Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством

2020-11-03 986
Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством

Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых подъемах и спусках, при буксировке

Наличие ограниченного пространства, в котором водитель транспортного средства должен выполнить маневр, накладывает на водителя обязанности по соблюдению особой осторожности.

Маневр в ограниченном пространстве предполагает при достаточном месте совершить выверенное движение ТС, не выходя из пределов данного пространства, т.е. не совершать дополнительных действий.

Если же такого пространства недостаточно для выполнения маневра за один прием, то возникает та опасность в движении, которую водитель не учел, не увидел, не предположил и т.д.

Управление транспортным средством в ограниченном пространстве

Повороты

Правила обязывают водителей перед поворотами или разворотом занимать соответствующие крайние положения на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении движения (рис.8.15).

Если водитель из-за габаритов ТС или по другим причинам не может выполнить поворот из соответствующих крайних положений на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении движения, ему разрешается отступать от этих правил. При этом должна быть обеспечена безопасность движения, и это не создаст помех другим транспортным средствам (рис.8.16).

В любом случае при выезде с пересечения проезжих частей ТС не должно оказаться на стороне встречного движения (рис.8.17).

Разворот

Это весьма опасный и ответственный маневр. Часто приходится разворачиваться на узкой дороге, при этом автомобиль иногда перекрывает всю проезжую часть. В этих случаях от водителя требуется высокое профессиональное мастерство, точность расчета, знание возможностей автомобиля, внимательность, выдержка, уважение к другим участникам движения.

Если водитель будет действовать медленно, то он может создать «пробку» на дороге. Если же недостаточно снизит скорость и не перейдет на пониженную передачу, то его автомобиль может занести либо остановится двигатель в самый неподходящий момент. Если же водитель не успеет повернуть рулевое колесо, то автомобиль не впишется в габариты проезжей части.

Большое значение при выполнении разворота имеет выбор места для его выполнения, которое должно быть достаточно безопасным для маневрирования. Место должно быть по возможности широким, дорога хорошо просматриваться в обоих направлениях (не менее 100 м). Закругления дороги, излом продольного профиля и места с закрытым обзором не относятся к числу безопасных мест для выполнения разворота. Для крупногабаритных грузовых автомобилей необходимо также, чтобы в местах предполагаемого разворота на узкой дороге не было мачт освещения и других предметов, расположенных поблизости от проезжей части, так как они усложняют маневрирование и сужают площадь разворота. Кроме того, дорога не должна иметь дефектов полотна, скользкого покрытия.

При этом необходимо помнить места, где развороты запрещены:

– на пешеходных переходах (рис.8.18);

– в тоннелях (рис.8.19);

– на мостах, путепроводах, эстакадах (рис.8.20) и под ними (рис.8.21);

– на железнодорожных переездах (рис.8.22);

– в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м (рис.8.23);

– в местах остановок маршрутных транспортных средств (рис.8.24).

В момент разворота должен быть достаточный разрыв в потоке (не менее 4-6 с в каждом направлении), а также не должно быть обгоняющих слева автомобилей.

Для выполнения разворота необходимо (рис.8.25):

– выбрать в зависимости от ширины проезжей части и габаритов вашего автомобиля положение на проезжей части;

– заблаговременно занять крайнее положение на проезжей части (перестроиться в левый ряд на широкой дороге и в правый ряд на узкой дороге);

– посмотреть в зеркало заднего вида, включить левый указатель поворота;

– внимательно осмотреться (пропустить транспорт, движущийся в прямом направлении – попутном и встречном), дождаться подходящего разрыва в потоке, еще раз посмотреть в зеркало заднего вида;

– прикинуть, в какой ряд (для многополосной дороги) целесообразно встроиться после разворота;

– посмотреть в зеркало, выключить указатель поворота, увеличить подачу топлива.

В зависимости от ширины проезжей части разворот можно выполнить следующим образом:

– разворот за один прием, без применения заднего хода (рис.8.26);

– разворот за один прием от правого края проезжей части (с правой обочины), если ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения (рис.8.27). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам;

– разворот с использованием движения задним ходом (рис.8.28);

– разворот с использованием въезда в прилегающую территорию, расположенную справа от проезжей части (рис.8.29);

– разворот с использованием въезда в прилегающую территорию, расположенную слева от проезжей части (рис.8.30).

Регулируемые перекрестки

При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо (рис.8.35). Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев (рис.8.36).

При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений (рис.8.37).

Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения (рис.8.38). Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений (рис.8.39).

Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка (рис.8.40). Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора (рис. 8.41).

При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления (рис.8.42).

Нерегулируемые перекрестки

На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения (рис.8.43). На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения (рис.8.44).

В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам (рис.8.45).

На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа (рис.8.46). Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев (рис.8.47).

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения (рис.8.48).

При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо (рис.8.49). Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев (рис.8.50).

Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге (рис.8.51).

Полезные советы:

Не пользуйтесь стеклоомывателем, когда очень холодно, – при очень низкой температуре воздуха вода будет мгновенно замерзать и образовывать новую корку льда на лобовом стекле.

Прежде чем включить стеклоочиститель, убедитесь в том, что на лобовом стекле набралось достаточное количество воды или снега. Иначе щетки будут скрести по сухому стеклу и могут его повредить, оставив царапины.

Если стекла влажные, запотели включите обогреватель. Причем в холодную погоду включите подачу теплого воздуха, а в сырую, прохладную, туманную – прохладного. Можно открыть окна, это тоже поможет высушить стекла. Если стекла сильно запотели, протрите их насухо тряпкой, только не рукой.

Яркое солнце радует загорающих на пляже, а водителя далеко не всегда. Если солнце сбоку, а автомобиль движется по аллее, то затемненные участки постоянно сменяются ярко освещенными. Такой «световой забор» опасен тем, что вызывает утомление глаз и делает малозаметными дорожные знаки и мелкие помехи на дороге (ямы, камни, посторонние предметы). Если есть темные очки, наденьте их – они сгладят контраст. Если нет, прищурьтесь и откиньте голову немного назад. Лучше избегать движения против солнца. Если это невозможно, опустите противосолнечный козырек вашего автомобиля, наденьте затемненные очки, а главное – следите за чистотой переднего стекла. Не пожалейте времени на его протирку. Двигаясь спиной к солнцу, увеличьте дистанцию до лидера, так как яркое солнце затрудняет правильное и быстрое восприятие стоп-сигналов. Особой осторожности требует проезд светофоров.

При ярком свете сигналы легко перепутать, поэтому следите также за действиями других участников движения.

Когда видимость ограничена, включите габаритные огни или даже ближний свет фар. Вполне вероятно, что для вас условия видимости и не улучшатся, зато вас будет хорошо видно другим водителям, а это тоже очень важно.

Приборы приборами, но улучшить условия вождения автомобиля вы можете сами, если реально будете оценивать факторы, ограничивающие видимость, и соответственно менять свое поведение. Например, погода явно не благоприятствует езде на автомобиле, снизьте скорость, выберите оптимальную позицию на дороге, в крайнем случае съезжайте с дороги, остановитесь и переждите, пока видимость улучшится.

Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах вашей видимости.

Увеличивайте дистанцию. Помните, что в условиях ограниченной видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра и остановки.

Если видимость настолько ограничена, что вы не в состоянии правильно определить расположение на проезжей части других участников движения, лучше всего не подвергать опасности себя и других, покинуть дорогу, найдя для этого удобное место, и подождать там, пока видимость улучшится. Когда остановитесь, не забудьте обозначить себя, включив аварийную сигнализацию.

С повышенным вниманием наблюдайте за другими участниками движения, их сигналами и перемещением.

Держите постоянно в поле зрения правый край дороги, тротуар, бордюр, линию разметки (край проезжей части), обочину. Держитесь за этот край, не теряйте его. Выбирайте на дороге такую позицию, чтобы быть на возможно большем расстоянии от других участников движения, движущихся навстречу, т. е. обеспечьте наибольший боковой интервал.

Отрегулируйте зеркала заднего вида. Когда движение интенсивное, вам необходимо очень быстро оценивать обстановку как впереди, так и сзади, а при движении нет времени на то, чтобы заниматься регулировкой зеркал.

Внимательно следите за другими участниками движения. Ищите признаки, указывающие на то, что какое-нибудь крупногабаритное транспортное средство может появиться впереди вас и ограничить вам видимость. Избегайте длительного движения за крупногабаритным транспортным средством. Если вам все же приходится ехать за ним, увеличьте дистанцию, чтобы улучшить условия видимости: видеть знаки, светофоры, разметку, перекрестки, встречный транспорт.

Выбирайте полосу движения так, чтобы обеспечить со всех сторон как можно больший запас безопасности.

Скорость движения.

В плотном транспортном потоке автомобили, движущиеся в одном направлении с одинаковой скоростью, обычно не сталкиваются друг с другом. В столкновениях с двумя или более автомашинами, как правило, участвуют автомашины, движущиеся быстрее или медленнее, чем остальной поток транспорта. В плотном транспортном потоке водителю следует придерживаться темпа движения всего транспортного потока.

Водители, движущиеся со скоростью большей, чем скорость основного потока транспорта, вынуждены постоянно идти на обгон. Каждый обгон увеличивает вероятность столкновения из-за внезапного изменения полосы движения водителем обгоняющего транспортного средства (рис.8.107) или из-за неожиданного появления встречного транспорта на двухполосной дороге (рис. 8.108). Движение с более высокой скоростью экономит водителю не больше нескольких минут в час.

Движение со скоростью значительно меньшей, чем скорость основного потока транспорта, не менее опасно, чем превышение скорости. Как правило, слишком низкая скорость движении приводит к образованию заторов позади медленно движущегося автомобиля или заставляет водителей идти на обгон (рис.8.109). В подобной ситуации следует либо ехать быстрее, либо выбрать другой маршрут движения. Правилами дорожного движения запрещается препятствовать другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости с малой скоростью. Если дорожная обстановка не позволяет произвести обгон тихоходного транспортного средства, его водитель должен двигаться как можно правее, а при необходимости остановиться на обочине и пропустить транспортные средства, движущиеся за ним.

Выполнение маневров

В плотном транспортном потоке каждый маневр представляет значительную сложность. Перед началом выполнения любого маневра водитель должен точно оценить обстановку – возможен и безопасен ли будет задуманный маневр, и только после этого включить соответствующий сигнал.

Начало движения

Перед началом движения обязательна подача сигнала включением указателя поворота, а при его неисправности – рукой. Включать его следует, убедившись в том, что никому не создается помех, поскольку этот сигнал не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия необходимых мер предосторожности.

Перед началом движения от тротуара или с обочины необходимо (рис. 8.113):

– осмотреть дорожную обстановку впереди автомобиля и через зеркала заднего вида сзади него. Не следует забывать о не просматриваемых («слепых») зонах – в сомнительных случаях рекомендуется посмотреть назад, повернув голову или приоткрыв водительскую дверь;

– выбрать в приближающемся сзади потоке транспорта достаточный разрыв (не менее 6 с), чтобы не вынуждать водителей, едущих по дороге тормозить или перестраиваться;

– включить соответствующий указатель поворота;

– плавно выехать с места остановки в крайний правый ряд, под небольшим углом;

– быстро разогнаться, выровняв скорость автомобиля со скоростью транспортного потока, проконтролировать обстановку сзади и выключить указатель поворота.

Движение по прямой

Важно выбрать правильное положение на проезжей части. Вести автомобиль вне населенных пунктов (рис.8.114) и в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль» или 5.3 «Дорога для автомобилей» (рис.8.115), а также на дорогах, где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч (рис.8.116), необходимо по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы при свободных правых.

В населенных пунктах можно двигаться по любой полосе, за исключением крайней левой полосы при общем их числе для данного направления три и более. На эту полосу можно выезжать для обгона, при интенсивном движении, когда заняты другие полосы (рис.8.117), или для поворота налево и разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота (рис.8.118). При наличии на проезжей части линий разметки вести автомобиль следует строго по обозначенным полосам (рис.8.119), наезжая на прерывистые линии лишь при перестроении.

Перестроение

Водитель должен уметь менять полосу движения в такой момент и таким образом, чтобы риск столкновения и нарушения режима потока был минимальным. Из-за особой опасности смену полосы движения следует осуществлять лишь при необходимости (подготовка к повороту или съезду с дороги, обгон, объезд), а не для того чтобы получить незначительный выигрыш в скорости.

При перестроении следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения (рис.8.120). При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа (рис.8.121).

Смена полосы движения будет безопасной, если водитель заблаговременно спланирует это маневр, предупредив других водителей о своем намерении сменить полосу, и при наличии достаточного интервала в потоке движения.

При смене полос движения необходимо выполнить следующие действия (рис.8.122):

– включить сигнал поворота в направлении движения;

– посмотреть в зеркало заднего вида и боковые зеркала. Убедиться в отсутствии транспорта на выбранной полосе. Убедиться в отсутствии транспорта идущего на обгон;

– обернувшись, посмотреть назад в направлении предполагаемого движения. Убедиться, что области задних углов автомобиля никого нет, эти участки дороги, называемые как «мертвые зоны», не видны в зеркала. Для того чтобы убедиться в отсутствии препятствий, водителю необходимо повернуть голову. Оглядываясь назад, не следует задерживаться и отрывать взгляд от дороги впереди более чем на мгновение. Следует помнить о возможных внезапных остановках идущего впереди транспорта во время осмотра дороги сбоку и позади автомобиля в зеркала или при повороте головы. При подготовке к смене полос, вхождению в поток транспорта или к выезду на дорогу следует проверять отсутствие транспорта, пользуясь зеркалами, т.к. это позволяет одновременно следить за идущим впереди транспортом. Оглядываться назад следует непосредственно перед сменой полосы, чтобы убедиться в отсутствии транспорта в мертвой зоне. При маневрировании водителю необходимо следить за обстановкой впереди автомобиля и на полосе, в которую он перестраивается;

– при смене полос следует проверить обстановку на дальних полосах движения, т.к. водители другого, движущегося по ним транспорта, могут собираться перестроиться в выбранную для перестроения полосу;

– необходимо следить за другими участниками движения. Таких участников, как мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы, заметить сложнее, чем легковые и грузовые автомобили. Особое внимание дорожной обстановке следует уделять при выезде на проезжую часть с обочины или начиная движение от тротуара.

Разворот вне перекрестка

Главным при развороте является выбор безопасного места и момента для выполнения маневра. Место должно быть по возможности широким, дорога – хорошо просматриваться в обоих направлениях (не менее 100 м), чтобы остальные участники движения могли без труда заметить разворачивающийся автомобиль и принять необходимые меры безопасности и предосторожности. Закругление дороги, излом продольного профиля и места с закрытым обзором не относятся к числу безопасных мест для разворота (рис.8.132).

В момент разворота должен быть достаточный разрыв в потоке (не менее 4-6 с в каждом направлении), а также не должно быть обгоняющих слева автомобилей.

Прежде чем приступить к развороту, необходимо убедиться в отсутствии знаков или разметки, запрещающих разворот, а также что в этом месте Правилами разворот не запрещен.

Разворот должен выполняться из крайнего левого положения на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении (рис.8.133), а при наличии слева трамвайных путей и отсутствии знаков 5.15.1 или 2.15.2 либо разметки 1.18 с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью (рис.8.134), при этом не должно создаваться помех движению трамвая.

При развороте водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам (рис.8.135).

Если ширина проезжей части недостаточна для разворота из крайнего левого положения, то между перекрестками можно развернуться от правого края проезжей части, а при наличии обочины с нее. При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам (рис.8.136). Однако при развороте из крайнего правого ряда значительно возрастает опасность столкновения, так как едущие сзади и спереди водители не воспринимают этот маневр как разворот, а считают, что автомобиль трогается с места.

На узких дорогах применяется попеременно передний и задний ход (рис.8.137).

Разворот без движения задним ходом выполняется в следующей последовательности (рис.8.138):

– выбрать в зависимости от ширины проезжей части и габаритов автомобиля положение на проезжей части (перестроится в правый ряд на узкой дороге и в левый – на широкой);

– посмотреть в зеркала заднего вида, включить левый указатель поворота;

– пропустить транспортные средства, движущиеся в прямом направлении – попутном и встречном, дождаться подходящего разрыва в транспортном потоке, еще раз посмотреть в зеркала;

– определив, в какой ряд (для многополосной дороги) целесообразно встроиться после разворота, включить первую передачу и используя скоростной способ руления выполнить разворот, контролируя траекторию движения автомобиля и дорожно-транспортную ситуацию;

– посмотреть в зеркала заднего вида, выключить указатель поворота, увеличивая подачу топлива выровнять скорость движения до скорости потока.

При наличии на дороге въездов в прилегающие территории (дворы) их также можно использовать для разворота (рис.8.139) и (рис.8.140).

Во всех случаях применение заднего хода требует значительного времени, поэтому предпочтительнее выбрать место, где можно выполнить разворот без его использования.

Разворот запрещен (рис.8.141):

– на пешеходных переходах вследствие того, что в этих местах существует повышенная опасность наезда на пешеходов, переходящих проезжую часть;

– в тоннелях, где имеется обычно ограниченная ширина проезжей части и ограниченная видимость;

– на мостах, путепроводах, эстакадах в связи с тем, что эти места обычно имеют ограниченную ширину проезжей части;

– под мостами, путепроводами и эстакадами, как правило, ограниченный обзор, что в случае разворота увеличивает вероятность столкновения транспортных средств;

– на железнодорожных переездах при развороте возникает опасность несвоевременно обнаружить приближающийся поезд. Кроме того, при развороте может произойти застревание колес между рельсами и вынужденная остановка на путях;

– в местах с ограниченной видимостью, менее 100 м хотя бы в одном направлении (приближение к вершине подъема или спуска, повороту дороги), увеличивается опасность столкновения с разворачивающимся транспортным средством;

– в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств возникает опасность наезда на пешеходов, пересекающих проезжую часть при посадке и при движении к тротуару.

Движение задним ходом

Отличительной особенностью движения задним ходом является существенное ухудшение обзорности. Вследствие этого повышается опасность наезда на пешеходов и столкновения транспортных средств. Прежде чем начать движение задним ходом, следует убедиться в полной безопасности. Когда во время движения задним ходом транспортное средство создает помехи другим участникам движения, водитель обязан остановиться.

Водитель, при невозможности контролировать безопасность движения, должен прибегнуть к помощи других лиц. Лицо, оказывающее помощь водителю, должно сигнализировать ему об обстановке сзади транспортного средства (рис.8.142).

Движение задним ходом запрещается (рис.8.143):

– на перекрестках;

– на пешеходных переходах;

– в тоннелях;

– на мостах, путепроводах;

– под мостами, эстакадами и путепроводами;

– на железнодорожных переездах;

– в местах с ограниченной видимостью, менее 100м хотя бы в одном направлении;

– в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.

Обгон и встречный разъезд

Обгоняете Вы

Оцените обстановку, примите решение, подготовьтесь к обгону:

· Чем больше габариты автомобиля, который собираетесь обогнать (грузовик, автобус), тем дальше следует от него ехать. Вы должны просматривать встречную полосу как можно дальше.

· Обращайте внимание на автомобили, которые готовятся выехать с примыкающих слева второстепенных дорог. Поворачивающие направо водители обычно смотрят только налево. Вы, идущий на обгон по встречной полосе, будете для них неожиданностью.

· Перед обгоном проверьте, нет ли позади автомобиля, движущегося быстрее Вас.

· Если впереди водитель снижает скорость, не торопитесь его обгонять, сначала поймите, почему он это делает.

· При обгоне даже на пустой дороге надо все делать в ожидании встречного. Не обгоняйте при ограничениях обзора и видимости (в «закрытых» поворотах, в конце подъемов и т.п.).

· Не начинайте обгон ради обгона, сначала подумайте, даст ли это выигрыш во времени.

· Не надейтесь «на авось», но и «не путайтесь под ногами». Выберите разумный риск с готовыми вариантами на различное развитие событий.

Если Вы – обгоняемый

· Если вы видите впереди препятствие или дорожную ситуацию, мешающую обгону, постарайтесь предупредить обгоняющего (левой «мигалкой», рукой в окне, открытием двери) или помешать ему начать маневр, переставив свою машину левее.

· Не увеличивайте скорость, когда вас обгоняют.

· Если обгоняющая вас машина не успевает закончить обгон, притормозите и примите вправо, к обочине — в случае столкновения плохо будет всем.

Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.