Глава 1. Динамика косовского кризиса и политика России — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 1. Динамика косовского кризиса и политика России

2020-11-03 113
Глава 1. Динамика косовского кризиса и политика России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Глава 1. Динамика косовского кризиса и политика России

Елена ГУСЬКОВА

1. Немного истории

2. Проблема Косово в социалистической Югославии

3. Распад СФРЮ и обострение ситуации в Автономном крае Косово и Метохия

4. Проекты и практика урегулирования конфликта в Косово

5. Кризис в Косово и политика России

6. Примечания

Современный кризис на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), распад федерации - это трагедия не только для людей всех национальностей бывшей и нынешней Югославии, но и для Европы в целом. Сотни тысяч погибших, миллионы беженцев, массовые преступления, ненависть и жестокость, искореженные судьбы, разрушенные церкви, костелы и мечети, музеи и библиотеки - таковы основные вехи этой трагедии. Уже написаны сотни книг, в которых рассматриваются различные аспекты этой сложной проблемы. Российские ученые внимательно следили за развитием кризиса на Балканах с самого начала. Опубликованы книги, статьи обобщающего характера и брошюры на эту тему [1], защищены кандидатские и докторские диссертации [2]. Однако еще не все события стали предметом исследования, и ученые продолжают спорить по целому ряду проблем. Основные разногласия касаются причин возникновения "югокризиса", оценок соотношения внутренних и внешних факторов распада югославской федерации, роли субъектов конфликта, а также участия России в урегулировании балканского кризиса и ее стратегических целей в Европе и мире на современном этапе.

Для Югославии как многонационального и многоконфессионального государства национальный вопрос всегда был особо чувствительным. Историческое развитие большинства народов, входивших в ее состав, проходило по-разному: одни находились под игом Турции, другие - под господством Австро-Венгрии, одни боролись за освобождение с оружием в руках, другие ждали благоприятных условий. Различия в общественно-экономическом, политическом, культурном и религиозном развитии, разные взгляды на принципы организации государства, на историческую перспективу развития нации создавали проблемы во взаимоотношениях между народами, объединившимися в одном государстве в 1918 г. (Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 г. - Югославия) и в 1945 г. (Федеративная Народная Республика Югославия - ФНРЮ, с 1963 г. - Социалистическая Федеративная Республика Югославия - СФРЮ). Одной из таких проблем является движение за объединение Косово с Албанией.

Кризис, охвативший Югославию в начале 90-х годов, не закончился подписанием Дейтонских соглашений. Обострение ситуации в Автономном крае Косово и Метохия привело к новому витку кризиса, на разрешение которого были направлены усилия международных организаций и мировой дипломатии.

Немного истории

В югославской и албанской исторической науке идут споры о происхождении албанцев и их исконных землях на раннем этапе албанской истории. Директор Исторического института Сербской академии наук С. Терзич считает общепризнанным, что области Косово и Метохия никогда не находились в составе какого-либо албанского государства, а с XII в. входили в средневековое cербское государство "и с тех пор в европейской науке известны как исторические области Сербии", что в XIV в. "...южная граница сербского средневекового государства проходила по реке Мат в современной Албании. После завоеваний сербского царя Душана в Сербское царство вошла почти вся Албания. Однако из этого исторического факта сербы не делают вывод об особых правах на земли, которые составляют нынешнюю Албанию" [3]. Косово Поле после известной битвы сербов против турок в 1389 г. стало символом сербского героизма, сопротивления турецкому завоеванию и занимает особое место в сербском эпосе, литературе, искусстве и коллективном сознании сербов.

В Албании, напротив, полагают, что Косово "является территорией с автохтонным иллиро-албанским населением, которое не только постоянно проживало там в разные исторические периоды, но и составляло большинство жителей", что, "несмотря на нашествие на Косову [4] в IX-XI вв. славян и ее вхождение в болгарские и сербские государственные структуры, албанцы все же остались в большинстве на своих землях, успешно сопротивляясь процессу славянизации" [5].

Нашествие турок на Балканы привело к росту эмиграции славянского населения на запад и север за Дунай и Саву на протяжении XVI-XIX вв. Сокращение православного населения в исконных районах его проживания стало важным следствием турецких завоеваний. Турецкие правители заселяли опустошенные юго-западные районы Старой Сербии мусульманским населением, преимущественно турками и албанцами из горных областей Албании. Туркам удалось закрепить многочисленное мусульманское население в важных со стратегической точки зрения районах Вардарской Македонии, Косово, Метохии, Санджака и Боснии. Этот мусульманский коридор как бы делил надвое область расселения сербов и черногорцев [6]. Спасаясь от массовых преследований со стороны турецкого войска и албанских отрядов, часть сербов покидала родные места, другие же принимали ислам. С. Новакович, посланник Сербии в Константинополе, писал в 1898 г. министру иностранных дел Турции о злодеяниях албанцев по отношению к "христианскому населению сербской народности", преследовавших цель "истребить этот народ в тех краях", отмечая, что "число беженцев, которые переходят границу, чтобы спасти свои жизни, огромно, и оно растет каждый день..." [7]. Несмотря на длительное выселение из района Косово и Метохии, сербы, как православные, так и принявшие ислам, в конце XIX в. еще составляли там около половины населения [8].

В результате победы в Первой Балканской войне (1912-1913 гг.), которую страны Балканского союза (Сербия, Черногория, Болгария и Греция) вели против Турции, последняя утратила почти все свои владения на Балканах, а территории стран Балканского союза расширились. Несмотря на то, что усилиями "великих держав" создавалась независимая Албания, сербское правительство не шло ни на какие уступки по поводу Косово и Метохии, считая их "святой землей" сербского народа, и обе области отошли к Сербии. Это дало повод Албании предъявить территориальные претензии к Сербии, а албанцам края - заявить об оккупации Косово Сербией и после 1918 г. начать при поддержке Тираны борьбу за присоединение этих областей к Албании. Лидер Албании Э. Ходжа позже писал: "Берлинский конгресс и Версальский мирный договор несправедливо нарушили интересы Албании и албанского национального меньшинства в Косово... не согласившегося с таким решением вопроса и не желающего оставаться в границах Югославии, независимо от ее политического строя... Их [косовских албанцев] единственный идеал - это слияние с Албанией" [9].

С началом второй мировой войны в процессе расчленения югославского государства большая часть Косово и Метохии вошла в созданную Италией Великую Албанию. Именно в эти годы активно осуществлялась идея выселения с этой территории неалбанского населения. В июне 1942 г. М. Кроя, премьер-министр албанского марионеточного правительства, открыто заявил, что "...необходимо приложить усилия к тому, чтобы всех сербов-старожилов из Косово выгнать- сослать в концентрационные лагеря в Албанию. А сербов-переселенцев надо убить" [10]. По данным американских спецслужб, с апреля 1941 г. по август 1942 г. албанцы уничтожили около 10 тыс. сербов, а число сербских беженцев за все годы оккупации составило 100 тыс. человек. Примерно столько же албанцев в эти годы переселилось из Албании в Косово [11]. По словам Э. Ходжи, на территории Косово не велась народно-освободительная борьба, поскольку албанцы не были уверены в том, что, "сражаясь наряду с народами Югославии против фашизма, они этим завоевывают себе право на самоопределение для объединения с Албанией" [12].

После войны руководство Югославии ничего не сделало для восстановления прежней этнической структуры Косово. Наоборот, уже 6 марта 1945 г. было принято постановление "О временном запрещении возвращения колонистов в места их прежнего проживания" в Македонию, Косово, Метохию, Срем и Воеводину. На протяжении нескольких десятилетий этот факт в научной литературе не обсуждался. Однако в последние годы были опубликованы новые документы, которые позволили историкам сделать несколько предположений относительно мотивов появления данного указа.

Известный политик, ученый и писатель, близкий соратник Иосипа Броз Тито Милован Джилас писал в своих воспоминаниях, что правительства Албании и Югославии в конце войны "в принципе стояли на точке зрения, что Албания должна объединиться с Югославией, что разрешило бы и вопрос албанского национального меньшинства в Югославии". Это "принесло бы не только непосредственные выгоды и Югославии, и Албании, но одновременно покончило бы с традиционной нетерпимостью и конфликтами между сербами и албанцами. И - что особенно важно - это дало бы возможность присоединить значительное и компактное албанское меньшинство к Албании как к отдельной республике в составе югославско-албанской федерации" [13]. И. Тито намного больше интересовала судьба задуманной им "Балканской федерации", ядром которой должна была стать Югославия, чем область Косово в составе Сербии. Он готов был ею пожертвовать, чтобы сделать свои планы привлекательными для Албании. Майор Дж. Х. Мейджор, член британской военной миссии в Сербии, записал в конце 1944 г.: "Я верю в заявление Тито, что его не интересует будущее Косово, которое он отдал бы Албании, если бы она этого захотела" [14]. Э. Ходжа подтвердил такое желание, дословно повторив слова И. Тито из его письма в ЦК ВКП(б): "Косово принадлежит Албании и должно быть присоединено к Албании. Мы желаем этого от всей души, но в настоящий момент не можем этого допустить, потому что реакция великосербов еще очень сильна" [15]. Идея федерации долго оставалась для И. Тито актуальной, и он продолжал делать все для сближения двух стран. В 1946-1947 гг. было заключено 46 договоров, которые фактически устанавливали единую экономическую политику Албании и Югославии. Договоры о сотрудничестве и соглашение об отмене виз соответствовали планам И. Тито "принять все меры к сближению населения Косово и Метохии с населением Албании" [16]. Югославские ученые оценивают такую политику как ущемление прав прежде всего сербского населения. Одни полагают, что для И. Тито "Косово было каналом по овладению Албанией и одновременно способом разрушения исторического сознания сербского народа" [17], другие видят в этом "стратегию ослабления сербского фактора в будущей Югославии" [18], третьи отмечают стремление уменьшить территорию Сербии под влиянием синдрома "великосербской угрозы" [19].

Особый статус территориальной политической единицы Косово и Метохия получили только после образования ФНРЮ в 1945-1946 гг. 19а Каждое послевоенное десятилетие повышало статус Косово и приносило существенное расширение автономии - от автономной области в составе Сербии в 1945 г. до автономного края с широчайшими полномочиями, фактически самостоятельного субъекта федерации, в 1974 г.

Примечания

[1] Балканы между прошлым и будущим. - М.: ИМЭПИ - Горбачев-Фонд, 1995. - 222 с.; Валев Э. Б. Югославский клубок // География. - 1996. - # 5, 7, 9, 13, 15, 19; Волков В. К. Трагедия Югославии // Новая и новейшая история. - 1994. - # 4. - С. 3-32; Гуськова Е. Ю. Урегулирование на Балканах: От Бриони до Дейтона (мирные планы 1991-1995). - М.: ИНИОН, 1998. - 68 с.; Она же. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии (хроника событий). - М.: ИНИОН, 1998. - 156 с.; Князев В. К. Трагическая судьба Югославии предупреждает // Федерализм. - 1996. - # 3. - С. 139-154; Куликова Н., Милованов В. Балканский кризис и Дейтонское соглашение // Правила игры. - 1996. - # 1. - С. 100-126; Лещиловская И. И. Исторические корни югославского конфликта // Вопр. истории. - 1994. - # 5. - С. 40-56; Мартынова М. Ю. Балканский кризис: Народы и политика / Ин-т этнологии и антропологии РАН. - М., 1998. - 465 с.; Мартынова М. Ю., Кошуба М. С. Новая этнополитическая карта Балкан. - М., 1995; Очаги тревоги в Восточной Европе (Драма национальных противоречий). - М.: Инслав, 1994. - 328 с.; Россия на Балканах. - М., 1996. - 106 с. - (Моск. Центр Карнеги; Вып. 8).

[2] Ганин М. В. Югославский конфликт и роль ЕС в его урегулировании: Автореф. дис... канд. полит. наук. - М., 1994; Лукашенко Е. А. Распад Югославии, его уроки и международные последствия (политологический анализ): Автореф. дис... канд. полит. наук. - М., 1997; Мартынова М. Ю. Этнические аспекты современного балканского кризиса: Автореф. дис... д-ра ист. наук. - М., 1996; Пономарева Е. Г. Распад югославской модели федерализма: Автореф. дис... канд. полит. наук. - М., 1995.

[3] Терзич С. Историческая подоплека событий в Косово и Метохии // Обозреватель. - 1998. - # 10. - С. 37, 38.

[4] Албанское название края - "Косова" (женского рода).

[5] Ляука И. Эволюция проблемы Косовы и ее современное состояние: Автореф. дис... канд. полит. наук. - М., 1994. - С. 7.

[6] Валев Э. Б. Югославский клубок // География. - 1996. - # 13. - С. 4.

[7] Documents diplomatiques: Correspondance concernant les actes de violence et de brigandage des Albanais dans la Vieille-Serbie (Vilayet de Kossovo) 1898-1899. - Belgrade, 1899. - S. 16.

[8] Терзич С. Указ. соч. - С. 40.

[9] Письмо Э. Ходжи в ЦК ВКП(б) о предыстории возникновения косовского вопроса и методах его решения // Восточная Европа в документах российских архивов 1944-1953. - Т. 2: 1949-1953. - Москва; Новосибирск: Сибир. хронограф, 1998. - С. 206.

[10] Цит. по: Терзич С. Указ. соч. - С. 40.

[11] Там же.

[12] Письмо Э. Ходжи... - С. 207.

[13] Джилас М. Лицо тоталитаризма. - М.: Новости, 1992. - С. 96.

[14] Българи+а непризнати+ат противник на Трети+а Ра+х. - София: Министарство на одбраната, 1995. - С. 169.

[15] Письмо Э. Ходжи... - С. 211.

[16] Восточная Европа в документах российских архивов 1944-1953. - Москва; Новосибирск: Сибир. хронограф, 1997. - Т. 1: 1944-1948. - С. 477.

[17] Avramov S. Postherojski rat Zapada protiv Jugoslavije. - Veternik: LDI, 1997. - s. 123.

[18] Велика Албани+а: замисли и могу·е последице. - Београд: Инст. за геополит. студи+е, 1998. - С. 35.

[19] Глигори+еви· Б. ёугословенски национализам и комунизам (бо шевизам) као дезинтеграциони фактори // Европа и Срби. - Београд: Истори+ски инст. САНУ, 1996. - С. 506.

[19а] Декларация о провозглашении ФНРЮ была принята Учредительной скупщиной 29 ноября 1945 г. - Примеч. ред.

[20] Валев Э. Б. Указ. соч. - С. 2. Ср.: Stanovnistvo Jugoslavije u posleratnom periodu: Graficki prikaz statistike stanovnistva. - Beograd, 1988. - S. 32, 155.

[21] ¦елетови· Иванов П. Ко су и шта хо·е Шиптари. - Београд: Богавац, 1998. - С. 186.

[22] В данном случае название национальности. Термин "мусульмане" для определения этнической принадлежности употребляется начиная с переписи населения 1961 г. Для понимания терминологии приведем такой пример. В анкетах писали: "национальность - мусульманин, вероисповедание - атеист".

[23] Автономный край Косово и Метохия: Факты. - Белград: Союз. секретариат по информ., 1998. - С. 6.

[24] Письмо Э. Ходжи... - С. 209.

[25] Там же.

[26] Там же. - С. 212.

[27] После сербов, хорватов и мусульман.

[28] Подробнее об этом см.: Bulatovic Lj. Prizrenski proces. - Novi Sad, 1987. - 230 s.

[29] Шиптар - албанец (серб.).

[30] Bulatovic Lj. Op. cit. - s. 129.

[31] ёевти· Атанаси+е, +еромонах. Страда°а Срба на Косову и Метохи+и од 1941. до 1990. - Приштина: ёединство, 1990. - С. 44.

[32] Agani F. [Intervju] // Intervju. - 1996. - 19 jan. - Br. 374. - S. 23.

[33] Bulatovic Lj. Op. cit. - s. 158-159.

[34] Ляука И. Указ. соч. - С. 17; Cosja R. Gandijevski put udaljava od cilja // Monitor. - 1994. - 2 sept. - S. 14; Agani F. [Intervju]. - S. 23.

[35] Херлеви· Ф. Не·емо дозволити да Титово и наше д+ело ико угрожава // Борба. - 1981. - 13 ма+. - С. 6.

[36] Миялковски М. Профиль среднего албанского террориста // Сербия. - 1994. - Окт. - # 12. - С. 4.

[37] Хисени Х. [Интерв+у] // Интерв+у. - 1994. - 5 авг. - Бр. 341. - С. 26.

[38] Agani F. [Intervju]. - S. 23.

[39] Хисени Х. [Интерв+у]. - C. 30.

[40] Иги· Ж. Косово и Метохи+а (1981-1991): Увод у +угословенску кризу. Дневник. - Приштина, 1996. - К°. 1. - С. 316.

[41] Bakaric V. Stabilizacija instrument drustvenih odnosa za buducnost // Vijesnik. - 1982. - 1/3 jan. - S. 2.

[42] Шеснаеста седница Централног комитета СКё: Косово одре-у+е буду·ност СФРё // Комунист. - 1988. - 5 авг. - Г. 46. - Бр. 1633. - С. 6.

[43] Ляука И. Указ. соч. - С. 23.

[44] Agani F. [Intervju]. - S. 23.

[45] Cosja R. Op. cit. - S. 14.

[46] Suvar S. Svi nasi nacionalizmi. - Valjevo, 1986. - S. 219-220, 224.

[47] Cosja R. Gandijevski put... - S. 12.

[48] Bilandzic D. Historija Socijalisticke Federativne Republike Jugoslavije. - Zagreb: Skolska knjiga, 1979. - S. 264.

[49] Автономный край Косово и Метохия... - C. 22-23.

[50] Паши· Н. Косово изме-у cтраха и наде // НИН. - 1996. - 16 авг. - Бр. 2381. - С. 55-56.

[51] Most Radija Slobodna Evropa: Inicijativa o specijalnom statusu Kosova // Nasa borba. - 1997. - 13/14 dec. - S. IV/V.

[52] До 1952 г. - Коммунистическая партия Югославии (КПЮ). КПЮ была создана в 1919 г.

[53] Janic D. Prilog raspravi o uzrocima i oblicima ispoljavanja nacionalizma u SRS // Savez komunista u borbi protiv antisocijalistickih delovanja i antikomunistickih ideologija. - Beograd, 1986. - S. 100-103.

[54] Jugoslavija na kriznoj prekretnici. - Beograd: Inst. drustv. nauka, 1991. - S. 157.

[55] Шеснаеста седница Централног комитета СКJ... - С. 6.

[56] ИТАР-ТАСС. Служебный вестник информации из социалистических стран. Серия "СО". - 1982. - 28 мая. - С. 19.

[57] Эта помощь, как пишет в своем исследовании М. Маркович, составляла в 80-е годы 1,5 млн долл. ежедневно. Markovic M. Problem Kosova // Srpsko pitanje. - Beograd: Politika, 1991. - S. 214.

[58] Социалистическая Федеративная Республика Югославия. - М.: Наука, 1985. - С. 170.

[59] Там же.

[60] Автономный край Косово и Метохия... - C. 30.

[61] ТАНJУГ - пола века. - Београд: ТАНJУГ, 1993. - С. 234.

[62] Jugoslovenski program o Kosovu // Jugosl. pregled. - 1987. - G. 31. - Br. 11/12. - S. 494-504.

[63] Jugoslavija na kriznoj prekretnici... - S. 158.

[64] Антони· С. Влада Слободана Милошеви·а. Покуша+ типолошког одре-е°а // Српска полит. мисао. - 1995. - # 1. - С. 97.

[65] Vudvord S. Balkanska tragedija: Haos i raspad posle hladnog rata. - Beograd: Filip Visnic, 1997. - S. 104.

[66] Документация ООН. A/51/665; S/1996/931. - P. 11.

[67] Радованови· ё. Факултет у гаражи, пракса у Истамбулу // Нaшa борба. - 1995. - 24 нов. - С. 12; Школство на Космету // НИН. - 1994. - 30 септ. - Бр. 2283. - С. 26.

[68] Saponja-Had·ic M. Covek s evropskom salom // Nasa borba. - 1994. - 13/14 dec. - S. VII.

[69] Budzovi J. [Intervju] // Borba. - 1994. - 17 avg. - S. 14.

[70] Od izbornih rituala do slobodnih izbora. - Beograd: Inst. drustv. nauka, 1991. - C. 295-298.

[71] Kovacevic S., Dajic P. Hronologija jugoslovenske krize 1942-1993. - Beograd: IES, 1994. - S. 71.

[72] Документация ООН. A/51/665; S/1996/931. - P. 12.

[73] Dokumenti. Represija nad albancima na Kosovu // Nasa borba. - 1994. - 24 dec. - S. 7.

[74] Мали·и Ш. Време Ругове // НИН. - 1994. - 12 авг. - Бр. 2276. - С. 24.

[75] Saponja-Hadzic M. Covek s evropskom salom... - S. VII.

[76] British, French and Portuguese Delegation. Report of the visit. - (Manuscript).

[77] Ibrahim Rugova povodom Holbrukove izjave i navodnoj Milosevicevoj "ponudi" // Borba. - 1994. - 10 maj. - S. 12-13.

[78] Bariaktarevic R. Trougao sa dva tupa ugla // Borba. - 1994. - 25/26 jun. - S. IX.

[79] Бар+актареви· Р. Судар две+у конфедераци+а // Борба. - 1994. - 28 септ. - С. 14.

[80] Документация ООН. A/51/665; S/1996/931. - P. 13.

[81] Vlasi A. Nojev refleks srpske vlasti // Nasa borba. - 1997. - 13/14 dec. - S. II/III.

[82] Ibid.

[83] Симеунови· Д. Распростра°ена по+ава // Воjска. - 1998. - 7/14 маj. - Бр. 23. - С. 10; Ми+алковски М. Наси е терориста не·е про·и // Там же. - С. 20-21.

[84] Cosic D. Govor sa sednice CK SK Serbije // Nedeljni telegraf. - 1998. - 1 apr. - S. 28, 31.

[85] Krstic B. Dva prava - ista teritorija // Borba. - 1994. - 22 sept. - S. 11 (подробнее см.: Krstic B. Kosovo izmecu istorijskog i etnickog prava. - Beograd: Kuda Vid, 1994. - Примеч. ред.).

[86] Тоши· Д. [Интерв+у] // Интерв+у. - 1994. - 5 авг. - Бр. 341. - С. 25.

[87] Agani F. [Intervju] // Vreme. - 1994. - 16 maj. - a 186. - S..22.

[88] Cosja R. Gandijevski put... - S. 14.

[89] Jovicic M. Resenje sa dvodomnom skupstinom // Nasa borba. - 1997. - 17 jun. - S. 8.

[90] Bulajic J. Svajcarski recept za Kosovo i Metohiju // Blic. - 1999. - 8 mart. - S. 3.

[91] Most Radija Slobodna Evropa... - S. IV/V.

[92] Там же.

[93] Резолуциjа Скупштине Црне Горе о Косову и Метохиjи // Побjеда. [Подгорица]. - 1998. - 1 окт. - С. 1.

[94] S/RES/1203 (1998), 24 oct. 1998.

[95] Хлестов О. Н. Если по Югославии нанесут удар // Независимая газ. - 1998. - 24 окт.

[96] Izvestaj delegacije vlade Republike Srbije o razgovorima vodenim na sastancima u Rambujeu i Parizu radi utvrdivanja sporazuma o sustinskoj samoupravi na Kosovu i Metohiji // Politika. - 1999. - 24 mart. - S. 1.

[97] Козырев А. В. "Преображение или кафкианская метаморфоза": демократическая внешняя политика России и ее приоритеты // Независимая газ. - 1992. - 20 авг.

[98] Примаков Е. [Интервью] // Известия. - 1996. - 6 марта.

[99] Примаков Е. [Интервью] // Известия. - 1996. - 9 авг.

[100] Примаков Е. М. Россия в мировой политике // Канцлер А. М. Горчаков: 200 лет со дня рождения. - М.: МИД РФ, 1998. - С. 15.

[101] Там же. - C. 14.

[102] Вестник ИТАР-ТАСС. - М., 1993. - 26 февраля.

[103] Примаков Е. М. [Интервью] // Независимая газ. - 1994. - 30 мая.

[104] Пушков А. Кому нужно избавиться от Примакова // Независимая газ. - 1994. - 20 мая.

 

Содержание

Глава 1. Динамика косовского кризиса и политика России

Елена ГУСЬКОВА

1. Немного истории

2. Проблема Косово в социалистической Югославии

3. Распад СФРЮ и обострение ситуации в Автономном крае Косово и Метохия

4. Проекты и практика урегулирования конфликта в Косово

5. Кризис в Косово и политика России

6. Примечания

Современный кризис на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), распад федерации - это трагедия не только для людей всех национальностей бывшей и нынешней Югославии, но и для Европы в целом. Сотни тысяч погибших, миллионы беженцев, массовые преступления, ненависть и жестокость, искореженные судьбы, разрушенные церкви, костелы и мечети, музеи и библиотеки - таковы основные вехи этой трагедии. Уже написаны сотни книг, в которых рассматриваются различные аспекты этой сложной проблемы. Российские ученые внимательно следили за развитием кризиса на Балканах с самого начала. Опубликованы книги, статьи обобщающего характера и брошюры на эту тему [1], защищены кандидатские и докторские диссертации [2]. Однако еще не все события стали предметом исследования, и ученые продолжают спорить по целому ряду проблем. Основные разногласия касаются причин возникновения "югокризиса", оценок соотношения внутренних и внешних факторов распада югославской федерации, роли субъектов конфликта, а также участия России в урегулировании балканского кризиса и ее стратегических целей в Европе и мире на современном этапе.

Для Югославии как многонационального и многоконфессионального государства национальный вопрос всегда был особо чувствительным. Историческое развитие большинства народов, входивших в ее состав, проходило по-разному: одни находились под игом Турции, другие - под господством Австро-Венгрии, одни боролись за освобождение с оружием в руках, другие ждали благоприятных условий. Различия в общественно-экономическом, политическом, культурном и религиозном развитии, разные взгляды на принципы организации государства, на историческую перспективу развития нации создавали проблемы во взаимоотношениях между народами, объединившимися в одном государстве в 1918 г. (Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 г. - Югославия) и в 1945 г. (Федеративная Народная Республика Югославия - ФНРЮ, с 1963 г. - Социалистическая Федеративная Республика Югославия - СФРЮ). Одной из таких проблем является движение за объединение Косово с Албанией.

Кризис, охвативший Югославию в начале 90-х годов, не закончился подписанием Дейтонских соглашений. Обострение ситуации в Автономном крае Косово и Метохия привело к новому витку кризиса, на разрешение которого были направлены усилия международных организаций и мировой дипломатии.

Немного истории

В югославской и албанской исторической науке идут споры о происхождении албанцев и их исконных землях на раннем этапе албанской истории. Директор Исторического института Сербской академии наук С. Терзич считает общепризнанным, что области Косово и Метохия никогда не находились в составе какого-либо албанского государства, а с XII в. входили в средневековое cербское государство "и с тех пор в европейской науке известны как исторические области Сербии", что в XIV в. "...южная граница сербского средневекового государства проходила по реке Мат в современной Албании. После завоеваний сербского царя Душана в Сербское царство вошла почти вся Албания. Однако из этого исторического факта сербы не делают вывод об особых правах на земли, которые составляют нынешнюю Албанию" [3]. Косово Поле после известной битвы сербов против турок в 1389 г. стало символом сербского героизма, сопротивления турецкому завоеванию и занимает особое место в сербском эпосе, литературе, искусстве и коллективном сознании сербов.

В Албании, напротив, полагают, что Косово "является территорией с автохтонным иллиро-албанским населением, которое не только постоянно проживало там в разные исторические периоды, но и составляло большинство жителей", что, "несмотря на нашествие на Косову [4] в IX-XI вв. славян и ее вхождение в болгарские и сербские государственные структуры, албанцы все же остались в большинстве на своих землях, успешно сопротивляясь процессу славянизации" [5].

Нашествие турок на Балканы привело к росту эмиграции славянского населения на запад и север за Дунай и Саву на протяжении XVI-XIX вв. Сокращение православного населения в исконных районах его проживания стало важным следствием турецких завоеваний. Турецкие правители заселяли опустошенные юго-западные районы Старой Сербии мусульманским населением, преимущественно турками и албанцами из горных областей Албании. Туркам удалось закрепить многочисленное мусульманское население в важных со стратегической точки зрения районах Вардарской Македонии, Косово, Метохии, Санджака и Боснии. Этот мусульманский коридор как бы делил надвое область расселения сербов и черногорцев [6]. Спасаясь от массовых преследований со стороны турецкого войска и албанских отрядов, часть сербов покидала родные места, другие же принимали ислам. С. Новакович, посланник Сербии в Константинополе, писал в 1898 г. министру иностранных дел Турции о злодеяниях албанцев по отношению к "христианскому населению сербской народности", преследовавших цель "истребить этот народ в тех краях", отмечая, что "число беженцев, которые переходят границу, чтобы спасти свои жизни, огромно, и оно растет каждый день..." [7]. Несмотря на длительное выселение из района Косово и Метохии, сербы, как православные, так и принявшие ислам, в конце XIX в. еще составляли там около половины населения [8].

В результате победы в Первой Балканской войне (1912-1913 гг.), которую страны Балканского союза (Сербия, Черногория, Болгария и Греция) вели против Турции, последняя утратила почти все свои владения на Балканах, а территории стран Балканского союза расширились. Несмотря на то, что усилиями "великих держав" создавалась независимая Албания, сербское правительство не шло ни на какие уступки по поводу Косово и Метохии, считая их "святой землей" сербского народа, и обе области отошли к Сербии. Это дало повод Албании предъявить территориальные претензии к Сербии, а албанцам края - заявить об оккупации Косово Сербией и после 1918 г. начать при поддержке Тираны борьбу за присоединение этих областей к Албании. Лидер Албании Э. Ходжа позже писал: "Берлинский конгресс и Версальский мирный договор несправедливо нарушили интересы Албании и албанского национального меньшинства в Косово... не согласившегося с таким решением вопроса и не желающего оставаться в границах Югославии, независимо от ее политического строя... Их [косовских албанцев] единственный идеал - это слияние с Албанией" [9].

С началом второй мировой войны в процессе расчленения югославского государства большая часть Косово и Метохии вошла в созданную Италией Великую Албанию. Именно в эти годы активно осуществлялась идея выселения с этой территории неалбанского населения. В июне 1942 г. М. Кроя, премьер-министр албанского марионеточного правительства, открыто заявил, что "...необходимо приложить усилия к тому, чтобы всех сербов-старожилов из Косово выгнать- сослать в концентрационные лагеря в Албанию. А сербов-переселенцев надо убить" [10]. По данным американских спецслужб, с апреля 1941 г. по август 1942 г. албанцы уничтожили около 10 тыс. сербов, а число сербских беженцев за все годы оккупации составило 100 тыс. человек. Примерно столько же албанцев в эти годы переселилось из Албании в Косово [11]. По словам Э. Ходжи, на территории Косово не велась народно-освободительная борьба, поскольку албанцы не были уверены в том, что, "сражаясь наряду с народами Югославии против фашизма, они этим завоевывают себе право на самоопределение для объединения с Албанией" [12].

После войны руководство Югославии ничего не сделало для восстановления прежней этнической структуры Косово. Наоборот, уже 6 марта 1945 г. было принято постановление "О временном запрещении возвращения колонистов в места их прежнего проживания" в Македонию, Косово, Метохию, Срем и Воеводину. На протяжении нескольких десятилетий этот факт в научной литературе не обсуждался. Однако в последние годы были опубликованы новые документы, которые позволили историкам сделать несколько предположений относительно мотивов появления данного указа.

Известный политик, ученый и писатель, близкий соратник Иосипа Броз Тито Милован Джилас писал в своих воспоминаниях, что правительства Албании и Югославии в конце войны "в принципе стояли на точке зрения, что Албания должна объединиться с Югославией, что разрешило бы и вопрос албанского национального меньшинства в Югославии". Это "принесло бы не только непосредственные выгоды и Югославии, и Албании, но одновременно покончило бы с традиционной нетерпимостью и конфликтами между сербами и албанцами. И - что особенно важно - это дало бы возможность присоединить значительное и компактное албанское меньшинство к Албании как к отдельной республике в составе югославско-албанской федерации" [13]. И. Тито намного больше интересовала судьба задуманной им "Балканской федерации", ядром которой должна была стать Югославия, чем область Косово в составе Сербии. Он готов был ею пожертвовать, чтобы сделать свои планы привлекательными для Албании. Майор Дж. Х. Мейджор, член британской военной миссии в Сербии, записал в конце 1944 г.: "Я верю в заявление Тито, что его не интересует будущее Косово, которое он отдал бы Албании, если бы она этого захотела" [14]. Э. Ходжа подтвердил такое желание, дословно повторив слова И. Тито из его письма в ЦК ВКП(б): "Косово принадлежит Албании и должно быть присоединено к Албании. Мы желаем этого от всей души, но в настоящий момент не можем этого допустить, потому что реакция великосербов еще очень сильна" [15]. Идея федерации долго оставалась для И. Тито актуальной, и он продолжал делать все для сближения двух стран. В 1946-1947 гг. было заключено 46 договоров, которые фактически устанавливали единую экономическую политику Албании и Югославии. Договоры о сотрудничестве и соглашение об отмене виз соответствовали планам И. Тито "принять все меры к сближению населения Косово и Метохии с населением Албании" [16]. Югославские ученые оценивают такую политику как ущемление прав прежде всего сербского населения. Одни полагают, что для И. Тито "Косово было каналом по овладению Албанией и одновременно способом разрушения исторического сознания сербского народа" [17], другие видят в этом "стратегию ослабления сербского фактора в будущей Югославии" [18], третьи отмечают стремление уменьшить территорию Сербии под влиянием синдрома "великосербской угрозы" [19].

Особый статус территориальной политической единицы Косово и Метохия получили только после образования ФНРЮ в 1945-1946 гг. 19а Каждое послевоенное десятилетие повышало статус Косово и приносило существенное расширение автономии - от автономной области в составе Сербии в 1945 г. до автономного края с широчайшими полномочиями, фактически самостоятельного субъекта федерации, в 1974 г.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.