Из фильма «Сумка дипкурьера» (1927) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Из фильма «Сумка дипкурьера» (1927)

2020-11-03 119
Из фильма «Сумка дипкурьера» (1927) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Иннокентий Максимов чувствовал, что он совершенно вымотался.

Все в съемочной группе звали его просто Кешей, но у него были документы, в которых значились имя, фамилия и отчество. Прежде работа шофера представлялась ему не слишком обременительной: он любил машины и умел находить общий язык с самыми разными людьми. Однако сейчас в глубине души он мог признаться, что все ему надоело.

Если вдуматься хорошенько, кино оказалось сборищем невротиков, которые ни минуты не оставляли его в покое. То он возил актеров на съемку, то доставлял их со съемки, то присутствовал в кадре, а помимо этого – выполнял самые разные поручения.

Привези дочь режиссера на процедуры. Забери ее с процедур. Устрой экскурсию на Ай-Петри. Привези Нину Фердинандовну в Ялту, потому что ее машина барахлит, и отвези ее обратно. Доставь в гостиницу врача для Бориса Ивановича, столик, купленный Пелагеей Ферапонтовной, отвези очередную подружку Эдмунда Адамовича…

– Куда отвезти?

– Куда хочешь! – замахал на него руками оператор. – Можешь хоть утопить ее в гавани…

«Пора с этим кончать, – вяло думал шофер, рассекая ночь на белом кабриолете. – Завтра же возьму расчет и… Ну их всех к дьяволу!»

И тут он услышал три выстрела, очень отчетливо, словно стреляли где-то совсем близко, а потом разглядел бегущего со всех ног человека.

Тот метнулся в тень деревьев и пропал из виду, а из боковой улочки выбежал другой.

– Стой, стой! – закричал он Кеше, и тут шофер узнал репортера Опалина, который писал очерк о съемках для «Красного Крыма».

– Ты его видел? – крикнул Иван, в свою очередь признав водителя. – Куда он побежал?

– Туда!

– Гони!

Опалин прыгнул в автомобиль, не утруждая себя открыванием дверцы.

Кеша прибавил скорость. Фары выхватили в ночи бегущую фигуру.

– За ним! – скомандовал Опалин.

Но погоня продолжалась недолго: незнакомец, очевидно, куда лучше знал город и отлично ориентировался в нем даже ночью. Ввинтившись в одну из узких старых улочек, где с трудом проходит автомобиль, он бесследно исчез.

– Куда он делся? – бормотал Опалин, привстав на сиденье и отчаянно ероша волосы.

– Это какой-то бандит? – несмело спросил Кеша. – Ограбить тебя хотел?

Иван дернул щекой.

– Убить он меня хотел, вот что, – объявил он. – Едем в угрозыск.

– Уже поздно…

– Я знаю. Едем!

Кеша внимательно посмотрел на него и неожиданно проговорил:

– Знаешь, а я тебя узнал. Ты тот самый парень, который последними словами обругал Нину Фердинандовну, когда я сидел за рулем…

– Ну узнал, и что? – набычился Опалин.

– Ничего. – Кеша завел мотор. – Татьяна Андреевна сказала, ты репортер из Симферополя. Не очень-то ты на репортера похож.

– А я не репортер.

Опалин сразу же рассердился на себя за это неуместное признание, но отступать было поздно. Кроме того, его только что чуть не убили, и он испытывал здоровую злость, помноженную на взрыв адреналина.

– Я агент уголовного розыска, – проговорил он, – и не из Симферополя, а из Москвы. Зря я, конечно, тебе это сказал…

– Думаешь, я язык за зубами держать не умею? – проворчал Кеша, косясь на своего странного собеседника.

– Откуда мне знать?

– Ну вот теперь и узнаешь. А что ты делаешь среди киношников? Ищешь, кто Сашу Деревянко убил?

– Почему ты так решил?

– Ну… Ты появился сразу после того, как его убили.

Опалин заинтересовался.

Кеша говорил взвешенно и мыслил на редкость логично, хотя с виду казался простаком и в съемочной группе был всего лишь водителем. Но и обычный водитель, если у него есть глаза и уши, может рассказать немало интересного.

– Ты хорошо его знал? – в лоб спросил Иван.

Кеша усмехнулся.

– Слушай, все, что я знал, я уже рассказал этому… Сандрыгайло…

– Плевать на Сандрыгайло, – решительно объявил Иван. – Скажи мне лучше вот что: Саша Деревянко часто общался с Щелкуновым?

– Наверное, да, – ответил Кеша, подумав. – Они… как бы это сказать… одного калибра, что ли. Не знаю, заметил ли ты, но киношники делятся на несколько групп. Актеры наши в основном общаются между собой, оператор и сценарист – с режиссером… Саша был помощник оператора, а Щелкунов так вообще реквизитор, мелкая сошка.

– Скажи, а о Щелкунове ты что думаешь?

– Ничего.

– Но ты же его знаешь, значит, составил о нем какое-то мнение?

Кеша усмехнулся.

– На таракана он похож, – промолвил он скучным голосом, в котором не ощущалось и тени неприязни, а лишь прилежная констатация факта. – Вечно суетился на площадке, всем улыбался, никому не перечил… Вроде человек как человек, а так – кто знает, что у него там внутри? Вот твой угрозыск.

Он затормозил перед темным зданием, в котором горели только несколько окон.

– Подождешь меня здесь? – быстро спросил Иван, выскакивая из машины.

– Ну… подожду, – пробормотал Кеша, почесывая щеку.

Опалин вернулся через пару минут.

– Парамонов уже уехал… Неважно, я ему записку оставил, самое главное написал. – Он нахмурился. – Скажи, а Кауфман – это уполномоченный кинофабрики, верно? Он за расходами следит… и, наверное, у него большие деньги бывают?

– Конечно, – ответил Кеша, ломая голову, к чему клонит собеседник. – Он и зарплату выдает, и рассчитывается за все… А ты что, ограбить его хочешь?

– Да ну тебя! – засмеялся Опалин. – Слушай, уже поздно… Пойду-ка я домой, а ты езжай к себе.

– Садись. – Не выходя из открытого автомобиля, а лишь перегнувшись назад, Кеша открыл дверцу. – Отвезу тебя домой. – Он поколебался, но все же спросил: – Слушай, а кто в тебя стрелял-то? Щелкунов? В свете фар мне показалось, что этот парень гораздо моложе был…

– Угу, – кивнул Иван, забираясь в машину. – Сопляк, потому и промахнулся… – Он пристально посмотрел на шофера. – Ты насчет меня не проговоришься? Ну что я из угрозыска?

– Можешь на меня положиться, – заверил его Кеша и завел мотор. – Куда ехать-то? Где ты живешь?

– У одной старой дамы, тут, недалеко. Я же говорю – мог пешком дойти…

– У дамы? – Кеша озадаченно поднял брови.

Если слово «барышня» кое-как отвоевало в нэповскую эпоху позиции у «гражданки», слово «дама» считалось пережитком прошлого, таким же, как устаревшее «господин». Пожалуй, его мог употребить человек старого склада, но никак не Опалин с его внешностью хулигана и шрамом возле брови.

– Ну у старушки из бывших, – поправился Иван. Слово «бывшие» употреблялось по отношению к тем, кто что-то из себя представлял при старом строе, но при новом утратил всякое значение. – А тебе что, слово «дама» не нравится?

– Ничего против него не имею, – объявил Кеша, подумав. – Давай указывай дорогу.

Он довез Опалина до дома Варвары Дмитриевны Лукомской, высадил своего беспокойного пассажира, искренне пожелал ему на прощание удачи и, осторожно развернувшись, укатил.

 

На следующее утро, когда Опалин еще спал, автомобиль ялтинского угрозыска, одышливо пыхтя и фыркая, подъехал к дому, и Варвара Дмитриевна с трепетом узнала в человеке, который сидел рядом с шофером, Николая Михайловича Парамонова.

Ноги не держали Лукомскую, и она опустилась на стул.

Память услужливо подкинула ей подробности визита Парамонова к предыдущим жильцам Варвары Дмитриевны, симпатичнейшей и тишайшей паре, в которой супруга оказалась аферисткой со стажем, а муженек ее – фальшивомонетчиком и вдобавок многоженцем.

Опалин на многоженца никак не тянул, и старая дама предчувствовала худшее.

Парамонов постучал в дверь, и, чувствуя во всем теле премерзкую слабость, Варвара Дмитриевна пошла открывать. Пиль злобно сверкнул на гостя глазами, вздыбил шерсть и провалился куда-то в иное измерение, вход в которое доступен только котам.

По крайней мере, хозяйка никогда не могла понять, куда он так внезапно исчезает.

– Опалин у вас? – спросил начальник угрозыска.

Лукомская слабо кивнула.

– Спит, – пролепетала она.

– Да? Гм… Ну ладно, я подожду, когда он проснется.

Варвара Дмитриевна в ужасе моргнула.

Происходило нечто невероятное, фантастическое, не имеющее названия. Краснорожий разбитной Парамонов, который имел привычку в любое ялтинское жилище вваливаться, как к себе домой, ни с того ни с сего сделался тих, как маргаритка, говорил негромким голосом и даже боялся разбудить ее жильца.

– Может быть, вы пока выпьете чаю? – робко предложила она.

Николай Михайлович мало что на свете не любил так, как чай.

Кофе, допустим, – солидный напиток солидных людей, какао – пожиже, но тоже ничего, со спиртным вообще не возникает никаких вопросов, в меру охлажденный квас – счастье в чистом виде, нарзан – ладно, пес с ним, раз кому-то он нужен, а вот чай – черт знает что такое. Вода с какими-то дурацкими листиками. Цвет премерзкий, а запах – как у мокрой тряпки.

– Если вас не затруднит, – кисло пробормотал Парамонов, снимая фуражку и запуская пятерню в ежиком стриженные волосы, которые уже начали отступать со лба.

Когда Опалин проснулся и вышел из-за ширм, первым, что он увидел, было изумленное лицо начальника угрозыска, который держал в своих лапищах одну из крошечных чашечек Варвары Дмитриевны и с благоговением таращился на содержимое.

Чай у Лукомской всегда получался замечательный, и когда старую даму просили выдать секрет ее чудесного напитка, она с конфузливым смехом отвечала: «Главное, не жалеть заварки!»

Начальник угрозыска выпил пять чашек кряду и поневоле задумался о том, как он прежде недооценивал чай, но тут появился его соратник, и Николай Михайлович тотчас изгнал из головы все посторонние мысли.

– Ну что, как ты после вчерашнего? – спросил Парамонов, живо повернувшись в сторону Ивана и окидывая его быстрым взглядом. – Не ранил он тебя?

– Промазал. Да там темно было, – буркнул Опалин. – Получили мою записку?

– А то! – Начальник угрозыска допил содержимое своей чашки и поставил ее на блюдце. – Я правильно понимаю, что этот малый трижды выстрелил в тебя, прокричал: «Ничего, до Кауфмана мы еще доберемся!», и бросился наутек?

– Все верно. Я побежал за ним, тормознул знакомого шофера, мы погнали этого стрелка на машине, но он, зараза, ловкий. Как он мчался – любо-дорого было видеть. А в старом городе он исчез.

– Приметы запомнил?

– Сопляк какой-то, – ответил Опалин хмуро. – Лет пятнадцать или шестнадцать ему. Тощий, волосы темные, рост вроде обыкновенный. Бежал хорошо, перепрыгивал через изгороди, город знает как свои пять пальцев. Либо он отсюда, либо достаточно тут прожил. Ты мне скажи, что по Щелкунову нарыть удалось?

– М-м, негусто, – промычал Парамонов. – Жил в общежитии, раньше будто бы работал реквизитором на Одесской кинофабрике. На Ялтинскую устроился в июне, как раз перед тем, как начались съемки.

– Кто его взял на работу? – буркнул Опалин, насупившись.

– Как кто? Администрация.

– А проверить не догадались?

– Ты в курсе, сколько платят реквизитору? – вопросом на вопрос ответил Парамонов. – Он произвел хорошее впечатление, был готов немедленно приступить к работе, ну его и приняли.

– А с общежитием что?

– Он туда приходил только переночевать. Ни с кем практически не общался.

– А вещи? Что с его вещами?

– С вещами интересно, – усмехнулся Парамонов. – В его комнате мои ребята нашли запертый чемодан. Открыли его, а там рваное тряпье и пара кирпичей, завернутых в газету.

– Может, кто-то из соседей свистнул? Вещи забрал, а вместо них…

– Да не похоже. Газета-то не местная, а одесская.

С некоторым опозданием они вспомнили, что у их разговора имеется свидетель, и повернулись к Варваре Дмитриевне, которая с изумлением взирала на них сквозь свое старомодное пенсне.

– Не обращайте внимания, это мы по работе беседуем, – сказал Опалин, смущенно улыбнувшись.

– Я, пожалуй, принесу еще чаю, – промолвила старая дама с достоинством и удалилась.

Когда она ушла, Иван сел напротив начальника угрозыска, поставил локти на стол и уперся подбородком в руки.

– Говорил я тебе – бандюки у тебя тут шастают, – негромко напомнил он.

– Не наши, а залетные, – хладнокровно парировал Парамонов. – Эх, Ваня, перемудрил ты с Щелкуновым. Дал бы ему по башке да приволок ко мне, я бы из него быстро выбил, кто он такой да что замышляет.

– Меня Кауфман беспокоит, – признался Опалин, решив не обращать внимания на выпад в свой адрес. – Они ведь его ограбить нацелились.

– Угу. Знаешь, какие суммы через его руки проходят? Тысячи, а бывает, что десятки тысяч. Фильма-то дорогущая выходит, а он и зарплату раздает, и счета оплачивает. Только на днях в банке должен очередной перевод получить.

– Ты охрану к нему приставил?

– Ты за кого меня держишь? Приставил, конечно. Мне неприятности не нужны. Вот что Щелкунова упустили – плохо. Очень плохо, Ваня.

– Да что Щелкунов, это мелкая сошка, – внезапно разозлился Опалин. – Засланный казачок! Пролез к киношникам, вынюхивал все, узнавал, что да как… Я его вывел на чистую воду – меня сразу же убить попытались… Кто-то за ним стоит. Кто-то там верховодит очень и очень непростой… Смотри: ты говоришь, что Щелкунов в чемодане держал только мусор для виду, но ведь я же видел его на съемках! Он и толстовки менял, и вообще… Где он переодевался?

Парамонов задумался.

– Получается банда с хатой, и один из бандитов прибыл из Одессы, – сказал он сквозь зубы. – Плюс сопляк, который в тебя стрелял, – возможно, местный.

– Плюс главарь. – Опалин начал загибать пальцы. – И не забудь хозяев хаты. Даже если хозяин – один человек, у нас уже выходит, что в банде как минимум четверо. Для того, чтобы ограбить Кауфмана, этого вполне достаточно, но я не исключаю, что на самом деле их больше. – Он опустил руки на стол и пристально поглядел на собеседника. – Сколько человек ты к нему приставил?

– Одного, – буркнул Парамонов, досадуя на себя.

– Когда Кауфман должен получить деньги?

– На следующей неделе.

– Не спускай с него глаз, – попросил Иван. – И это, приставь еще кого-нибудь.

– Слушаюсь, товарищ Опалин, – усмехнулся начальник угрозыска. – Еще распоряжения будут?

Он не поскупился на саркастические нотки, но толстокожий юнец воспринял его слова всерьез.

– Фото Щелкунова у вас есть? – деловито спросил Иван. – Надо бы его в одесский угрозыск переслать. Раз эта птичка оттуда прилетела, они могут ее опознать.

– Фото нет. Я спрашивал у Беляева, не снимал ли он Щелкунова на площадке, но он посмотрел на меня как на ненормального и сказал, что никто не станет тратить пленку на какого-то реквизитора.

– Да? Вот что: в группе есть художник Усольцев, я видел, как он рисует. За пару минут любого изобразит. Попросите его нарисовать портрет Щелкунова.

– Ладно. Когда протрезвеет, попрошу.

Парамонов начал хмуриться.

Опалин мыслил слишком быстро и делал далеко идущие выводы, иные из которых даже не пришли в голову самому Николаю Михайловичу, несмотря на весь его опыт.

Конечно, начальник угрозыска мог утешать себя тем, что его союзник успел понаделать ошибок – к примеру, упустил Щелкунова, но все же промахи меркли на фоне его достижений.

– У меня к тебе тоже просьба, – добавил Николай Михайлович. – Ты это, не забывай, что ты у нас репортер главной крымской газеты. Если вдруг заметишь на съемках что-то подозрительное…

– Это само собой, – отозвался Иван. – Хотя, если говорить начистоту, скучища на этих съемках смертельная…

Пиль материализовался в комнате, вывалившись из кошачьего измерения, и крадущейся походкой просеменил к Опалину – требовать внимания, а через пару минут Варвара Дмитриевна внесла свежий чай.

 

 

Глава 15

СПЛЕТНИ И ФАКТЫ

 

Вам надо не роман крутить, а ручку аппарата.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.