Понятие, концепция и функции логистики. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятие, концепция и функции логистики.

2020-11-03 186
Понятие, концепция и функции логистики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Потапович, С.И.

П 64     Логистика: учеб. пособие / С.И. Потапович. – Новосибирск:

Изд-во НГТУ, 2006. – 120 с.

 

ISBN 5-7782-0709-3

 

В работе изложены современная концепция и задачи логистики, рассмотрены основные составляющие логистики в их взаимосвязи – информационная логистика, логистика товарно-материальных запасов, логистика складирования, распределительная логистика, транспорт, сервис в логистике.

Учебное пособие предназначено для студентов специальностей «Маркетинг», «Менеджмент», «Экономика предприятий», «Товароведение», «Управление качеством» всех форм обучения.

 

ББК 65.9(2)40-21я73

 

 

ISBN 5-7782-0709-3                                    Ó С.И. Потапович, 2006

Ó Новосибирский государственный

      технический университет, 2006

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................... 4

1. Понятие, концепция и функции логистики. Задачи и принципы

логистики.................................................................................. 6

2. Потоки как объект управления. Материальные потоки и логи-

стические операции................................................................ 12

3. Классификация и кодирование материальных ресурсов и готовой

продукции............................................................................... 18

4. Логистические системы и методологический аппарат

логистики................................................................................ 27

5. Управление запасами в логистической системе................... 35

6. Логистика складирования...................................................... 48

7. Закупочная логистика............................................................ 72

8. Производственная логистика................................................. 80

9. Распределительная логистика................................................ 84

10. Транспортная логистика........................................................ 92

11. Информационная логистика................................................ 100

12. Сервис в логистике............................................................... 110

Список литературы.................................................................... 117

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Логистика как многоаспектная научная дисциплина и как искусство комплексного управления различными потоками (материальными, информационными, транспортными и др.) в последние годы получила широкое развитие, фактически выделившись из концепции маркетинга и получив самостоятельное существование.

Главная цель логистики заключается в том, чтобы все стадии движения материального потока (закупка, транспортировка, производство, хранение, сбыт) рассматривать как единый непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информацией.

Затраты на организацию движения материальных потоков на рынке составляют значительную долю общих затрат фирмы, поэтому проблемы минимизации этих затрат являются актуальными. Решать указанные проблемы помогает логистика, которая рассматривает вопросы управления движением материальных потоков с системных позиций.

Зарубежный опыт показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. В настоящее время в передовых фирмах традиционные функциональные области логистики (транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка) интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении, сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.

Интенсивное развитие логистики в современном бизнесе объясняется тем, что она представляет собой такой управленческий подход к организации работы фирмы и взаимосвязи с партнерами, который обеспечивает наиболее полный учет временнх и пространственных факторов в процессах оптимизации управления продвижения потоков товара, информации и услуг для достижения стратегических и тактических целей фирмы на рынке. Определяющим подходом для формирования современных логистических систем является концепция минимизации общих логистических издержек при удовлетворении потребностей клиента через гибкую систему логистического сервиса.

Исторически выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, согласованную систему
с единой техникой и технологией, а маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества.

К специалистам по логистике предъявляются достаточно высокие требования. Он должен обладать определенными знаниями и навы-ками:

во-первых, знаниями и навыками управления, планирования, организации в основных функциональных областях логистики–транспорте, складском хозяйстве, сбыте продукции и запасов;

во-вторых, навыками системного подхода к логистической системе, чтобы охватить все мероприятия по перемещению, хранению материалов в пределах фирмы и ее распределительных планов;

в-третьих, знаниями, достаточными для понимания проблемы предпринимательства в целом, а также учета воздействия решений, принимаемых в одной области логистики, на логистическую систему в целом;

в-четвертых, знаниями, позволяющими ему разбираться в ценообразовании, рыночных и финансовых аспектах, с тем чтобы оценить влияние различных мероприятий на эффективность продвижения материалопотоков;

в-пятых, пониманием экономической ситуации, законов, принципов развития производства, чтобы оценивать существующие проблемы как с точки зрения логиста, так и работника фирмы или общества в целом.

Кроме того, полученные знания вооружают логиста для деятельности не только в этой сфере, но и закладывают существенную основу для дальнейшей более узкой его специализации, т.е. возможности стать профессионалом в области транспортных систем, снабжения, сбыта продукции, информатики, управления запасами, анализа рыночных стратегий по обеспечению фирм и предприятий различными материальными ресурсами.

 

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ

 

Логистика (в широком смысле) – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро- и макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

Логистика (с позиций бизнеса) – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств, т.е. логистика должна обеспечить поставку заданных объектов в необходимом количестве, в нужное место, к установленному сроку, заданного качества с минимальными затратами.

Главные причины, по которым начиная с середины 60-х годов прошлого столетия в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:

· превращение рынка продавца в рынок покупателя;

· обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок;

· энергетический кризис;

· научно-технический прогресс и, в первую очередь, компьютеризация управления.

Концепция логистического управления рассматривает материальные, информационные и иные потоки, проходящие через все этапы экономического процесса, как единое целое (рис. 1).

 

Рис. 1. Логистическое управление потоками

Функциональные области логистики:

· логистика запасов,

· транспортная логистика,

· закупочная логистика,

· сбытовая (распределительная) логистика,

· логистика производственных процессов,

· логистика складирования,

· информационная логистика,

· логистика сервисного обслуживания,

· логистика финансов и менеджмента.

Логистическая цепь (цепь, по которой проходят материальный и информационный потоки, начиная от получения исходных компонентов и до передачи готовой продукции потребителю) представляет собой линейно упорядоченную совокупность физических и/или юридических лиц. К таким элементам логистической цепи относятся поставщики, производственные подразделения, промежуточные, входные и выходные склады, транспортные фирмы, распределительные сети и т.д. В звеньях логистической цепи в соответствии с ходом технологического процесса преобразования входного материального потока в выходной последовательно выполняются логистические операции над элементами соответствующих материальных и информационных потоков (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Общая структура логистической цепи

Задачи логистики:

· формирование стратегических планов логистической системы в области продаж, материальных запасов, организации транспортировки, складской обработки материалов, организации производственной деятельности, кадровой, технической и ценовой политики. Контроль за выполнением этих планов и выработка предложений по ликвидации возможных отклонений;

· координация функционирования специализированных подразделений фирмы в части образования и размещения запасов и контроля над ними, создания складов и выполнения складских операций, управления финансами, образования информационных потоков и управления ими, организации системы транспортировки и управления транспортом;

· учет специфики конкретных предприятий, географического расположения и особенностей рынка, таких как стоимость и расстояния для транспортировки грузов, близость или удаленность источников сырья, поставщиков или продуцентов, стоимость и доступность оборудования, разнообразие клиентов и др.;

· формирование и развитие логистической системы с учетом развития технологии производства, внутренней и внешней политики фирмы, развития и трансформации связанных фирм, изменения рыночных условий.

Методологические принципы логистики

Научную базу логистики составляет широкий спектр дисциплин:

1. математики (теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов, математическая теория оптимизации, функциональный анализ, теория матриц, факторный анализ и др.);

2. исследования операций (математические методы оптимизации (линейное, нелинейное и динамическое программирование, теория игр; теория статистических решений), теория массового обслуживания, теория управления запасами, метод имитационного моделирования, метод сетевого планирования и др.);

3. технической кибернетики (теория больших систем, теория прогнозирования, общая теория управления, теория графов идентификации, теория информации, теория связи, теория расписаний, теория оптимального управления и др.);

4. экономической кибернетики и экономики (теория оптимального планирования, методы экономического прогнозирования, маркетинг, менеджмент, стратегическое и оперативное планирование, производственный (операционный) менеджмент, ценообразование, всеобщее управление качеством, управление персоналом, дистрибьюция, организация продаж, предпринимательство, финансы, бухгалтерский учет, управление проектами, управление инвестициями, социальная психология, экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли и др.).

Уже это простое перечисление показывает, какой огромный багаж научных знаний, накопленных человечеством за предыдущие десятилетия, используется в настоящее время в логистических исследованиях и разработках. В ретроспективном периоде при анализе и проектировании логистических систем, методов и приемов логистического менеджмента были разработаны и апробированы многие методологические принципы, основными из которых в настоящее время являются следующие.

· Системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительная особенность системного подхода – оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.

· Принцип тотальных затрат, т. е. учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками по всей логистической цепи. Как правило, критерий минимума общих логистических затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем.

min З = min А + min В + min С – традиционный подход

min З = min (А + В + С) – логистический подход

· Принцип глобальной оптимизации. При оптимизации структуры или управления в синтезируемой логистической системе необходимо согласование локальных целей функционирования элементов (звеньев) системы для достижения глобального оптимума.

· Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы (цепи) от ее начала и до конца в управлении материальными (информационными, финансовыми) потоками при реализации целевой функции.

· Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистических системах и цепях широко используются различные модели: математические, экономико-математические, графические, физические, имитационные (на ЭВМ) и другие. Реализация логистического менеджмента в настоящее время практически невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.

· Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.

· Принцип TQM – всеобщего управления качеством – обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.

· Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах, что означает соответствие экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям работы персонала и т.п.

· Принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды (например, при колебаниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставок или закупок материальных ресурсов, вариациях транспортных тарифов и т.п.). При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.

 

 

 


ОПЕРАЦИИ

Материальный поток это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические активности, связанные с физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и др.

 

Параметры материальных потоков:

1. номенклатура, ассортимент и количество продукции;

2. габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

3. весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

4. физико-химические характеристики груза;

5. характеристики тары (упаковки);

6. условия договоров купли-продажи (передача в собственность, поставки);

7. условия транспортировки и страхования;

8. финансовые (стоимостные) характеристики;

9. условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции и др.

С каждым из указанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами – финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Классификация материальных потоков представлена на рис. 3.

При классификации выделяют следующие основные признаки.

1. По отношению к логистической системе (ЛС) различают внутренние (не выходящие за пределы ЛС) потоки и внешние, поступающие в ЛС из внешней среды (входные) и выходящие из ЛС во внешнюю среду (выходные).

Рис. 3. Классификация материальных потоков

 

2. По отношению к звену логистической системы (ЗЛС) материальные потоки делятся на входные и выходные. Внутренние материальные потоки в ЗЛС обычно не рассматриваются в рамках заданной декомпозиции ЛС.

3. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для целей статотчетности, учета и планирования.

4. По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции – это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающийся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

Ассортимент подразделяется на групповой, видовой и внутривидовой. Развернутый ассортимент продукции черной металлургии называют также сортаментом, лесной и деревообрабатывающей промышленности – сортиментом.

5. По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химические характеристики груза, способы затаривания, условия транспортировки и др.

Например, при транспортировке железнодорожным транспортом грузы различаются:

а) в зависимости от весовых и объемных показателей:

тяжеловесные (масса одного места больше 500 кг);

большой массы (масса от 100 до 500 кг);

легковесные (не обеспечивающие использования грузовместимости);

негабаритные (высота одного места более 3,8 м, ширина – более 2,5 м, длина – больше длины грузовой площадки);

б) по физико-химическим свойствам:

сыпучие (перевозимые навалом);

наливные (жидкие и полужидкие), перевозимые в цистернах, бутылях и других специальных емкостях;

штучные (единицей измерения которых являются штуки); тарно-штучные (измеряются количеством тары – мешки, ящики, рулоны и т.п.).

При перевозках грузов автомобильным транспортом все виды груза делятся на четыре класса по степени использования грузоподъемности автомобилей и формированию сдельных тарифов. В то же время с точки зрения выполнения погрузочно-разгрузочных работ при автоперевозках применяют следующую классификацию грузов:

тарно-упаковочные и штучные;

тяжеловесные;

навалочные;

лесоматериалы;

металл и металлические изделия;

зерновые грузы и овощи;

наливные грузы.

По способу затаривания при транспортировке различают грузы:

в контейнерах;

поддонах (паллетах);

ящиках;

флягах;

бутылях;

мешках и т.д.

Очевидно, что такое большое количество характеристик предопределяет специфический подход и свою классификацию материальных потоков по рассматриваемому признаку при анализе и синтезе конкретных ЛС.

6. По степени детерминированности параметров потока различают материальные потоки детерминированные и стохастические. Детерминированным материальным потоком называется поток с известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток будет называться стохастическим.

7. По признаку непрерывности во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство материальных потоков являются дискретными во времени.

Материальный поток может быть охарактеризован таким показателем, как интенсивность. Под интенсивностью материального потока понимается количество объемных или массовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход ЛС в единицу времени. Кроме того, применяются такие показатели, как скорость, плотность потока и
другие.

Логистическая операция – это совокупность действий, имеющая целью инициирование или преобразование в процессе экономической деятельности того или иного материального либо информационного или финансового потока.

Все логистические операции можно подразделить на следующие группы.

– Логистические операции с материальными потоками в сфере обращения – погрузка, разгрузка, транспортировка, комплектация, складирование, распределение, затаривание.

– Логистические операции с материальными потоками в сфере производства – размещение заказов, управление складированием, выбор оборудования, поставщиков, планирование и диспетчирование производственного процесса, учет и управление запасами.

 


 

 

Рис. 4. Схема – классификация логистических операций

 

– Логистические операции с информационными потоками – создание информационных систем и осуществление в рамках этих систем действий по сбору, хранению, обработке и передаче информации, сопутствующей материальным потокам, инициирующей эти потоки и управляющей ими.

– Логистические операции с финансовыми потоками – проведение стоимостного анализа на всех этапах экономической деятельности, составление бюджетов для всей программы и для отдельных ее миссий и операций с материальными и информационными потоками, а также контроль расходов и запасов, выраженных в денежной форме.

Классификация логистических операций представлена на рис. 4.

Элементарной логистической операцией называется любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутст-вующих ему информационного и (или) финансового потоков.

Комплексной логистической операцией (логистической функцией) называется обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой задач.

В наиболее общей постановке с позиций логистики можно исследовать возникновение, преобразование или поглощение материальных потоков в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система, т.е. система, реализующая поставленные перед ней цели и рассматриваемая в этом смысле, как единое целое. Действия, прикладываемые к материальному потоку в такой системе, будут называться логистическими активностями.

 

 


 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ

ПРОДУКЦИИ

 

Классификация – разделение заданного множества на подмножества в соответствии с принятыми методами классификации.

Система классификации – совокупность правил разделения заданного множества и результат разделения множества на подмножества.

Признак классификации – признак, по которому производится деление заданного множества на подмножества.

Признаки, наиболее часто применяемые среди множества других, – сырьевой, технологический, конструкторский, рецептурный, компонентный, структурный.

Основные признаки: назначение,

                          исходное сырье (материал),

                          способ изготовления,

                          способ отделки и обработки поверхности,

                          размерные признаки,

                          оптические (цвет, блеск и др.),

                          конструктивные особенности.

Значение признака классификации – конкретное количественное или качественное выражение признака классификации.

Классификатор – систематизированный свод наименований объектов классификации, признаков классификации, классификационных группировок и их кодовых обозначений.

Емкость классификатора – наибольшее число позиций, которое можно разместить в пределах классификатора.

Кодирование – образование и присвоение обозначения элементу классификации, признаку классификации и (или) классификационной группировке.

Кодовое обозначение (код) – обозначение объекта классификации, признака классификации и (или) классификационной группировки знаком или группой знаков в соответствии с принятым методом кодирования.

Код характеризуют:

· алфавит кода – знаки (цифры и буквы), используемые для обозначения кода;

· длина кодового обозначения – количество знаков, образующих код;

· структура кодового обозначения – взаимное расположение знаков;

· разряд кодового обозначения – место каждого знака.

Методы классификации – иерархический и фасетный.

Иерархический метод – между классификационными группировками устанавливается отношение подчинения (иерархии). При этом методе заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества по следующему принципу: классифицируемое множество объектов делится сначала по некоторому выбранному признаку (основанию деления) на крупные группировки, затем каждая группировка в соответствии с выбранным основанием деления разбивается на ряд последующих группировок, которые в свою очередь распадаются на более мелкие, постепенно конкретизируя объект классификации.

При этом необходимо соблюдать следующие правила.

а) Деление множества следует начинать с наиболее общих признаков и осуществлять последовательно от большего к меньшему, от общего к частному.

б) Деление каждой классификационной группировки на каждой ступени должно производиться только по одному основанию деления, что обеспечивает машинную обработку информации, содержащейся в классификаторе.

в) Получаемые в результате деления группировки на каждой ступени должны относиться только к одной вышестоящей группировке и не должны пересекаться, т.е. повторяться.

г) Деление должно быть последовательным без пропуска очередного или добавления промежуточного уровня классификации.

Наиболее существенными и сложными вопросами, возникающими при построении иерархической классификации, являются выбор системы признаков, применяемых в качестве основания деления, а также порядок их следования.

Иерархическая классификация характеризуется количеством ступеней классификации, глубиной, емкостью и гибкостью. Количество ступеней (уровней) определяет глубину классификации. Глубина устанавливается в зависимости от степени конкретизации группировок и числа признаков, необходимых для решения конкретных задач. Схематично сущность метода показана на рис. 5.

 

Рис. 5. Иерархический метод классификации

 

Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Термин этот произошел от французского слова facette – грань отшлифованного камня. Действительно, как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группировки при фасетном методе не зависимы и не подчиняются друг другу (рис. 6).

 

Рис. 6. Фасетный метод классификации

 

Методы классификации должны:

1) обеспечивать создание достаточной емкости и необходимой полноты, которые гарантировали бы охват всех объектов классификационного множества в заданных пределах;

2) позволять систематизировать объекты классификации по определенным выбранным признакам (свойствам, характеристикам, параметрам и т. п.);

3) разрешать использовать достаточную для данных целей и экономически оправданную глубину классификации;

4) обладать определенной гибкостью, с тем чтобы иметь возможность вносить необходимые изменения в создаваемый классификатор без нарушения принятой структуры классификации.

5) предусматривать наличие резервной емкости, обеспечивающей возможность целесообразного включения в классификатор новых объектов, группировок и признаков без перекодирования имеющихся в создаваемом классификаторе объектов, группировок, признаков;

6) обеспечивать решение комплекса конкретных задач АСУ как внутри данной емкости, так и при обмене информацией с взаимодействующими АСУ различного уровня.

Системы кодирования

Порядковая – когда кодом является порядковый номер товаров, перечисленных в каком-либо перечне.

Смысловая – каждый знак кода имеет определенный смысл.

Комбинированная – когда часть знаков расшифровывается, часть знаков является порядковым номером.

Виды классификации

· стандартная – используется в отраслевых стандартах;

· учебно-товароведная – используется для изучения товаров в товароведении. С научной точки зрения является наиболее полной и правильной. При изучении товаров рассматривается максимально возможное количество признаков, характерных для данной группы товаров;

· торгово-товароведная – используется для формирования ассортимента в торговле. В отличие от учебно-товароведной, здесь признаки классификации расположены в другом порядке и соответственно группы товаров получаются другие. Например, при изучении строительных товаров, используя учебно-товароведную классификацию, первым признаком необходимо поставить сырьевой (товары металлические, полимерные, деревянные, керамические и т.д.), поскольку у них разные показатели качества и разные методы определения этих характеристик. А при формировании ассортимента в торговле с использованием торгово-товароведной классификации первым признаком необходимо поставить признак назначения (товары кровельные, конструкционные, крепежные, отделочные и др.);

·  ОКП – общероссийский классификатор продукции

·  ГС – гармонизированная система кодирования

·  ТН ВЭД – товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности;

·  СМТК ООН – стандартная международная торговая классификация ООН;

·  КУЭГ ООН – классификация товаров по укрупненным экономическим группировкам ООН.

ОКП – общероссийский классификатор продукции, предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, статистика, экономика и др.

ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных на иерархической системе классификации. Классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, ее сертификации, статистическом анализе производства, для структуризации промышленно-экономи-ческой информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций. В ОКП предусмотрена пятиступенчатая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. Ступени классификации – класс, подкласс, группа, подгруппа, вид. На каждой ступени деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, записываемый с интервалом между вторым и третьим знаками. Первые две цифры обозначают класс продукции, каждая последняя цифра соответственно подкласс, группу, подгруппу, вид.

ТН ВЭД – товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности разработана на базе гармонизированной системы описания и кодирования товаров и комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества в качестве системы регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе таможенного тарифа, мер нетарифного регулирования и таможенной статистики, вместо применяемой Единой номенклатуры внешней торговли стран-членов СЭВ.

Структура ТН ВЭД включает цифровое кодовое обозначение раздела, группы, товарной позиции, субпозиции и подсубпозиции, а также их наименования.

Длина кодового обозначения в ТН ВЭД составляет одну римскую и девять арабских цифр. Римская цифра и первые шесть арабских цифр соответствуют кодовому обозначению, принятому в номенклатуре гармонизированной системы. Коды на уровне седьмого и восьмого знаков (разрядов) соответствуют принятому обозначению товаров в Комбинированной номенклатуре ЕЭС, а разряд на уровне девятого знака кода, обозначенный нулем предназначен для выделения традиционных российских товаров.

Цифровое кодирование в ТН ВЭД имеет определенное логическое и смысловое значение:

римская цифра – обозначает разряд;

первые две арабских цифры – товарная группа;

первые четыре цифры – товарная позиция;

пятая и шестая цифры – субпозиция;

седьмая, восьмая и девятая – подсубпозиция.

Пример: XV 7201.10.110

XV (раздел) – черные и цветные металлы и изделия из них;

72 (группа) – черные металлы;

7201 (позиция) – чугун передельный в чушках, болванках и
прочих;

первичных формах;

7201.10 (субпозиция) – чугун передельный нелегированный;

7201.10.110 (подсубпозиция) – чугун передельный, содержащий по массе 1 % и менее кремния.

В сфере обращения в последние годы широкое применение получило штриховое кодирование. Машиночитаемый штриховой код – это определенная комбинация темных и светлых полос (штрихов и пробелов), дающая возможность кодировать, считывать и расшифровывать информацию о товаре с использованием компьютерной техники.

Наиболее часто используется Европейская система кодирования – EAN (European Article Numbering), в частности штриховой код EAN-13, который в основном применяется для кодирования товаров народного потребления (рис. 7).

 

 

Рис. 7. Код EAN-13. Внешний вид и структура

Алфавит кода EAN-13 предполагает, что каж


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.215 с.