Для обучающихся начальной школы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Для обучающихся начальной школы

2020-11-03 81
Для обучающихся начальной школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экологические эксперименты

Для обучающихся начальной школы

 

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет опытно-экспериментальная деятельность.

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опытно - экспериментальная деятельность имеет большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей, вызывает у учащихся интерес к исследованию природы, развивает их ум, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует формированию исследовательского типа мышления, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая опытно - экспериментальная работа всегда вызывает у детей ощущение радостного подъема.

Опыты и эксперименты всегда должны строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Главное достоинство опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

 

Опыт «Как свет влияет на цвет листьев?»

Цель: определить влияние света на цвет листьев.

Оборудование:

- кусочек фольги;

- скотч.

К живому листку любого растения приложили кусочек фольги, его можно вырезать в виде звездочки или кружка. Чтобы фольга не упала, прикрепить ее полоской скотча. Через неделю можно увидеть результат. В том месте, где была фольга и куда, соответственно, не поступал свет, лист станет желтым.

Вывод: в листьях растений под влиянием света вырабатывается хлорофилл, который питает листочки. Он зелёного цвета. Вот почему осенью, когда солнечного света становится всё меньше, листья желтеют и опадают.

 

Опыт с бананом и яблоком.

Цель:

Оборудование:

- одно спелое яблоко;

- два зеленых банана;

- три полиэтиленовых пакета (или один пакет и две пластиковые емкости с крышками);

- два цветка (например, тюльпан или подснежник);

- две вазы;

- вода.

Положите один из зеленых бананов в пакет или емкость вместе со спелым яблоком. Завяжите пакет веревкой, емкость закрой крышкой. Второй банан положите в другой пакет или емкость и тоже плотно закрой. Через 2–5 дней сравни бананы. Отличаются ли они друг от друга?

Продолжим эксперимент:

Возьмите два одинаковых свежих цветка и поставьте их в две разные вазы с водой. Одну вазу поместите в просторный прозрачный полиэтиленовый пакет и положите туда же спелый банан или яблоко. Плотно завяжите пакет, чтобы воздух не проникал внутрь. Вазу со вторым цветком оставьте в комнате. Через несколько дней сравните цветок, одиноко стоявший в вазе, и цветок, соседствующий с фруктом. Лучше всего выбрать для эксперимента совершенно незрелые, зеленые бананы и очень спелое яблоко.

Вывод: спелые фрукты источают бесцветный газ под названием этилен, за счет которого другие лежащие рядом фрукты созревают быстрее. Быстро портящиеся фрукты — например, бананы и лимоны — собирают недозревшими, зелеными.

Во время транспортировки они хранятся в контейнерах, наполненных каким-либо тяжелым газом, например диоксидом углерода. Перед тем как фрукты попадают на прилавки, их обрабатывают этиленом, чтобы они созревали быстрее. Из-за выделяемого спелыми фруктами этилена находящиеся рядом цветы быстро вянут. Поэтому в магазинах цветы и фрукты всегда хранят отдельно.

 

Опыт «Вода и воздух»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о воде и ее свойствах.

Оборудование:

- стаканы с водой;

- соломинка.

Возьмите стаканы с водой. Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.

Вывод: в воде есть воздух.

 

«Выращивание кристаллов морской и поваренной соли. Их сравнение».

Цель: вырастить кристаллы из солей и сравнить их.

Оборудование:

- образцы соли поваренной и морской соли;

- два прозрачных стеклянных стакана;

- х/б нить;

- два карандаша;

- вода комнатной температуры;

- чайная ложка;

- чёрный маркер;

- линейка;

- секундомер или часы.

Налейте в стаканы воду комнатной температуры и подпишите их номерами 1 и 2. В стакане под №1 растворите 6 чайных ложек морской соли, начинайте размешивать соль и засеките время, в течение которого морская соль раствориться. В стакане под №2 растворите 6 чайных ложек поваренной соли, также засеките время. Затем к каждому карандашу привяжите Х/Б нить и опустите её в стаканы. Оба стакана находятся в равных условиях, то есть, при комнатной температуре в одном и том же месте. Проверяйте состояние нити каждые три дня.

Вывод: при равных условиях вода в стакане с морской солью испарилась быстрее, но сама соль кристаллизировалась в основном на стенках стакана и в меньшей степени на нити. Вода в стакане с поваренной солью испарялась медленнее. Соль кристаллизировалась, как ив первом случае, на стенках стакана и на нити, но при этом толщина кристалла на нити была больше чем в первом случае.

Кристаллическое вещество соль растворилась в воде, а после её испарения, вновь кристаллизировалась.

 

Опыт «Делаем облако»

Цель: познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

Оборудование:

- банка3 л;

- железная крышка;

- лед;

- чайник с кипящей или горячей водой.

Это опыт-наблюдение, когда взрослый проводит сам опыт, дети наблюдают и делают вывод. Перед началом эксперимента отговорить, что мы будем работать с горячей водой.

Давайте попробуем сами сделать дождь. Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно на высоту 2,5 см). На железную крышку положить кусочек льда и поставить на банку. Посмотрите, что происходит внутри банки.

Вывод: воздух внутри банки, поднимаясь вверх, охлаждается. А пар, который содержится в воздухе, образует облако. Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки. Педагог обращает внимание детей на то, что происходит со льдом на крышке и спрашивает детей, почему лед тает, почему рядом со льдом появилась вода.

 

Опыт «В почве есть вода»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о почве и ее свойствах.

Оборудование:

- почва;

- бумажная салфетка.

Возьмите немного свежей почвы, насыпьте её на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой. Ссыпьте почву обратно в тарелочку. Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва. Что вы видите? (На салфетке остался мокрый след).

Вывод: в почве есть вода.

Опыт «Загрязнение почвы»

Цель: показать, как происходит загрязнение почвы.

Оборудование:

- горшки с почвой;

- банки с чистой и грязной водой.

Рассмотреть воду в банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором). Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину). Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему? Вылить воду (чистую и грязную) в горшки с почвой. Что изменилось в первом (втором) горшке? (В первом горшке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во втором - почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Выводы: в жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом, она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто.

 

Опыт «Живая вода»

Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Оборудование:

- 2 горошины;

- вода;

- вата.

Что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Возьмите 2 горошины. Одну поместите на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставить горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке, с водой появился росточек, а у другой – нет.

Вывод: вода необходима для развития и произрастания растений.

 

Опыт «Как листья опадают?»

Цель: определить, почему листья осенью изменяют окраску и опадают.

Оборудование:

- листья;

- лупа.

Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод: осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Вывод: крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

 

Опыт «Как дышит растение?»

Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Оборудование:

- прозрачная емкость с водой;

- лист на длинном черешке или стебельке;

- трубочка для коктейля;

- лупа.

Педагог предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Педагог с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:

наливают в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см;

вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;

здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;

встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.

Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Вывод: воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

 

Опыт «Растения и свет»

Цель: установить, что растению нужен свет, и оно ищет его.

Оборудование: растение (напр., лимон, гибискус, пеларгония, бегония).

Поставить растение у окна на три – четыре дня. Развернуть растение на 180 градусов и оставить еще на три-четыре дня. Листья растения поворачиваются к окну. Развернувшись, растение меняет направление листьев, но через некоторое время они снова поворачиваются к свету.

Вывод: растение содержит вещество под названием ауксин, который способствует удлинению клеток. Накопление ауксина происходит на темной стороне стебля. Излишки ауксина заставляют находящиеся на темной стороне клетки вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению к свету. Это движение называется фототропизм. Фото -

значит свет, тропизм - движение.

 

Опыт «Волшебные цветы».

Цель: показать детям, как вода движется по стеблям растений и как она попадает в листья.

Оборудование:

- стакан;

- пищевой краситель;

- вода;

- белые цветы, например гвоздика кустовая.

На дно стакана налить 100г воды и добавить 1ч. ложку красителя. Поставить цветы в стакан. Чем больше добавить краски в воду, тем гуще будет цвет на лепестках. Подкрашенная вода впитывается стеблем растения и поднимается до цветка. Сначала новый оттенок появится лишь на кончиках лепестков. Через три дня почти все цветы будут «перекрашены». Цветы с короткими стеблями окрашиваются быстрее, чем с длинным, в которых воде нужно пройти более длинный путь.

Способ 2.

Цель: показать детям, как вода движется по стеблям растений и как она попадает в листья.

Оборудование:

- белые цветы (роза, гвоздики, хризантема);

- пищевые красители разных цветов;

- нож.

Наполните емкости водой. Добавьте в каждую из них пищевой краситель одного цвета. Отложите один цветок, а остальным цветам подрежьте стебли. Ножницы для этой цели не годятся - только острый нож. Обрежьте стебель наискось на 2 сантиметра под углом 45 градусов в теплой воде. Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю. Поместите по одному цветку в каждую емкость с красителем. Теперь возьмите тот цветок, что отложили. Разрежьте его стебель вдоль от центра на две части. После этого поместите одну часть стебля в емкость с красителем, например, синего цвета, а другую часть стебля в емкость с красителем др. цвета. Подождите, пока окрашенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и окрасит их лепестки в разные цвета. Это произойдет примерно через 24 часа.

Через сутки окрашивания!

После достижения желаемого окраса лепестков, цветок достаньте из раствора и поставьте в чистую воду на несколько дней. В конце эксперимента обследуйте каждую часть цветка (стебель, листья, лепестки), чтобы увидеть путь воды.

Вывод: вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее, растение не теряет возможность поглощать воду.

Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.

У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх - от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам - флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма - у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы, похоже, у всех растений - от огромных деревьев до скромного цветка.

 

Опыт “Приготовление невидимых чернил из соды”

Оборудование:

- сода;

- вода;

- стаканчик;

- кисточка;

- белый лист бумаги.

Необходимо приготовить насыщенный раствор обыкновенной питьевой соды в воде. Как и в предыдущих рецептах напишите на белом листе кисточкой. Сразу же за кистью вода испаряется, и на листе бумаги ничего нет. Нагрейте утюгом. При нагревании утюгом проступает темно-коричневый текст.

Вывод: невидимые чернила можно приготовить в домашних условиях.

 

Экологические эксперименты

для обучающихся начальной школы

 

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет опытно-экспериментальная деятельность.

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опытно - экспериментальная деятельность имеет большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей, вызывает у учащихся интерес к исследованию природы, развивает их ум, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует формированию исследовательского типа мышления, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая опытно - экспериментальная работа всегда вызывает у детей ощущение радостного подъема.

Опыты и эксперименты всегда должны строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Главное достоинство опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.