Позиции имамов по данному вопросу — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Позиции имамов по данному вопросу

2020-11-03 71
Позиции имамов по данному вопросу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учёные разногласили относительно упомянутого вопроса. Некоторые обладатели знания считали, что упущенная молитва двух праздников аль-‘Ид не возмещается, как и не совершается она дома обособленно от общины мусульман. И этого мнения придерживались такие имамы, как аль-Музани, ас-Сархаси, Ибн Таймия, и его выбрал шейх Ибн ‘Усаймин. См. «аль-Мабсут» 2/39, «Маджму’уль-фатауа» 5/356, «Шарх аль-мумти’» 5/155-156.

Сторонники этого мнения опирались на то, что возмещение молитвы аль-‘Ид не является желательным по той простой причине, что нет на это никакого указания от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И неизвестно, чтобы он совершал эту молитву, кроме как с общиной мусульман, как и неизвестно, чтобы он повелевал совершать её тем, кто не вышел для её совершения с общиной и остался дома по различным обстоятельствам. Они считали, что эта молитва подобна пятничной молитве, которая узаконена только с общиной мусульман и имамом.

Однако следует отметить, что имам Ибн Таймия разделил между теми, кто упустил молитву аль-‘Ид и теми, кто по независящим от них причинам не смог принять участие в общей праздничной молитве. Он сказал: “Что касается тех, кто в день аль-‘Ида болел или был заточён, а он имел обыкновение всегда совершать молитву аль-‘Ид, то такие люди неспособны отправиться на праздничную молитву. Они по положению подобны тем слабым, среди которых ‘Али оставил человека совершать с ними аль-‘Ид. Они совершают эту молитву коллективно или по отдельности, совершая её в четыре рака’ата, как совершается упущенная пятничная молитва, не произнося при этом такбиры, не читая её вслух, без азана и икъама”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/181.

 

Что же касается большинства имамов, то они считали, что тому, кто упустил или не смог совершить молитву аль-‘Ид вместе с общиной мусульман и имамом, дозволяется совершить её как дома в одиночку и с членами своей семьи, так и в ином месте, как, скажем, на местах, отведённых для праздничных молитв. Более того, большинство учёных считали это желательным, хоть и не обязательным. См. «аз-Захыра» 2/423, «аль-Мугъни» 3/284, «аль-Маджму’» 5/29, «аль-Инсаф» 2/433.

Они говорили, что в данном положении праздничная молитва отличается от пятничной молитвы, поскольку саляфы из числа сподвижников и таби’инов в случае упущения праздничной молитвы с имамом, сами делали её с членами семьи, тогда как упущенную пятничную молитву они не возмещали и не совершали её в своих домах маленькими группами. См. “Мусаннаф Ибн Аби Шейба” 4/123, “Фатхуль-Бари” 8/67.

 

Аргументы на правомочность совершения молитвы аль-‘Ид в случае её упущения

Для начала следует отметить, что если община мусульман вместе с имамом того или иного города пропустила время молитвы аль-‘Ид, то нет проблем в том, чтобы они перенесли её совершение на следующий день. И доводом этому является следующий хадис:

Абу ‘Умайр ибн Анас ибн Малик сказал: “Мои дяди из числа ансаров, являвшиеся сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказали мне: «Когда мы соблюдали пост в Рамадан, мы не увидели луну месяца Шаууаль (указывающую на завершение поста), и мы стали соблюдать пост на следующий день. Затем, в конце дня приехала группа всадников, и они сообщили Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что ещё вчера видели новолуние. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел прервать пост и выйти на праздничную молитву на следующий день»”. Абу Дауд 1157, ан-Насаи 1557, Ибн Маджах 1653. Достоверность хадиса подтвердили имамы Исхакъ ибн Рахауейх, Ибн аль-Мунзир, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи, аль-Хаттаби, Ибн ас-Сакан, Ибн Хазм, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, ан-Науауи, Ибн аль-Муляккъин, Ибн Касир, Ибн Хаджар, аль-Альбани. См. “аль-Аусат” 4/295, “ас-Сунан” 2/170, “Ма’алим ас-Сунан” 1/218, “Ма’рифа ас-Сунан” 5/111, “аль-Хуляса” 2/838, “Иршад аль-факъих” 1/203, “Булюгъ аль-марам” 511, “Сахих Сунан Аби Дауд” 1050.

Имам Абу Дауд назвал главу, в которой привёл этот хадис, следующим образом: “Глава о том, что если имам не вышел на праздничную молитву в день аль-‘Ида, он выходит для её совершения на следующий день”. См. “ас-Сунан” 2/126.

Имам аш-Шаукани сказал: “Этот хадис является аргументом тех, кто сказал, что праздничная молитва совершается на следующий день, если о наступлении аль-‘Ида стало известно после выхода времени этой молитвы. И к этому мнению склонились аль-Ауза’и, ас-Саури, Исхакъ (Ибн Рахауейх), Абу Ханифа, Абу Юсуф, Мухаммад (аш-Шейбани), и это мнение аш-Шафи’и”. См. “Нейль аль-аутар” 2/430.

 

Что же касается аргументов на правомочность совершения молитвы аль-‘Ид отдельными людьми в случае упущения этой молитвы или иных причинах, самостоятельно или с членами семьи, дома или в ином месте, то большинство учёных в качестве довода опирались на конкретные сообщения по данному вопросу от сподвижников, которые лучше всех знали о законоположениях религии и сильнее всех держались пророческой Сунны.

Следует отметить, что по данному вопросу передаются три асара от трёх сподвижников: от Анаса ибн Малика, ‘Абдуллаха ибн Мас’уда и ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах):

 

1. Асар от Анаса ибн Малика:

‘Убайдуллах ибн Аби Бакр – внук Анас ибн Малика, рассказывал: “Когда Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) находился в своём доме в местности аз-Зауия, и не совершал молитву аль-‘Ид в Басре, он собирал членов своей семьи, детей и рабов, а затем повелевал своему вольноотпущеннику ‘Абдуллаху ибн Аби ‘Утбе провести с ними молитву в два рака’ата”. ‘Абду-р-Разакъ 5855, Ибн Аби Шейба 5928, аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” 3/305.

Аз-Зауия - местность на расстоянии двух фарсахов (три мили) от Басры, где у Анаса была земля и поместье, в котором он часто находился. См. “Фатхуль-Бари” 2/475.

Имам аль-Бухари в своём сборнике «ас-Сахих» привёл этот асар от Анаса в утвердительной форме, считая его достоверным, сказав: “Повелел Анас ибн Малик своему вольноотпущеннику Ибн Аби ‘Утбе в местности аз-Зауия (совершить молитву аль-‘Ид), собрав членов своей семьи и сыновей, совершая эту молитву так же, как совершают её жители города, произнося при этом такбиры”. И аль-Бухари назвал главу, в которой привёл этот асар следующим образом: “Глава о том, что упустивший молитву аль-‘Ид совершает два рака’ата”, после чего сказал: “И также совершают её женщины и пребывающие в домах и деревнях, исходя из слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Это – день нашего праздника, о мусульмане!» См. “Сахих аль-Бухари” 1/241.

О словах имама аль-Бухари: “И также совершают её женщины и пребывающие в домах и деревнях”, хафиз Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Т.е. женщины, которые не посетили место проведения праздничной молитвы вместе с имамом, также совершают молитву аль-‘Ид сами. Также её совершают и те, кто пребывал в своих домах, кто не посетил место проведения молитвы аль-‘Ид. Как и совершают её те, кто проживает в деревнях”. См. «‘Умдатуль-къари» 6/445.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом заглавии аль-Бухари содержатся две пользы: правомочность совершения праздничной молитвы, если человек упустил её совершение с общиной мусульман, независимо от того, упустил он её по своей воле или нет; а также то, что её возмещают именно в два рака’ата, как она и совершается в своей основе”. См. “Фатхуль-Бари” 2/474.

Однако следует отметить, что шейх аль-Альбани посчитал этот асар от Анаса, передаваемый именно аль-Байхакъи, слабым из-за передатчика по имени Ну’айм ибн Хаммад, который является слабым. Также шейх ослабил и другую версию от Анаса, передаваемую Ибн Аби Шейбой, поскольку в ней не упоминается имя того, кто передал эту историю, а сказано: «Некоторые члены семьи Анаса сообщили». См. “Ируа аль-гъалиль” 648.

Также о слабости этого асара из-за передатчика Ну’айма говорил и хафиз Ибн ат-Туркумани. См. “аль-Джаухар ан-накъий” 3/305.

Поэтому хафиз аль-Мугълятай в своей книге «ат-Тальуих иля шарх аль-Джами’ ас-Сахих», упомянув обе эти версии от Анаса, которые процитировал аль-Альбани, удивился тому, что имам аль-Бухари привёл этот асар от Анаса в своём заглавии в утвердительной форме, несмотря на наличие в его иснаде неизвестного передатчика.

Среди знатоков хадисоведения общеизвестно, что среди хадисов и асаров, которые имам аль-Бухари упоминает в своем сборнике «ас-Сахих» в заглавии в форме «та’ликъ» (без упоминания их иснадов) могут быть как достоверные сообщения, так и слабые. И как указал на это хафиз Ибн Хаджар, если имам аль-Бухари упоминает то или иное сообщение не в утвердительной форме, к примеру говоря: «Сообщается, передаётся» и т.п., то это указывает на слабость данного сообщения, а если аль-Бухари упоминает сообщение в утвердительной форме, говоря: «Такой-то сказал, такой-то сделал», тогда он считает это сообщение достоверным. См. “ан-Нукат” 1/325, “Хадью-ссарий” 1/22.

И в данном случае имам аль-Бухари привёл асар от Анаса в утвердительной форме не случайно. Дело в том, что у этого сообщения есть различные пути и версии, в которых нет ни Ну’айма ибн Хаммада, ни неизвестного передатчика. Так, например, со слов ‘Убайдуллаха ибн Аби Бакра ибн Анаса ибн Малика сообщается: “Когда Анас пребывал в своём доме в Таффе и не принимал участья в молитве аль-‘Ид в городе, он собирал своих слуг и членов семьи и повелевал своему вольноотпущеннику ‘Абдуллаху ибн Аби ‘Утбе совершить с ними молитву аль-‘Ид подобно той, что совершили жители города”. ат-Тахауи в “Шарх ма’ани аль-асар” 4/348.

Все передатчики этой версии являются надёжными, за исключением Салиха ибн ‘Абду-р-Рахмана, с чьих слов передал это сообщение имам ат-Тахауи, ибо в нём есть разногласия, несмотря на то, что имам Абу Хатим считал его правдивым.

Однако этот же асар привёл ‘Абдуллах ибн Ахмад в «аль-Масаиль» со слов своего отца – имама Ахмада, передавшего его от Хушайма ибн Башира, который передал от внука Анаса – ‘Убайдуллаха ибн Аби Бакра, сказавшего: “ Когда Анас ибн Малик не принимал участия в праздничной молитве с людьми в Басре, находясь в своём доме в Таффе, он собирал членов семьи, сыновей, слуг и повелевал своему вольноотпущеннику ‘Абдуллаху ибн Аби ‘Утбе совершить с ними молитву аль-‘Ид ”. См. “Фатхуль-Бари” 9/83.

И точно также имам ‘Абду-р-Раззакъ привёл этот асар в своём сборнике напрямую со слов Хушайма, передавшего его от внука Анаса – ‘Убайдуллаха ибн Аби Бакра. См. “аль-Мусаннаф” 5855.

Иснад этого асара достоверный без малейшего сомнения. А то, что Хушайма ибн Башира некоторые имамы обвиняли в тадлисе, то даже если принять это обвинение в расчёт, то именно в данном случае это никак не вредит, ибо Хушайм в версии у ат-Тахауи ясно заявил, что слышал сам это сообщение от ‘Убайдуллаха ибн Аби Бакра.

И если бы шейху аль-Альбани были известны все эти пути данного асара, то он обязательно упомянул бы и о них, как он упомянул про путь Ибн Аби Шейбы. И в связи с этим некоторые ученики шейха аль-Альбани не склонились к его мнению по поводу слабости данного асара. С этой оценкой шейха аль-Альбани не согласился и шейх ‘Абдуллах ад-Дууейш в свой книге, посвящённой усилению сообщений, которые ослабил шейх аль-Альбани. См. “Танбих аль-къари” 75.

Также помимо имама аль-Бухари на достоверность этого асара указывали хафиз Бадруддин аль-‘Айни, шейх Закария аль-Бакистани в своей книге «Достоверные асары от сподвижников в вопросах фикъха», исследователь книги «Ахкам аль-‘Идейн», и др. См. “Нухаб аль-афкар” 16/454, “Ма сахха мин асар ас-сахаба филь-фикъх” 1/513, “Сауаты’ аль-къамарейн фи тахридж ахадис Ахкам аль-‘идейн” 209.

 

2. Асар от Ибн Мас’уда:

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто упустил молитву двух праздников, пусть сам совершит её в четыре рака’ата”. ‘Абду-р-Раззакъ 5713, Ибн Аби Шейба 5924, 5925.

По поводу достоверности этого асара были разногласия среди имамов.

Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надёжными. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/205.

А Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, аль-Къасталяни и ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури назвали иснад этого сообщения достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 9/77, “Фатхуль-Бари” 2/475, “Иршад ас-сарий” 2/226, “Мир’атуль-мафатих” 5/65.

Однако несмотря на то, что все передатчики этого асара являются надёжными и иснад его достоверный, шейх аль-Альбани назвал его слабым в «Ируа аль-гъалиль» (3/121), поскольку иснад этого асара прерванный, ибо аш-Ша’би, передающий эти слова от Ибн Мас’уда, не застал его, как об этом говорили Абу Хатим, ад-Даракъутни, аль-Хаким и др. См. “аль-Марасиль” 160, “ат-Тахзиб” 5/68.

Но этот асар также передаётся через путь, в котором уже упоминается между Ибн Мас’удом и аш-Ша’би посредник, а это Масрукъ, который слышал его хадисы, и в нём говорится, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Кто в день Разговения упустил молитву вместе с имамом, пусть совершит её в четыре рака’ата”. Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” 4/292.

В другой версии также сообщается, что Ибн Мас’уд сказал: “Кто упустил молитву двух праздников и пятничную молитву, пусть совершит четыре рака’ата”. аль-Мухамили в “Саля аль-‘Идейн” 130.

Под совершением пятничной молитвы в четыре рака’ата упустившим её, он имеет в виду совершение именно обеденной молитвы (зухр).

Однако упомянув эту версию асара Ибн Мас’уда, имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Сообщение от Ибн Мас’уда не является достоверным”. См. “аль-Аусат” 4/293, “аль-Ишраф” 2/178.

Но хафиз Ибн Раджаб сказал: “Со слов Ибн Мас’уда передаётся различными путями, что он сделал одинаковыми положение того, кто упустил пятничную молитву и того, кто упустил праздничную молитву, сказав про каждого из них: «Совершает четыре рака’ата». И на это опирался имам Ахмад. И нет смысла в ослаблении этой передачи Ибн аль-Мунзиром, ибо, поистине, это передаётся от Ибн Мас’уда через достоверные иснады”. См. “Фатхуль-Бари” 9/77.

 

3. Асар от ‘Али ибн Аби Талиба:

Ханаш ибн аль-Му’тамир рассказывал: “Как-то ‘Али ибн Аби Талибу (да будет доволен им Аллах) сказали: «Поистине, слабые люди неспособны отправиться к месту совершения праздничной молитвы». Тогда он повелел одному человеку совершить её в четыре рака’ата: два рака’ата в качестве самой праздничной молитвы, а два рака’ата из-за не выхода на место проведения праздничной молитвы”. Ибн Аби Шейба 5939, аль-Байхакъи 3/310.

Однако именно эта версия асара является слабой, как сказал хафиз аль-Бусыри, поскольку в её иснаде два слабых передатчика: Ханаш ибн аль-Му’тамир и Лейс ибн Аби Сулейм. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 3/291, “аль-Итхаф” 1/98.

Но от ‘Али передаётся такое же сообщение через совершенно иной путь:

Аль-Хузайль сказал: “Как-то ‘Али ибн Аби Талибу (да будет доволен им Аллах) сказали: «О если бы ты повелел провести праздничную молитву в день аль-‘Ида со слабыми людьми». На что ‘Али ответил: «Если бы я повелел это, то велел бы совершить её в четыре рака’ата»”. ан-Насаи в “Джуз фихи аль-маджлисан” 33.

Однако в иснаде этого асара присутствует передатчик по имени ‘Абду-р-Рахман ибн Саруан касательно которого были разногласия среди имамов. Имамы Ахмад, Абу Хатим и аль-‘Укъайли считали его слабым, а имамы Ибн Ма’ин, аль-‘Иджли и ад-Даракъутни считали его надёжным. В связи с этим некоторые исследователи назвали этот асар хорошим, а некоторые – слабым.

Но следует отметить, что этот асар передаётся и через другой путь, в котором нет ‘Абду-р-Рахмана ибн Саруана, что приводят имамы аш-Шафи’и в «аль-Умм» (8/409) и Ибн Аби Шейба (5941). И исследователь сборника «аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы назвал этот асар хорошим (хасан). См. “Тахридж аль-Мусаннаф” 4/251.

Также и хафиз ан-Науауи назвал достоверной одну из версий этого асара ‘Али. См. «аль-Маджму’» 5/8.

Следует отметить, что некоторые саляфы, как Абу Исхакъ ас-Саби’и и Ибн Аби Лейля, говорили, что на самом деле ‘Али повелел провести со слабыми людьми молитву аль-‘Ид не в четыре рака’ата, а в два. Так, назвав достоверным сообщение от Ибн Аби Лейли, что ‘Али повелел провести со слабыми людьми молитву аль-‘Ид именно в два рака’ата, шейх Закария аль-Бакистани сказал: “ Что касается того, что ‘Али повелел провести молитву аль-‘Ид в четыре рака’ата, то в этом есть сомнение”. См. “Ма сахха мин асар ас-сахаба филь-фикъх” 1/513.

В действительности же сомнение есть именно в том, что сказал шейх аль-Бакистани, потому что хоть иснады версий Абу Исхакъа ас-Саби’и и Ибн Аби Лейли являются достоверными, они без разногласий прерванные, потому что оба они родились после смерти ‘Али и не могли слышать его слова, тогда как предыдущие асары по данной теме от него более достоверные. Поэтому Къады Абу Я’ля, упомянув сообщение от Абу Исхакъа, что ‘Али велел совершить со слабыми людьми аль-‘Ид в два рака’ата, сказал: “Оно в форме мурсаль (прерванное), а версия, которую мы передавали (про четыре рака’ата) – с непрерывным иснадом. А опираться на сообщение с непрерывной цепочкой передатчиков предпочтительнее, чем опираться на сообщение с прерванным иснадом”. См. “ат-Та’ликъ аль-кабир” 4/97.

 

Кстати, следует отметить, что имам Ахмад совмещал и опирался на все три асара данной главы: от Анаса ибн Малика, ‘Абдуллаха ибн Мас’уда и ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах):

Ахмад ибн аль-Къасим передал, что имам Ахмад сказал: “ Если упустивший праздничную молитву совершает её с группой людей, тогда он делает два рака’ата подобно молитве имама, как это сделал Анас. А если упустивший праздничную молитву совершает её в одиночку, тогда он делает четыре рака’ата, как это сказал Ибн Ма’суд”. См. “аль-Джами’ ли-‘улюм аль-имам Ахмад” 6/529.

Исма’иль ибн Са’ид передал, что имам Ахмад сказал: “То, что упущенную молитву аль-‘Ид следует совершать в четыре рака’ата усиливает также и хадис от ‘Али, который повелел человеку провести праздничную молитву со слабыми людьми в четыре рака’ата без проповеди”. См. “аль-Мугъни” 2/79.

 

Итак, эти сообщения от сподвижников ясно указывают на то, что нет никаких проблем в том, чтобы упустивший праздничную молитву или не имевший возможности совершить её с общиной мусульман, сам или со своей семьёй совершил эту молитву, как у себя дома, так и в ином месте. В частности, слова Ибн Мас’уда прямо указывают на правомочность совершения праздничной молитвы тем, кто упустил её, независимо от того, пропустил её один человек или же группа.

Поступок Анаса указывает на то, что пропустивший или не принявший участие в общей праздничной молитве, может сам совершить её вместе со своей семьей у себя дома.

А сообщение от ‘Али ясно указывает на то, что слабые, пожилые и больные люди, которые не смогли отправиться на место совершения праздничной молитвы, где она и совершается в своей основе, могут совершить её сами в мечети, избрав себе для её проведения имама.

А Аллаху обо всём ведомо лучше.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.