Алхимия любви и Психология переноса» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Алхимия любви и Психология переноса»

2020-11-03 267
Алхимия любви и Психология переноса» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психические процессы, сопровождающие влюблённость и любовь между женщиной и мужчиной, символически описаны Юнгом в его книге «Психология переноса»[37], которая является архетипической транскрипцией средневекового трактата “Rosarium Philosophorum”, написанного в 1550 г. во Франкфурте (Германия).

Вспомним о символическом смысле планетарных архетипов, описанных нами ранее [38]. Архетип Венеры отвечает за феминную идентичность женщины любовь и заботу о теле,чувственность и эротизм, творчество, искусство, артистизм, красоту, гармонию, взаимоотношения, партнёрство и Аниму мужчины. Соответственно, Архетип Марса отвечает за маскулинную идентичность мужчины и его проявления как воина, активное действие, физическое движение, любой вид проявленной энергии (кроме атомной и ядерной), страсть, сексуальность, физическую силу и Анимус женщины.

Когда между женщиной и мужчиной возникает любовь, это предполагает и сексуальное взаимодействие их тел. При этом эмоциональные переживания включают в себя сложные механизмы взаимного переноса психической энергии, известные как психологические проекции. Эти механизмы включают в себя перекрёстные взаимоотражающие взаимодействия между эго женщины и эго мужчины, а также между Анимусом женщины и Анимой мужчины[39].

В самом начале влюблённости женщина и мужчина приближаются друг к другу в одеждах Персоны – и проецируют друг на друга свои идеальные представления. Понятно, что реальных людей друг в друге они пока не видят – лишь только собственные проекции.

Рис. 3. Король и Королева

Илл. из алхимического трактата «Rosarium Philosophorum», Франкфурт, 1550 г.

 

Затем они постепенно сближаются – и одежды Персоны спадают, обнажая более глубокие слои их личности: чувства, эмоциональные состояния, а также некоторые теневые проявления. Влюблённые оказываются в едином психическом поле, словно погружаются в одну алхимическую ванну, после чего происходит слияние – как физическое (на уровне тел), так и психическое (на эмоциональном и энергетическом уровне). Фактически, происходит симбиотические слияние, психологически подобное тому, что происходит между младенцем и его матерью в первые месяцы его жизни. Каждый из влюблённых будто теряет себя, растворяясь в другом без остатка, – и здесь закладывается психологическая зависимость, которая может стать проблемой в будущем.

 

 

 

Рис. 4. Обнажённая истина.               Рис. 5. Погружение в купель.

Илл. из алхимического трактата «Rosarium Philosophorum», Франкфурт, 1550 г.

 

Симбиотичнеское слияние напоминает психологическую смерть каждого из влюблённых. Средневековый алхимик отразил это состояние, изобразив пару лежащей в гробу, когда из двух тел образуется одно, но две головы всё-таки остаются (рис. 6). Интересно, что во многих средневековых гравюрах, отражающих любовное слияние, недвусмысленно присутствуют атрибуты смерти – например, как на этой гравюре (рис. 7):

            

Рис. 6. Смерть. Илл. из алхимического трактата «Rosarium Philosophorum», Франкфурт, 1550 г. Рис. 7. Изображение конъюнкции в виде фантастического чудовища, психологически аналогичного бессознательному союзу мужского и женского, т. е. недифференцированном личности. Средневековая алхимическая гравюра[40]

 

Слившаяся пара будто теряет душу. Множество испытаний выпадает на их долю, и не каждая пара их выдерживает. Во взаимоотношениях наступает кризис, и если влюблённые смогут осознать смысл происходящих с ними процессов, то у них появится шанс остаться вместе и выйти на новый уровень отношений. Тогда душа к ним возвращается, и у пары, символически пережившей чёрную алхимическую стадию Nigredo, вырастают крылья.

Рис. 8. Вознесение души. Рис. 9. Очищение     Рис. 10. Возвращение души

Илл. из алхимического трактата «Rosarium Philosophorum», Франкфурт, 1550 г.

 

Появляется изображение Солнца с крыльями – символ просветления. Пара встаёт из гроба. У них по-прежнему одно тело и две головы, но перед нами предстаёт истинный Андрогин – личность, гармонично интегрировавшая в себе противоположности – мужскую и женскую – и достигшая психологической целостности. В этом и состоит подлинный смысл Алхимической Свадьбы – психологического объединения противоположностей, Misterium Conjunctionis.

                  

Рис. 11. Просветление                                    Рис. 12. Новое рождение

Илл. из алхимического трактата «Rosarium Philosophorum», Франкфурт, 1550 г.

 

Далее у Андрогина появляются новые одежды, и он представляет собой Ребис, символ завершения Великого Делания и обретения Философского Камня истинной мудрости и духовно-психологической целостности. В таком состоянии влюблённые избавлены от симбиотической зависимости, каждый из них обрёл внутреннюю свободу, и теперь они взаимодействуют друг с другом легко и радостно, танцуя свой счастливый космический танец.

Рис. 13. Ребис.

Илл. из алхимического трактата «Rosarium Philosophorum», Франкфурт, 1550 г.

 

Есть ещё один планетарный архетип, связанный с алхимической трансформацией, – это Сатурн. Он ответственен за границы, форму, структуру, защиту и безопасность. Архетипически Сатурн связан с ограничением, сжатием, различными препятствиями, а также с ответственностью и дисциплиной. Поскольку Сатурн последней планетой, видимой невооружённым глазом, то люди считали его Стражем Порога, за которым начинается невидимый, потусторонний мир, и в древней системе Септенера, до и изобретения телескопа и открытия высших планет, Сатурн знаменовал собой смерть в физическом мире и переход в иной, тонкий мир.

Алхимическая символика Сатурна связана с сырой, необработанной, первичной материальной субстанцией – Prima Materia, которая в дальнейших алхимических операциях претерпевала превращение и трансформировалась в иное, более совершенное состояние. Соответственно, первая алхимическая стадия, связанная с Сатурном, называлась Nigredo – “чёрная стадия”. Так как на этой алхимической стадии материя «умирает» – то есть, меняет своё состояние – то на многих алхимических гравюрах, изображающих стадию Nigredo, присутствуют атрибуты смерти – череп, кости скелета, а также чёрный ворон.

Рис. 14. Средневековые алхимические изображения Nigredo

 

Металл, связанный с планетарным архетипом Сатурна, – это плотный, тяжёлый свинец, Plumbum, 82-й элемент периодической системы элементов Менделеева. Неудивительно, что планетарный архетип Сатурна связан с жизненными кризисами человека, в процессе которых личность претерпевает изменения, как бы умирая в прежнем состоянии и рождаясь в новом. Личность человека символически проходит через стадию Nigredo и проживает состояние Mortificatio.

Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией. Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определённых операций – внутренней алхимией.

Процесс психотерапии, подчас, запускает череду глубоких и таинственных событий. Подчас психологу и его клиенту достаточно легко потерять путеводную нить. Часто именно поэтому многие люди с таким отчаянием цепляются за узкие и порой не адекватные теории – они, по крайней мере, дают ощущение хоть какой-то ориентации. Но если не помещать психические явления в прокрустово ложе одной из предвзятых теорий, возможно, нам стоит искать категории для понимания души в ней самой. Древнее алхимическое высказывание гласит: «Раствори вещество в его собственной воде». Именно это мы и делаем, когда пытаемся понять процесс психотерапии в терминах алхимии.

Как продемонстрировал Юнг, алхимическая символика – в значительной мере – продукт бессознательной души. Когда Юнг изучал алхимию, он обнаружил, что обширный мир алхимических образов и является «собственной водой», которую можно использовать, чтобы понять сложные содержания психики. Он писал: «Я очень скоро открыл для себя, что аналитическая психология совпадает самым забавным образом с алхимией. Опыт алхимиков был, в некотором смысле, моим опытом. А их мир – моим миром. Возможность сопоставления с алхимией и непрерывная мыслительная традиция, связавшая меня с гностиками, послужили фундаментом моей психологии».

Алхимический процесс превращения неблагородных металлов в нечто ценное – философский камень, золото или эликсир вечной жизни – можно рассматривать на психологическом языке как определенную метафору психологического роста и развития человека.

Можно сказать, что алхимические образы описывают процесс глубинной психотерапии, поскольку он идентичен тому, что Юнг называл индивидуацией. Особая ценность алхимии состоит в том, что ее образы конкретизируют события трансформации, происходящей в психотерапии. И образы алхимии являются наиболее значимыми конечно же для того, у кого был личный опыт контакта с бессознательным.

Основным инструментом в понимании внутреннего мира для К. Юнга стало активное воображение. Его акцент на активном воображении открыл новую область исследования, включая выявление внутренних фигур и освоение мира воображения. Воображение имеет долгую и впечатляющую историю, играющую центральную роль в представлениях о духовном росте, особенно в эзотерической линии, такой как магическая и алхимическая традиции. Конечно же не каждый алхимик понимал концепцию воображения. Однако существует достаточно значимая теория воображения, которую можно обнаружить в трудах некоторых алхимиков. Взгляд алхимии на воображаемую реальность может многому нас научить в плане теории и практики активного воображения и его роли в процессе индивидуации. Ведь алхимик, по сути, сам того не понимая взаимодействовал с внутренним образом (архетипом) и посредством этого взаимодействия направлял его (архетипа) силу в потенциальную Самость (центр психического), создавая трансмутацию (психологическую трансформацию), которая генерировала проявленную Самость (Философский Камень).

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.