Упражнение «Я бегу, бегу, бегу» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Упражнение «Я бегу, бегу, бегу»

2020-11-03 313
Упражнение «Я бегу, бегу, бегу» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(на развитие слухового внимания)

Логопедические задачи. Укрепление артикуляции. Работа над гласными.

Музыкальные задачи. 1. Различать ритмический рисунок и соответствен­но ему выполнять движения. 2. Работа над чистотой интонирования, напев­ностью и дыханием.

 

Описание движений

Я бегу, бегу, бегу,                                 Один ребенок выполняет легкий

Колокольчик я несу.                             Бег, неся колокольчик.

Колокольчик в руки дам             Передает колокольчик тому ребенку,

И на место сяду сам.                                 Около которого останавливается,

                                                                И садится на его место.

 

В результате предложенных упражнений у ребенка быстрее вырабатыва­ется слуховое внимание, лучше укрепляется память. Музыка и речь, вза­имно дополняя друг друга, создают яркий эмоциональный образ, который легко воспринимается и запоминается детьми.

Некоторые затруднения, связанные у детей с неумением сочетать свои движения с ритмом музыкального произведения, могут быть устранены бла­годаря многократному показу и объяснениям. Но есть более легкий путь — это введение рифмованного текста, который отражает содержание движений. Так, пропевая текст, дети гораздо легче усваивают упражнение и хорошо запоминают его.

 

Упражнение «Плавный подъем рук»

(на плавность движений рук)

Логопедические задачи. 1. Закрепление звуков с и р в свободной речи. 2. Точное соответствие движений темпу речи.

Музыкальная задача. Различать музыкальные фразы и соответственно им выполнять плавный подъем рук вверх и так же плавно опускать вниз".

 

 

См. сборник «Утренняя гимнастика под музыку», М, Просвещение, 1984.

Описание движений

Рано солнышко встает,                      Дети плавно поднимают руки через

                                                              Стороны вверх и соединяют их у себя

                                                              Над головой.

Распускается цветок.                          Плавно опускают руки через стороны вниз.

Светит солнце с высоты,                    (Повторяются те же движения)

Распускаются цветы.

В этом упражнении особое внимание надо обратить на мягкость и красоту движений рук. Они должны быть чуть округлыми; кисти свободны, пальчики соединены вместе без напряжения. Руки следует поднимать медленно вверх и обязательно при этом поднять голову и посмотреть на руки. Опуская руки вниз, дети должны их слегка согнуть в локтях, кисти мягко и изящно опускаются последними. Голова опускается вниз.

Упражнение «Наклоны»

(на развитие мышц спины и живота)

Логоледические задачи. 1. Закрепление звуков с, з, л, в свободной речи. 2. Выполнение движений точно по тексту.

Музыкальные задачи. Уметь определять начало и конец фразы и рас­пределять движения на всю музыкальную фразу.

Описание движений

 

Наклониться – пол достать,                    Медленно наклониться, коснуться

                                                                   Кончиками пальцев пола.

Выпрямляемся опять.                              Выпрямиться, отведя плечи назад,

                                                                   Руки вниз и так до конца.

Наклонитесь снова вниз,

Это не каприз

Ты тихонько наклонись

И легонько распрямись.

Ну, еще раз пол достань

И спокойно встань.

При выполнении этого упражнения дети часто допускают следующую ошибку: они быстро наклоняются и резко выпрямляются. Однако надо до­биться, чтобы движения были плавными, неторопливыми. Текст очень хо­рошо помогает исправить эту ошибку. Неторопливое пропевание слов дает возможность выполнить спокойно, плавно и наклон, и подъем.

Преподаватель должен обращать внимание на то, чтобы при подъеме дети в конце фразы хорошенько выпрямляли спину, плечи отводили назад. Толь­ко после этого можно снова наклоняться вниз и при этом обязательно пытаться дотронуться кончиками пальцев до пола.

Упражнение «Часы»

                       (на развитие боковых мышц туловища)

Логопедическая задача. Закрепление звуков с, ч, р, ш в свободной речи. Музыкальная задача. Выполнять движения соответственно спокойному, четкому характеру музыки.

 

Тик-так, тик-так,

Часы стучат

И нам с тобой

о многом говорят:

Что день пришел

И спать пора,              '

Устала наша детвора.

Все спят, а часы

Всю ночь стучат

И наш покой они хранят.

Заводят стрелки хоровод,

Тик-так, тик-так, и ночь пройдет.

Описание движений

В исходном положении дети стоят свободно, опустив руки вдоль тулови­ща. Затем, пропевая текст, одновременно делают поочередно наклоны впра­во-влево. На слова «заводят стрелки хоровод» — скрещивают руки махом внизу, поднимают перед собой — вверх и опускают вниз, разведя в стороны. Заканчивают боковыми наклонами.

 

Упражнение «Сигнальщики»

(на маховые движения рук и пружинность ног)

Логопедическая задача. Четкое произношение и закрепление в свободной речи звуков с, з, р.

Музыкальные задачи. 1. Уметь определять характер музыки, (веселый, задорный). 2. Различать две части произведения (f и р) и соответственно им выполнять движения: р — качание рук вперед-назад, f — поочередное резкое выпрямление правой и левой рук в сторону на уровне плеча*.

Перед началом упражнения детям необходимо объяснить, что они уже стоят на палубе корабля. Поэтому ноги нужно слегка расставить — чтобы удержаться на палубе. В руках у детей разноцветные флажки. Они — сигнальщики, которые своими движениями передают другим кораблям све­дения об изменении курса.

Движения должны быть очень точными, чтобы корабли не сбились с пути.

Описание движений.

И.П. ноги слегка расставлены. Руки отведены назад.

Мы стоим как на земле,                 На слово «стоим» руки броском

Ну а плывем на корабле                выносятся вперед, отводятся назад.

И сигналим каждый раз,               И так до конца четверостишия. Затем

Когда дан такой приказ.                Обе руки убираются за спину.

Направо – поворот,                         Правая рука отводится в правую

                                                           Сторону на уровне плеча, голова тоже

                                                           Поворачивается вправо. На слово

                                                           «поворот», рука убирается за спину.

Налево – поворот,                           То же самое выполняется левой

                                                           Рукой. Голова поворачивается влево.

А ну-ка, не зевай,                            На первое слово рука отводится

                                                          Вправо, на второе слово – убирается

                                                           За спину.

Сигналы подавай!                         Те же движения выполняются левой рукой.               

 

Танец «Семейный вальс»

Логопедические задачи. 1. Закрепление звуков с, з, р, ч в свободной речи. 2. Четкое соответствие речи и движений.

Музыкальные задачи. 1. Уметь определять музыку по характеру звучания.

2. Различать две части в мелодии (f, р) и менять соответственно им движения

Описание движений

Назад повернуться                     Каждый из партнеров поворачивается

                                                     Назад так, чтобы увидеть лицо сзади

                                                     Стоящего, улыбнуться ему и сделать

                                                     4 хлопка в ладоши.

И к паре своей,                           Повернуться обратно к своему партнеру,

                                                     Улыбнуться и сделать 4 хлопка.

И всем улыбнуться,                   Снова повернуться назад, к своей паре

Чтоб быть веселей.

Качаем, качаем                           Каждая пара соединяет обе руки,-

Руками быстрей,                 ноги слегка расставлены – и выполняют

                                                    4 качания, начиная движения сначала

                                                     В круг, из круга и т.д.

За юбочки взялись,                    Девочки обеими руками берутся за

                                                     Юбочки и

Беги поскорей.                           По часовой стрелке перебегают вперед

                                                    К следующей паре. Мальчики

                                                    Остаются стоять на месте.

Затем движения повторяются сначала и заканчиваются тогда, когда де­вочки возвращаются к своему партнеру, обежав круг. Если детей много, то танец можно закончить гораздо раньше.

Танец получает яркую эмоциональную окраску, оттого что все улыбаются друг другу. Девочки стараются выполнять свои движения изящно и граци­озно.

 

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

При работе с детьми на музыкальных занятиях по этому разделу также можно и нужно использовать различные тексты: прозу и стихи. Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого произведе­ния. Причем стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза. А если стихи пропеваются вместе с музыкой, то получается песня, которая прекрасно запоминается детьми. Они сначала внимательно слушают преподавателя, затем начинают подпевать. Если образы, запечатленные в стихах, яркие и выразительные, близкие и понятные детям, то им хочется выразить свои эмоции в дейст­виях. Наступает момент инсценирования данного, музыкального произведе­ния.

«Старинная французская песенка» (из «Детского альбома» П. И. Чайковского)

Дети дошкольного возраста бывают очень наблюдательны и остроумны. Слу­шая данное музыкальное произведение, они могут задать вопрос: «Если это песенка, то где же слова?» В ответ можно предложить следующие слова.


 


Принцесса у окна

Весь день сидит одна,

Качает головой

И смотрит вдаль с тоской.

Пред ней синеет лес,

А в нем полно чудес,

И злая фея в нем живет,

Принцессу стережет.

«Где же ты, рыцарь

 На белом коне,

Когда же ты сможешь

Приехать ко мне?

Ты вызволишь меня,

Посадишь на коня

И увезешь с собой

отсюда Навсегда.»


 


 

Слушая это произведение неоднократно и зная текст наизусть, дети на­чинают выбирать героев: принцессу, фею, рыцаря и даже коня. Так детская фантазия под влиянием музыки создает яркую, эмоциональную сценку, ко­торая разыгрывается детьми много раз.

Подобное дополнение музыки стихотворными текстами можно предложить и к другим произведениям «Детского альбома».

Примеры стихов

•                                                         г

Неаполитанская песенка

(сл. Боромыковой О. С, муз. Чайковского П. И.)

- '                                    На заре, лишь солнце встало,

Эта песня прозвучала.
Кто-то спел ее тихонько,
Радость людям подарив.                                        v

 

Эта песенка простая, Но веселая такая, Сразу я ее запела, Мне понравился мотив..

Эту песню мы споем Сейчас все вместе, Пусть летит она по свету, Дарит радость и тепло.

Эту песню запевайте С нами вместе, И от песенки веселой Будет очень хорошо.

.Припев:   Ля-ля-ля-ля

Итальянская песенка

(сл. Боромыковой О. С., муз. Чайковского П. И.)

Ночь неслышно на землю легла,, Из-за туч тихо вышла луна. Свод небесный так ясен и чист, Песня просится ввысь.

Играй гитара звеня, Лети же, песня моя. Я под окном любимой Долго-долго здесь стою, Эту песню пою.

Играй, гитара, звеня, Лети же, песня моя. Проснись, любимая, Открой свое окно, В эту ночь спать грешно.

Нянина сказка

(ел. Боромыковой О. С., муз. Чайковского П. И.)

Ночь пришла, ночь пришла, Закрывай скорее глазки, На бочок повернись, Расскажу тебе я сказку. Ночь пришла, ночь пришла, Затихает всё вокруг, Засыпай и ты, мой друг!

Серый волк, словно конь, По тропинке летит, А на спине у него, Иван-царевич сидит.

Крепко держит в руках Птицу-жар, что поймал, На беду верный конь По пути захромал.

Ночь пришла, ночь пришла, Затихает всё вокруг, Засыпай и ты, мой друг

 

 

ПЕНИЕ

При проведении занятий с детьми по пению нужно обязательно согласо­вать работу музыкального руководителя и логопеда.

Работа музыкального руководителя с детьми в разделе «Пение» делится на несколько этапов. Первый этап — пропевание гласных. На занятиях следует обращать особое внимание на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. После этого можно отрабатывать выразительность исполнения. Основная задача этого этапа — развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.

II этап — чистоговорки с пением на постановку шипящих и свистящих, аффрикатов. III этап — чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков. IV этап — закрепление всех звуков в свободной речи.

Для того чтобы дети лучше усваивали материал, надо заинтересовать их, увлечь. Поэтому в каждой предлагаемой песенке-попевке — короткий текст, создающий яркий образ. Этот образ, как правило, близок и знаком детям, и поэтому вызывает различные эмоции.

Работа по пению не ограничивается одной узкой задачей — пра­вильной постановкой звуков. Она должна отличаться одним важным аспектом — развитием эмоциональной сферы ребенка, затрагивая его чувства, которые он мог бы проявить в мимике лица и жестах. Для достижения положительного эффекта рекомендуется на одном занятии давать песенки разного характера, чтобы дети могли почувствовать раз­ницу в настроении и выразить его своим поведением.

ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ

Начинается на «А»

(на звук а)

Логопедические задачи. 1. Отработка мягкой атаки голоса и постановка пра­вильного ударения на первый гласный звук. 2. Четкое произношение звука а.

Музыкальные задачи. 1. Начинать пение мягко, правильно взяв дыхание, и распределять его на всю фразу. 2. Выделять паузу (фермато).

 


Астра, азбука, айва

 Начинаются на «а»,

И кончаются на «а»

Астра, азбука, айва.


 

АНТОШКА

(на звук А)

Логопедические задачи. 1. Выделять звук а. 2. Развивать фонематичес­кий слух (чередование звуков жш). 3. Закрепление звуков в речи.

Музыкальные задачи. 1. Уметь определять веселый шуточный ха­рактер песни и соответственно ему исполнять произведение. 2. Уметь правильно брать дыхание и тянуть первый звук, а затем делать уда­рение на сильную долю такта. 3. Различать динамические оттенки и постараться эмоционально выражать их в пении (f — уверенность, mf — пренебрежение, р — удивление или обида).

Антошка – картошка                                    Антошка – картошка,

Соломенная ножка,                                      Он взял большую ложку,

Сам – с ноготок,                                           За стол со всеми сел

Голова – с локоток.                                      И наш обед весь съел.

 

ОКУНЬ

(на звук О)

Логопедические задачи. 1. Мягкая атака голоса и постановка правиль­ного ударения на первый гласный звук о. 2. Выделение звука о в речи. 3. Закрепление звуков с, ч, ж б свободной речи.

Музыкальные задачи. 1. Петь мягко, весело, согласно характеру музыки. 2. Усиливать звучание в конце песни.

 

Окунь жил под старой кручей,           Петь уверенно, с хитринкой во взгляде

Полосатый и колючий.

Был он очень осторожен,                   Маленькая остановка, чуть затихнуть

Но его поймал я все же.                     Петь с улыбкой, громко и весело.

В баньке с чистенькой водицей          В о втором куплете то же.

Окунь весело резвится,

Он забыл про осторожность,

Дома делать это можно.

ИШАК

(на звук И)

Логопедические задачи. 1. Выделение звука и и закрепление его в сво­бодной речи. 2. Мягкая атака голоса и постановка правильного ударения на первый гласный звук и.

Музыкальные задачи. 1. Исполнять песню неторопливо, спокойно, со­гласно грустному характеру музыки. 2. Второй куплет петь весело и закон­чить громко и торжественно (на f)

идет ишак и что ни шаг                           Я лучше в горы убегу

Кричит ишак: Иа, иа,                               И там в луга пастись пойду.

Хозяин ездит на такси,                            А он мешки пусть носит сам,

А я ему мешки носи,                               Поймет, как трудно ишакам.

Иа, иа, иа.

 

 

БУКВА «Ы»

(на звук Ы)

Логопедические задачи. 1. Дифференциация звука ы. 2. Мягкая атака голоса и постановка правильного ударения на гласный звук ы.

Музыкальная задача. 1. Петь мягко, напевно, передавая спокойный, лас­ковый характер мелодии. 2. Слышать изменение ритмического рисунка му­зыки и стараться удерживать голос на высоком позиционном звучании.

 

 

Буква «Ы» на вид сурова,                        Мы ее не замечаем,

Но характером скромна.                          «Ы» действительно скромна.

Никогда в начале слова                           Без нее порой скучаем,

Н е становится она.                                  Ведь без «ы» мы – никуда.

 

ЭХО

(на звук Э)

Логопедические задачи. 1. Мягкая атака голоса и правильная постановка ударения на первый звук э. 2. Закрепление всех звуков в свободной речи.

 

 

Музыкальные задачи. 1. Правильно брать дыхание в начале фразы и мягко начинать пение, не форсируя звук. 2. Работа над чистотой интони­рования. 3. Петь соответственно динамическим оттенкам мелодии.

 

 

Эхо бродит по лесам,                                 Где ты, эхо, отвечай!

Крику вторит эхо.                                      Слышим только: «Ай, ай,.»

Засмеемся – эхо нам                                  Эхо, эхо, отзовись,

Отвечает смехом.                                       Ты нам, эхо, покажись!

 

УДОД

(на звук У)

Логопедическая задача. Дифференциация звука у.

Музыкальные задачи. 1. Различать легкий, вальсовый характер музыки. 2. Петь песню на высоком позиционном звучании, выделяя звук у.

                                                                      

 

 

 

Удод улетел, от испуга дрожа,

Но тут же забыл наш удод про ужа.

А уж все смеялся, шурша по песку. Трусливый удод мне развеял тоску.

ЮЛЬКА

(на звук Ю)

Логопедическая задача. Дифференциация звука ю.

Музыкальные задачи. 1. Петь весело, легко, на высоком позиционном звучании. 2. Уметь выделять сильную долю такта. 3. Выделять звук ю в пении.

 

 

Юлька, Юленька-юла,                                        Юлька, Юленька-юла,

Юлька юркою была.                                           Юлька славною была.

Усидеть на месте Юлька                                    Убирать сегодня Юлька

Ни минуты не могла.                                          Своей маме помогла.

 

ЗАЯЦ БЕЛЫЙ

(на звук Л)

Логопедическая задача. Закрепление звука л в свободной речи. Музыкальная задача. Петь легко и весело, выделяя сильную долю такта.

 

Заяц белый, заяц белый,                            Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?                           Ну а где же ты обедал?

Заяц белый отвечал:                                   Заяц белый отвечал:

«Я не бегал, я скакал».                              «Я сегодня голодал».

ДИНЬ-ДОН

(на звуки И, О)

Логопедические задачи. 1. Закрепление звука д в сочетании с гласными и и о. 2. Четкое произношение этих звуков.

Музыкальная задача. Различение динамических оттенков в музыке и пение соответственно этим различиям: спеть громко (f) и тихо (р), как эхо.

 

                                      

 

 

Динь – дон, динь – дон,

В переулке ходит слон                     2 раза (1 –f, 2 – p)

Старый, серый, сонный слон,

Он слонихе шлет поклон.

РЕЗИНОВАЯ ЗИНА

(на звук 3)

Логопедическая задача. Дифференциация звука з.

Музыкальная задача. Петь легко, выделяя звук з.

 

 

 

                                                           Резиновую Зину купили в магазине,

                                                 Резиновую Зину в корзине принесли.

                                                Она была разиней, резиновая Зина,

                                                 Упала из корзины, измазалась в грязи.

 

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЗАЙКИ

(на звуки а, 3)

Логопедические задачи. 1. Закрепление звонких согласных б и з в со­четании с гласными звуками в словах. 2. Мягкая атака голоса и постановка правильного ударения на первый согласный звук.

Музыкальные задачи. 1. Начинать петь мягко, не форсируя звук. 2. Петь тихо, спокойно, согласно характеру мелодии.

Баю-баю, баиньки,                               Баю-баю, баиньки,

Прискакали заиньки.                           Ускакали заиньки.

Уходите, заиньки,                                Ты же глазки закрывай

Не мешайте баиньки.                          И скорее засыпай.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.