Ораторская проза Древней Руси. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. «Слова» Кирилла Туровского — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Ораторская проза Древней Руси. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. «Слова» Кирилла Туровского

2020-11-03 267
Ораторская проза Древней Руси. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. «Слова» Кирилла Туровского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Два вида красноречия:

Ø эпидейктическое (торжественное) произведение - Слово

Ø дидактическое (учительное) произведение – Поучение

Ø в античной традиции было еще судебное, в русской культуре его нет

Торжественное красноречие требовало не только глубины содержания, идейного замысла, но прежде всего выучки, большого профессионального мастерства: умения эффектно построить речь, так построить материал, чтобы он мог увлечь, захватить читателя или слушателя, настроить его на «высокий», торжественно-патетический лад. Слова составлялись в строгом соответствии с правилами, установленными литературной традицией – многовековым опытом византийского и античного эпидиктического красноречия. Требовалась выучка, школа. Наши витии приобретали её, изучая образцы более опытных мастеров.

Все произведения торжественного красноречия делились на три части: вступление, повествовательная часть, заключение.

· Вступление – обязательная часть речи, непосредственно не связанная с содержанием речи, ее назначение – привлечь внимание к речи, наметить задачу, которую ставит себе автор

· Центральная часть речи – повествовательная, какой-либо рассказ о конкретном событии, всегда приподнятый, лиро-эпический, перемежаемый отступлениями в сторону и пояснениями автора

· Заключение в церковном красноречии – обычно молитва, а в светском – или «похвала» герою, которому посвящена речь, или обращение автора к читателю с призывом

«Слово о законе и благодати»

Создание “Слова” – 1049 г., в честь завершения строительства киевских оборонительных сооружений в церкви Благовещения на главных Золотых воротах

“Слово” Иллариона – церковно-политическая декларация, подчеркнуто полемическое прославление Русской земли и её князей перед Византией.

Начинается повествование пространным богословским рассуждением, Илларион проводит мысль, что Ветхий завет — это “закон”, установленный только для иудейского народа, тогда как Новый завет — это “благодать”, распространяющаяся на все народы, принявшие христианство. Илларион не раз возвращается к этой важной для него мысли, для её подтверждения он раскрывает символику библейских образов, напоминает изречения святых отцов, разными доводами и аргументами подкрепляет свой тезис о превосходстве христианства над иудейством, о высоком призвании христианских народов.

Первая (догматическая) часть “Слова” подготавливает к восприятию центральной идеи произведения: князь Владимир по собственному побуждению совершил великое и дивное дело - крестил Русь.

Владимир - учитель и наставник Русской земли, его роль как крестителя Руси вырастает до вселенского масштаба: Владимир равен самому Константину Великому, императору “двух Римов” (Восточного и Западного), провозгласившему христианство государственной религией. Равные дела и равные достоинства дают право и на равное почитание.

Так Илларион подводит к мысли о необходимости признать Владимира святым, ставит его в один ряд с апостолами Иоанном, Фомой, Марком, которым принадлежит заслуга обращения в христианство других стран и земель.

При этом Илларион прославляет могущество и подчеркивает авторитет Русской земли. Фразеология церковной проповеди иногда сменяется фразеологией летописной похвалы.

Заключительная часть посвящена Ярославу Мудрому. Он предстает не только как продолжатель духовных заветов Владимира, не только как рачительный строитель новых церквей, но и как достойный “наместник владычества” своего отца.

Даже в молитве Илларион помнит о сугубо мирских, политических нуждах Руси: он просит Бога прогнать врагов, утвердить мир, укрепить города. Эта гражданственность объясняется обстановкой 30-40-х годов 11 в., когда Ярослав всеми средствами добивается независимости русской церкви и русской государственной политики (идея равенства с Византией).

· Существует мнение, что Илларион был автором и “Сказания о распространении христианства на Руси”, об этом свидетельствует и идейное единство “Сказания” со “Словом”, и текстуальные параллели, встречающиеся в обоих памятниках.

 

“Слова” Кирилла Туровского

· Уже в 11 веке В Киевской Руси наряду с учительным активно развивалось торжественное красноречие. Наивысшего рассвета оно достигает в 12 веке.

Именно тогда в сфере церковной ораторской прозы был создан цикл речей Кирилла, епископа г. Турова. Кирилл Туровский (умер не позднее 1112 г.) известен как автор поучений, торжественных слов, канонов, молитв, похвал святым. Кирилл «доводит красноречие до предельного совершенства». Его речи включаются в «Златоуст» и «Торжественник» наряду с речами Иоанна Златоуста.

Произведения Кирилла: “Притча о душе и теле”, “Повесть о белоризце и мнишестве”, “Сказание о черноризцем чине”, восемь слов на церковные праздники, тридцать молитв, два канона

Наибольшую известность приобрели торжественные слова, написанные на двунадесятые праздники и на воскресные дни пасхального цикла:

· На Вербное воскресенье

· На неделю Фомину

· О снятии тела Христова с креста

Художественные особенности “слов” Кирилла Туровского (на примере “Слова о снятии тела Христова с креста и о мироносицах на тему евангельскую, и похвалы Иосифу Аримафейскому в неделю третью по Пасхе”):

1. Развиваются три темы: похвала празднику, разъяснение его смысла и воспоминания о событиях, в честь которых праздник установлен

2. Легко вычленить три элемента композиции эпидиктического памятника: вступление, повествование, заключение

1. Вступление

Вступление невелико по объёму, немногословно, его задача - привлечь внимание слушателей. Тема вступления задана косвенно, через развернутое сравнение, построенное на игре отдаленными аналогиями.

От вступления к повествовательной части перебрасывается “временной мост” от прошедшего к настоящему, этим приемом слушатели приобщаются к евангельскому сюжету, становятся его своеобразными свидетелями.

2. Повествование

Повествование рассказывает о событиях, хорошо известных каждому христианину по евангельским сюжетам: вечером после распятия Христа Иосиф из Аримафеи, тайный ученик Христа, пришёл к Пилату с просьбой отдать ему тело Иисуса. Он купил плащаницу, снял тело с креста, обвил его пеленами с благовониями, положил в гроб, который высек в скале, прикрыл вход камнем. При этом участвовал ещё Никодим (тоже тайный ученик) и женщины, сопровождавшие Христа на казнь. Возвратившись домой, они купили масла и благовония, чтобы умастить тело. На другой день первосвященники упросили Пилата поставить к гробу стражу и приложили к камню печать. После Пасхи женщины отодвинули камень и увидели, что камень гроба отодвинут, а вместо тела Иисуса там находится ангел “в белой одежде”, сообщающий о воскресении и велящий рассказать это апостолам. Поспешив к ним, женщины встретили Христа.

· Читая “слово”, мы убеждаемся, что этот сюжет растворен Кириллом в риторическом повествовании, он занимает минимальную часть объема текста. Складывается впечатление, что сюжет необходим только для связки монологов персонажей в смысловое целое.

Монологи: плач Богоматери у тела Христа на кресте, просьба Иосифа к Пилату отдать тело Христа, плач Иосифа перед положением тела в гроб, монолог ангела перед мироносицами

3. Заключение

Заключение - пространная, не менее каждого монолога, похвала Иосифу и завершающая молитва к нему.

Чтобы понять специфику “слов” Кирилла, необходимо изучить их стилистику. Так, вслед за И.П.Ерёминым, авторы учебников называют основным стилистическим приёмом этого книжника риторическую амплификацию (словесное варьирование, распространение темы до тех пор, пока её содержание не будет полностью исчерпано).

Практическое применение этого принципа привело к созданию замкнутых в стилистическом отношении фрагментов изложения - риторических тирад, движение речи шло от одной тирады к другой. В основе тирады лежит чередование близких по значению и однотипных по синтаксической структуре предложений.

Несколько типов тирад, выделенных И. П. Ерёминым в “словах” Кирилла Туровского, в основе которых:

1. Густое скопление синонимов, строгая симметрия в расстановке слов каждого предложения

2. Анафорическое повторение одного и того же слова или словосочетания в начале предложения

3. Чередование риторических вопросов, на которые даются ответы, то положительные, то отрицательные

4. Антитеза, когда предложение делится на две противопоставленные друг другу части, резко различные по своей интонационной окраске

В рассматриваемом тексте указанные риторические фигуры комбинируются в пределах одной тирады, это придаёт произведению соответствующую празднику пышность.

Еще одно произведение Кирилла Туровского – памфлет на Андрея Боголюбского, «Притча о слепце и хромце».

Речь Кирилла каждой строкой создает атмосферу необыкновенно торжественного, праздничного ликования. Становится ясно, почему его произведения пользовались громкой известностью в древней Руси. Во многом благодаря своему литературному творчеству Кирилл Туровский был причислен к лику святых.

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.