Организация шестого школьного дня. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация шестого школьного дня.

2020-11-03 68
Организация шестого школьного дня. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБРАЗОВАНИЕ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

ОРГАНИЗАЦИЯ ШЕСТОГО ШКОЛЬНОГО ДНЯ.

О ВСТУПИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2017 ГОДА

 

Материал подготовлен Информационно-аналитическим центром

при Администрации Президента Республики Беларусь

на основе информации Министерства образования Республики Беларусь

 

Интеллект человека – главная движущая сила развития современного государства. Именно совокупные результаты труда граждан определяют конкурентоспособность любой страны. Национальной системе образования принадлежит ключевая роль в формировании человеческого капитала, подготовке профессионалов для экономики знаний XXI века.

В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Президент А.Г.Лукашенко, характеризуя перспективные направления социально-экономического развития Республики Беларусь, заявил: ” Мотивированная, образованная, активная молодежь – это, по сути, стратегический ресурс развития страны. Ведь от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее государства, прогресс или деградация общества“.

По словам белорусского лидера, ” система образования должна вырабатывать у людей способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Надо научить учиться“.

 

Система образования Республики Беларусь

В Республике Беларусь сложилась целостная и сбалансированная система образования, позволяющая каждому гражданину страны реализовать свое право на образование для того, чтобы быть успешным и востребованным в обществе.

В нашей стране функционируют более 8 тыс. учреждений образования (далее – УО), в которых трудятся около 430 тыс. работников.

Беларусь по праву считают государством, где реализуется принцип непрерывности образования (”образование через всю жизнь“).

Национальная система образования включает:

· дошкольное образование;

· общее среднее образование;

· специальное образование (для детей с особенностями психофизического развития);

· профессионально-техническое и среднее специальное образование;

· высшее образование;

· послевузовское образование (аспирантура и докторантура);

· дополнительное образование взрослых;

· дополнительное образование детей и молодежи.

В настоящее время дошкольное образование получают более 418,1 тыс. воспитанников, общее среднее – 982,2 тыс. учащихся, профессионально-техническое и среднее специальное – 70,3 и 117,8 тыс. человек.

В соответствии с мировыми тенденциями на уровне высшего образования подготовка специалистов ведется на двух ступенях.

Подготовку специалистов в стране обеспечивают 42 государственных и 9 частных вузов (34 университета, 9 академий, 8 институтов) по 15 профилям образования, включающим около 380 специальностей на I ступени и более 300 – в магистратуре. В государственных учреждениях высшего образования (далее – УВО) обучаются более 290,8 тыс. студентов и 10,6 тыс. магистрантов. Общий студенческий контингент превышает 310 тыс. человек. Сегодня в Беларуси 330 студентов на 10 тыс. населения, что соответствует уровню европейских стран.

На 1 января 2016 г. численность лиц, осваивающих содержание аспирантуры (адъюнктуры), составляла 4 931 человек; численность докторантов – 351 человек.

Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 различных учреждений образования и организаций. Повышением квалификации, стажировкой, подготовкой и переподготовкой ежегодно охвачено более 480 тыс. человек. Переподготовка руководящих работников и специалистов ведется по 386 специальностям. Профессиональное обучение рабочих осуществляется по 4,8 тыс. профессий.

В системе дополнительного образования детей и молодежи функционируют 297 учреждений, в которых занимаются 388,36 тысяч детей (каждый третий учащийся системы общего среднего образования).

Объемы финансирования сферы образования Республики Беларусь соизмеримы с государственными расходами на образование в большинстве развитых стран мира и превышают расходы России и Казахстана. В 2016 году расходы консолидированного бюджета на образование составили 4 593,7 млн. рублей, или 4,87% от ВВП, с учетом внебюджетных средств – 5 142,9 млн. рублей, или 5,45% от ВВП (2015 год – 5,35% от ВВП).

Справочно.

По данным 2014 года государственные расходы на образование во Франции составили 5,5% от ВВП, в Нидерландах – 5,4%, в Германии – 4,3%,
в Австрии – 5,0%. В 2015 году государственные расходы на образование в России составили 3,8% от ВВП, в Казахстане – 3,3%, в Азербайджане – 3,0%.

Обеспечено выполнение государственных социальных стандартов в области образования.

Последовательно решаются вопросы укрепления материально-технической базы. В 2016 году введены в строй 25 объектов образования.

Справочно.

В том числе ведены в строй 3 школы на 1 091 ученическое место, 12 дошкольных учреждений на 2 670 мест, 9 жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот, и оставшихся без попечения родителей детей, здание спального корпуса со спортивным блоком и актовым залом спецшколы-интерната в г.Могилеве (первая очередь).

За счет кредитных средств Всемирного банка в рамках проекта ”Модернизация системы образования Республики Беларусь“ выполняются работы по реконструкции и ремонту 19 учреждений общего среднего образования. Продолжается строительство общежития на 1 038 мест для белорусских и китайских студентов за счет средств технико-экономической помощи Китайской Народной Республики.

Основные направления развития системы образования Республики Беларусь определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы и Государственной программой ”Образование и молодежная политика“ на 2016–2020 годы.

 

Социальные гарантии, которые предоставляет гражданам национальная система образования

Граждане Республики Беларусь имеют право:

получить в государственных учреждениях образования(далее – ГУО) бесплатное дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, специальное, дополнительное образование, а на конкурсной основе – бесплатное среднее специальное, высшее и послевузовское образование (если человек получает его впервые);

получить второе образование по иной специальности, повысить квалификацию, пройти переподготовку.

В рамках образовательного процесса предусмотрены многочисленные социальные гарантии.

К примеру, плата за учебники в Беларуси невысокая. При этом для отдельных категорий детей предусмотрено бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства; лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом и других категорий).

Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50%. Электронные версии учебников находятся в свободном доступе в сети Интернет (http://uchebniki.by/).

Ряд категорий учащихся получают питание за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (дети из малообеспеченных семей; из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; 1–4 классов всех учреждений общего среднего образования, а также 5–11 классов учреждений общего среднего образования, проживающие в сельских населенных пунктах; из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы; находящиеся в социально опасном положении и др.).

Хорошо успевающим студентам выплачивается стипендия. В ыпускникам, обучавшимся за счет средств бюджета, гарантируется предоставление первого рабочего места в соответствии с законодательством о труде путем распределения.

Государством обеспечиваются социальные гарантии работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку (сохранение средней заработной платы по месту работы на период обучения, оплата проезда к месту учебы, командировочных, суточных, проживание и др.).

 

Поддержка одаренных учащихся и студентов

О качестве белорусского образования свидетельствуют успешные выступления белорусских учащихся и студентов на международных олимпиадах и турнирах.

Справочно.

В 2016 году на международных предметных олимпиадах школьниками завоевано 42 медали (всего было 46 участников), в том числе 5 золотых, 17 серебряных, 20 бронзовых медалей (2015 год – 37 медалей, в том числе 1 золотая, 15 серебряных и 21 бронзовая медаль).

На состоявшейся в апреле 2016 г. в Румынии XXIII международной конференции юных ученых по физике, математике, информатике и экологии наши учащиеся завоевали 2 золотые медали, 1 серебряную и 3 бронзовых медали, а также получили специальный приз за лучшую презентацию доклада.

На состоявшемся в июне 2016 г. в России XIX Международном турнире юных физиков команда Республики Беларусь завоевала бронзовые медали. На VIII международном турнире юных математиков в июле 2016 г. в России наша команда завоевала серебряные медали.

Важнейшим элементом системы государственной поддержки одаренных учащихся и студентов является специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. За 20 лет существования фонда были вынесены решения о присуждении более 33 тыс. поощрений учащимся и студентам, добившимся наивысших результатов на республиканских и международных интеллектуальных состязаниях. В 2016 году совет фонда принял решение о поощрении
2 178 человек (1 972 учащихся, студентов, курсантов, 206 педагогических работников) и 4-х научных, интеллектуальных и творческих объединений учащихся и студентов на общую сумму 610 338 рублей.

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь в 2004 году создан Республиканский банк данных одаренной молодежи. На сегодняшний день на учете в банке данных состоит 5 939 человек.

Граждане (в возрасте до 31 года), включенные в банки данных одаренной и талантливой молодежи, имеют право на внеочередное получение жилого помещения в общежитии на период обучения; на первоочередное распределение после окончания УВО. Также предусмотрено повышение на 50% тарифных ставок (окладов) молодым специалистам с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи в период обучения в УВО и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета. Лауреатам фонда предоставлены права на поступление без вступительных испытаний в учреждения высшего образования, магистратуру и аспирантуру; на получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) либо приобретение жилого помещения.

Участие Республики Беларусь в формировании Европейского пространства высшего образования

Процедура присоединения Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования (далее – ЕПВО, существует с 1 июля 2010 г., до этого – Болонский процесс) начата в 2010 году в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь.

Решение в отношении присоединения Беларуси к ЕПВО было принято 14 мая 2015 г. в г.Ереване на конференции министров образования.

На протяжении более 10 лет Министерство образования системно работало по имплементации (внедрению) инструментов ЕПВО в национальную систему образования, поэтому существенной перестройки национальной системы образования происходить не будет.

В целях обеспечения более тесной связи образования с рынком труда и оперативного реагирования на его запросы начата разработка образовательных стандартов высшего образования нового поколения.

В 2016 году организован пересмотр Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ”Специальности и квалификации“ ОКРБ 011–2009 с целью приведения в соответствие с Международной стандартной классификацией образования (МСКО–2011), классификацией видов экономической деятельности (ОКРБ 005–2011) и оптимизации количества специальностей (исключения дублирования) и сроков подготовки.

Подходы к совершенствованию системы высшего образования нашли отражение в проекте новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании, который вынесен в феврале 2017 г. на общественное обсуждение.

Экспорт белорусских образовательных услуг

Республика Беларусь является участником 105 международных договоров в сфере образования, науки и молодежной политики (2005 год – 39 договоров).

Справочно.

В 2016 году подписаны межправительственные соглашения с Пакистаном о взаимном признании документов об образовании, документов об обучении; Польшей – о сотрудничестве в сфере образования; межведомственные соглашения, меморандумы с Китаем, Турцией, Саудовской Аравией, Молдовой по вопросам сотрудничества в сфере образования, науки и молодежной политики.

Успешно работают 12 совместных центров международного научно-технического сотрудничества с Россией, Казахстаном, Латвией, Китаем, Кореей, Венесуэлой.

С каждым годом в нашу страну приезжает все большее количество иностранных граждан, желающих получить образование в Беларуси. Сегодня в УО Республики Беларусь обучается более 20 тыс. иностранных граждан из 107 стран.

Экспорт белорусских образовательных услуг охватывает страны СНГ (Туркменистан, Россия, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан), Южной и Юго-Восточной Азии (Китай, Бангладеш, Вьетнам, Пакистан, Шри-Ланка), Ближнего Востока (Ирак, Ливан, Иран, Турция), Африки и Латинской Америки (Нигерия, Эквадор, Венесуэла).

За 2016 год экспорт услуг образования по отрасли ”Образование“ составил 70,7 млн. долл. США, обеспечен темп роста экспорта услуг за 2016 год к 2015 году в 115,5 %.

В структуре экспорта услуг за 2016 год услуги образования составляют 79,7%, услуги в области науки – 9,2%, туристские услуги – 9,8%, прочие услуги – 1,3%.

Университеты Минобразования поддерживают партнерские отношения в сфере научного и научно-технического взаимодействия с научными организациями 64 стран мира в рамках свыше 1 820 договоров. Ими налажен экспорт приборов и устройств, применяемых в медицине, устройств на жидких кристаллах, лазеров, приборов и аппаратов для физического или химического анализа, аппаратуры для измерения и контроля электрических величин и излучений, которые относятся к высокотехнологичным и наукоемким товарам (работ, услуг).

Справочно.

Экспорт научно-технической продукции, работ, услуг в 2016 году, по предварительным данным, составляет около 7,5 млн. долл. США. Лидеры по экспорту товаров (работ, услуг): БГУ (более 3,3 млн. долл. США), БГУИР (свыше 3,0 млн.долл. США), БНТУ (около 0,7 млн. долл. США).

Коммерциализации результатов способствуют рекламные сайты разработок университетов и информационно-маркетинговый узел Министерства образования (www.imu.metolit.by), который функционирует не только на русском и английском языках, но и на китайском (www.belarus-china.metolit.by) и испанском языках (www. belven. metolit. by).

В 2016 года БГУ упрочил свои позиции в рейтинге QS World University Rankings и занял 354 позицию. Это самая высокая позиция, которую когда-либо занимали белорусские вузы в авторитетных мировых рейтингах.

Актуальные вопросы дошкольного образования

”Шаговая“ доступность детских садов

Министерство образования и органы государственного управления заинтересованы в решении проблемы превышения наполняемости в отдельных детских садах и максимальном обеспечении их ”шаговой“ доступности.

Справочно.

В 2016 году введено в эксплуатацию 12 учреждений дошкольного образования на 2 670 мест (2015 год – 14 учреждений на 2 000 мест). Организован подвоз 10 137 воспитанников к детским садам (2015 год – 11 374 воспитанников). Отвечая на потребности родителей, создаются группы кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении (2016 год – 4 378 групп посещали 37 617 детей, 2015 год – 3 571 группу посещали 30 716 детей).

На уровне Правительства утвержден специальный план мероприятий, который предусматривает строительство в 2017–2020 годах 57 учреждений дошкольного образования на 10 900 мест, внедрение альтернативных форм дошкольных учреждений: размещение детских садов на первых этажах жилых зданий, открытие групп кратковременного пребывания, семейных детских садов в пристроенных к жилым домам помещениях, создание учреждений дошкольного образования частной формы собственности.

Платные образовательные услуги

По запросам родителей в дошкольных учреждениях оказываются платные образовательные услуги для детей по направлениям: ”Иностранный язык“, ”Хореография“, ”Детское ручное ткачество“, ”Материнская школа“.

Справочно.

Брестская область – 94,0 %, Витебская область – 98,0 %, Гомельская область – 97,46%, Гродненская область – 94,4%, г.Минск – 85,5 %, Минская область – 93,2 %, Могилевская область – 85,0 %.

Для обеспечения эффективного контроля за качеством питания в дошкольных учреждениях устанавливаются специальные компьютерные программы для составления ежедневного меню, меню-требования и анализа выполнения натуральных норм.

Охрана и пропускной режим в дошкольных учреждениях

В учреждениях дошкольного образования на центральном входе в здание устанавливается пост охраны. Непосредственная охрана здания в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования.

Право разрешения на вход посетителей (въезд, выезд транспорта) имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности.

Вход в здание учреждения дошкольного образования лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей.

Круглосуточный доступ в здание учреждения дошкольного образования разрешен заведующему, его заместителям, персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций.

 

Актуальные вопросы общего среднего образования

Школьная форма

Во всех видах учреждений общего среднего образования учащиеся І–ХІ классов придерживаются одежды делового стиля. Эта норма определяется уставом и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения общего среднего образования.

Образцы моделей одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь.

Родительские комитеты совместно с администрацией школ могут решать вопрос школьной формы, выбирая модели, цвета и качество тканей, из которых будет изготовлена одежда делового стиля для учащихся данного учреждения образования.

Совершенствование организации образовательного процесса (новые учебные программы, создание современных учебников)

В Беларуси поэтапно по всем учебным предметам вводятся обновленные учебные программы, учитывающие межпредметные связи и имеющие практическую (практикоориентированную) направленность.

В2015/2016 учебном году по новым учебным программам обучались учащиеся I, V, X классов; в 2016/2017 учебном году по новым учебным программам обучаются учащиеся I, II, V, VI, X, XI классов.

С 1 февраля 2017 г. на Национальном образовательном портале (http://adu.by) работает открытая интернет-площадка ”Новые учебные программы: изучаем, обсуждаем“, на которой представлены обновленные учебные программы по всем учебным предметам. Все заинтересованные могут обратиться на портал с вопросами, предложениями, замечаниями и пожеланиями по интерактивной ссылке http://adu.by/ru/infoliniya.html.

В соответствии с Перспективным планом подготовки и выпуска учебников в 2016 году издано 46 учебных пособий; 14 из них – учебники нового поколения (яркие, написанные простым, доступным языком, имеющие современную электронную версию).

Проводится конкурс на создание учебников, в авторские коллективы входят учителя-практики. Разрабатывается целостный учебно-методический комплекс, включающий в себя учебник, учебно-методическое пособие для учителя, при необходимости рабочую тетрадь для учащихся. Все материалы издаются как на русском, так и на белорусском языке.

Справочно.

В период с 2017 по 2020 год планируется издать 231 учебное пособие: 2017 год – 53, 2018 год – 71, 2019 год – 58, 2020 год – 49.

Централизованно поставляется современное оборудование в кабинеты физики и химии. В 2013–2016 годах поставлено учебное оборудование для 612 учебных кабинетов физики и 166 кабинетов химии.

Учащиеся X–XI классов могут получить повышенный уровень подготовки, обучаясь в так называемых ”профильных“ классах. В рамках профильного обучения ученики имеют возможность не только изучать учебные предметы на повышенном уровне, что позволит успешно сдать централизованное тестирование (далее – ЦТ), но и освоить профессионально ориентированные курсы на факультативных занятиях, чтобы осознанно подойти к выбору будущей профессии.

Справочно.

В 2016/2017 учебном году профильные классы открыты в 1343 учреждениях общего среднего образования, учебные предметы на повышенном уровне изучают 28 917 (49,7%) учащихся X классов и 26 336 (46,5%) учащихся XI классов. Открыто 319 педагогических классов и групп, в которых обучаются 3 542 учащихся.

Развитие ”Электронной школы“

Перспективным направлением развития системы образования является реализация проекта ”Электронная школа“, который включает в себя оснащение всех школ страны высокоскоростным беспроводным Интернетом; разработку и внедрение электронных документов (классного журнала и дневника), так называемую ”карту учащегося“, автоматизацию персонифицированного учета достижений учащихся.

Справочно.

В г. Минске с сентября 2013 г. осуществляется реализация регионального пилотного проекта ”Апробация модели управляемого развития электронных образовательных услуг“ (”Электронная школа“), осуществляется апробация и внедрение двух элементов электронной школы: ”Карта учащегося“, он-лайн сервис ”Электронный журнал-дневник“. ”Карта учащегося“ рассматривается как многофункциональный документ (карта – пропуск, читательский билет, платежное средство, проездной документ). Оформление и получение ”Карты учащегося“ осуществляются на добровольной основе.

 

Справочно.

Как правило, в субботний день в учреждениях образования заняты от 40% до 80% обучающихся. Наиболее активны в различных мероприятиях учащиеся V–IX классов, учащиеся X–XI классов отдают предпочтение факультативным занятиям, спортивным секциям, мероприятиям профориентационного характера.

В шестой школьный день могут проводиться итоговые мероприятия предметных недель, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы, фестивали и иные образовательные и культурные мероприятия для учащихся, а также экскурсии и туристические походы в соответствии с перечнем рекомендуемых Министерством образования для посещения обучающимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов.

Справочно.

В 2015/2016 учебном году более 70 тыс. учащихся приняли участие в туристических походах и более 230 тыс. чел. в экскурсиях по историческим местам и достопримечательностям нашей страны (из них 63% экскурсий и турпоходов осуществлялись в шестой школьный день).

В целях профессиональной ориентации, формирования практических навыков на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования для учащихся организуются мероприятия трудовой направленности (мастер-классы, ”трудовые мастерские“, профессиональные пробы, иные формы работы), профориентационные мероприятия, допрофессиональная подготовка.

В субботу для развития учащихся организована деятельность объединений по интересам в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (около 65% объединений по интересам работают в субботу), объединений по интересам в учреждениях культуры и спортивных секций в специальных учебно-спортивных учреждениях.

Особое внимание в настоящее время уделяется проведению в шестой школьный день мероприятий для родителей (”Родительские университеты“, консультации учителей-предметников). Родителям предоставляется возможность для получения информации о специфике содержания учебных предметов; требованиях, предъявляемых к результатам учебной деятельности учащихся; нормах оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету; успехах и затруднениях ребенка при изучении учебного предмета; объеме, содержании домашних заданий, требованиях к качеству их выполнения.

Каждое учреждение образования с учетом интересов участников образовательного процесса, потенциала социокультурной сферы имеет свою систему организации шестого школьного дня и может самостоятельно определять мероприятия, регулировать расписание факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, объединений по интересам, проведение консультаций учителей-предметников в этот день.

Информация о предлагаемых в шестой школьной день мероприятиях размещается на информационных стендах, интернет-сайтах учреждений образования, доводится до сведения родителей на родительских собраниях.

Справочно.

На уровень среднего специального образования в 2017 году планируется принять в очной и заочной форме 39,1 тыс. человек, в том числе за счет средств бюджета – 24,2 тыс. человек.

В общем приеме более 50% составляют профили образования ”Техника и технология“, ”Сельское и лесное хозяйство“.

Прием на уровень высшего образования будут осуществлять
42 государственных и 9 частных вузов.

Справочно.

В УВО на дневную бюджетную форму обучения планируется принять 22,3 тыс. человек (2016 год – 22,5 тыс. человек), на заочную бюджетную форму – 4,9 тыс. человек (2016 год – 5,3 тыс. человек).

В 2017 году будетпредусмотрен расширенный набор в вузы на дневную бюджетную форму обучения по специальностям, связанным с развитием энергетики, биотехнологий, робототехники, автоматизации, физики, математики, астрономии, космических технологий, 3D-технологий, нанотехнологий, фармацевтики, экологии и иными перспективными направлениями.

Прием на платной основе для получения образования в дневной форме планируется на уровне 16,4 тыс. человек (2016 год – 17,4 тыс. человек), в заочной форме – 18,1 тыс. человек (2016 год – 19,8 тыс. человек).

Контрольные цифры приема в учреждения высшего образования на 2017 год в разрезе специальностей и форм получения образования будут утверждены и доведены до общественности до 1 апреля 2017 г.

Указом Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4 внесены изменения и дополнения в Правила приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (далее – Правила приема).

Основные особенности приемной кампании в вузы 2017 года:

введение нормы, разрешающей сдачу четвертого вступительного испытания в форме ЦТ. По желанию абитуриента предоставляется право дополнительно сдать одно вступительное испытание в форме ЦТ. При этом норма зачисления по результатам трех вступительных испытаний (государственному языку (на выбор) и двум профильным вступительным испытаниям) сохранена. В общий конкурсный балл абитуриента, как и прежде, включен средний балл документа об образовании;

действие сертификатов ЦТ в течение двух лет. Полученные в 2017 году оригиналы сертификатов ЦТ можно будет использовать в следующем году;

зачисление выпускников учреждений среднего специального образования, поступающих для получения высшего образования в сокращенный срок, по результатам двух профильных вступительных испытаний и среднего балла документа об образовании (без сдачи ЦТ по языку);

введение трех резервных дней для участия в ЦТ (для абитуриентов, по уважительной причине не прошедших ЦТ в основные дни).

Право поступления без вступительных испытаний на определенные специальности имеют победители олимпиад, конкурсов, чемпионатов (учебных, творческих, спортивных), обладатели аттестата об общем среднем образовании с награждением золотой, серебряной медалью, ”красного“ диплома о среднем специальном, профессионально-техническом образовании, лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся.

Без вступительных испытаний на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования, зачисляются выпускники, прошедшие обучение в профильных классах педагогической направленности, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметок не ниже 8 (восьми) баллов по профильным учебным предметам. При этом абитуриентам необходимо иметь рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили, и пройти собеседование, а также обязательно работать по распределению не менее пяти лет.

В части проведения в 2017 году ЦТ планируется организовать:

· регистрацию абитуриентов – со 2 мая по 1 июня;

· основной этап ЦТ – с 12 июня по 2 июля;

· регистрацию абитуриентов на резервные дни – с 30 июня по 3 июля;

· резервные дни – 6, 8,10 июля;

· время работы пунктов регистрации – с 9.00 до 19.00 (в субботние воскресные и праздничные дни – с 9.00 до 18.00).

Постановления Министерства образования ”О проведении централизованного тестирования по учебным предметам в 2017 году“ и ”О сроках вступительной кампании в УВО в 2017 году“ будут утверждены не позднее 1 апреля 2017 г.

Ежегодно на сайте Министерства образования работает рубрика ”Абитуриенту“.

В целях оказания помощи абитуриентам, родителям и общественности в получении информации по приему в Министерстве образования будет организована работа телефонной ”горячей линии“.

Во время вступительной кампании на сайтах УО размещается информация о ходе приема документов, которая обновляется ежедневно не реже одного раза в 3 часа работы приемной комиссии (12.00, 15.00, 18.00).

 

Обеспечение экономики специалистами с соответствующим образованием

На пятом Всебелорусском народном собрании Глава государства в числе важных посылов развития национального образования особо отметил следующий: ” Система образования не должна быть оторванной от экономики. Надо увеличивать практико-ориентированность обучения. Это единственный путь подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями“.

Усиливается практическая направленность обучения. Доля практического обучения в общем объеме учебных занятий составляет от 22% до 60% в зависимости от специальности.

В республике функционируют свыше тысячи (1048) филиалов кафедр на предприятиях, имеющих высокотехнологичные производства, в институтах НАН Беларуси и организациях социальной сферы.

В 2016 году подготовлено 31,2 тыс. рабочих с профессионально-техническим образованием, из них – 14,7 тыс. рабочих с повышенным уровнем квалификации (4-й разряд и выше); 36,3 тыс. специалистов со средним специальным образованием; 79,6 тыс. специалистов с высшим образованием (в том числе 5 тыс. магистров).

Реализуются мероприятия по подготовке научных работников высшей квалификации для реального сектора экономики и обеспечения развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам.

На указанные цели по всей отрасли в 2016–2020 годах планируется направить 76,6 млн. рублей.

 

Распределение (направление на работу) выпускников государственных учреждений

Процедура распределения выпускников (определения места работы) осуществляется как в целях социальной защиты выпускников, так и для удовлетворения потребности отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих.

Справочно:

Вопросы распределения (направления на работу) выпускников государственных учреждений образования находятся в компетенции учреждений образования.

Распределению подлежат выпускники, получившие высшее образование за счет бюджетных средств, а также высшее образование I ступени, не менее половины срока обучения которых финансировалось за счет бюджетных средств и осуществлялось в дневной форме получения образования, за исключением лиц, на момент распределения обучающихся в вечерней или заочной форме и работающих по получаемой специальности, а также обучавшихся на условиях целевой подготовки. ”Целевики“ направляются на работу в соответствии с заключенными договорами о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего).

В последние годы распределение проходит в условиях снижения кадровых потребностей нанимателей. Снизился текущий спрос на выпускников УО по специальностям, связанным с реальным сектором экономики, – строительством и промышленностью. При этом в 2015–2016 годах не было отмечено затруднений с распределением выпускников вузов по специальностям в сфере здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, связи, в ИТ-сфере, по педагогическим специальностям.

Тем не менее в 2016 году практически всем студентам было предоставлено первое рабочее место (свыше 95%).

В 2017 году количество студентов выпускных курсов государственных вузов, которые обучаются на I ступени высшего образования (специалисты) за счет средств республиканского бюджета, составляет примерно 32,9 тыс. человек. Из них 25,0 тыс. выпускников дневной формы получения образования будет подлежать распределению (в 2016 году – 19,6 тыс.).

По окончании обучения в УО выпускникам, получившим свидетельство о направлении на работу, предоставляются гарантии и компенсации: трудоустройство в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией; отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, – 45 календарных дней; компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде; денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь, и др.

Справочно.

Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) областные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанавливать денежную помощь, выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений.

Выпускники, которым предоставлено место работы путем распределения, обязаны отработать на данном рабочем месте установленные сроки –
как правило, от 2 до 5 лет (для ”целевиков“). Предусмотрено возмещение средств, затраченных государством, в случае нарушения условий договора о подготовке специалиста.

*****

Обеспечение доступности


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.