О вступительной кампании 2017 года — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

О вступительной кампании 2017 года

2020-11-03 64
О вступительной кампании 2017 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Материал подготовлен Информационно-аналитическим центром

при Администрации Президента Республики Беларусь

на основе информации Министерства образования Республики Беларусь

 

Интеллект человека – главная движущая сила развития современного государства. Именно совокупные результаты труда граждан определяют конкурентоспособность любой страны. Национальной системе образования принадлежит ключевая роль в формировании человеческого капитала, подготовке профессионалов для экономики знаний XXI века.

В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Президент А.Г.Лукашенко, характеризуя перспективные направления социально-экономического развития Республики Беларусь, заявил: ” Мотивированная, образованная, активная молодежь – это, по сути, стратегический ресурс развития страны. Ведь от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее государства, прогресс или деградация общества“.

По словам белорусского лидера, ” система образования должна вырабатывать у людей способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Надо научить учиться“.

 

Система образования Республики Беларусь

В Республике Беларусь сложилась целостная и сбалансированная система образования, позволяющая каждому гражданину страны реализовать свое право на образование для того, чтобы быть успешным и востребованным в обществе.

В нашей стране функционируют более 8 тыс. учреждений образования (далее – УО), в которых трудятся около 430 тыс. работников.

Беларусь по праву считают государством, где реализуется принцип непрерывности образования (”образование через всю жизнь“).

Национальная система образования включает:

· дошкольное образование;

· общее среднее образование;

· специальное образование (для детей с особенностями психофизического развития);

· профессионально-техническое и среднее специальное образование;

· высшее образование;

· послевузовское образование (аспирантура и докторантура);

· дополнительное образование взрослых;

· дополнительное образование детей и молодежи.

В настоящее время дошкольное образование получают более 418,1 тыс. воспитанников, общее среднее – 982,2 тыс. учащихся, профессионально-техническое и среднее специальное – 70,3 и 117,8 тыс. человек.

В соответствии с мировыми тенденциями на уровне высшего образования подготовка специалистов ведется на двух ступенях.

Подготовку специалистов в стране обеспечивают 42 государственных и 9 частных вузов (34 университета, 9 академий, 8 институтов) по 15 профилям образования, включающим около 380 специальностей на I ступени и более 300 – в магистратуре. В государственных учреждениях высшего образования (далее – УВО) обучаются более 290,8 тыс. студентов и 10,6 тыс. магистрантов. Общий студенческий контингент превышает 310 тыс. человек. Сегодня в Беларуси 330 студентов на 10 тыс. населения, что соответствует уровню европейских стран.

На 1 января 2016 г. численность лиц, осваивающих содержание аспирантуры (адъюнктуры), составляла 4 931 человек; численность докторантов – 351 человек.

Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 различных учреждений образования и организаций. Повышением квалификации, стажировкой, подготовкой и переподготовкой ежегодно охвачено более 480 тыс. человек. Переподготовка руководящих работников и специалистов ведется по 386 специальностям. Профессиональное обучение рабочих осуществляется по 4,8 тыс. профессий.

В системе дополнительного образования детей и молодежи функционируют 297 учреждений, в которых занимаются 388,36 тысяч детей (каждый третий учащийся системы общего среднего образования).

Объемы финансирования сферы образования Республики Беларусь соизмеримы с государственными расходами на образование в большинстве развитых стран мира и превышают расходы России и Казахстана. В 2016 году расходы консолидированного бюджета на образование составили 4 593,7 млн. рублей, или 4,87% от ВВП, с учетом внебюджетных средств – 5 142,9 млн. рублей, или 5,45% от ВВП (2015 год – 5,35% от ВВП).

Справочно.

По данным 2014 года государственные расходы на образование во Франции составили 5,5% от ВВП, в Нидерландах – 5,4%, в Германии – 4,3%,
в Австрии – 5,0%. В 2015 году государственные расходы на образование в России составили 3,8% от ВВП, в Казахстане – 3,3%, в Азербайджане – 3,0%.

Обеспечено выполнение государственных социальных стандартов в области образования.

Последовательно решаются вопросы укрепления материально-технической базы. В 2016 году введены в строй 25 объектов образования.

Справочно.

В том числе ведены в строй 3 школы на 1 091 ученическое место, 12 дошкольных учреждений на 2 670 мест, 9 жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот, и оставшихся без попечения родителей детей, здание спального корпуса со спортивным блоком и актовым залом спецшколы-интерната в г.Могилеве (первая очередь).

За счет кредитных средств Всемирного банка в рамках проекта ”Модернизация системы образования Республики Беларусь“ выполняются работы по реконструкции и ремонту 19 учреждений общего среднего образования. Продолжается строительство общежития на 1 038 мест для белорусских и китайских студентов за счет средств технико-экономической помощи Китайской Народной Республики.

Основные направления развития системы образования Республики Беларусь определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы и Государственной программой ”Образование и молодежная политика“ на 2016–2020 годы.

 

Социальные гарантии, которые предоставляет гражданам национальная система образования

Граждане Республики Беларусь имеют право:

получить в государственных учреждениях образования(далее – ГУО) бесплатное дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, специальное, дополнительное образование, а на конкурсной основе – бесплатное среднее специальное, высшее и послевузовское образование (если человек получает его впервые);

получить второе образование по иной специальности, повысить квалификацию, пройти переподготовку.

В рамках образовательного процесса предусмотрены многочисленные социальные гарантии.

К примеру, плата за учебники в Беларуси невысокая. При этом для отдельных категорий детей предусмотрено бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства; лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом и других категорий).

Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50%. Электронные версии учебников находятся в свободном доступе в сети Интернет (http://uchebniki.by/).

Ряд категорий учащихся получают питание за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (дети из малообеспеченных семей; из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; 1–4 классов всех учреждений общего среднего образования, а также 5–11 классов учреждений общего среднего образования, проживающие в сельских населенных пунктах; из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы; находящиеся в социально опасном положении и др.).

Хорошо успевающим студентам выплачивается стипендия. В ыпускникам, обучавшимся за счет средств бюджета, гарантируется предоставление первого рабочего места в соответствии с законодательством о труде путем распределения.

Государством обеспечиваются социальные гарантии работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку (сохранение средней заработной платы по месту работы на период обучения, оплата проезда к месту учебы, командировочных, суточных, проживание и др.).

 

Поддержка одаренных учащихся и студентов

О качестве белорусского образования свидетельствуют успешные выступления белорусских учащихся и студентов на международных олимпиадах и турнирах.

Справочно.

В 2016 году на международных предметных олимпиадах школьниками завоевано 42 медали (всего было 46 участников), в том числе 5 золотых, 17 серебряных, 20 бронзовых медалей (2015 год – 37 медалей, в том числе 1 золотая, 15 серебряных и 21 бронзовая медаль).

На состоявшейся в апреле 2016 г. в Румынии XXIII международной конференции юных ученых по физике, математике, информатике и экологии наши учащиеся завоевали 2 золотые медали, 1 серебряную и 3 бронзовых медали, а также получили специальный приз за лучшую презентацию доклада.

На состоявшемся в июне 2016 г. в России XIX Международном турнире юных физиков команда Республики Беларусь завоевала бронзовые медали. На VIII международном турнире юных математиков в июле 2016 г. в России наша команда завоевала серебряные медали.

Важнейшим элементом системы государственной поддержки одаренных учащихся и студентов является специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. За 20 лет существования фонда были вынесены решения о присуждении более 33 тыс. поощрений учащимся и студентам, добившимся наивысших результатов на республиканских и международных интеллектуальных состязаниях. В 2016 году совет фонда принял решение о поощрении
2 178 человек (1 972 учащихся, студентов, курсантов, 206 педагогических работников) и 4-х научных, интеллектуальных и творческих объединений учащихся и студентов на общую сумму 610 338 рублей.

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь в 2004 году создан Республиканский банк данных одаренной молодежи. На сегодняшний день на учете в банке данных состоит 5 939 человек.

Граждане (в возрасте до 31 года), включенные в банки данных одаренной и талантливой молодежи, имеют право на внеочередное получение жилого помещения в общежитии на период обучения; на первоочередное распределение после окончания УВО. Также предусмотрено повышение на 50% тарифных ставок (окладов) молодым специалистам с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи в период обучения в УВО и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета. Лауреатам фонда предоставлены права на поступление без вступительных испытаний в учреждения высшего образования, магистратуру и аспирантуру; на получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) либо приобретение жилого помещения.

Участие Республики Беларусь в формировании Европейского пространства высшего образования

Процедура присоединения Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования (далее – ЕПВО, существует с 1 июля 2010 г., до этого – Болонский процесс) начата в 2010 году в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь.

Решение в отношении присоединения Беларуси к ЕПВО было принято 14 мая 2015 г. в г.Ереване на конференции министров образования.

На протяжении более 10 лет Министерство образования системно работало по имплементации (внедрению) инструментов ЕПВО в национальную систему образования, поэтому существенной перестройки национальной системы образования происходить не будет.

В целях обеспечения более тесной связи образования с рынком труда и оперативного реагирования на его запросы начата разработка образовательных стандартов высшего образования нового поколения.

В 2016 году организован пересмотр Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ”Специальности и квалификации“ ОКРБ 011–2009 с целью приведения в соответствие с Международной стандартной классификацией образования (МСКО–2011), классификацией видов экономической деятельности (ОКРБ 005–2011) и оптимизации количества специальностей (исключения дублирования) и сроков подготовки.

Подходы к совершенствованию системы высшего образования нашли отражение в проекте новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании, который вынесен в феврале 2017 г. на общественное обсуждение.

Экспорт белорусских образовательных услуг

Республика Беларусь является участником 105 международных договоров в сфере образования, науки и молодежной политики (2005 год – 39 договоров).

Справочно.

В 2016 году подписаны межправительственные соглашения с Пакистаном о взаимном признании документов об образовании, документов об обучении; Польшей – о сотрудничестве в сфере образования; межведомственные соглашения, меморандумы с Китаем, Турцией, Саудовской Аравией, Молдовой по вопросам сотрудничества в сфере образования, науки и молодежной политики.

Успешно работают 12 совместных центров международного научно-технического сотрудничества с Россией, Казахстаном, Латвией, Китаем, Кореей, Венесуэлой.

С каждым годом в нашу страну приезжает все большее количество иностранных граждан, желающих получить образование в Беларуси. Сегодня в УО Республики Беларусь обучается более 20 тыс. иностранных граждан из 107 стран.

Экспорт белорусских образовательных услуг охватывает страны СНГ (Туркменистан, Россия, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан), Южной и Юго-Восточной Азии (Китай, Бангладеш, Вьетнам, Пакистан, Шри-Ланка), Ближнего Востока (Ирак, Ливан, Иран, Турция), Африки и Латинской Америки (Нигерия, Эквадор, Венесуэла).

За 2016 год экспорт услуг образования по отрасли ”Образование“ составил 70,7 млн. долл. США, обеспечен темп роста экспорта услуг за 2016 год к 2015 году в 115,5 %.

В структуре экспорта услуг за 2016 год услуги образования составляют 79,7%, услуги в области науки – 9,2%, туристские услуги – 9,8%, прочие услуги – 1,3%.

Университеты Минобразования поддерживают партнерские отношения в сфере научного и научно-технического взаимодействия с научными организациями 64 стран мира в рамках свыше 1 820 договоров. Ими налажен экспорт приборов и устройств, применяемых в медицине, устройств на жидких кристаллах, лазеров, приборов и аппаратов для физического или химического анализа, аппаратуры для измерения и контроля электрических величин и излучений, которые относятся к высокотехнологичным и наукоемким товарам (работ, услуг).

Справочно.

Экспорт научно-технической продукции, работ, услуг в 2016 году, по предварительным данным, составляет около 7,5 млн. долл. США. Лидеры по экспорту товаров (работ, услуг): БГУ (более 3,3 млн. долл. США), БГУИР (свыше 3,0 млн.долл. США), БНТУ (около 0,7 млн. долл. США).

Коммерциализации результатов способствуют рекламные сайты разработок университетов и информационно-маркетинговый узел Министерства образования (www.imu.metolit.by), который функционирует не только на русском и английском языках, но и на китайском (www.belarus-china.metolit.by) и испанском языках (www. belven. metolit. by).

В 2016 года БГУ упрочил свои позиции в рейтинге QS World University Rankings и занял 354 позицию. Это самая высокая позиция, которую когда-либо занимали белорусские вузы в авторитетных мировых рейтингах.

Актуальные вопросы дошкольного образования

”Шаговая“ доступность детских садов

Министерство образования и органы государственного управления заинтересованы в решении проблемы превышения наполняемости в отдельных детских садах и максимальном обеспечении их ”шаговой“ доступности.

Справочно.

В 2016 году введено в эксплуатацию 12 учреждений дошкольного образования на 2 670 мест (2015 год – 14 учреждений на 2 000 мест). Организован подвоз 10 137 воспитанников к детским садам (2015 год – 11 374 воспитанников). Отвечая на потребности родителей, создаются группы кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении (2016 год – 4 378 групп посещали 37 617 детей, 2015 год – 3 571 группу посещали 30 716 детей).

На уровне Правительства утвержден специальный план мероприятий, который предусматривает строительство в 2017–2020 годах 57 учреждений дошкольного образования на 10 900 мест, внедрение альтернативных форм дошкольных учреждений: размещение детских садов на первых этажах жилых зданий, открытие групп кратковременного пребывания, семейных детских садов в пристроенных к жилым домам помещениях, создание учреждений дошкольного образования частной формы собственности.

Платные образовательные услуги

По запросам родителей в дошкольных учреждениях оказываются платные образовательные услуги для детей по направлениям: ”Иностранный язык“, ”Хореография“, ”Детское ручное ткачество“, ”Материнская школа“.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.