миром. Парадигма - исходная концептуальная схема или модель постановки и решения проблем, господствующая в течение определенного периода. Отличие парадигм по целям, которые ставятся перед образованием, по пониманию функций школы, по способам достижения целей, по характеру педагогического взаимодействия и по позиции ученика в образовании.

       Виды парадигм: традиционно-консервативная (сохранение культуры с помощью образования); рационалистическая (соответствует деятельностному подходу к культуре и используется для адаптации человека к культуре; гуманистическая (отношение к человеку как к главному феномену культуры, субъекту деятельности). Кроме того, выделяют эзотерическую, бихевиористическую, технократическую парадигмы.

Причины кризиса знаниево - просветительской парадигмы. Проблемы реализации гуманистической образовательной парадигмы, механизмы ее реализации. Связь образовательных парадигм с концепциями и технологиями. Гуманистическая образовательная парадигма и ее роль в становлении личностно – ориентированного обучения.

       Педагогические (дидактические) концепции

        Сущность понятия «концепция обучения» (дидактическая концепция). Разнообразие дидактических концепций.

        Личностно-ориентированное обучение - концептуальная основа современных педагогических техноло­гий. Разнообразие подходов к трактовке сущности личностно-ориентированного обучения.

Отечественные исследования по личностно – ориентированному обучению (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.). Суть личностно – ориентированного обучения, отличие знаниево – ориентированного обучения от личностно – ориентированного. Содержание личностно – ориентированного обучения: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный компоненты.

Многообразие моделей личностно – ориентированного обучения. Модель, основанная на принципе субъектности (психолого-дидактическая), автор - И.С.Якиманская. Позиционно-дидактическая модель В.В.Серикова, проективная модель личностно-ориентированного обучения Н.А.Алексеева. Культурологическая модель Е.В.Бондаревской.

Организация образовательной среды (исследовательской деятельности учащихся, организация индивидуальных занятий, рефлексия). Отражение в базисном учебном плане и в государственных образовательных стандартах идеи личностно – ориентированного обучения. Связь личностного и деятельностного подходов в личностно – ориентированном обучении.

 

Модуль 2. Образовательные технологии, модифицирующие процесс обучения (альтернативные)  

Тема 2.1 Модульная и модульно-рейтинговая технологии обучения.

Суть технологии модульного обучения. Принципы модульного обучения; осознанности перспективы, структуризации обуче­ния, динамичности, гибкости, паритетности учителя и учащихся, свободы выбора методов деятельности и др.

Виды модульных программ, их проектирование учителем. Проблемно-модульное обучение. Визуализация обучения с исполь­зованием приемов когнитивной графики.

Модульно-рейтинговое обучение. Проектирование тестовых заданий для входного, текущего и выходного контроля. Система требований к уровням знаний, умений по предмету. Рейтинговая шкала.

     Тема 2.2. Технология продуктивного образования

Технология продуктивного обучения, ее сущность, история появления. Отличие методологии и методики продуктивного обучения от традиционного образования.

 Виды образовательных продуктов (по А.В.Хуторскому): исследовательские, креативные, оргдеятельностные. Примеры образовательных продуктов.

       Тема 2.3. Технология развития критического мышления (ТРКМ). Стадии ее организации.

Технология развития критического мышления разработана в конце 20 века в США, ее авторы Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.

          Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая стадия имеет свои цели, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение полученных знаний.

Первая стадия – вызова, во время которой у учащихся активизируются имеющиеся знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения нового материала.

Вторая стадия – осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – стадия рефлексии – размышления. На этой стадии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии.

          Организация обучения на уроке напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой ее является работа учащихся в динамических парах и группах. Широко применяются различные комбинации этих форм: «крест», «зигзаг» и др.

Приемы, используемые на каждой стадии. Синквейн - схемно-знаковое описание изученного материала, в котором в сжатой форме представлена его суть.

Тема 2.4. Здоровьесберегающие технологии в учебной и внеучебной деятельности

Трактовка сущности понятия «здоровье», виды здоровья: физическое, психическое, нравственное. Факторы сохранения и профилактики здоровья.

Технология В.А.Базарного как системный способ использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения учащихся. Возможности содержания учебного материала для стимулирования потребности в здоровом образе жизни (задачи с валеологическим содержанием).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.