Актуальность и педагогическая целесообразность. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Актуальность и педагогическая целесообразность.

2020-11-03 183
Актуальность и педагогическая целесообразность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Туризм как один из популярных видов отдыха является важным фактором оздоровления человека, повышения его творческой ак­тивности. Детско-юношеский туризм в России – это массовое движение учащихся. История за многие годы на­копила опыт, позволяющий эффективно использовать различные формы туристско-краеведческой деятельности с целью развития интеллекта, укрепления здоровья, развития коммуникативных способностей учащихся. Туристские слеты и соревнования предоставляют детям возможность сво­бодного общения со сверстниками, приобретению навыков самостоятельной деятельности, способствуют изучению истории Родины.

Современные учащиеся в силу необходимости и своих интересов, много времени вынуждены проводить за партой или компьютером. И в этих условиях очень важно дать ученикам возможность реализовать себя в различных областях. Учащимся, для поддержания здорового образа жизни, необходимо иметь физическую нагрузку, которую они могут получить в объединениях спортивно-туристского и туристско-краеведческого направления. Невозможно отделить туризм от изучения районов проведения туристских мероприятий. Поэтому учащиеся получают возможность одновременно повысить свое образование в области краеведения, что, несомненно, помогает формированию гармонично развитой личности ребёнка. Занятия по данной образовательной программе, также помогут учащимся расширить свой кругозор, развить умение работать в коллективе и проявить такие личные качества, как ответственность, дисциплинированность, творческий подход к делу.

Программа направлена на адаптацию ребенка к процессам, протекающим в современном обществе, его социализацию в условиях современной жизни; дает, начальные знания о работе пожарных, высотников, инженеров по технике безопасности, что может стать определяющим в выборе обучающимся своей будущей профессии. Готовит детей к путешествию в лесу, учит преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.

При составлении программы учтены следующие разделы: специальная подготовка (спортивный туризм, дистанции пешеходные), подготовка к походу (туристский быт), спортивное ориентиро­вание, общая физическая подготовка. Использовались материалы программ «Спортивное ориентирование» (автор Ю.С.Воронов, Ю.С.Константинов), «Пешеходный туризм» (автор Г.С.Ткачёв).

 

Адресат программы

Учащийся с 6 до 18 лет, без специальной подготовки, но с медицинским допуском к занятиям. Педагог набирает разновозрастные и разнополые группы от 15 до 20 человек. Группа может быть сформирована как разновозрастная (старшие дети могут помогать младшим), так и с участием детей одного возраста.

При наборе обучающихся следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения. Занятия можно проводить с полным составом объединения или по группам, соответствующим физической подготовке и интересам детей (7-8 человек). Возраст обучающихся по годам обучения может варьироваться.

 

Уровень программы

Уровень программы базовый.

Цель и задачи

Целью данной программы является создание условий для обучения, воспитания, развития и оздоровления детей, в процессе занятий спортивным туризмом, характерным компонентом которого является учебно-тренировочное занятие, путешествие, соревнование, учебно-познавательные игры с элементами туризма.

Данная цель, прежде всего, отражает то, что в туристской деятельности должны интегрироваться такие основные аспекты воспитания, как нравственный, трудовой, физический, патриотический, интеллектуальный, эстетический, экологический.

Программа направлена на решения следующих задач:

Обучающие:

 - обучение жизненно важных умениям и навыкам, необходимых для выживания в экстремальных условиях;

- обучение обеспечению безопасности спортивных туристских походов и соревнований;

- обучение практическим навыкам спортивного туризма.

Развивающие:

-  развитие технического и тактического мастерства участников соревнований по спортивному туризму, спортивному ориентированию, поисково-спасательным работам;

-  укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию воспитанников;

-  развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления.

Воспитывающие:

-  воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;

-  создание условий для формирования у занимающихся устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;

-  социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;

-  формирование бережного отношения к природе.

Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

 

Дети третьего и четвертого года обучения должны освоить следующие знания и навыки:

- совершенствование скоростных навыков завязывания узлов, личного и командного прохождения этапов 2 - 4 классов дистанций спортивного туризма в дисциплине дистанция - пешеходная, самостоятельной работы по организации командного прохождения технических этапов, самостоятельно планировать тактику прохождения дистанции, изготавливать носилки;

     - организации и подготовки степенных походов, самостоятельно организовывать туристский бивак, самостоятельной отработке технических и тактических приемов спортивного ориентирования;

- обеспечения безопасности при работе на технических этапах дистанций соревнований, в походах.

- развития физических навыков детей, укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию воспитанников;

Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности. Воспитание чувства бережного отношения к природе и соблюдения экологических требований.

 

Сроки реализации программы – продолжительность образовательного процесса, наличие этапов, уровней освоения программы.

Программа рассчитана и реализуется в течение 4 лет. Усложнение материала из года в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных способностей детей (физических, творческих, морально-волевых). Время обучения на каждом году обучения – 240 часа в год (6 часов в неделю).


 

Год обучения   Продолжительность занятий   Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Количество часов в год
1 год обучения 2(3) часа 3 (2) раза 6 часов 240
2 год обучения 2(3) часа 3 (2) раза 6 часов 240
3 год обучения 2(3) часа 3 (2) раза 6 часов 240
4 год обучения 2(3) часа 3 (2) раза 6 часов 240

       

Количество часов занятий на местности, а также отведенных для проведения многодневных походов, выездных соревнований и спортивно-массовых мероприятий согласно учебному плану. Количество и соотношение часов на практические занятия и теорию по различным темам педагог может варьироваться в зависимости от готовности детей и возможностей их проведения в реальное время. Занятия на местности очень важны, как правило, проводятся в выходные дни. Соревнования могут быть заменены выполнением практических заданий или спортивными виктринами, фестивалями, марафонами, олимпиадами и др. (в зависимости от эпидемиологической ситуации в стране).

С первого по четвертый год обучения предполагается 6 часов учебных занятий еженедельно. Из которых 1-2 час отводится на занятия на местности и 2 часа отводится на массовые мероприятия на местности.

При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы.

Методы:

1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция, инструктаж.

2. Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала; просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов, презентаций.

3. Практические методы: спортивные тренировки, со­ревнования, походы, практические занятия, викторины, игры, экскурсии.

 Для эффективного освоения учебного материала практическую часть следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов.

4. Методы контроля: теоретические и практические зачёты, тестирование, комплексный зачет, туристский слет, участие в соревнованиях различного уровня.

Формы занятий применяемые в работе по реализации программы:


1. практические занятия

2. беседы

3. экскурсии

4. игровые программы

 

5. спортивные тренировки

6. со­ревнования

7. походы

8. зачётные занятия


 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.